Скачать 189.87 Kb.
|
Слайд 1 Урок 57 (третий) Тема: «Тут ни убавить, / Ни прибавить, – / Так это было на земле ». Тип урока: урок-исследование с презентацией. Цель: формирование компетенций учащихся:
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска. Теория литературы: поэма, жанр, путевой дневник, лирический герой, интерпретация. Словарная работа: гумно, котомка, комсомол, овин, тризна, форпост. Методическое обеспечение:
Технологии:
Форм работы: коллективная, индивидуальная. Методические приемы: сообщения учащихся; аналитическая беседа; выразительное чтение; комментарии учителя; элементы лекции; словарная работа. Ход урока Вступление Слайд 2
Учитель: Русская литература – как поэзия, так и проза – всегда умела даже в самых сложных, исключительных обстоятельствах сохранять жизненную правду. Однако далеко не каждое произведение, пусть и очень хорошее, отражающее жизнь простого народа, свидетельствует о его истории и важнейших событиях страны. А как это делает Твардовский? Можно ли в поэме, стесненной рамками времени, отведенного жизнью и автором, отразить историю страны? Не будет ли она поверхностной и беглой? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке. 1-ый этап урока: объявление темы, постановка целей и задач урока Слайд 3 I. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку. Объявить тему, цели и задачи урока. Создать благоприятный эмоциональный настрой для работы на уроке. Слайд 4 II. Проверка домашнего задания. Слайд 5 Вопросы:
Для автора поэмы родина не только за окнами дальневосточного экспресса, пересекающего чуть ли не полмира. Родина для него и в сосредоточенных раздумьях о ее судьбах, о ее прошлом и настоящем. Дальний Восток – «заветный край особой славы», представляется автору «чудным» по своей красоте и несметным богатствам. Но размышления автора-путешественника не только о географии и истории, его волнуют люди, они находятся под его пристальным вниманием. Все они интересны и значительны для него. Сам же лирический герой предстает глубоко мыслящим человеком, граждански-активным в своих контактах с окружающей действительностью, а не пассивным наблюдателем. В нем тесно переплетается и воссоединяется в одно целое личное и общенародное, раздумья об эпохе и о себе в ней. В поэме несколько описаний различных людей и мест, которые важны не столько сами по себе, сколько для понимания авторских раздумий и воспоминаний:
2-й этап урока: формирование новых знаний, умений и навыков III. Исследование проблемы: «Столкновение будничной жизни с правдой памяти». Слово учителя. Художники слова очень часто писали о Родине, сочетая при этом философские размышления с высокими гражданскими мотивами, с чувством любви к родному краю и болью за то, что совершается на Родине. Произведения же А.Т. Твардовского носят особый характер, они опираются на народную традицию, поэтому внешне просты, демократичны, понятны читателю, так как отражают народную жизнь и душу народа. Сегодня мы проанализируем две главы поэмы: «Друг детства» и «Так это было». Но прежде, прочитайте еще раз тему и эпиграф к уроку. Демонстрируется слайд 3.
Выслушиваются мнения учащихся. Обсуждение. Словарная работа: Слайд 6 Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба [10]. Котомка – сумка, носимая за плечами [10]. Комсомол – сокращенно: коммунистический союз молодежи; в СССР: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – общественная организация молодежи (1918 – 1991 гг.) [10]. Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой [10]. Тризна – у православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки [10]. Форпост – передовой пункт, опора [10]. Анализ главы «Друг детства». Слайд 7 Вопросы:
Ответы учащихся. Слайд 8 Учитель: В 9 главе «Друг детства» Твардовским рассказана «одной судьбы особой повесть». Поведана судьба лучшего друга поэта, «с кем вместе в школе, в комсомоле и всюду были до поры», оклеветанного без вины и встретившегося на станции Тайшет по возвращении домой из Сибири. О прошлом своего друга поэт почти ничего не говорит, но есть в его словах нечто такое, что заставляет нас прислушаться к ним и уже, не отрываясь, читать до конца.
Вот, в сущности, и все, что рассказал о нем поэт. Мы не знаем, да и не узнаем до конца поэмы ни имени друга, ни подробностей его жизни. А важно ли это? Нет. Ведь, несмотря на то, что автор и называет судьбу своего друга особой, она не является какой-то исключительной, она похожа на многие известные нам судьбы. А для того, чтобы приковать наше самое пристальное внимание к рассказу, вполне довольно и нескольких слов, добавленных автором:
Мы уже с нетерпением ждем появления друга. Но автор почему-то оттягивает минуту встречи с ним. Критик А. Макаров упрекал поэта за то, что он «долго не может приступить к рассказу о самой встрече, отвлекаясь различными деталями вагонного и станционного быта» [6].
Работа с текстом. Поэт вышел из вагона:
Обсуждение. Вывод: Драматизм встречи с другом детства заключается в столкновении мирного будничного быта, определенного распорядка жизни, который кажется нормальным и даже располагает «благодушествовать вволю», с трудной, но необходимой правдой. Лирический герой откровенно признается в чувстве испуга и стыда, на миг нахлынувшего от этой встречи:
Слово учителя. Прежде чем приступить к рассказу о друге детства, автор говорит спокойно и четко:
Обратите внимание на слово «в книгу».
Обсуждение. Вывод: Слово «в книгу» можно считать синонимом к слову «дневник». В первых публикациях глав поэмы «За далью – даль» был подзаголовок «Из путевого дневника». Поэтому можно считать, что самоосуждение героя приобретает особый смысл, так как в дневник заносится только то, что не предназначено для посторонних глаз, даже самых близких. При этом автор дневника может и умолчать о каком-либо событии или поступке, и никто его в этом не уличит. Но такое умолчание граничит с совестью, а герой поэмы хочет быть честным и прежде всего пред самим собой. Поэма «Василий Теркин» – книга про бойца. Предлог «про» характерен для разговорной речи, тем самым подчеркивается, что книга для народа, к ней испытывают абсолютное доверие. В поэме «За далью – даль» слово «книга» имеет тот же смысл – оно усиливает веру в правдивость повествования.
Вывод: Первое представление об этом человеке складывается не только из внешних примет, таких как «стеганка» (ватник), «седина, усталость глаз», «зубов казенных блеск унылый», но и нескольких произнесенных им слов и жестов:
После первой минуты встречи между друзьями происходит какой-то неловкий, бессвязный, отрывистый разговор, который начинает автор:
Одна только простая, великодушная фраза «Ну, что там, можно и о том» говорит нам многое о незнакомом человеке, а заодно и об авторе, умеющим слышать такие полутона человеческой речи. Но вот уже короткое свидание начинает казаться обоим собеседникам слишком длинным. На серьезный разговор времени не хватает, а на случайные, пустые вопросы и ответы, пожалуй, его слишком много:
В том, что не сказали друг другу друзья, в этой недосказанности – самый главный разговор. Он продолжается дальше рядом вопросов автора самому себе и читателю: «Народ? Какой же тут народ!» и воспоминаниями о своей и других жизненных судьбах, судьбах всей страны. Поезд трогается. Автор отъезжает от станции, а человек «в стеганке» (поэт не дал ему имени) остается на платформе:
Этот военный, хоть и полушутливый жест, указывает на мужественно седого человека, сохранившего в бедах все самое святое и дорогое – веру в жизнь, верность родине и друзьям.
Встреча дана с той строгой и честной точностью, которая соответствует серьезности темы. Ни одного неверного звука, ни одного лишнего или чрезмерного слова. Автор сумел не только передать значительность этого короткого и случайного свидания, но и показать нам с предельной отчетливостью облик своею друга – его возраст, повадку, характер, его отношение к жизни, к родине. Поэт беспощаден к самому себе. Комментарий учителя: Таким образом, сцена встречи с реабилитированным, возвращающимся другом детства, позволяет нам понять тайные переживания героя, которого больше всего одолевает чувство виновности в горькой судьбе друга. В действительности встречи в Тайшете не было. В ее описании нашли художественное отражение тяжелые судьбы двух реальных друзей поэта, которые он верно хранил в памяти на протяжении долгих лет разлуки: «и вспомнил я тебя, друг детства, и тех годов глухую быль». Слайд 9 Воспоминания о юношеской дружбе окрашены в поэтические тона, а сам же друг обрисован как человек более добрый, умный и талантливый, чем лирический герой. С глубоким психологизмом показано чувство смятения, охватившее героя при виде друга детства. Он пытается подавить это чувство, испытывая стыд за себя и неуверенность, а вдруг оно будет понято как знак нежелания встречи. С психологической точностью изображены тщетные попытки героя найти тему для разговора: ведь поезд стоит всего несколько минут, да и разлука, длившаяся семнадцать лет, не могла не оказать существенного влияния. И вот они рядом – поэт и его друг детства – «трясут друг друга», подбадривая себя давним словечком, бывшим когда-то в их употреблении: «старик!».
Так снова звучит мотив совести – главного признака настоящего человека. Этот мотив то выходит на первый план произведения, то проявляется в глубине психологического подтекста. Работа с главой «Так это было». Лекция учителя. Учащиеся составляют краткий конспект. Слайд 10 Глава 14 «Так это было» занимает особое место в поэме и является наиболее ёмкой. Писалась она трудно, с большими перерывами и в ней вновь всплывают та же тема и тот же образ:
Тема этой главы сложная, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: «Мы помним те и эти годы и равно им принадлежим». И обходить молчанием время – «не дело и не резон душе моей», – замечает поэт. И не случайно именно в главу «Друг детства» вошли знаменательные слова:
В 1954 году Твардовский опубликовал главу «На мартовской неделе». Время показало, что не все высказанные в ней мысли и оценки были правильны. Автор исключил ее из книги, однако, оставил поднятую в ней тему:
Еще в «Василии Теркине» Твардовский утверждал, что народу не прожить «без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы не была горька». Оставаясь верным этому принципу, Твардовский мужественно и прямо говорит в главе «Так это было» о трудностях, возникших в нашей жизни в связи с культом личности. Начало главы связано с потрясением, вызванным смертью Сталина в марте 1953 года. Судя по названию, главным эпизодом задуманной «сталинской главы» должна быть встреча Смерти со Сталиным и первоначально она имела заглавие «Последний разговор». В 1954 году, 26 ноября, в своей рабочей тетради Твардовский записал: «Это должно быть небольшой, но одного дыхания вещью. Вещью, с которой нельзя торопиться, не уяснив в ней для себя до конца всю сложность темы. Есть опасность предвосхищения в ней вещи «эпохальной» [12]. Однако к началу 1960 года Твардовский подготовил новую редакцию «сталинской главы» под другим названием – «Письмо с дороги». «Как всегда, в работе видишь уже не только то, что сейчас делаешь, но и то, что завтра пойдет, чего не предполагал еще в такой определенности», – пишет Твардовский. Слайд 11 В 1956 году, после XX съезда КПСС, на котором развенчали культ личности Сталина, но не всю правду сказали до конца, заставило Твардовского обратиться с письмом к Н. С. Хрущеву (4 февраля 1960 г.). Поэт просил руководителя партии познакомиться с главой «Так это было», «ключевой, решающей» главой законченной книги. В письме, в частности, говорилось: «Если бы все, в чем нуждается душа человека, можно было бы сказать в докладах и решениях, не было бы необходимости искусства, поэзии. Мне казалось все эти годы, что вопрос о так называемом культе личности, исчерпывающе решенный в плане политическом, оставляет еще возможность и даже необходимость какого-то слова, недвусмысленного, искреннего и нелукавого до конца, — слова, которое послужило бы еще большему воодушевлению народа и партии в решении стоящих перед ними задач и отринуло бы все недомолвки, умолчания и т. п., которые есть в этом вопросе и составляют некий осадок. Мы знаем ужасное значение неполной ясности в существенных вопросах, несвободных суждений и т. п., что имело в пору «культа личности» и чему не должно быть места теперь» [12]. Обостренное чувство истории, обращение к «зрелой памяти своей», к памяти народа, приверженность «правде сущей» позволило поэту сказать свое, «искреннее и нелукавое до конца» слово о культе личности Сталина. В интересах исторической точности Твардовский стремится подробно обрисовать, как складывался этот культ. Прослеживая процесс его формирования, он утверждает: «Так это было». Поэт не только выносит в заглавие эти слова, но и повторяет их. Они получают силу рефрена (от фр. refrain – припев) – повторение какого-либо стиха в конце строфы [11]:
К. Симонов считает, что эти слова являются как бы внутренним эпиграфом ко всей книге. И больше того – ко всему, что написано Твардовским и к его собственной жизни. Глава «Так это было» написана поэтом-гражданином, который чувствует свою сопричастность со временем истории:
Слайд 12 Поэт говорит от лица многоликого «мы» и от его имени утверждает: «Так это было». Речь автора звучит взволнованно, с повышенной эмоциональностью и риторическими вопросами, придающими драматизм всему поэтическому тексту:
Слайд 13 Когда-то И.В. Сталин произнес крылатые слова о том, что сила партии так же заключена в теснейшей связи с народом, с массами, как мощь героя античного мифа Антея – в соприкосновении с матерью Землей. Но как политический деятель он в последние годы нередко не учитывал в своих планах многие реальные человеческие нужды. Так появляется и осмысливается в поэме конкретная человеческая судьба – образ простой русской крестьянки – тетки Дарьи. (Это реальная фигура, Дарья Иванова, соседка Твардовских по Загорью.) Она единственная из всех персонажей поэмы, кто назван по имени из «вдовьего» Смоленского края, –
Тетка Дарья еще одно художественное открытие Твардовского, соотнесенное со временем, которое вмещается в определение «сталинская эпоха». Благодаря Твардовскому понимание этого времени стало глубже и отчетливее. IV. Проверка составленных планов-конспектов (у 2-3 учеников). 3-ий этап урока: обобщение и систематизация знаний V. Стадия рефлексии. Вопросы:
Слайд 14 4-ый этап урока: подведение итогов урока VI. Вывод учащихся. На основании проделанной работы учащиеся делают вывод об уроках истории (о необходимости воспитания будущих поколений правдой жизни, о необходимости обращения к народной памяти, верить в жизнь, быть верным родине и друзьям). 5-ый этап урока: информация о домашнем задании, выставление оценок Слайд 15 VII. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение главы 15 «До новой дали». 2. Подготовиться к обобщению по всей теме. 3. Составить синквейн по группам: для первой группы ключевым словом будет «совесть», для второй – «правда» и для третьей – «память». Слайд 16 Учитель: В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке. Дальнейших вам успехов. |
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010 | Быстрова Мария Сергеевна Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | Образовательная программа Детского сада №49 города Костромы Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | ||
Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | Учебник «Литература. 7 класс» автор-составитель: Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного... | ||
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.:... Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | Конспект урока тайны Пушкина фио бянкина Надежда Борисовна Место работы Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | ||
Учебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М.... Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая... | Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.... Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: «Литература «6 класс. Учебник для общеобразовательных школ: в 2-х частях. Автор-сост. Г. С. Меркин. 6-е издание. М:-ооо «тид... | Конспект коммуникативно-познавательной деятельности (подгрупповой)... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | ||
Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса (авт состав.... Программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 6-е изд., М., Ооо «тид «Русское слово – рс», 2010 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... | Положение о порядке организации и проведения областного конкурса... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 |