Скачать 205.36 Kb.
|
Освоение параметра «Мотивационно-потребностная сфера учащихся» в рамках технологии «ИСУД»- дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. Пузанова А.Ю., учитель географии высшей квалификационной категории Образовательного Центра ОАО «Газпром», лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, победитель конкурса «Учитель года 2004» ВОУ МКО. Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы процесс обучения был для них естественным и не вёл к надломам и перегрузкам? Над этим вопросом бьются, пожалуй, все учителя вне зависимости от стажа и опыта. В 2009 году в Образовательном центре ОАО «Газпром» начался локальный эксперимент по освоению технологии ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности) под руководством автора технологии доцента МПГУ Н. Л. Галеевой. Для участия в эксперименте было отобрано два пятых класса. Все учителя, работающие в этих классах, осваивали технологию ИСУД в формате постоянно действующих семинаров. В данной статье мы представляем опыт освоения технологии на примере уроков природоведения. Освоение технологии ИСУД началось с того, что мы попытались составить матрицы параметров учебного успеха на каждого ученика экспериментальных классов. Для заполнения матриц были привлечены школьные психологи, т.к они могли квалифицированно диагностировать параметры внимания, памяти, модальности и полушарности. Общеучебные умения и навыки (коммуникативные, организационные, информационные и мыслительные) диагностировались учителями самостоятельно по методическим рекомендациям1. После достаточно долгой диагностики ОУУН на фоне прохождения программы мы столкнулись с тем фактом, что выстраивать урок, учитывая одновременно все параметры учебного успеха не просто сложно, а невозможно. Поскольку учитель средней и старшей школы видит своих учеников два-три раза в неделю и таких учеников у него, как правило, много, то держать в памяти всю информацию об их индивидуальных характеристиках практически нельзя. Поэтому было принято решение осваивать технологию поэтапно. На первом этапе мы продиагностировали уровень развития мотивационно-потребностной сферы учащихся. Надо сказать, что сама диагностика, разработанная автором технологии, проста, легко применима, с удовольствием принимается детьми и даёт быстрый и хороший результат. Ребятам было предложено проранжировать набор из 25-ти высказываний и выбрать десять, наиболее желаемых и комфортных для них. Поскольку по данным психологов среди учеников присутствовали дети с ведущим кинестетическим каналом приема информации, то представленные на карточках высказывания учащимся предлагалось рассортировать вручную. Выбор учащихся представлен в таблице 1: Таблица 1: Выбор учащимися предложенных высказываний.
На основе сводной таблицы была сделана выборку наиболее популярных в данном классе высказываний и по «ключу» определены уровни развития мотивационно-потребностной сферы учащихся данного класса: Таблица 2: Сводная таблица предпочитаемых учащимися форм и видов учебной работы и способов взаимодействия:
Мы сгруппировали номера всех высказываний около фамилий (имён) ребят, которые их выбрали, а потом соотнести с ключом к анализу результатов. Ключ к анализу результатов диагностики уровней развития мотивационно-потребностной сферы: первый уровень – базовый: человек избегает опасностей; положительно реагирует на ласку и похвалу; интерес к окружающему миру проявляется в примитивных ориентировочных рефлексах – потрогать, попробовать на вкус; активно исследует пространство.
* познавательный уровень : человек активно ищет ситуации, приносящие удовольствие, эмоциональное насыщение, свободу для выхода энергии, стремится всё делать сам без оценки возможных отрицательных результатов.
* социальный уровень: человек активно ищет способы самоутверждения, любознательность, социум подбирается для удовлетворения потребностей самовыражения и самоутверждения. Для него наиболее важно все, что касается стиля и способов общения на уроке, все, что связано с коллективной деятельностью в значимом для него коллективе
самый высокий уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, социально – духовно - волевой уровень: человек сознаёт свои достоинства и недостатки; стремится анализировать смысл происходящего и осознавать цели своих действий; активно пользуется нравственно-этической лексикой, понимает разницу между добром и злом и стремится соответствовать «хорошему». Именно такие ученики отзываются на способы мотивации с опорой на собственную волю ученика.
Проанализировав результаты диагностики, объединив их в сводную таблицу, мы получили представление о доминирующих уровнях развития мотивационно-потребностной сферы каждого ученика. В таблице 4 и на диаграмме 1 приведены обобщенные данные такого анализа по всему классу: Таблица 3: Количество выбранных высказываний в соответствии с уровнями развития мотивационно-потребностной сферы.
Диаграмма 1. Количество выбранных высказываний в соответствии с уровнями развития мотивационно-потребностной сферы. Таким образом, мы увидели, что доминирующие уровни развития мотивационно-потребностной сферы у детей этого класса – это базовый и социальный. Педагогические наблюдения подтвердили данные нашего исследования. Стрессогенная ситуация перехода от обучения у одного учителя к требующей мобилизации всех внутренних ресурсов адаптации сразу к нескольким учителям приводит зачастую к появлению высокого уровня тревожности, особенно на фоне жестких требований родителей к получаемым учениками отметкам. Для успешного преодоления адаптационного этапа к требованиям средней школы пятиклассникам необходимо эмоциональное стимулирование, дидактические игровые задания и яркая наглядность. В то же время высокие показатели социального уровня говорят о том, что в качестве внешнего ресурса адаптации для них значим именно их социум, внутри которого они чувствуют себя комфортно и готовы играть разные роли. Если посмотреть на приёмы, эффективные для детей выбирающих формы и приемы деятельности социально уровня, то мы увидим среди прочих создание ситуаций взаимопомощи, проявления эмпатии, парные или групповые формы работы по достижению общей цели. Работа по диагностике уровней развития мотивационно-потребностной сферы, а так же соотнесение своих профессионально предпочитаемых, «любимых» учителем приёмов работы с приёмами, реально эффективными для разных детей, очень полезна для каждого учителя, стремящегося оптимизировать учебно-воспитательный процесс. В нашем случае при соотнесении реально используемых учителем приёмов мотивации и потребностями класса возникло несоответствие, которое подвигло педагога произвести коррекцию применяемых учебных приёмов в соответствии с потребностями детей. Для того, чтобы проанализировать потенциальную эффективность педагогических приёмов в течение трех недель мы отмечали наиболее часто применяемые учителем формы и приемы учебной работы, которые предлагались ученикам для работы в классе и дома. Такие данные были проранжированы в соответствии с приведенной выше классификацией приемов, а затем соотнесены с результатами диагностики уровня развития мотивационно-потребностной сферы детей в классе. В нашем случае учителем чаще всего использовались следующие приёмы, формы и виды учебной деятельности и педагогического взаимодействия (табл.4): Таблица 4. Приёмы мотивации, используемые на уроках природоведения и географии.
Как мы видим, наблюдается несоответствие между тем, какая форма работы оптимальна для учащихся данного класса, и тем, какие приемы и формы работы предлагает им педагог:
На основании полученных результатов учитель стал выстраивать уроки в соответствии с мотивационными потребностями пятиклассников. Один из уроков, выстроенных таким образом, был посвящён теме «Условия существования Жизни во Вселенной». Учитель предложил детям две дидактические игры. В начале урока учащиеся выполняли задачи из функционала исследователей – теоретиков: используя текст учебника, требовалось разработать памятку для астронавтов. В памятке требовалось перечислить критерии поиска жизни на других планетах, обобщая описание необходимых условий существования жизни на Земле. По форме это была работа на единую цель, в минигруппах создавались свои перечни критериев поиска жизни на других планетах, в обсуждении результатов учитывалось мнение каждой группы. Созданный коллективно набор критериев стал основой для следующей дидактической игры, в которой каждая минигруппа уже представала в роли астронавтов-исследователей. Работа проходила в минигруппах с последующим фронтальным обсуждением пригодности условий для существования жизни небесных тел, таких как Марс, спутник Сатурна Титан и спутник Юпитера Европа. В процессе выполнения второго задания учащиеся отрабатывали навыки анализа по критериям – важнейшего информационного общеучебного умения. Затем ученики познакомились с открытием экзопланеты Глис-581-С, на которой природные условия схожи с земными, и обсудили предположение о возможности на ней жизни. На фоне комфортной обстановки на уроке тема показалась ребятам увлекательной и даже вызывала горячие дискуссии по некоторым позициям. Показательна рефлексия ребят по окончании занятия. Мы предложили пятиклассникам продолжить фразы: * Я раньше не знал(а),что ___________________________________, а теперь знаю. * Я раньше не умел(а) ______________________________________, а теперь умею. * То, чему я сегодня научился, мне пригодится, когда я ______________________ . Ниже представлены ответы учащихся:
Из 27-ми ответов 19 можно интерпретировать как высказывания детей, реализующих ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ уровень мотивации. Таким образом, была реализована основная задача – вывести детей на познавательный уровень учебной мотивации. Кроме этого, учитывая мотивационные потребности учащихся, мы выполнили ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач, а именно:
Обратимся к схеме сущности обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика2. Мы опирались изначально на один единственный параметр – мотивацию. А в результате динамичности модели все остальные параметры дали прирост. Это ещё раз подтверждает правило «если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость».3 Эксперимент продолжается. Результаты его мы представляем нашим коллегам, которые заинтересованно «примеряют» в своей профессиональной деятельности. Мы планируем на следующем этапе эксперимента разработать дидактические ресурсы, с помощью которых можно учитывать и которые помогут развитию психофизиологических внутренних ресурсов ученика – памяти, внимания, способности работать в разных модальностях, использовать разные каналы приема информации. 1 Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» – дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с. – («Методическая библиотека»).,с. 33-38 2 Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» – дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с. – («Методическая библиотека»)., с.10. 3 Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» – дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с. – («Методическая библиотека»)., с.11. |
Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической... Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося | Учет особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного... Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы... | ||
Исследование по технологии личностно- ориентированного урока ( ре... | Конспект урока физики в 11 классе Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном... | ||
Конспект урока по математике 1 класс Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном... | Урок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном... | ||
Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного... Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения | Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Проектная деятельность школьников (в рамках регионального компонента)... В этой связи возникла необходимость создания на базе нашего образовательного учреждения творческого объединения, позволяющего реализовывать... | Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного... Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые... | «Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода» Реферат по теме «Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовательном классе с упором на активизацию учебного... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Методическая разработка урока по учебной дисциплине: «Товароведение... Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном... | П л а н работы м. О. Учителей иностранных языков Использовать здоровьесберегающие технологии в системе личностно-ориентированного подхода к обучению |