Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»





Скачать 319.7 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»
страница1/3
Дата публикации07.10.2013
Размер319.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2011г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.13.2 – Методика преподавания литературы

(специальная)

г. Томск – 2011

1.Цели и задачи дисциплины
Цели: ознакомить студентов с основными направлениями современной специальной методики преподавания литературы; раскрыть коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

- изучить теоретические, методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические основы специальной методики преподавания литературы;

- выработать навыки аналитического похода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка;

- научить приемам анализа произведений разных жанров, выбору видов учебной деятельности, способствующим коррекционно-педагогической работе с детьми с общими нарушениями речи.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучение дисциплины должно помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, способствующего исправлению недостатков речи.

Студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:

- уметь анализировать и синтезировать отобранный для урока литературы литературоведческий и языковой материал с учетом особенностей работы по коррекционно-речевому развитию школьников с общим нарушением речи;

- сформировать специальные профессионально-методические умения планирования проведения уроков, внеклассных мероприятий по литературе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

- уметь конструировать и анализировать разные типы уроков литературы;

- знать содержание, формы и виды работы по организации учебного процесса на уроке литературы;

- знать особенности работы над произведениями разных литературных жанров;

- знать психологические особенности восприятия художественной литературы с детьми с ОНР;

- овладеть методикой анализа произведений детской литературы.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

128

68

60

Аудиторные занятия

66

36

30

Лекции

33

18

15

Практические занятия

33

18

15

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

62

32

30

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет - 7 сем., экзамен - 8 сем.

зачет

экзамен


4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1

Методика преподавания литературы (специальная) как наука

2

2

2

2

Литература как учебный предмет. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

2

2

4

3

Принципы и методы обучения литературе в школе для детей с ТНР.

2

4

4

4

Разделы и этапы литературного образования. Этапы работы над художественным произведением.

2

-

4

5

Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над произведениями фольклора.

4

4

8

6

Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров.

8

8

14

7

Урок литературы в школе для детей с ТНР. Своеобразие формирования литературоведческих понятий.

2

2

4

8

Межпредметные связи на уроке литературы. Вертикальный тематизм.

2

2

4

9

Особенности словарно-фразеологической работы на уроках литературы.

2

2

4

10

Развитие устной и письменной речи на уроках литературы.

3

3

4

11

Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.

4

4

10




ИТОГО

33

33

62


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Методика преподавания литературы (специальная) как наука.

Лекции

Становление методики преподавания как науки в XІX веке. Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и др. Значение их трудов для развития специальной методики преподавания литературы. Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как частной методики самостоятельного учебного предмета в 50-е годы XX века. Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами конца XX – начала XXІ веков. Теоретические основы специальной методики преподавания литературы: методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические.

Практические занятия

Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, просмотр статей учителей – практиков по журналам периодики, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент как способ проверки эффективности методико-педагогических исследований).

Раздел 2. Литература как учебный предмет. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Лекции

Литература как один из важных компонентов общего образования учащихся с ОНР. Взаимосвязь этико-эстетических и коррекционно-развивающих задач в учебном предмете. Познавательная и воспитательная функции литературы как искусства слова и учебного предмета. Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР – речевая направленность курса, связанная с освоением идейно-эстетических ценностей литературы и совершенствованием речевых умений и навыков учащихся. Методика обучения правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению. Развитие навыков выразительного чтения. Выразительное чтение как средство анализа произведения.

Практические занятия

Тренировочные упражнения на фольклорном и литературном материале. Дидактические игры по коррекции речевой недоразвитости.

Раздел 3. Принципы и методы обучения литературе в школе для детей с ТНР.

Лекции

Основные принципы преподавания литературы в школе (научность, историзм, единство содержания и формы в школьном анализе, доступность, последовательность, систематичность и т.д.). Специфика использования дидактических принципов преподавания литературе в школе для детей с ТНР. Создание установки на организацию комплексной речевой деятельности учащихся (говорение, аудирование, чтение, письмо). Метод как система обучения и метод как способ обучения. Своеобразие преломления основных методов обучения в практике преподавания литературы в школе для детей с ТНР (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, Эвристический, исследовательский и т.д.).

Практические занятия

Репродуктивный метод. Значение упражнений репродуктивного типа для развития речи учащихся с речевым недоразвитием. Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР в процессе использования приемов данного метода. Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся. Исследовательский метод. Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы обучения в процессе изучения художественного произведения. Работа по составлению партитуры для прочтения художественного текста.

Раздел 4. Разделы и этапы литературного образования. Этапы работы над художественным произведением.

Лекции

Процесс работы над художественным произведением. Условность разграничения в учебно-методических целях изучения художественного произведения на несколько этапов и их взаимосвязь (вступительные занятия, чтение и усвоение содержания произведения, заключительные занятия). Зависимость выделения основных этапов изучения литературного произведения от объема и жанра произведения.

Практические занятия — не предусмотрены.

Раздел 5. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над произведениями фольклора.

Лекции

Классификация детского фольклора. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки). Дидактические приемы и обучающие игры в работе с малыми жанрами фольклора. Народная проза: сказка и несказочная проза. Сказкотерапия.

Практические занятия

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, чистоговорки (скороговорки), загадки. Упражнения по отработке артикуляции. Притчеобразность малых жанров фольклора, разные приемы по уяснению переносного смысла, иносказания. Дидактические игры. Установка на вымысел в жанровых разновидностях сказки (сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка). Связь вымысла и реальности. Сказкотерапия. Установка на достоверность в несказочной прозе (предания, былички, легенды). Топонимические предания. Дидактический материал по изучению произведений фольклора. Литературные (авторские) сказки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск