Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса





НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
страница1/4
Дата публикации26.09.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
«Согласовано» «Согласовано» « Согласовано»

Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР

Директор МОУ«Княбашская

/Галимова Р.К. / МОУ «Книнская основная обще- начальная школа – детский сад»

Протокол № ______ от образовательная школа» ___________ /Файзрахманова Т.З../

«______» _____________ 2011 г. ____________ /Самигуллина Г.Т../ Приказ № __________ от

«_________» _______________ 2011 г «_________» _______________ 2011 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 3 класса

учительницы 1 квалификационной категории

МОУ «Княбашская начальная школа – детский сад»

Балтасинского муниципального района РТ

Фаткырахмановой Кадрии Анасовны

2011 – 2012 учебный год


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 3 классе всего на 102 учебных часа, 3 часа в неделю.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Количество часов в год - 102.
Количество часов в неделю - 3.
Количество часов в I четверти - 27

Количество часов в II четверти - 21.

Количество часов в III четверти - 30.

Количество часов в IV четверти - 24.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной федеральной программы начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Основные содержательные линии

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цель: ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела ,Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел дает возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности людей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Задачи курса литературного чтения:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесноти, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеситву писателей; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире в природе;

работать с различными типами текстов;

расширять кругозор учащихся.

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

Поэтическая тетрадь 1

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»).

А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»).

С.А.Есенин («Черемуха»)
Великие русские писатели

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»

И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»).

М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».

Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).

К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»)

И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»)
Литературные сказки

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»)

В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»)

В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»)

Внеклассное чтение

Славянский эпос. («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Алеша Попович и Илья Муромец»).

Мифы Древней Греции («Персей. Двенадцать подвигов Геракла»)

Басни («Эзоп. В переводе Л.Н.Толстого», Иван Крылов. Басни.

Сказочная страна. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.Гайдар «Горячий камень», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Были-небылицы

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»).

А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»).

С.А.Есенин («Черемуха»)
Люби живое

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»).

А.Л.Барто («Разлука», «В театре»).

С.В.Михалков («Если»).

Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»)

А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»).

М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»).

Н.Н.Носов («Федина задача»).

В.Ю.Драгунский («Друг детства»)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»).

Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»).

Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература
«Храбрый Персей»).

Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»)

Внеклассное чтение

Живой мир. Стихи о родной природе. (А.Пушкин, А.Фет, А.Блок, А.Майков, С.Есенин, Ф.Тютчев, А.Толстой, Д.Кедрин, Г.Ладонщиков). А.Чехов «Белолобый. Детство». Рассказы К.Паустовского. В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказы И.Пивоваровой и В.Драгунского.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;

понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

Обучающиеся должны уметь:

устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;

самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);

подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.


К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 65-75 слов в минуту;

соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста;

уметь убыстрять и замедлять темп речи и чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

читать художественные произведения по ролям;

отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь

пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике;

передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению;

наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.


6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Родная речь» учебник для 3 класса в двух частях, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и учебником по внеклассному чтению «Хрестоматия по чтению 3 класс», изд-во «Омега», 2010г.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.1. М.; Просвещение, 2001 г.. С.154-170. «Литературное чтение 3 класс», авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Москва, «ВАКО», 2006 г., автор С.В.Кутявин.

Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс Универсальное издание в помощь учителю. Москва, «ВАКО», 2007 г., автор С.В.Кутявин

Родничок. Книга для внеклассного чтения. 2 класс, Москва «Астрель» АСТ 2004-2008 г.г.

Русские народные сказки. /Сост. В.П.Аникин. – М.; Просвещение,

Советская детская литература /Под ред. В.Д.Разовой. – М.; Просвещение, /


Тематическое планирование



п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Самое главное чудо на свете»

1

Рукописные книги Древней Руси

1

комбиниро-ванный

Знать об истории создания книг, отличие рукописной книги от печатной.

фронталь-ный, индиви-дуальный

стр. 6-7 читать, ответить на вопросы на стр.7

02.09







2

Первопечатник Иван Федоров

1

изучение нового материала

Знать кто впервые напечатал книги, в каком году.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить наизусть1 стихотворение

16-14 стр

05.09.







«Устное народное творчество»

3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки.

1

комбиниро-ванный

Знать различные произведения устного народного творчества; наизусть несколько песен, докучных сказок. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры устного народного творчества.

фронталь-ный, индиви-дуальный

стр.20-21читать,прочитать выразительно.

07.09







4

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка

1

урок с использованием ТСО

Владеть беглым и осознанным чтением. Уметь работать с текстом, определять тему и главную мысль произведения.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выразительное чтение сказки стр.22-27,словарная работа

09.09







5

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка

1

комбиниро-ванный

Владеть умением находить нужный отрывок в тексте по вопросу. Уметь давать характеристику героям; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части.


фронталь-ный, индиви-дуальный

Читать сказку выразительно, без ошибок. Отвечать на вопросы на стр.27

12.09







6

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

1

урок с использованием ТСО

Уметь выразительно читать сказки, быть наблюдательными при работе с текстом; составлять простой план пересказа.


фронталь-ный, индиви-дуальный

стр.22-26, приготовиться читать ее выраз.пересказ

14.09.







7

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

1

комбиниро-ванный

Уметь пересказывать текст, давать характеристику героям.

фронталь-ный, индиви-дуальный

подготовить краткий пересказ от любого лица. Отвечать на вопросы на стр.39

16.09.







8

«Сивка-бурка». Русская народная сказка

1

комбиниро-ванный

Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку.


фронталь-ный, индиви-дуальный

разделить текст на три части, подготовить чтение без ошибок на стр.40-49

19.09.







9

«Сивка-бурка». Русская народная сказка

1

комбиниро-ванный

Уметь читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст.


фронталь-ный, индиви-дуальный

выразительное чтение сказки. Нарисовать иллюстрацию.ответить на вопросы на стр.50

21.09.







10

Устное народное творчество

1

обобщение.

Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок.

фронталь-ный

Выполнить задания на стр.51,беглое чтение сказки «Сивка-бурка».

23.09.







«Поэтическая тетрадь 1»

11

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

1

изучение нового материала

Уметь читать стихотворные произведения наизусть, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя.


фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить стихотворение «Весенняя гроза» стр.62

26.09







12

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1

изучение нового материала

Уметь выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя.


фронталь-ный, индиви-дуальный

выразительно читать стр.64, нарисовать иллюстрацию

28.09







13

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

изучение нового материала

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов


фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой ивой» стр.65

30.09







14

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

1

изучение нового материала

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Нарисовать иллюстрацию и выучить отрывок

стр. 66-67

03.10.







15

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы».

1

изучение нового материала

Уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, уметь сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.


фронталь-ный, индиви-дуальный

выразительно читать стр.68-71. Отвечать на вопросы.

05.10.







16

И. З. Суриков «Детство. Зима».

1

изучение нового материала

Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство» стр.72-75










17

Обобщающий урок. Урок-путешествие в Литературную страну.

1

обобщение.

Владеть навыком быстрого и осознанного чтения. Уметь узнавать стихотворные произведения по первым строчкам.

фронталь-ный

Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворному произведению










«Великие русские писатели»

18

Любимые стихи. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

комбиниро-ванный

Уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить наизусть стр.86










19

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…» отрывки из романа «Евгений Онегин»

1

изучение нового материала

Уметь выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выразительно читать стр.86-87. Отвечать на вопросы.










20

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

изучение нового материала

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

фронталь-ный, индиви-дуальный

Выучить наизусть стр.88-89










21

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1

изучение нового материала

Уметь выразительно читать стихотворные произведения.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Нарисовать иллюстрацию, выразительно читать стр.90-91










22

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

1

комбиниро-ванный

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

фронталь-ный, индиви-дуальный

Прочитать сказку на стр. 92-118. Нарисовать иллюстрацию.










23

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

1

комбиниро-ванный

Уметь интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.


фронталь-ный, индиви-дуальный

стр. 118-128 читать, разделить на части.










24

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

1

комбиниро-ванный

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию


фронталь-ный, индиви-дуальный

выучить любой отрывок наизусть









  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconРабочая программа для 1 класса по русскому языку. Учебная рабочая...
Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск