Скачать 72.75 Kb.
|
Михаил Афанасьевич Булгаков Повесть «Собачье сердце» Тема урока: Повесть «Собачье сердце» – острый памфлет на современность. Цель урока: доказать, что повесть «Собачье сердце» является сатирой на современность. Задачи:
Оборудование урока:
Методические приёмы: закрепление литературоведческих понятий, постановка проблемных вопросов, работа с текстом произведения, аналитическая беседа, просмотр видеофрагмента, выполнение тестовых заданий, самостоятельная работа. Литературоведческий словарь Сатира – вид комического (противоположное трагическому) эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных). Предметом сатиры являются пороки. Виды сатиры: Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного. Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного. Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка. Жанры сатиры: Комедия, басня, пародия, эпиграмма, памфлет (небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему). Средства сатиры: аллегория, гиперболизм, гротескность, контраст и др. Домашнее задание к уроку
Ход урока. СЛАЙД №1 «Повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Вступительное слово учителя. В январе 1925 года М. Булгаков приступил к написанию повести «Собачье сердце» и буквально на одном дыхании, за 3 месяца, он закончил эту работу. Получилась вещь неслыханная, смелая, дерзкая! Исследователи до сих пор гадают, как писатель мог решиться на такой «безумный» шаг. Один из идеологов октябрьской революции Лев Борисович Каменев назвал повесть «Собачье сердце» «острым памфлетом на современность». Этот отзыв о повести – тема нашего урока. СЛАЙД №2 Тема урока Повесть «Собачье сердце» – острый памфлет на современность. СЛАЙД №3 Цель урока – доказать, что повесть «Собачье сердце» является сатирой на современность. СЛАЙД №4 Задачи урока:
СЛАЙД №5 Этапы урока Для того, чтобы доказать, что повесть «Собачье сердце» является сатирой на современность, определим основные этапы нашего урока:
I этап. Индивидуальное задание у доски. Работа с литературоведческими понятиями (на карточках):
II этап. Письменное задание всему классу. 1. Перечисленные эпизоды повести (распечатаны каждому ученику) расположите (пронумеруйте) в хронологической последовательности в соответствии с сюжетом повести. Портрет Шарикова. «Потоп» в квартире профессора. Превращение Шарика в человека. Шариков получает должность начальника подотдела очистки города. Шарик попадает в квартиру профессора Преображенского. Донос Шарикова на профессора Преображенского. Операция по пересадке собаке гипофиза человека. Выбор имени и фамилии. Шариков снова становится Шариком. Профессор Преображенский решается на операцию. Воспитание Шарикова за обедом. Шариков приводит в квартиру свою барышню. Филипп Филиппович и доктор Борменталь рассуждают о человеке с собачьим сердцем. 2. Отметьте эпизоды, в которых наиболее ярко выражены сатирические идеи повести. 4. Портрет Шарикова. 6. «Потоп» в квартире профессора. 3. Превращение Шарика в человека. 9. Шариков получает должность начальника подотдела очистки города. 1. Шарик попадает в квартиру профессора Преображенского. 11. Донос Шарикова на профессора Преображенского. 2. Операция по пересадке собаке гипофиза человека. 5. Выбор имени и фамилии. 13. Шариков снова становится Шариком. 12. Профессор Преображенский решается на операцию. 7. Воспитание Шарикова за обедом. 10. Шариков приводит в квартиру свою барышню. 8. Филипп Филиппович и доктор Борменталь рассуждают о человеке с собачьим сердцем. Эпизоды
Проверка I (индивидуального) задания у доски – СЛАЙД №6 и СЛАЙД №7 «Литературоведческий словарь» Проверка II задания – СЛАЙД №8 «Эпизоды повести» III этап. Работа с текстом «Портрет Шарикова» (гл. VI, стр. ___ ) Как относится автор к своему герою? Какие из перечисленных приёмов помогают читателю определить отношение автора к описываемому персонажу:
Докажите примерами из текста. Проверка письменного домашнего задания: портрет Филиппа Филипповича (гл. I, стр. 506-508). Проверка III-го задания – СЛАЙД №9 «Портрет Шарикова». Вывод – портрет героя носит сатирический характер (явный авторский сарказм). Домашнее задание Письменный развёрнутый ответ на вопрос «Актуален ли тип Шарикова в наши дни? Почему?» IV этап. Просмотр видеофрагмента экранизации повести «Филипп Филиппович и доктор Борменталь рассуждают о человеке с собачьим сердцем». Исполнители главных ролей: профессор Преображенский – Евгений Евстигнеев; Шариков – доктор Борменталь – Борис Плотников. Задание перед просмотром: Какие афористичные фразы, «крылатые» выражения звучат в этом эпизоде? Как выражена в них авторская позиция? V этап. Аукцион «Крылатые фразы» (10).
СЛАЙД №10 «Крылатые фразы» В какой из этих фраз сформулирована одна из основных идей повести? Разруха не в клозетах, а в головах. VI этап. Раскройте смысл «говорящей» фамилии профессора Преображенского. Этимология слова: «Преображенский» от слова «преображать», переделывать образ. Фамилия профессора говорит о его даре преображать, Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под Рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Поэтому фамилию Преображенский можно рассматривать как сатиру, пародию на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу. Проверка VI -го задания – СЛАЙД №11 «Смысл «говорящей» фамилии профессора Преображенского» VII этап. Формулирование 3-х основных идей произведения. Самостоятельная работа с использованием раздаточного материала «О повести М.Булгакова «Собачье сердце». (Ключевые слова: разоблачение, высмеивание, осмеяние, развенчание и др.) Проверка задания – СЛАЙД №12, 13, 14 «Идеи повести» VIII этап. Подведение итогов урока: Доказали ли мы, что М.Булгаков в своей повести сатирически изображает действительность? Цель урока достигнута. Домашнее задание (на доске) Письменный развёрнутый ответ на вопрос «Актуален ли тип Шарикова в наши дни? Почему?» |
Сатира в творчестве М. А. Булгакова Мариэтте Чудаковой уже в 70-е годы ХХ века приходилось идти на различные ухищрения, чтобы только упомянуть повесть «Собачье сердце»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 9 классе тема: «М. А булгаков «Собачье сердце». Коррупция в сфере социальных услуг» учитель – Левашова Е. П | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «золотое сердце» и что это значит «отдать своё сердце детям», «сердце не на месте» (что часто бывает с учителями), «сердце радуется»... | ||
Исследование химии и литературы из серии уроков «Химия и Слово» по... А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Повесть о счастливом человеке Россия для меня слово святое. И ведь сердце обливается кровью, когда на глазах ее обворовывают, грабят ее невосполнимые природные... | ||
Тема урока Повесть временных лет”- вершина ран- него летописания. Основные исторические идеи Нестора | Урока план Факт 1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?» Цель: формирование целостного представления учащихся об истории возникновения музыкального искусства | ||
Список книг для чтения в 8 классе Из древнерусской литературы: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином... | Тема урока: Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние... Показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечно-сосудистой системы | ||
Тема: «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"Н. В. Гоголя». Цели Тема: «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"Н. В. Гоголя» | Первоисточники: Повесть временных Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись : [сборник; пер с древнерусского] / [подгот текста и предисл. О. П. Лихачевой,... | ||
Тема реферата Тема реферата: «Рушник: история и современность» практико-ориентированный реферат с элементами исследования | Конспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть... План-конспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Как чёрт украл луну» | ||
Лекционный курс Тема № Болезни органов дыхания 2 часа. Лекция №1. Хроническое легочное сердце Тема №3. Болезни органов пищеварения, желчного пузыря и желчевыводящих путей – 6 часов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сердце – это основной, функциональный орган нашего организма и тренируя сердце, Вы создаете базу для занятий любым видом физической... |