Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся)





Скачать 250.05 Kb.
НазваниеИсследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся)
Дата публикации26.09.2013
Размер250.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Я сердцем, сердцем одинок…»

Д.Байрон. Настроения эпохи, отразившиеся в его лири-

ке. Глубокая неудовлетворённость байронического ге-

роя окружающей действительностью, романтическая

личность в лирике поэта.

Цель урока:

- формировать умение грамотно соотносить жизненные факты биографии

поэта и настроения эпохи с воплощёнными в произведении художествен-

ными фактами;

- раскрыть своеобразие поэтического мира Байрона»;

- познакомить с тематическим и жанровым разнообразием его стихов;

- сопоставить оригиналы стихотворений с переводами на русский язык,по-

казать роль переводчика;

- сформировать понятие «байронизм», «байронический герой»;

- продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать ху-

дожественный текст;

- совершенствовать навыки работы в группе, проектной деятельности;

- продолжить работу над выразительностью чтения поэзи

- накапливать читательский опыт восприятия, осмысления и оценки разно-

образных литературных произведений;

- формировать жизненные, эстетические и социальные компетентности чи-

тателей через формирование представлений о художественном творчест-

ве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельнос-

ти;

- воспитывать уважение к мировой истории и культуре, чувство гуманизма,

толерантности.

Тип урока:

урок- исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре-

зультаты проектной деятельности учащихся)

Методы и приёмы работы:

проблемно- поисковый, исследовательский, приёмы «Круг идей», «Сенкан»,

Литературное лото, игра –разминка «ДА –НЕТ», «Ключевое слово», защита

проекта, составление таблицы.

Проблема урока:

исследовать, что значит понятие «байронизм», какие черты присущи

«байроническому герою», чем он отличается от романтического героя.

Оборудование и наглядность:

портреты Байрона, Аннабеллы Байрон и Августы Ли, репродукции картин

Айвазовского « Шторм», Делакруа «Свобода, которая ведет народ», Рембра-

ндта «Саул и Давид», выставка книг Байрона и рефератов о нем и его твор-

честве, таблица « Сравнение библейского текста с оригиналом Байрона и

переводами ст-я «Душа моя мрачна» Лермонтова, Козлова и Гнедича», Ин-

формационный пакет « Творчество Байрона», видеопрезентация «Жизнь и

творчество Байрона», аудиозапись «Звуки моря», Шопен «Аллегро», «Бала-

да», схема «Помощник к анализу поэтического текста», Лист оценки.

1 этап – Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Сегодня, ребята, мы продолжим работу по изучению творчества

Байрона, с которым мы познакомились на предыдущем уроке. Это бу-

дет урок- исследование, к которому заранее готовились наши группы.

Мы узнаем, к каким открытиям они пришли, и сами попробуем быть

исследователями. Но предмет нашего исследования –лирика Байрона, а

поэзия – это особое состояние души, поэтому я бы хотела, чтобы вы

для успешной работы настроили свою душу, были активными и внима-

тельными друг к другу и к слову Поэта .Настроить душу нам поможет

музыка того же периода, когда творил Байрон. Попробуйте определить,

чем они близки. Наше исследование начинается. Желаю ВАМ удачи!

1. Прослушивание музыкального отрывка из Вальса Шопена.

Учитель:

Какое настроение создает музыка? Какие эпитеты её могут охаракте-

ризовать?

(волнующая, романтическая, тревожная, зовущая)

Эта музыка близка поэзии Байрона.Запишем тему урока: Настроения

эпохи, отразившиеся в лирике Байрона. Романтическая личность в лирике

поэта.

Давайте посмотрим, что думали о его творчестве современники и ве-

ликие люди последующего времени.

2. Работа с Информационным пакетом.

(слайд «Информационный пакет «Творчество Байрона»)

См. приложение.

Учитель :

Как видите, мнения о творчестве и личности Байрона разнообраз-

ны, но то, что это великое явление в поэзии и жизни не отрицает

никто.

Проблемный вопрос: Байрон – глава «саитанинской школы»

или Прометей»?

Какова же будет цель нашего урока?

3. Метод «Круг идей»

(слайд «Цель урока»)
2 этап – Актуализация опорных знаний

Учитель:

Сейчас мы с помощью «Литературного лото» вспомним ключевые

слова, связанные с биографией и творчеством Байрона.

Литературное лото

1-а -Наполеон (кумир века и самого Байрона, для него он – символ револю-

ции, сильная личность, но потом и разочарование -кровавый

тиран; ему посвящён цикл стихов)

2-а – луддиты (движение рабочих-разрушителей станков, Байрон выступит

в их защиту в Парламенте и напишет «Оду авторам билля, на-

правленного против разрушителей станков)

3-а – карбонарий (движение итальянских шахтеров-борцов за освобожде-

ние страны и свои права, которым помогал Байрон )

1-б – Греция (для Байрона страна святая как родина цивилизации,антич-

ных героев,страна, где он сражался как воин и умер как герой,

он часто обращается к ней в поэмах и стихах)

2-б – палата лордов (Байрон как лорд пытается выступать там в защиту лу-

ддитов, против колониальной политики Англии, в защиту Ир-

ландии)

3-б - «восточные поэмы» (отразили интерес Байрона к восточным странам

как примеру непокорности, итоги его путешествий, появля-

ется «байронический герой»- индивидуалист, борец; это по-

эмы «Корсар», «Гяур», «Лара»)

1-в – Библия (часто обращается к библейским сюжетам, которые хорошо

знал, пытается осмыслить настоящее через них, пишет цикл

стихов «Еврейские мелодии», мистерию «Каин»)

2-в - Мазепа (личность украинского гетьмана вдохновила его на поэму

«Мазепа», где он символизирует мужество и свободу любви)

3-в – Суворов (Байрон восхищался русскими солдатами, победой над На-

полеоном –тираном, рисует Москву в незаконченной эпопее

«Дон Жуан»)

4-а – Прометей (хорошо знал античную литературу, восхищался Промете-

ем как борцом и защитником людей, посвятил стихотворение)

4-б – суолиты (горное греческое племя, непокорное, сражающееся за неза-

висимость Греции, Байрон был среди них, посвятил им песню)

4-в – Бонивар (герой Швейцарии, возглавивший восстание, Байрон нари-

совал его образ в поэме «Шильонский узник»)

Вывод «литературоведов»:

1 – в творчестве Байрона отразились важнейшие собы-

тия его эпохи, часто он был в гуще этих событий,

старался повлиять на них;

2 - герои настоящего и прошлого, которые его вдох-

новляют- борцы, воины, защитники.

Учитель:

Итак, мы с вами сделали первое наблюдение, касающееся лирики Байрона,

а значит начали наше исследование. Следующий материал для раздумий

даст нам презентация «Жизнь и творчество Байрона»

Обратите внимание, какие черты лирики отмечены, какое понятие

появилось.

3 этап – Работа над темой урока.


  1. Просмотр презентации «Жизнь и творчество Байрона».



Учитель:

Какой вывод относительно особенностей творчества поэта напрашива-

ется?

(То, что происходит в жизни поэта, отражается в его творчестве,

а те идеи, которые он проповедует, он претворяет в жизнь.

Такая особенность творчества называется субьективность,т.е. поэт от- р ражает то, что им пережито и прочувствовано. Запишем первое слово в

Глоссарий урока. Эта черта будет характерна для многих поэтов – роман-

тиков. Об этом скажет красиво Жуковский – Жизнь и Поэзия –одно.

2.Сообщение группы литературоведов по Глоссарию урока

(Показ слайда «Глоссарий урока»)-учащиеся записывают термины, нуж-

ные определения. Вывод литературоведов.

3.Работа над стихотворением Байрона «Душа моя мрачна».

Учитель:

Мы с вами говорим об английском поэте. Давайте послушаем, как звучат его

стихи на английском языке.

Чтение на английском языке стихотворения «Душа моя мрачна»- Диброва Дима

Учитель:

Послушаем, что дословно даст нам перевод с английского, который помогла

сделать ребятам учитель английского языка Восковцова Ирина Викторовна.

Лучший подстрочный перевод получился у Саквы Кати. Послушайте его.

Чтение подстрочника.

Учитель:

Ребята, вы видите, стихов у нас не получилось. А почему?

(В английском языке в этом стихотворении больше всего односложных и

двусложных слов, что невозможно перевести такими же словами на рус-

ский язык. Вот почему поэт-переводчик должен умело сохранить и звуча-

ние, и мысль, и чувства оригинала. И это всецело зависит от личности пе-

реводчика и его таланта).

Лучшим переводом этого стихотворения считается перевод М.Ю.Лермон-

това «Душа моя мрачна», Лермонтова, который скажет о себе, что он «не

Байрон, я другой, такой же в мире странник, но только с русскою душой».

Звучит стихотворение в исполнении Березина Саши.

Учитель:

Насколько удачен этот перевод, мы с вами можем сказать, когда попыта-

емся сравнить 3 перевода – Лермонтова, Гнедича и Козлова - людей одного

с Байроном века – 19.Это стихотворение переводили А.Фет, Бунин,Маршак.

- Почему именно это стихотворение так интересно столь разным по-

этам. Давайте задумаемся о теме стихотворения.

( что такое творчество, какую роль оно играет в жизни чело-

века)

- Это вопрос очень глубокий- ради чего творит художник и, конечно,

каждый поэт пытается дать свой ответ и ответ этот будет за-

висеть от мировоззрения самого поэта. Это исконный вопрос, кото-

рый решается в библейской притче «Саул и Давид». Стихотворение

Байрона «Душа моя мрачна» входит в цикл «Еврейские мелодии», ко-

торый основан на интерпретации библейских сюжетов. Работа над иллюстрацией притчи и текстом. (слайд «Таблица сравнения библей-

ского текста с оригиналом Байрона,переводами Лермонтова, Гнедича,

Козлова»)

- Обратимся к нашей таблице, где мы сравним библейский текст и

то, что получилось у Байрона, Лермонтова, Козлова и Гнедича.


Работа по заполнению таблицы «Сравнительный анализ притчи и стихо-

творений». (учащиеся заполняют таблицу)

- руководители групп отметят оценками участие каждого в рабо-

те над текстами.

Вывод:

Мы видим сходство в стихотворениях Байрона и Лермонтова по пафосу,

идее, тому, каким предстаёт лирический геройбайронический-

активный, непримиримый, готовый к борьбе , то, что мы в дальнейшем

будем называть активный романтизм:
переводы Гнедича и Козлова – отличны от Байрона по пафосу, идее и

лирическому герою – страдающему, разочарованному, готовому к при-

мирению или уходу от жизни – пассивному романтизму.

Психологическая разгрузка

Под звуки моря учащиеся закрывают глаза и представляют, какие карти-

ны рисует им воображение.

Учитель:

Какие картины представились вам?

Почему я выбрала звуки моря?

Согласны ли вы, что Байрон –певец моря, по словам Пушкина?

- Анализируя стихотворение Байрона «Душа моя мрачна», мы увидели, как

тесно переплетаются в его поэзии различные мотивы, убедились, что от

конкретных фактов и личных переживаний он переходит к философским

обобщениям. Поэтому мы разделились на группы довольно условно, рас-

пределив всю поэзию на такую тематику:

Пейзажная лирика – группа Зинченко Юлии,

Любовная лирика - группа Снигур Юлии,

Вольнолюбивая – группа Сергиенко Марии.

(Защита проектов руководителем, который называет особенности,

девиз, оформление обложки, защиту стихотворений и чтение ими

наизусть выученных стихотворений, духовных ценностей, которые

были найдены и которые можно подчерпнуть у Байрона)
Учащиеся записывают главные особенности, девиз, понравившийся афоризм)



Защита проекта «Пейзажная лирика» (руководитель Зинченко Юля)

См. приложение

Учитель:

Ребята, посмотрите на репродукцию картины Айвазовского «Шторм»

и скажите, какие мысли Байрона отразились на картине

(красота и непокорность стихии моря, жизнь- это борьба, приро-

да иногда мстит человеку, вступает с ним в единоборство, чело-

век перед стихией – песчинка, но он не должен опускать рук)

Защита проекта «Вольнолюбивая лирика» ( руководитель Сергиенко Мария)

См. приложение

Учитель:

Ребята, на картине «Смерть Байрона» запечатлён момент, близкий по

тональности к стихотворению. Какие строки можно было бы подпи-

сать под картиной?
( скорбит природа, темные грозовые облака,это герой, павший

в битве – рядом оружие, но это и поэт – выпавшая из рук лира,

свет падает на фигуру героя – лавровый венок, зеленые листья-

символ вечной жизни;

Плач оскорбил бы славный прах.)
Разминка и игра «Да –Нет»

Учитель:

Небольшая разминка поможет нам встряхнуться и настроиться на про-

должение урока.

Ребята встают за партами, при ответе «ДА»- хлопают 2 раза, при отве-

те «НЕТ»- потирают ладоши. Те, кто ошибся, должны сказать любую

фразу- мнение о Байроне.

1.Первым переводчиком Байрона был Пушкин? (нет)

2. «Шильонский узник»- первая поэма Байрона? (нет)

3.Байрон не примкнул ни к одной партии в парламенте? (да)

4. «Паломничество Чайльд-Гарольда» было встречено с восторгом? (да)

5. Первый сборник стихов Байрона был издан во Франции?(нет)

6. Наполеон был кумиром Байрона до конца его жизни?( нет)

7. Поэма «Дон Жуан» не была закончена»?(да)

8. Чаще всего у Байрона встречается образ моря?(да)

9. Байрон никогда не обращался к библейским сюжетам?(нет)

10.Поэт не только перевёл с греческого, но и написал свою поэму о Прометее?(да)

Защита проекта «Любовная лирика Байрона»

Учитель:

Мы, ребята, начнем защиту этого проекта не с анализа стихов и выде-

ления главного, а предоставим слово лирическим героям.

Монолог Августы Ли (урождённой Байрон) и чтение отрывка из

«Стансов к Августе»

- Итак, защита проектов закончена. Давайте оценим, какая группа произвела на

вас большее впечатление. (выражают оценку с помощью аплодисментов)

Учитель:

Руководители групп выставят свои оценки участникам, а сами руково-

дители за большую поисковую работу получают высокий балл -11.

- Теперь, ребята, у вас у каждого есть возможность оценить себя самого и това-

рищей, показав, как вы усвоили материал урока.
4 этап – Рефлексия.
1. Составление «Ключевого слова» - «Байронизм»
- Пред вами – ключевое слово «Байронизм» , о котором мы упомянули в начале

урока, но вот каким запечатлелся у вас «Байронический герой», вы сейчас от-

разите каждый на своем листочке.

(Чтение ответов каждой группой. А теперь сравните ответ с «ключевым

словом» на доске. Каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум-8.

Ббунтующий, безудержный, борющийся, благородный

А – авантюрный , активный, аполитичный, анархичный

Й

Р разочарованный, революционный, романтический, реакционный

О – очарованный, обездоленный, одинокий, отчаявшийся

Ннепримиримый, непреклонный, ненавидящий, неприкаянный

И – идеальный, ищущий, индивидуалист, инертный

Ззамкнутый, затравленный, задумчивый, загнанный

М – мужественный, могучий, мягкий, мятежный

2. Составление сенкана «Байрон»

Учитель:

Обратитесь вновь к информационному пакету о Байроне- поэте и

Человеке и отразите своё мнение в виде сенкана, это будет и ответом

на наш проблемный вопрос.

СЕНКАН (окончательный вариант)

1. Поэт.

2. Одинокий, непримиримый.

3. Страдает, ищет, борется.

4. В поэзии и в жизни – революционер.

5. Прометей.
- Я, ребята, тоже хотела бы подвести итог нашего исследования:

Поэт не оставляет равнодушных:

Его клянут и любят, свято чтут.

В одном лице – и гений, и страдалец,

Романтик и боец, герой и шут.

Дух Байрона – тревожный и могучий-

Шагнув через века, витает здесь,

Мятежным парусом в пучине необъятной

Зовёт и говорит : «Надежда есть!»

Константинова В.А.
5 этап – Оценивание

1 – заполнение Листов оценки (самооценка и взаимооценка)

2 - своё ощущение на уроке передайте с помощью оценки

«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ

А –абсолютный нуль (1-3б.)

Б – более-менее участвовал (4-5б.)

В - воодушевился (6-7б.)

Г – гораздо ближе к вершине (8-9б.)

Д – достиг ( 10б.)

Е – есть! (11-12б.)
Спасибо, ребята за работу на уроке и при подготовке к уроку.

Ваши листы оценивания мы обсудим и вы получите оценку на следу-

ющем уроке.

6 этап – Домашнее задание:



  1. прочитать 1 и2 песнь «Паломничества…»




  1. Николаенко Вита –история создания поэмы

  2. Козырев Игорь – нравы светского общества

  3. Гусельникова Настя – картины природы

  4. Психолог – Рябоконь Влад (какие чувства и чем вызваны)


Литература:

1.Ильина Н.Д. Литература. 9 класс. Видавнича группа «Основа»,2010г.

2.Усманов Р. Д.Г.Байрон. Собрание сочинений в4 томах, т.1,м. 1981г.

3.Хроменко И. «Я сердцем, сердцем одинок», ж. «Русская словесность»

№6,2002г.

4.Шепель Ю.А. « Осягаючи творч1сть Дж.Байрона», ж. «Всесв1тня л1-

тература», №8, 1997р.

5.Фефилова Г.Е. Литература. Планы-конспекты. «Мой конспект»,2010г.

6.Шалаг1нов Б.Б. Заруб1жна л1тература. 9 клас. Ки1в, «Верже»1997р.

7.Кагарлицкий Ю. Поэт и борец. Очерки истории Англии, М.,1981г.

8. Соценко Н.Ф. Литература . Планы-конспекты уроков. «Ранок»,2002г.

9.Самарин Р. Лира Байрона. М., 2001г.

10. Байрон Д.Г. «Навстречу вихрям я всегда бросался… ШБ, М., 1984г.

11.Берковский Н.Я. Лирика Байрона . Киев, 2002г.

Сообщение группы литературоведов:
1 литературовед;

Творчество Байрона некоторые критики поверхностно называют

однообразным. Как мы установили, это потому, что автора оттеснил

и заслонил собой «байронический герой», черты которого переходят

из одного произведения в другое. Нам была поставлена задача –опре-

делить, какова жанровая палитра поэта, и мы убедились, что она от-

личается завидным разнообразием. Вот какие жанры представлены в

лирике Байрона.

Ода – лиро-эпическое стихотворение, где воспевается в торжественном стиле какая-

то важная личность или событие

Байрон придаёт оде новое звучание – сатирическое –«Ода авторам би-

ля, направленного против луддитов», «Ода с французского».

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, пафос которого является

обличение.

Например, «На самоубийство британского министра Кэстерли» или

«На посещение принцем-регентом королевского склепа».Байрон на-

полнил их такой ядовитой критикой тиранов и такой желчной иро-

нией, что некоторые критики упрекали его чуть ли не в государствен

ной измене.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

Такую эпиграмму он посвятил в адрес медников – «Эпиграмма в ад-

рес медников», которая впервые увидела свет в 1830г., или «Строки

к плачущей леди», где Байрон высмеял принцессу, такую чувствите-

льную к брату и бессердечную к народу.

Эпитафия –надгробное стихотворение( иногда восхваляющее, иногда сатирическое).

Особо торжественное звучание имеет ст-е «Ты кончил жизни путь,

герой», которое можно расценивать как эпитафию и самому поэту.
2 литературовед:

Однако лирике Байрона присущ не только сатирический пафос, есть и

полные трагизма строки, и звучащие драматически, и наполненные то-

ской или, наоборот, юмором.

«Стихотворение по случаю»- стихи, в которых автор от конкретного случая перехо-

дит к обобщению.

«Прощание Наполеона», «Стихи, написанные после пересечения вплавь

Дарданелл».

Стансы –своеобразное стихотворение-раздумье, где каждая строфа передает отдель-

ную мысль или наблюдение.

Байрон пишет «Стансы к Августе», полные разочарования и горечи раз-

луки и «Стансы», в которых размышляет о борьбе с тиранами.

Мадригал – стихотворения-комплимент, столь модные во времена Байрона, где отра

зилась вся палитра чувств к очень разным женщинам : к Флоренс, Мэри,

Тирзе, Терезе.



Элегия – поэтическое произведение, воспевающее природу, любовные и патриотиче-

ские чувства с чувством грусти и разочарования.

Например, «При отъезде из Ньюстедского аббатства» или « Расставание».

Интимно- психологическая лирика, где поэт погружается во внутренний мир

героя, пытается заглянуть в потаенные уголки души, понять его мысли, на-

зывают медитативной лирикой. Байрон создает и циклы стихов.

Цикл стихотворений – стихотворения, объединенные общностью времени, места, ге-

роя, стиля.

Цикл «Еврейские мелодии» объединены библейскими сюжетами, Цикл о На

полеоне – главным героем, есть и цикл поэм – «восточные поэмы» - по мес-

ту событий и стилю.

Поэма – лиро-эпический жанр большого объема.

Байрон внес разнообразие и в этот жанр – драматическая поэма «Манфред»,

сатирические поэмы «Бронзовый век», «Ирландская аватара», особая форма

путешествия-паломничества в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» и

мистерия «Каин», цикл «восточных поэм»- «Гяур», «Лара», «Корсар» и др.

Роман в стихах или эпопея – встречаются и одно, и другое название к неоконченному

произведению «Дон Жуан», которое должно было дать широкую картину о

национально- исторических событиях в Европе.
1) Этот перечень жанров, к которым обращался Байрон убеждает нас в

том, что он был смелым новатором в творчестве.

2) Связь его поэзии с философскими, научными идеями века и событи-

ями своего времени сделали его властителем дум целой эпохи,взгляд

которого был устремлён далеко вперёд, в будущее.

Схема сравнительного анализа ст-я «Душа моя мрачна»
Библия Психолог. Философ. Байрон Лермонтов Козлов Гнедич

аспект аспект
Давид приходит «Моя душа мрачна» «Душа моя мрачна» «Душа моя объята «Душе моей грустно»

к царю Саулу ----------- ----------- тьмой»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Душевное состоя- отчаяние мировая душа страдает,серд- душа мрачна,надеж- сердце томимо веч- душе грустно, душе

ние Саула (злой скорбь це терпит муку ды рок унёс ной скукой, тоской унылой

дух находит)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

песнь Давида творчество роль искус- арфа несёт отраду, арфа золотая..пробу- звон арфы..лелеет арфа вдохновенная..

(игра на гуслях) ства в жизни дарит покой дит звуки рая слух, грёзы сердца очаруй сух сладкой

человека гармонией

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

воздействие пес- слёзы очищение просит освободить слёз хочу, прольются слёзы хлынут слеза прольётся

ни (отраднее ста- сердце скорей, слёзы(страданьями (перестанут жечь (сердце,гнетомое

новилось на душе) слёзы освободят упитана грудь) мне мозг) тоской )
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

момент истины надежда возможное сердце или разорвё- грозный час настал- покончить с мукой кончит земной удел

(злой дух отсту- возрождение тся тотчас, или ус- прольётся кубок яда признать власть или примирится

пал от Саула) тупит песне,успоко- -очищение песни(уход от жиз- с жизнью

ится ни)

---------------------------------------- ---------------------------------------------------------------

Вывод:

1 – перевод Лермонтова выполнен в 1836году и имеет некоторые отклонения,

если смотреть на построчную точность: нет слова «золотая» при арфе,

сердце ещё терпит муку у Байрона, а у Лермонтова готово разорваться,

2 – ближе всего по пафосу, идее и изображению героя стихотворения Лермон

това и Байрона,

3 – ярко видна разница между романтическим и байроническим героем.


Сравнение Стихотворения Байрона и Лермонтова


  1. Тема - одинакова – роль творчества в жизни человека, его влияние

Форма – обращение к певцу

Пафос – страстный, призывный

Идея – у Байрона – сердце или разорвётся, или обретёт надежду с помощью песни,

- у Лермонтова – настал грозный час бороться за новую жизнь (выход один)

2.Душа героя мрачна и там и там,

он переполнен страданиями (недосказанность - от чего?)

3.Лермонтов подчеркивает- «застывшие очи» - герой между жизнью и смертью

Байрон отмечает – упитана слезами душа

У Л. всего 3 эпитета –золотая арфа, грозный час,застывшие очи

2 сравнения- как мой венец, как кубок смерти яда полный

и у Б. , и у Л. больше всего глаголов – 14(это придает динамизм)

4.У Б. и Л. Страстный, призывный пафос – с помощью повелительного наклонения,

восклицательных предложений

Вывод:

По отдельным образам, длине строчки есть отличия,

Лермонтовский герой близок байроническому –страстный

Страдающий

Активный

Готов к борьбе

Сравнение стихотворений Лермонтова и Гнедича
1.Тема –одинакова – роль творчества, его влияние на человека

форма - одинакова-обращение к певцу

пафос – у Лермонтова – призывный, страстный,

у Гнедича- романтический, грустный

2.Душа героя у Л. мрачна, рок унес надежды, переполнена страданиями (недосказанность)

у Г. грустно, гнетомое тоскою сердце, душа унылая

3. У Л. всего 3 эпитета-грозный час, застывшие очи, арфа золотая

у Г. -10 эпитетов – душе унылой, долгой тоской, земной несносный удел, гармонии сладкой

вдохновенная арфа – это делает более красивой картину,легче вообразить

её, но более тягучей, тяжелой, длинной

У Гнедича – 3 неполных предложения – недосказанность, загадка

У Лермонтова более понятно – душа упитана страданиями.

4.У Гнедича само стихотворение и строчки длиннее.
5.Идея разная – у Гнедича – примириться с жизнью или кончить земной удел

герой –пассивный, страдающий, романтический

у Лермонтова – настал грозный час- прольется кубок –надежда

новую жизнь

герой – активный, страдающий, но грозный, байронический

Сравнение стихотворения Лермонтова и Козлова
1.Тема – одинакова – роль творчества в жизни человека

форма – одинакова – обращение к певцу

пафос – у Лермонтова- призывный, стрстный

у Козлова – романтический, тоскующий

начало ст-я – у Л. – душа моя мрачна

у К. – душа моя объята тьмою

2.По размеру и длине строки более короткое у Козлова

(как и у Байрона больше коротких слов – краткие прилагатель-

ные и причастия (уныл,дик, святы,объяты)

эпитетов у Л. -3(грозный час, золотая арфа, застывшие очи)

у К. -1 ( вечная скука)

преобладают и у Л, и у К. –глаголы (14 и 16) это придаёт динамизм

Ст –е Козлова ближе по краткости, звучанию.
3.Герой у Лермонтова – активный, бунтующий грозный

у Козлова – скучающий, томный, пассивный

4. Идея у Лермонтова – настал грозный час изменить жизнь под

влиянием песни

у Козлова – покончить с мукой или уйти в творчество, т.е

отойти от жизни

Вывод: в стихотворении Лермонтова есть отличия по размеру строки,

художественным образам, но созвучны по изображению

лирического героя и идее.

Притча „Саул и Давид”
От Саула отступал дух Господень, и возмущал

Его злой дух.

И пришле Давид к Саулу, и служил пред ним,

и очень понравился ему, и сделался его оруженосцем.

И когда злой дух бывал на Сауле, то Давид,

взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось

Саулу, и дух злой отступал от него.

Библия. Ветхий Завет

Глоссарий «Литературоведческие термины»
ОДА-лиро-эпическое стихотворение, где воспевается в торжественном стиле какая-то важная лич-

ность или событие,

ПАМФЛЕТ- злободневное публицистическое произведение, пафос которого – обличение,

ЭПИГРАММА –короткое сатирическое стихотворение,

ЭПИТАФИЯ – надгробное стихотворение, иногда восхвалительного, иногда сатирического содер-

жания,

ЭЛЕГИЯ –поэтическое произведение, воспевающее природу, любовные и патриотические чувства,

наполненные грустью, разочарованием,

МАДРИГАЛ – стихотворение-комплимент, похвала,

СТАНСЫ – своеобразное стихотворение –раздумье, где каждая строфа передает отдельную мысль,

наблюдение,

«СТИХОТВОРЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ» - стихотворение, написанное по конкретному случаю, кото-

рый приводит к обобщению,

ЭПОПЕЯ – обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально - историчес-

ких событиях,

МИСТЕРИЯ – жанр религиозного театра, где использовались элементы фантастики,

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объема, (историческая поэма, сатирическая поэма, дра-

матическая поэма),

ДРАМА – драматический жанр, изображающий преимущественно частную жизнь человека, конф-

фликт в котором небезысходен,

ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ – стихотворения, объединённые на основе общности места, времени,

персонажа, стиля,

МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА интимно-психологическая, в которой поэт глубоко погружается

в душу и мир переживаний героя.

СУБЬЕКТИВНОСТЬ ЛИРИКИпоэт передает свои, выстраданные лично чувства и впечатления,

не пытаясь перевоплотиться в психологию другого человека.

Духовные ценности от Байрона
1. Война – разбой, когда священных прав не защищает.
2. За общее благо борись до конца.
3. Все падут, кто сети для людей плетут.
4. Упорствуйте и мыслите, творите мир внутренний, коль внешний лжёт.
5. Блажен, чья жизнь с Природою едина.
6. Людей люблю, Природа ближе мне.

7. Земли опустошитель – человек.
8. Любить свободным право лишь дано!
9. Счастливы сердца, что преданы друг другу до конца!
10. Поднять желания свои мы можем с помощью любви.
11. Но нет на свете мудреца, что тайну душ постиг бы до конца.

12. Безумству мысли надобна узда.

13. Равнодушье, как надёжный щит, от горя и от радости хранит.

14. Кто драться не может за волю свою, чужую отстаивать может.


Ключевое слово

Б – борющийся, бунтующий, безудержный, благородный

А – активный, анархичный, авантюрный, аполитичный

Й

Р – революционный, романтический, разочарованный, реакционный

О – одинокий, отчаявшийся, очарованный, обездоленный

Н – непримиримый, непреклонный, неприкаянный, ненавидящий

И – ищущий, идеальный, индивидуалист, импульсивный

З - закрытый, затравленный, загнанный, загадочный

М – мятежный, мужественный, могучий, мечтательный


Рефлексия
СЕНКАН (окончательный вариант)

Байрон

  1. Поэт.

  2. Одинокий, непримиримый.

  3. Страдает, ищет, борется.

  4. В поэзии и в жизни – революционер.

  5. «Прометей».


Вывод учителя:

Поэт не оставляет равнодушных:

Его клянут, и любят, свято чтут.

В одном лице – и гений, и страдалец,

Мечтатель и поэт, герой и шут.

Дух Байрона – тревожный и могучий-

Шагнув через века, витает здесь,

Мятежным парусом в пучине необъятной

Зовёт и говорит: «Надежда есть!»

Константинова В.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconКонспект урока по математике 1 класс
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconКонспект урока физики в 11 классе
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconУрок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconУрок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного...
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconИнтегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного...
Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconМетодическая разработка урока по учебной дисциплине: «Товароведение...
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер класс по проведению урока физкультуры с использованием технологии личностно – ориентированного обучения
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) icon«Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода»
Реферат по теме «Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода»
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПлан работы рабочей площадки
Методической темой мкоу «мпл №2» является «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconОсвоение параметра «Мотивационно-потребностная сфера учащихся» в...
Учитель географии высшей квалификационной категории Образовательного Центра ОАО «Газпром»
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При подготовке урока использованы образовательные технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, развития...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПротокол №2 от 29. 11. 2011г. Проект развития муниципального казенного
Методической темой мкоу «мпл №2» является «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе...
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconП л а н работы м. О. Учителей иностранных языков
Использовать здоровьесберегающие технологии в системе личностно-ориентированного подхода к обучению
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре зультаты проектной деятельности учащихся) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок личностно-ориентированного типа ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск