Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку





Скачать 290.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
страница1/3
Дата публикации20.09.2013
Размер290.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

 Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.).

Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.
Структура документа

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

 пояснительную записку;

 содержание тем учебного курса;

 требования к уровню подготовки учащихся;

 произведения для заучивания наизусть;

 перечень учебно-методического обеспечения.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

 На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
 Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель преподавания русской литературы в татарской школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:

- выявление характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел II. Содержание тем учебного курса

8 класс (70ч)

 

Художественная литература и действительность (1ч)

Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.
Русская литература XIX века (33ч + 2ч + 5ч)

А.С.Пушкин. (10ч)

Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар». Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».

Образ «маленького человека» в «Станционном смотрителе»

Теория литературы: Стихотворная строфа. Повесть как жанр литературы.

Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский. «Михайловские рощи».
М.Ю.Лермонтов. (7ч)

Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»

Поэма «Мцыри».

Теория литературы: Поэма как литературный жанр.

Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский. «Разливы рек»
Н.В.Гоголь. (7ч)

Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека».

Комедия «Ревизор».

Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь. «Петербургские повести».
И.С.Тургенев. (4ч)

Биография. Рассказы «Певцы», «Бурмистр».

Внеклассное чтение: И.С.Тургенев. «Живые мощи».
Стихи о любви к природе. (1ч)

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое...»

А.А.Фет «На заре ты её не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...»
Н.А.Некрасов. (4ч)

Биография. Поэма «Мороз, Красный нос».

Печальная доля русской крестьянки в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская». «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»

Развитие речи: Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Гражданские мотивы лирики Н.А.Некрасова»
Н.С.Лесков. (2ч)

«Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа.
Л.Н.Толстой. (3ч)

«После бала». Обличительный характер рассказа.

Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как
способ построения произведения.

Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Юность» (главы)
А.П.Чехов. (2ч)

Изображение духовного оскудения личности в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Русская литература ХХ века (20ч + 1ч +4ч)

И.А.Бунин. (1ч)

Грустные размышления автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи»
А.И.Куприн. (1ч)

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»
Максим Горький. (2ч)

«Мои университеты». Автобиографическая основа повести.

Внеклассное чтение: М.Горький. «Сказки об Италии»
В.В.Маяковский. (1ч)

«Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»
М.И.Цветаева. (1ч)

«Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась», «Тоска по родине!..»
О.Э.Мандельштам. (1ч)

Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны...»
К.Г.Паустовский. (3ч)

Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма»

Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»

Развитие речи: Сочинение на тему «Тема человечности в русской литературе.
А.Т.Твардовский. (2ч)

«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы

Развитие речи: Сочинение по картине художника Ю.Неприянцева «Отдых после боя»
Стихотворения о Великой Отечественной войне. (2ч)

А.А.Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...»; М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты...», «В лесу прифронтовом»
А.П.Платонов. (1ч)

Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение»
А.А.Ахматова. (1ч)

Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество»
А.И.Солженицын. (4ч)

Идея национального характера в рассказе «Матрёнин двор».
В.П.Астафьев. (2ч)

«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.
Н.М.Рубцов.(1ч)

«Привет, Россия», «Русский огонёк», «Поэзия»
Ч.Т.Айтматов. (2ч)

«Белый пароход» («После сказки»)
Зарубежная литература (2ч)

Жюль Верн.(1ч)

«Таинственный остров»
Артур Конан Дойл. (1ч)

«Пёстрая лента»
Повторение изученного в 8 классе (2ч)

Итоговое тестирование
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся

по русской литературе за курс 8 класса

 

Учащиеся должны знать:

- Тексты художественного произведения.

- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

- Давать анализ отдельного эпизода.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Iii. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconПояснительная записка рабочая программа по географии представляет...
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по истории представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет...
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа Алексеевского муниципального...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Разработана Моршининой Татьяной Ивановной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
М. Г. Ахметзянова (базовый уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по русской литературе для 5 класса рассчитана на...
Планирование составлено на основе программы по русской литературе для 5-11 кл татар сред общеобразоват шк.: Базовый уровень / Под...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Литература: 5 кл.: Учеб хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа расчитана на 70 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconГрекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы
М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную...
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
М. Т; Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского // М. Т; Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Программы общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск