Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека»





Скачать 49.15 Kb.
НазваниеКонкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека»
Дата публикации28.09.2013
Размер49.15 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
На конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога»

Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе


Тема «Роль письма и книги в жизни человека»

(Возникновение письменности. Алфавит)
МБОУ СОШ села Старобурново

Бирский район республика Башкортостан

учитель русского языка и литературы

Сальникова Лидия Ивановна


2009


План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 5 классе.
Тема: Роль письменности и книги в жизни человека.

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения письменности на Руси, усвоить русский алфавит. Побеседовать о роли книги в жизни человека (на примере книг писателей с мировым именем). Убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.

Задачи: Помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;

-убедить, что книга- это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;

-пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к истории письменности, чтению.

Оформление: на доске – высказывание М. Горького. «Всем лучшим во мне я обязан книгам». Мультимедио.
Ход урока
I. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.

II. Беседа учителя с учащимися:

1)Для чего предназначена книга? ( чтобы передавать знания, накопленный

опыт, ценную информацию, образное представление о мире)

2) Чем является книга для человека? (важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать все живое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы- ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества…)

3) Чтение- что это такое? ( это не только расшифровка письменности текста и осмысления написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключенная в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества).

4) Для чего пишет писатель?(автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передается на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, изливает ему свою душу)

III. Из истории славянской писменности:

1) Кто является автором нашего славянского алфавита? Как называется наша

азбука?

2) Когда мировая общественность отмечает праздник славянской письменности?(24 мая)

IV. Чтение по ролям отрывка из повести Горького «Детство»

( изучение Алёшей алфавита)

V. Беседа:

1) Назовите имя русского первопечатника.( Иван Федоров 1553 г).

2) Опишите памятник Ивану Федорову в Москве.

3) Что такое инкунабулы?

4) Кто из известных вам писателей работал библиотекарем?

(Братья Гримм, какие их сказки вы знаете?)

5) Что такое басня? Кого из великих баснописцев вы знаете? Назовите средства выразительности, присущие басне.

( аллегория- иносказание; мораль; приведите примеры басен Крылова.

VI. « Пушкин у нас начало всех начал».

Нет человека, которому было бы недорого его имя.

Основоположник современного русского литературного языка.

Великий поэт и прозаик. Его лексикон настолько богат, что остается одним

из богатейших в мире – 12 тысяч слов.

1) Какие произведения Пушкина вы любите?

2)Какую дату, связанную с именем поэта, отметила вся мировая общественность в этом году?

3) Когда проводятся Пушкинские чтения? (6 июня).

4) Как относился поэт к чтению? К библиотеке?

5) Какие произведения Гоголя вы читали?

VII. Тема любви к книге отражали художники на своих полотнах.

1) Катина Ирины Васильевны Шевандроновой «В сельской библиотеке»

полна ощущения светлой радости и влюблённости художницы в своих юных

героев, пришедших за книгами. Кажется Шевандронова обращается к зрителю:

« Ну посмотрите же на этих ребят! Ведь правда они замечательные?».

Эта картина полна какой то особой теплоты, сердечности, глубоко поэтического

Чувства. На ум приходят слова известного педагога В. Сухомлинского; «Книги-

это окно в мир, почаще заглядывай в него».( Детей на картине пятеро,

опишите их).

2) Какие вы знаете пословицы и поговорки о книге? ( Книга учит, как на

Свети жить. Книга- лучший дар дружбы. Солнце взойдет- оживает

природа, книгу прочтешь- просветляется ум. Напрасный труд- убить

без крючка и учиться без книг. Золото добывается из земли, знание- из

книг. Испокон века книга растит человека.

VIII. Чтение стихотворения М.И.Цветаевой «Книги в красном переплёте».
XI. Обобщение. Итоги уроки.

1) Если вам дали прозвище « ходящая энциклопедия», вы бы обиделись или

возгордились?

2) Как вы понимаете смысл каждого из следующих фразеологизмов:

Настольная книга, с красной строки, попасть в переплет, прочитав от

доски до доски, семейное чтение, читать между строк?

3) Какие три книги и три картины вы взяли бы с собой на необитаемый остров?

4) Нет-нет да и услышишь, что книга устарела, отжила свой век. Если бы вы

писали статью в журнал или газету, то под каким заголовком: «Прощай книга!»

или «Да здравствует книга!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconПоложение об областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные...
Положение определяет порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осознавать роль русского языка в жизни общест­ва и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconПобедитель/Призер
«Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов»
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок английского языка по теме «Роль спорта в жизни человека»
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconИнтегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир»
Без понимания закономерностей родного языка невозможно обучение в принципе. Русский язык — это основа мышления и познания мира, инструмент...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconКонспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)...
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconПлан –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве педагога» Интегрированный урок родного русского языка и литературы в 5 классе Тема «Роль письма и книги в жизни человека» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск