План-конспект
урока русского языка
по теме «Вежливые» слова
Составила учитель
I квалификационной
категории МКОУ
«Буканская СОШ»
Скорик Елена
Александровна
с. Буканское
2013 г
Тема: «Вежливые» слова Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.
Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный момент
| Проверка готовности учащихся к уроку
|
| 2. Актуализация знаний
| - Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.
(приложение 1)
(какой?) …, …, ….
(какая?) …, …, … .
(какой?) …, …, … .
(какой?) …, …, … .
- На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь?
- Что они называют?
- Что называют слова, которые вы добавили?
- Что ещё могут называть слова?
- На какие вопросы они отвечают?
| Учащиеся называют слова, обозначающие признаки предметов.
- Кто? - Предметы
- Признаки предметов - Действия предметов
- Что делает? Что делают?
| 3.Самоопределение к деятельности
| (На доске запись.) СИ СПА БО
- Составьте из этих букв слово.
- Что означает это слово?
- Когда мы так говорим?
- Как называют такие слова?
- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?
- Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова.
(приложение 2)
- У вас на партах лежат лепесточки со словами,. После выполнения заданий вы будете находить «вежливые» слова и по одному лепесточку собирать наш цветок.
|
(Учащиеся составляют из букв слово)
- Спасибо
(Дети дают ответы на вопросы учителя)
| 4.Работа по теме урока
| 1. Работа по карточкам.
- Прочитайте текст на карточках.
(приложение 3)
-Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?
- Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите.
- А какие слова говорят, когда прощаются?
- Как называются такие слова?
-Найдите листочек с «вежливым» словом.
2. Работа по учебнику (с.25 № 14)
— Прочитайте «вежливые» слова.
— Когда употребляют эти слова?
— Для чего нужны «вежливые» слова?
— Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?
-Найдите листочек с «вежливым» словом.
(с. 26 № 15)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Почему словарь называется толковым?
— Что означает слово невежа? (В словаре Ожегова: Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Недостаточно и плохо отделанный, обработанный простым способом.
Не получивший нужного воспитания, не умеющий вести себя.)
— Что означает слово невежда? (По Ожегову: Невежда – человек несведущий (не обладающий познаниями) в какой-нибудь оласти).
| Читают текст на карточках.
Находят «вежливые» слова.
- Слова-приветствия
Дети записывают слова-приветствия.
Учащиеся называют слова-прощания
(Работа в парах. Разыгрывание сценки.) - Воспитанный Читают задание, выполняют - В нем дается толкование, объяснение слов
| 5. Физкультимнутка
| Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
| Прыжки на месте
Приседания Наклоны вперед
Наклоны в стороны
Хлопки в ладоши
| 6. Закрепление изученного материала
| Работа по учебнику (с.24 № 11)
— Прочитайте текст.
— Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?
— О ком и о чём идёт речь в этом тексте?
— Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их. — Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана-царевича. Прочитайте их. - Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
|
Читают текст упражнения
-Иван царевич и серый волк.
Называют действующих героев.
Находят и прочитывают слова обозначающие действия жар-птицы.
Аналогично.
Списывают первое предложение.
| 7. Рефлексия
| (На доске записаны слова.)
Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.
- Найдите лишнее слово.
- Как называются все остальные слова?
- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?
- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?
- Как называют грубого, невоспитанного человека?
- А кто такой невежда?
Послушайте стихотворение.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините,
Я немного опоздал.
— Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
— Извините, —
Шепчет Витя, —
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя
Или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
И. Антонов
- А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?
- Составьте два предложения, используя слова вежливого общения. - Какие предложения вам понравились больше всего?
- Оцените свою работу на уроке.
|
- Завтра
- «Вежливые» слова Ответы учащихся - Вежливый, воспитанный - Невежа
Ответы детей Составление предложений с использованием «вежливых» слов
Для оценивания работы используются смайлики
| 8. Подведение итогов урока
| — Какой словарь нам помогал на уроке?
| - Толковый
|
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А.Цветков
|
Использованная литература:
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г.
Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2011г.
Толковый словарь Ожегова.
Картинки из интернет источников.
|