Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008





Скачать 189.87 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008
Дата публикации30.09.2013
Размер189.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Слайд 1

Урок 57 (третий)
Тема: «Тут ни убавить, / Ни прибавить, – / Так это было на земле ».

Тип урока: урок-исследование с презентацией.

Цель: формирование компетенций учащихся:

  • учебно-познавательные: продолжить развитие самостоятельной познавательной деятельности; показать трагические страницы истории Отечества и их отражение в поэме; расширить представление учащихся о культе личности; углубить знания о жанре поэмы.

  • ценностно-смысловые: понять чувства лирического героя поэмы; вызвать чувство уважения к автору в его стремлении к честности и правдивости повествования. коммуникативные: продолжить развитие навыков работы с текстом лирического произведения, высказывая свою точку зрения и делая выводы.

  • общекультурные: приобщиться к нравственным ценностям; воспитывать гражданские чувства; формировать чувство коллективного сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Теория литературы: поэма, жанр, путевой дневник, лирический герой, интерпретация.

Словарная работа: гумно, котомка, комсомол, овин, тризна, форпост.

Методическое обеспечение:

  1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 3 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

  3. План-конспект (сценарий) урока.

  4. Презентация урока.

Технологии:

  • погружение в поэзию;

  • элементы критического мышления;

  • сотрудничество «ученик – учитель».

Форм работы: коллективная, индивидуальная.

Методические приемы: сообщения учащихся; аналитическая беседа; выразительное чтение; комментарии учителя; элементы лекции; словарная работа.
Ход урока

Вступление
Слайд 2










Еще и впредь мне будет трудно,
Но чтобы страшно –
Никогда.


А. Твардовский.


Учитель:

Русская литература – как поэзия, так и проза – всегда умела даже в самых сложных, исключительных обстоятельствах сохранять жизненную правду. Однако далеко не каждое произведение, пусть и очень хорошее, отражающее жизнь простого народа, свидетельствует о его истории и важнейших событиях страны.

А как это делает Твардовский?

Можно ли в поэме, стесненной рамками времени, отведенного жизнью и автором, отразить историю страны?

Не будет ли она поверхностной и беглой?

На эти и другие вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке.
1-ый этап урока:

объявление темы, постановка целей и задач урока
Слайд 3

I. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку. Объявить тему, цели и задачи урока. Создать благоприятный эмоциональный настрой для работы на уроке.
Слайд 4

II. Проверка домашнего задания.
Слайд 5

Вопросы:

  • Каким предстает лирический герой в главе «К концу дороги»?

  • Как создается образ Дальнего Востока и почему автор называет его «заветный край особой славы»?

  • Что более всего волнует автора?

  • С какой целью автор вводит описание Александровского централа?

  • Какое место занимает глава в размышлениях автора?


Для автора поэмы родина не только за окнами дальневосточного экспресса, пересекающего чуть ли не полмира. Родина для него и в сосредоточенных раздумьях о ее судьбах, о ее прошлом и настоящем.

Дальний Восток – «заветный край особой славы», представляется автору «чудным» по своей красоте и несметным богатствам. Но размышления автора-путешественника не только о географии и истории, его волнуют люди, они находятся под его пристальным вниманием. Все они интересны и значительны для него. Сам же лирический герой предстает глубоко мыслящим человеком, граждански-активным в своих контактах с окружающей дей­ствительностью, а не пассивным наблюдателем. В нем тесно переплетается и воссоединяется в одно целое личное и общенародное, раздумья об эпохе и о себе в ней.

В поэме несколько описаний различных людей и мест, которые важны не столько сами по себе, сколько для понимания авторских раздумий и воспоминаний:





Так, при оказии попутной,

Я даром дня не потерял,

А завернул в дали иркутской

В тот Александровский централ,

Что в песнях каторги прославлен

И на иной совсем поре,

В известном смысле, был поставлен

Едва ль бедней, чем при царе…
Своей оградой капитальной

В глуши таежной обнесен,

Стоял он, памятник печальный

Крутых по-разному времен.





2-й этап урока:

формирование новых знаний, умений и навыков
III. Исследование проблемы: «Столкновение будничной жизни с правдой памяти».
Слово учителя.

Художники слова очень часто писали о Родине, сочетая при этом философские размышления с высокими гражданскими мотивами, с чувством любви к родному краю и болью за то, что совершается на Родине. Произведения же А.Т. Твардовского носят особый характер, они опираются на народную традицию, поэтому внешне просты, демократичны, понятны читателю, так как отражают народную жизнь и душу народа.

Сегодня мы проанализируем две главы поэмы: «Друг детства» и «Так это было». Но прежде, прочитайте еще раз тему и эпиграф к уроку.
Демонстрируется слайд 3.



  • Как соотносится тема урока с эпиграфом?


Выслушиваются мнения учащихся. Обсуждение.
Словарная работа:
Слайд 6

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба [10].

Котомка – сумка, носимая за плечами [10].

Комсомол – сокращенно: коммунистический союз молодежи; в СССР: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – общественная организация молодежи (1918 – 1991 гг.) [10].

Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой [10].

Тризна – у православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки [10].

Форпост – передовой пункт, опора [10].
Анализ главы «Друг детства».
Слайд 7

Вопросы:

  • Когда произошла встреча лирического героя с другом детства?

  • Где происходит встреча?

  • В каком месте передается значительность этого короткого и случайного свидания?


Ответы учащихся.
Слайд 8

Учитель:

В 9 главе «Друг детства» Твардовским рассказана «одной судьбы особой повесть». Поведана судьба лучшего друга поэта, «с кем вместе в школе, в комсомоле и всюду были до поры», оклеветанного без вины и встретившегося на станции Тайшет по возвращении домой из Сибири.

О прошлом своего друга поэт почти ничего не говорит, но есть в его словах нечто такое, что заставляет нас прислушаться к ним и уже, не отрываясь, читать до конца.





А речь идет о старом друге,

О лучшем сверстнике моем.

С кем мы пасли скотину в поле,

Палили в залесье костры.

С кем вместе в школе,

В комсомоле

И всюду были до поры.

И врозь по взрослым шли дорогам

С запасом дружбы юных дней.

И я-то знаю: он во многом

Был безупречней и сильней...





Вот, в сущности, и все, что рассказал о нем поэт. Мы не знаем, да и не узнаем до конца поэмы ни имени друга, ни подробностей его жизни.

А важно ли это?

Нет. Ведь, несмотря на то, что автор и называет судьбу своего друга особой, она не является какой-то исключительной, она похожа на многие известные нам судьбы. А для того, чтобы приковать наше самое пристальное внимание к рассказу, вполне довольно и нескольких слов, добавленных автором:





Я знаю, если б не случиться

Разлуке, горшей из разлук,

Я мог бы тем одним гордиться,

Что это был мой первый друг.

Но годы целые за мною,

Всей этой жизни лучший срок -

Та дружба числилась виною,

Что мне любой напомнить мог...





Мы уже с нетерпением ждем появления друга. Но автор почему-то оттягивает минуту встречи с ним.

Критик А. Макаров упрекал поэта за то, что он «долго не может приступить к рассказу о самой встрече, отвлекаясь различными деталями вагонного и станционного быта» [6].


  • Можно ли согласиться с его мнением? Перечитаем эти строки.


Работа с текстом.

Поэт вышел из вагона:





В толпе размять бока со смаком,

Весь этот обозреть мирок –

До окончаний с твердым знаком

В словах: «Багажъ» и «Кипятокъ»…
Да, я люблю тебя душевно

И, сколько еду, все не сыт

Тобой, дорожный, многодневный,

Простой и в меру быстрый быт.

Вагон и эти остановки

Всего бегущего в окне,

И даже самозаготовки

По среднерыночной цене…
Так, благодушествуя вволю,

Иду. Не скоро ли свисток?

Вдруг точно отзыв давней боли

Внутри во мне прошел, как ток…
Кого я в памяти обычной,

Среди иных потерь своих,

Как за чертою пограничной,

Держал –

он, вот он был,

в живых…







  • Как вы понимаете эти строки?

  • Объясните необходимость этих строк?

  • В чем заключается драматизм этой встречи?


Обсуждение.
Вывод:

Драматизм встречи с другом детства заключается в столкновении мирного будничного быта, определенного распорядка жизни, который кажется нормальным и даже располагает «благодушествовать вволю», с трудной, но необходимой правдой.

Лирический герой откровенно признается в чувстве испуга и стыда, на миг нахлынувшего от этой встречи:





Я не ошибся, хоть и годы

И эта стеганка на нем.

Он!

И меня узнал он с ходу

Ко мне работает плечом.
И чувство стыдное испуга,

Беды пришло еще на миг.




Слово учителя.

Прежде чем приступить к рассказу о друге детства, автор говорит спокойно и четко:





И дружбы долг, и честь, и совесть

Велят мне в книгу занести

Одной судьбы особой повесть,

Что сердцу стала на пути…





Обратите внимание на слово «в книгу».


  • Подберите синонимы. Вспомните подзаголовок к поэме «Василий Теркин». Сопоставьте эти факты. Какой смысл приобретает это слово в поэме «За далью – даль»?


Обсуждение.
Вывод:

Слово «в книгу» можно считать синонимом к слову «дневник». В первых публикациях глав поэмы «За далью – даль» был подзаголовок «Из путевого дневника». Поэтому можно считать, что самоосуждение героя приобретает особый смысл, так как в дневник заносится только то, что не предназначено для посторонних глаз, даже самых близких. При этом автор дневника может и умолчать о каком-либо событии или поступке, и никто его в этом не уличит. Но такое умолчание граничит с совестью, а герой поэмы хочет быть честным и прежде всего пред самим собой.

Поэма «Василий Теркин» – книга про бойца. Предлог «про» характерен для разговорной речи, тем самым подчеркивается, что книга для народа, к ней испытывают абсолютное доверие. В поэме «За далью – даль» слово «книга» имеет тот же смысл – оно усиливает веру в правдивость повествования.


  • Из чего, из каких подробностей складывается у нас первое представление о человеке, которого мы никогда не видели?


Вывод:

Первое представление об этом человеке складывается не только из внешних примет, таких как «стеганка» (ватник), «седина, усталость глаз», «зубов казенных блеск унылый», но и нескольких произнесенных им слов и жестов:





А я смотрю ему в лицо:

Все тоже в нем, что прежде было,

Но седина, усталость глаз,

Зубов казенных блеск унылый…





После первой минуты встречи между друзьями происходит какой-то неловкий, бессвязный, отрывистый разговор, который начинает автор:





- Ну вот, и свиделись с тобою.

Ну, жив, здоров?

- Как видишь, жив

Хоть непривычно без конвоя,

Но так ли, сяк ли – пассажир

Заправский: с полкой и билетом…

- Домой?

- Да как сказать, где дом…

- Ах, да! Прости, что я об этом…

- Ну, что там, можно и о том.




Одна только простая, великодушная фраза «Ну, что там, можно и о том» говорит нам многое о незнакомом человеке, а заодно и об авторе, умеющим слышать такие полутона человеческой речи.

Но вот уже короткое свидание начинает казаться обоим собеседникам слишком длинным. На серьезный разговор времени не хватает, а на случайные, пустые вопросы и ответы, пожалуй, его слишком много:





Стоим. И будто все вопросы.

И встреча как ни коротка,

Но что еще без папиросы

Могли мы делать до свистка?

Уже его мы оба ждали,

Когда донесся это звук.

Нам разрешили наши дали

Друг друга выпустить из рук…





В том, что не сказали друг другу друзья, в этой недосказанности – самый главный разговор. Он продолжается дальше рядом вопросов автора самому себе и читателю: «Народ? Какой же тут народ!» и воспоминаниями о своей и других жизненных судьбах, судьбах всей страны.

Поезд трогается. Автор отъезжает от станции, а человек «в стеганке» (поэт не дал ему имени) остается на платформе:





И тут, на росстани тайшетской,

Когда вагон уже потек,

Он, подбодрившись молодецки,

Вдруг взял мне вслед под козырек…





Этот военный, хоть и полушутливый жест, указывает на мужественно седого человека, сохранившего в бедах все самое святое и дорогое – веру в жизнь, верность родине и друзьям.





И все. И нету остановки.

И не сойти уже мне здесь.

Махнув на все командировки,

Чтоб в поезд к другу пересесть…
Бежал, размеченный столбами,

Как бы кружась в окне, простор.

И расстоянье между нами

Росло на запад и восток…





Встреча дана с той строгой и честной точностью, которая соответствует серьезности темы. Ни одного неверного звука, ни одного лишнего или чрезмерного слова. Автор сумел не только передать значительность этого короткого и случайного свидания, но и показать нам с предельной отчетливостью облик своею друга – его возраст, повадку, характер, его отношение к жизни, к родине.

Поэт беспощаден к самому себе.
Комментарий учителя:

Таким образом, сцена встречи с реабилитированным, возвращающимся другом детства, позволяет нам понять тайные переживания героя, которого больше всего одолевает чувство виновности в горькой судьбе друга.

В действительности встречи в Тайшете не было. В ее описании нашли художественное отражение тяжелые судьбы двух реальных друзей поэта, которые он верно хранил в памяти на протяжении долгих лет разлуки: «и вспомнил я тебя, друг детства, и тех годов глухую быль».
Слайд 9

Воспоминания о юношеской дружбе окрашены в поэтические тона, а сам же друг обрисован как человек более добрый, умный и талантливый, чем лирический герой. С глубоким психологизмом показано чувство смятения, охватившее героя при виде друга детства. Он пытается подавить это чувство, испытывая стыд за себя и неуверенность, а вдруг оно будет понято как знак нежелания встречи. С психологической точностью изображены тщетные попытки героя найти тему для разговора: ведь поезд стоит всего несколько минут, да и разлука, длившаяся семнадцать лет, не могла не оказать существенного влияния. И вот они рядом – поэт и его друг детства – «трясут друг друга», подбадривая себя давним словечком, бывшим когда-то в их употреблении: «старик!».





Старик!

Старик! –

Взаимной давней клички

Пустое, в сущности, словцо

Явилось вдруг по той привычке.
Словцо нынче в самый раз,

Ровесник-друг. А я-то что же?

Хоть не ступал за тот порог,

И я, конечно, не моложе,

Одно, что зубы уберег.

Старик… –





Так снова звучит мотив совести – главного признака настоящего человека. Этот мотив то выходит на первый план произведения, то проявляется в глубине психологического подтекста.
Работа с главой «Так это было».
Лекция учителя.
Учащиеся составляют краткий конспект.
Слайд 10


Глава 14 «Так это было» занимает особое место в поэме и является наиболее ёмкой. Писалась она трудно, с большими перерывами и в ней вновь всплывают та же тема и тот же образ:




Мой друг пастушеского детства

И трудных юношеских дней,

Нам никуда с тобой не деться

От зрелой памяти своей.





Тема этой главы сложная, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: «Мы помним те и эти годы и равно им принадлежим». И обходить молчанием время – «не дело и не резон душе моей», – замечает поэт. И не случайно именно в главу «Друг детства» вошли знаменательные слова:





Мне правда партии велела

Всегда во всем быть верной ей.

С той правдой малого разлада

Не понесет моя строка.

И мне свое исполнить надо,

Чтоб вдаль глядеть наверняка.





В 1954 году Твардовский опубликовал главу «На мартовской неделе». Время показало, что не все высказанные в ней мысли и оценки были правильны. Автор исключил ее из книги, однако, оставил поднятую в ней тему:





Да нам оно и не пристало –

Надеждой тешиться: авось

Уйдет, умрет – как не бывало

Того, что жизнь прошло насквозь.





Еще в «Василии Теркине» Твардовский утверждал, что народу не прожить «без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы не была горька».

Оставаясь верным этому принципу, Твардовский мужественно и прямо говорит в главе «Так это было» о трудностях, возникших в нашей жизни в связи с культом личности.

Начало главы связано с потрясением, вызванным смертью Сталина в марте 1953 года. Судя по названию, главным эпизодом задуманной «сталинской главы» должна быть встреча Смерти со Сталиным и первоначально она имела заглавие «Последний разговор». В 1954 году, 26 ноября, в своей рабочей тетради Твардовский записал: «Это должно быть небольшой, но одного дыхания вещью. Вещью, с которой нельзя торопиться, не уяснив в ней для себя до конца всю сложность темы. Есть опасность предвосхищения в ней вещи «эпохальной» [12].

Однако к началу 1960 года Твардовский подготовил новую редакцию «сталинской главы» под другим названием – «Письмо с дороги».

«Как всегда, в работе видишь уже не только то, что сейчас делаешь, но и то, что завтра пойдет, чего не предполагал еще в такой определенности», – пишет Твардовский.
Слайд 11

В 1956 году, после XX съезда КПСС, на котором развенчали культ личности Сталина, но не всю правду сказали до конца, заставило Твардовского обратиться с письмом к Н. С. Хрущеву (4 февраля 1960 г.). Поэт просил руководителя партии познакомиться с главой «Так это было», «ключевой, решающей» главой законченной книги. В письме, в частности, говорилось:  «Если бы все, в чем нуждается душа человека, можно было бы сказать в докладах и решениях, не было бы необходимости искусства, поэзии. Мне казалось все эти годы, что вопрос о так называемом культе личности, исчерпывающе решенный в плане политическом, оставляет еще возможность и даже необходимость какого-то слова, недвусмысленного, искреннего и нелукавого до конца, — слова, которое послужило бы еще большему воодушевлению народа и партии в решении стоящих перед ними задач и отринуло бы все недомолвки, умолчания и т. п., которые есть в этом вопросе и составляют некий осадок. Мы знаем ужасное значение неполной ясности в существенных вопросах, несвободных суждений и т. п., что имело в пору «культа личности» и чему не должно быть места теперь» [12].  

Обостренное чувство истории, обращение к «зрелой памяти своей», к памяти народа, приверженность «правде сущей» позволило поэту сказать свое, «искреннее и нелукавое до конца» слово о культе личности Сталина. В интересах исторической точности Твардовский стремится подробно обрисовать, как складывался этот культ. Прослеживая процесс его формирования, он утверждает: «Так это было». Поэт не только выносит в заглавие эти слова, но и повторяет их. Они получают силу рефрена (от фр. refrain припев) – повторение какого-либо стиха в конце строфы [11]:





Тут ни убавить,

Ни прибавить, –

Так это было на земле.





К. Симонов считает, что эти слова являются как бы внутренним эпиграфом ко всей книге. И больше того – ко всему, что написано Твардовским и к его собственной жизни.

Глава «Так это было» написана поэтом-гражданином, который чувствует свою сопричастность со временем истории:






Минувший день не стал чужим.

Мы знаем те и эти годы

И равно им принадлежим.





Слайд 12

Поэт говорит от лица многоликого «мы» и от его имени утверждает: «Так это было». Речь автора звучит взволнованно, с повышенной эмоциональностью и риторическими вопросами, придающими драматизм всему поэтическому тексту:





И кто при нем его не славил,
Не возносил –


Найдись такой!
Но кто из нас годится в судьи –
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?


Что ж, если опыт вышел боком,
Кому пенять, что он таков?
Мы звали – станем ли лукавить? –
Его отцом в стране-семье.


Тут ни убавить,

Ни прибавить, –

Так это было на земле.





Слайд 13



Когда-то И.В. Сталин произнес крылатые слова о том, что сила партии так же заключена в теснейшей связи с народом, с массами, как мощь героя античного мифа Антея – в соприкосновении с матерью Землей. Но как политический деятель он в последние годы нередко не учитывал в своих планах многие реальные человеческие нужды. Так появляется и осмысливается в поэме конкретная человеческая судьба – образ простой русской крестьянки – тетки Дарьи. (Это реальная фигура, Дарья Иванова, соседка Твардовских по Загорью.) Она единственная из всех персонажей поэмы, кто назван по имени из «вдовьего» Смоленского края, –





Забытый им и богом, женский
Послевоенный вдовий край, –

И я за дальней звонкой далью,
Наедине с самим собой,
Я всюду видел тетку Дарью
На нашей родине с тобой;

С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И трудоднем пустопорожним,
И трудоночью  – не полней…






Тетка Дарья еще одно художественное открытие Твардовского, соотнесенное со временем, которое вмещается в определение «сталинская эпоха». Благодаря Твардовскому понимание этого времени стало глубже и отчетливее.
IV. Проверка составленных планов-конспектов (у 2-3 учеников).
3-ий этап урока:

обобщение и систематизация знаний
V. Стадия рефлексии.
Вопросы:

  • Друг детства героя поэмы. Каким он предстал перед нами?

  • Что позволяет нам понять сцена встречи двух друзей?

  • Какую тему и проблему поднимает автор в главе «Так это было»?


Слайд 14

4-ый этап урока: подведение итогов урока
VI. Вывод учащихся.
На основании проделанной работы учащиеся делают вывод об уроках истории (о необходимости воспитания будущих поколений правдой жизни, о необходимости обращения к народной памяти, верить в жизнь, быть верным родине и друзьям).
5-ый этап урока:

информация о домашнем задании, выставление оценок
Слайд 15

VII. Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение главы 15 «До новой дали».

2. Подготовиться к обобщению по всей теме.

3. Составить синквейн по группам: для первой группы ключевым словом будет «совесть», для второй – «правда» и для третьей – «память».
Слайд 16

Учитель:

В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке. Дальнейших вам успехов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconУчебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconБыстрова Мария Сергеевна
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconОбразовательная программа Детского сада №49 города Костромы
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconПрогулки как метод развития двигательной активности дошкольников
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconУчебник «Литература. 7 класс» автор-составитель: Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.:...
Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconКонспект урока тайны Пушкина фио бянкина Надежда Борисовна Место работы
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconУчебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М....
Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая...
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений....
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: «Литература «6 класс. Учебник для общеобразовательных школ: в 2-х частях. Автор-сост. Г. С. Меркин. 6-е издание. М:-ооо «тид...
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconКонспект коммуникативно-познавательной деятельности (подгрупповой)...
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconСистематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного...
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconРабочая учебная программа по литературе для 11 класса (авт состав....
Программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 6-е изд., М., Ооо «тид «Русское слово – рс», 2010
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 3 / Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 iconПоложение о порядке организации и проведения областного конкурса...
Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск