Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика





НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины логика
страница1/5
Дата публикации09.10.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ЛОГИКА
Логика как учебная дисциплина является необходимым компонентом образования студентов-историков. Содержание курса включает проблемы, обсуждение которых предполагает знакомство слушателей с основами философского знания.

Изучение логики формирует логическую дисциплину ума – необходимого условия освоения всякого рационального, в том числе и исторического знания. Кроме того, освоение норм рационального рассуждения способствует формированию у студентов способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к слову, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности.

Курс логики направлен приобретение студентами таких навыков аналитической работы, которые позволят им проводить доказательные рассуждения, независимо от предметной сферы применения. Рефлексия над основными логическими принципами и операциями мышления способствует развитию таких умений как обобщение и отделение главного от второстепенного, сосредоточение на главном, раскрытие замысла некоего целого. Оно формирует умение выявлять логическую форму рассуждения, реконструировать логические связи, осуществлять операции определения, деления и классификации понятий, применять логику категорических высказываний (силлогистику), решать задачи, относящиеся к современной формальной логике высказываний.
Цель курса - ознакомление студентов с основными понятиями и законами логики, их использованием в устной и письменной аргументации, а также формирование логической культуры мышления.

Задачами дисциплины являются:

  1. ознакомить студентов с основными понятиями, законами и операциями логики;

  2. сформировать у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами;

  3. способствовать развитию логического мышления студентов путем решения логических задач;

  4. научить правилам построения аргументации, доказательства и опровержения,

  5. познакомить с ошибками и различными уловками, применяемыми в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога.



Тема 1. Предмет и значение логики (лекция) – 2 ч.
План:

  1. Мышление как предмет логики.

  2. Понятие о логической форме мысли.

  3. Теоретическое и практическое значение логики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое форма мышления и почему логика называется формальной?

  2. Какова роль мышления в познании объективной реальности?

  3. Каково соотношение логики и языка?

  4. Зачем надо изучать логику?

5. Что такое интуитивная логика? Приведите примеры, иллюстрирующие тот факт, что люди, никогда не изучавшие логику, все равно интуитивно ею пользуются.

6. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления?

7. Мышление - это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности?
Задания для самостоятельной работы:

1. Выявите в чем сходны и в чем различаются чувственное и рациональное познание.

2. Определите, чем отличаются формальная и диалектическая логика.

3. Охарактеризуйте основные этапы развития логики.
Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 1, С. 8-39.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Главы 1-2, С. 8-37.

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Тема 2. Сущность понятия и его виды (лекция) – 2 ч.
План:

  1. Понятие как форма мышления и его логическая структура.

  2. Виды понятия.

  3. Отношения между понятиями.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как соотносятся понятие и слово? Можно ли утверждать, что понятие и слово – это одно и то же?

2. Какими бывают понятия по объему и содержанию?

3. В чем состоит разница между сравнимыми и несравнимыми понятиями?
Задания для самостоятельной работы:

1. Приведите примеры следующих видов понятий:

единичных, общих, нулевых, собирательных, несобирательных, конкретных, абстрактных, положительных, отрицательных.

2. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

Луна, растение, столица государства, музыкальный коллектив, знаменитый художник, кентавр, Арктика, лист бумаги.

3. Являются совместимыми понятия:

- Невиновный, осужденный;

- Книга, тетрадь;

- Грамм, единица измерения;

- Книга, учебное пособие;

- Грамм, единица измерения длины;

- Компьютер, диск;

- Преступление, преступник;

- Адвокат, прокурор;

- Способность, память;

- Книга, библиотека;

- Книга, учебник;

- Книга, пособие;

- Волейбол, баскетбол;

- Командная игра, спортивная игра;

- Любитель, спортсмен;

- Деяние, преступление;

- Слон, африканское животное

- Кража, грабеж;

- Зерно, трава;

- Авторучка, карандаш;

- Столетие, год;

- Борьба, дзюдо;

- Осужденный, неосужденный;

- Варежки; шарф.

4. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

- Населенный пункт, село, город, город России, столица;

- Студент, студент МГГУ, студент-историк;

- Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;

- Предприниматель; депутат; отец; спортсмен; легкоатлет;

- Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память;

- Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил;

- Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер»;

- Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура;

- Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», вилка;

- Число, 75, целое число, положительное число, четное число;

- Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велосипед, детский велосипед, спортивный велосипед;

- Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное;

- Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, государственный флаг РФ;

- Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство;

- Пудель, такса, собака, домашнее животное, лошадь;

- Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели;

- Гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак;

- Квадрат, куб, геометрическая фигура, плоская геометрическая фигура, пространственная фигура.

- Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.

- Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.

- Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар;

- Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц;

- Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка;
Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-54.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-85.

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Тема 3. Определение вида понятия (практическая работа) – 2 ч.
План:

  1. Виды понятий по объему.

  2. Виды понятий по содержанию.

  3. Общая логическая характеристика понятия.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Могут ли слова с отрицательными частицами «не» и «без» («бес») относится к положительным понятиям и в каких случаях?

2. Что представляет собой полная логическая характеристика понятия и каково ее назначение?
Задания для самостоятельной работы:

1. Определите вид данных понятий по объему:

- Президент; Действующий президент России; Экс-президент России;

- Молекула воды, не содержащая атом кислорода; Молекула воды; Молекула воды на Солнце;

- Речь; Новогоднее поздравление Президента; Новогоднее поздравление Президента России в 1980 году;

- Студент-историк; Школьник-космонавт; Староста нашей группы;

- Город; Город-миллионер России; Столица России;

- Писатель; А.П.Чехов; Автор миллиона романов;

- Окружность, Единичная окружность, Квадратная окружность;

- Полюс; Северный полюс; Экваториальный полюс;

- Мужчина; Гражданин Петров И.И.; Кощей Бессмертный;

- Мойдодыр; Корней Чуковский; Детский писатель;

- Самая удаленная точка Вселенной; черная дыра; Солнечная система;

- Автор учебника «Логика»; Ю.В.Ивлев; Автор популярного романа «Логика»;

- Белый уголь; Уголь; Уголь, используемый при запуске ракет;

- Женщина; Царевна-Лягушка; Автор романа «Гарри Поттер и философский камень»;

- Автор романа «Война и мир»; Автор проекта Закона о реформе ЖКХ; Автор Закона о реформе ЖКХ.

2. Дайте логическую характеристику понятиям по содержанию:

- Состояние;

- Вода;

- Текст;

- Бес;

- Беспечный;

- Бескорыстный;

- Монарх;

- Монарх России;

- Отклик;

- Обязанность;

- Кощей Бессмертный;

- Галактика;

- Студенческая группа;

- Староста группы;

- Успеваемость студенческой группы;

- Дисциплина;

- Российская демократия;

- Отвага капитана Иванова;

- Столетие;

- Бестолковый;

- Созвездие Большой медведицы;

- Сила.
Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-54.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-85.
Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Темы 4-5. Логические операции с понятиями (лекция) – 2 ч.,

(практическая работа) – 2 ч.
План:

  1. Ограничение и обобщение понятий.

  2. Деление понятий.

  3. Определение понятий.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие логические операции с понятиями используются на практике?

2. Предельными случаями каких логических операций являются единичные понятия и категории?

3. В каком отношении находятся операции мысленного расчленения целого на части и логического деления, а также операции перехода от целого к части и от части к целому и логические операции ограничения и обобщения?

4. Нарушением какого логического правила являются «широкое» и «узкое» определения и в чем состоит их сущность?

5. Какие ошибочные определения называются тавтологией?
Задания для самостоятельной работы:

1. Ограничьте и обобщите понятия:

- Стол;

- Книга;

- Учебник;

- Любовь;

- Диск;

- Столица;

- Единица информации;

- Собака;

- Животное;

- Телевизор;

- Президент;

- Следователь;

- Вуз;

- Впадина в мировом океане;

- «Жигули»;

- Факультет;

- Таблица;

- Хоккеист;

- Планета;

- Понятие;

- Окружность;

- Закон;

- Спутник.

2. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?

- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.

- Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

- Люди делятся на дающих и берущих взаймы.

- Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

- Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

- Леса делятся на лиственные и хвойные.

- «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают» (И. С. Тургенев ).

- Науки делятся на гуманитарные и естественные.

- Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

- Материальные тела делятся на твёрдые, жидкие и газообразные.

- Церкви делятся на православные и католические, высокие и низкие.

- Свет делится на искусственный, голубой и лунный.

- Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

- Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные.

- По силе зрения люди делятся на близоруких и дальнозорких.

- По способности проводить электрический ток тела делятся на проводники, полупроводники и не проводники.

- Источники бывают холодные, солёные, серные.

- Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.

- Греки делили людей на греков и варваров.

- На письменном столе лежали учебники по русскому языку: для начальных классов, для 5-11 классов, для педучилищ, для подготовительных курсов вузов, монография В.В.Виноградова «Русский язык».

- Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей ее среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства.

- Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

- Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.

3. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

- Анемометр – прибор, измеряющий силу ветра.

- Человек есть животное, строящее жилище.

- Виктор Гюго – французский писатель, написавший роман «Собор Парижской Богоматери».

- Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

- Жизнь есть сумма жизненных функций.

- Мошенничество – это преступление.

- Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

- Лев есть царь зверей.

- Барометр – метеорологический измерительный прибор.

- Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.

- Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

- Историк – человек, изучающий историю.

- Олигоцен – третья эпоха палеогена.

- Мухомор есть ядовитый гриб.

- Ртуть – единственный жидкий при обыкновенной температуре металл.

- Собака – это друг человека.

- Круг есть замкнутая кривая.

- Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

- Стол есть изделие, предназначенное для питания или работы.

- Некоторые структуры у многих видов организмов, по-видимому, не несут никакой функции, и их называют рудиментарными органами.

- Недисциплинированный ум – это ум, поддающийся влиянию гнева, ненависти, жадности, гордыни, эгоизма и так далее. Именно из-за него мы попадаем в разные неприятные ситуации. (Его Святейшество Далай-Лама).

- Терпеливая сдержанность есть качество, которое помогает нам не допустить того, чтобы отрицательные мысли и эмоции завладели нами. Она охраняет покой нашего ума перед лицом напастей. Благодаря такой тренировке терпения наше поведение становится полностью нравственным.

- Образованный хам – детище «торжества разума».

- Демократ – человек демократических убеждений.

- Человек – это звучит гордо.
Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 54-88.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Главы 4-5, С. 86-123.
Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое...
Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 15 Материалы...
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля). Практические занятия
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 18 пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «История экономических учений»
Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическая работа №1
Составить схемы деятельности инициативного и рецептивного туроператора и подчеркнуть особенности их деятельности
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины международные отношения
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск