Скачать 378.16 Kb.
|
Рабочая учебная программа по _____________________Литературе ____________________________ (наименование учебного предмета) _________7__________ (класс) Год разработки __2012_ Срок реализации программы ____1 год___ Составлена на основе ___ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19). Программу составила ___Кутлаева Наталья Владимировна Пояснительная записка Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009). Структура рабочей программы Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание по разделам курса, календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Содержание учебного курса ВВЕДЕНИЕ Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Русский фольклор Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера. Народное представление о героическом. Предания как поэтическая автобиография народа Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Былины. Собирание былин. Выражение в фольклоре национальных черт характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные основы в былине, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Героический эпос в мировой литературе Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозно-духовные корни древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) Поучение как жанр древнерусской литературы. Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения» РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Проблематика произведений 19 века: человек и мир, человек и общество, человек и история. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (обзор). «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…» Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Образ «маленького человека» Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести «Станционный смотритель» Дуня и Минский. Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Сюжет поэмы, его историческая основа. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Образы гусляров и автора Николай Васильевич Гоголь. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Замысел автора. История создания повести Тарас Бульба и его сыновья Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание эпохи и атмосферы детства героев. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Роль художественной детали в раскрытии характера. Описание степи. Особенности изображения человека и природы в повести Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий в бою. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Героизм и самоотверженность. Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за родную землю. Запоржцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса Иван Сергеевич Тургенев. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. История создания и тематика сборника «Записки охотника. Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. Художественные достоинства рассказа. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык» История создания цикла. Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача»,«Русский язык». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева. Николай Алексеевич Некрасов. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения судьбе народа: «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Боль поэта за судьбу народа . Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Повествовательное начало в лирике Некрасова. Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа произведения. Образ русской женщины и проблема русского счастья. Величие духа русской женщины. Алексей Константинович Толстой. Слово о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведений Толстого. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. Живописность и музыкальность произведений А.К. Толстого. А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Образ эпохи Ивана Грозного, опричнина и опричники. Художественная концепция Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности Князь Серебряный - благородный герой в кровавое время Трагедия героя, сохранившего честь и верность. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Особенности сюжетов и проблематики «Сказок для детей изрядного возраста». Смысл противопоставления генералов и мужика. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пискарь», Медведь на воеводстве». Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения в сказках. Лев Николаевич Толстой. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». История создания повести. Тема детской открытости миру. Автобиографический характер произведения. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка сложность его чувств и переживаний Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Характеристика героя. Его чувства, поступки и духовный мир. Детство как открытие мира, самосознание ребёнка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь Антон Павлович Чехов. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон» Сатирический пафос произведения. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе. Смех и слёзы в «маленьких рассказах». Социальная направленность рассказов. Позиция писателя. В.М. Гаршин. Слово о писателе. Рассказ «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И.А. Бунин. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика Максим Горький. М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Тема и идея произведения. Тяжёлые картины детства. Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. Бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. Обращение писателей 20 века к художественному опыту своих предшественников. Традиции Л.Н. Толстого, и их переосмысление Горьким. Портрет как средство характеристики героев. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. Романтизм раннего творчества М.Горького. Приём контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка. В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Представление поэта о сущности творчества. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль поэзии в жизни человека и общества. Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Метафора как основа сюжета. Сатира в творчестве Маяковского. Яркость и динамизм образов. Роль рифмы В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир Мещанство как социальная опасность. Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому. Леонид Николаевич Андреев. Л.Н. Андреев Слово о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображённая поэтическим зрением Пастернака. Способы создания поэтических образов. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Трудности и радости грозных лет войны в литературе 40-50-х годов 20 века. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Стихотворения: А. Ахматовой «Мужество», К. Симонова «Жди меня…», А. Суркова «Песня смелых» Федор Александрович Абрамов. Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Литературные традиции в рассказе. Евгений Иванович Носов. Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Автобиографический рассказ. Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. «Не дать погаснуть живому огню …» (по рассказу «Живое пламя» Е.И.Носова). Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя» Юрий Павлович Казаков. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Пейзажная лирика. М. Зощенко. Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах. Смешное и грустное в рассказе «Беда». Образ повествователя и авторская позиция. «Сочетание иронии и правды чувств», « пёстрый бисер лексикона» (М. Горький) ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля…». Особенности художественной образности дагестанского поэта ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Р. Бёрнс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. Грустный и шутливый характер произведения. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. Героические мотивы. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе 20 века. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Поэтический гимн благородству и любви. Р. Бредбери. Слово о писателе. Смешное и возвышенное в рассказе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о победе добра. Жанр фантастической новеллы в зарубжной литературе. Э. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (7 класс) Для учащихся: 1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. 2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим …»: Дидактические материалы политературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006. Для учителя: 1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002. 2. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007. 3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. 4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006. 5. Коровина В.Я. Литература: Методические советы 7 класс. –М.: Просвещение, 2003. 6. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение , 2008. 7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001. 8. Турьянская Б.И, Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2003. 9. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 7 класса. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса Учащиеся должны знать: - содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - основные теоретико-литературные понятия; Учащиеся должны уметь: - работать с книгой - определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;- владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою Календарно-тематическое планирование
|
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Рабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета) Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания | Рабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета) Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» | ||
Рабочая учебная программа по биологии (наименование учебного предмета/курса) Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка» | Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» | ||
Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета) Зам директора по увр моу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Рабочая учебная программа по Природоведению (наименование учебного предмета) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Рабочая учебная программа по географии (наименование учебного предмета \ курса) Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр ОАО «Газпром» |