Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета)





Скачать 326.28 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета)
страница1/3
Дата публикации30.09.2013
Размер326.28 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_______________Е.А.Марянин

Приказ №_____________

от «_____» _________________20____г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_____________/_____________________________

от «_____» ____________________20_____г.

Рассмотрено на МО учителей-предметников МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Спасского муниципального района РТ

Протокол № ______

от «_____» ________________________20____г

Руководитель МО

______________/_________________________


Рабочая учебная программа по

_____________________Литературе ____________________________

(наименование учебного предмета)

_________5__________

(класс)

Год разработки __2012_

Срок реализации программы ____1 год___

Составлена на основе ___ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Программу составила ___Кутлаева Наталья Владимировна
Пояснительная записка

Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по

истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Русский фольклор. Малые жанры. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые

жанры фольклора. Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора –народа. Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости в сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель» Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч.)

М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30ч.)

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке Василий Андреевич Жуковский. В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В. А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады. Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости М. Ю. Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление).Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема

смысла жизни. Пейзаж глазами героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. Фёдор Иванович Тютчев. Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха. Лирика Е.А. Баратынского, Н.М Языкова, А. В. Кольцова

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»: Вася и его отец. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Понятие о композиции литературного произведения Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики. П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы- мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа. Константин Георгиевич Паустовский. Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Самуил Яковлевич Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев». Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке. Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Тема рассказа «Никита». Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика. Виктор Петрович Астафьев - русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. Становление характера героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и выразительность описания природы. Понятие об автобиографическом произведении. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню –долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы. А. Прокофьев. «Аленушка». Д. Кедрин. «Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня» Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие

представлений о жанре). Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сказка «Снежная королева». Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда. Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство. Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народаУчебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)

Учебно-методический комплект

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.: Просвещение, 2009.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.

  3. Финтистова О. А. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. Волгоград. Учитель, 2006.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

  5. Учащиеся должны знать:

  6. -авторов и содержание изученных художественных произведений;

  7. -основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

  8. сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

  9. Учащиеся должны уметь:

  10. -воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  11. -отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  12. -видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

  13. -выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  14. -определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

  15. -прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; -воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

  16. произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

  17. -различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  18. -пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  19. -ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  20. -выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  21. -подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  22. -словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  23. -аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  24. -видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  25. -написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  26. -сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

  27. -создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.


Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по биологии (наименование учебного предмета/курса)
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка»
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр моу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Природоведению (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по географии (наименование учебного предмета \ курса)
Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр ОАО «Газпром»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск