Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа





Скачать 319.14 Kb.
НазваниеЛеонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер319.14 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3


Топонимия родного края

(на фактологическом материале территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)
Авторы: Леонтьева Зоя Ивановна,

учитель чувашского языка, литературы

и культуры родного края,

МБОУ «Яндобинская СОШ» Аликовского

района Чувашской Республики

Леонтьева Елена Николаевна,

учитель чувашского языка

МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа направлена на то, чтобы ознакомить учащихся с областью лингвистического краеведения – топонимикой. На занятиях курса учащиеся получат топонимические знания, познакомятся с историей родного края, его уникальным прошлым, с происхождением географических наименований, с историей их возникновения. Для топонимических исследований будут привлечены архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, географические карты, карты-схемы, словари (двуязычные: чувашско-русские и русско-чувашские и другие тюркские и финно-угорские; толковые; терминологические; этимологические; энциклопедические; ономастические (топонимические, словари имен).

Предполагается сбор, изучение, научно-популярное описание всевозможных названий малых географических объектов, входящих в Яндобинское сельское поселение Аликовского района Чувашской Республики (сюда входят 12 деревень: Выр=с Сур=м (Русская Сорма), Самушка (Самушкино), Сатлайка (Сатлайкино), Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы), Кивкас (Кивкасы), Ш=накасы (Чиришкасы). Учащиеся школьного возраста из этих деревень обучаются в МОУ «Яндобинская СОШ» Аликовского района Чувашской Республики.

Предполагается проведение экскурсий, посещение краеведческого музея села Русская Сорма (Вырăс Сурăм сали) Аликовского района Чувашской Республики.

На основе настоящей дополнительной образовательной программы «Топонимия родного края (на фактологическом материале территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)» предполагается и можно осуществить сбор, изучение и научно-популярное описание всевозможных названий малых географических объектов по всей территории Чувашской Республики в чувашских селениях вне республики (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Ульяновская область, Кемеровская область, Оренбургская область и др.), где компактно проживают чуваши.

Актуальность: сбор названий малых географических объектов (микротопонимов) в связи с возможностью исчезновения как самих объектов, так и их названий.

Цель: через изучение микротопонимов родных мест, помочь учащимся ближе и глубже познать свой родной край, привить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов.

Задачи курса:

- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала и составление топонимических карточек, обозначение названий малых географических объектов на картах-схемах, составление местного словаря (микротопонимикона);

- формирование навыка поисковой, исследовательской, научно-познавательной деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог со старожилами; правильная подача фактологического материала;

- дать учащимся представление о роли микротопонимов в жизни человека и общества;

- воспитание чувства гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края как неотъемлемой части духовной культуры России;

- публикация в районной газете «Пурнăç çулĕпе» (По жизненному пути) результатов исследования по топонимии исследуемой территории;

- обогатить словарный запас учеников.

Отличительная особенность данной дополнительной программы заключается в том, чтобы активизировать интерес познавательной деятельности учащихся, научить самостоятельно работать с источниками, выявить и правильно описать собранный материал. Учащиеся должны получить новые знания, которые не содержатся в базовых школьных программах. А также должны научиться писать и оформлять исследовательские работы, научные статьи по выбранным темам и уметь защищать свои работы, сопровождая карта-схемами, таблицами, графиками, иллюстрациями и мультимедийными презентациями.

Курс рассчитан на 33 часа и предполагает занятия 1 раз в неделю в течение учебного года с учащимися 5-9 классов с различным уровнем обученности, проявляющих большой интерес к изучению местных географических названий, истории родного края.

Срок реализации рассчитан на 1 год. Этапы программы: первый этап (1 раздел) – подготовительный, второй (2 раздел) – основной, третий (3 раздел) – творческий.

Формы и режим занятий: обзорные лекции, беседы, сообщения учащихся, встреча со старожилами, интервьюирование, творческие работы (альбомы, сочинения, заметки, стихи, очерки, рассказы, фотографии), проведение экскурсии, посещение музеев, работа с (книгами, различными словарями, архивными документами, газетными материалами), игры-соревнования, конкурсы (викторины, инсценировки, ребусы, кроссворды, сценарии) и т. д.
Формы деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.
Должны знать:

- основные топонимические понятия, как топоним, топонимика, топонимия, топонимикон; гидроним, гидронимика, гидронимия, гидронимикон и т. д.;

- исторические факты, связанные с родными местами;

- историю своего села, деревни;

- микротопонимы своего населенного пункта.
Должны уметь:

- пользоваться литературой, двуязычными словарями, диалектологическими, энциклопедическими, терминологическими, топонимическими, этимологическими, семнадцатитомным «Словарем чувашского языка» Н.И. Ашмарина, разными источниками;

- правильно составить вопросник и описать собранный материал;

- задавать вопросы информантам, правильно записывать материал с учетом диалектов языка; ставить ударения над названиями;

- перерабатывать полученную информацию по тематике;

- систематизировать, классифицировать собранный материал;

- делать выводы на основе полученной информации;

- грамотно оформить текст, обосновать результаты работы;

- написать исследование и выступить с докладом;

- презентовать обработанный материал.
Ожидаемый результат:

1) образовательный:

а) получение знаний о топонимике как разделе лингвистики;

б) повышение качества географических, топонимических и языковедческих знаний и умений учащихся;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации;

г) повышение качества знаний и мировоззрения учащихся;

д) рост самостоятельности учащихся во время урочной и домашней работы;

2) воспитательный:

а) формирование интереса и любви к родному краю;

б) стремление понять и раскрыть тайны названий малых географических объектов территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики;

3) коммуникативный:

а) развитие речи учащихся;

б) умение самостоятельно подготовить как устное, так и письменное сообщение.

Данный курс позволяет ученикам разного возраста (5-9 классы) выступать в роли исследователей. Научно-поисковая деятельность позволяет учащимся собрать, правильно записать, классифицировать, отметить на карта-схемах местные микротопонимы.
Способы проверки:

- написание рефератов, докладов, сочинений, эссе, стихотворений, научной статьи;

- защита проектов, научных статей, презентаций;

- участие в играх, викторинах;

- показ стенных газет, фото-стендов, папок-раскладушек, различных таблиц, карта-схем, картотеки, вопросника, буклетов, брошюр;

- проведение тестов.
Формы подведения итогов:

- ознакомление печатными материалами с их дальнейшими обсуждениями;

- участие на школьных, районных и республиканских научно-практических конференциях с докладами, научными статьями;

- организация выставки по исследовательским работам учеников;

- организация фестивалей в целях помощи учащимся почувствовать величие знаний своих родных мест, гордиться историей, культурой, знанием тайн того или иного названия малого географического объекта, полюбить свой край.
Методологической основой данной дополнительной образовательной программы «Топонимия родного края (на фактологическом материале территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)» являются труды исследователей ономастики и топонимики.
Учебно-тематический план






Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий



Раздел 1. Подготовительный этап


8







1.

Вводное занятие

1

1




2.

Ученые-топонимисты, сделавшие важный вклад в топонимику

2

1

1

3.

Ономастика – как раздел лингвистики

1

1




4.

Топонимика


2

1

1

5.

Ойконимы (названия деревень). Истории сел и деревень

2

1

1




Раздел 2. Основной этап


14







6.

Одонимы (названия улиц)


2

1

1

7.

Гидронимы (названия водных объектов)


3

1

2

8.

Агроонимы (названия полей, лугов)


2

1

1

9.

Оронимы (названия возвышенностей, гор)


2

1

1

10.

Дромонимы (названия путей, дорог)


2

1

1

11.

Дримонимы (названия лесов, рощ, посадок)


2

1

1

12.

Некронимы (названия кладбищ, скотомогильников)



1

1

1




Раздел 3. Творческий этап

11







13.

Топонимы в литературных произведениях наших земляков, в легендах и преданиях


2




2

14.

Занимательная топонимика


2




2

15.

Организация исследовательской деятельности

4




4

16.

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция

3




3




Итого:

33

12

21



Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическое занятие: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с курсом. Цели и задачи курса.
Тема 2. Ученые-топонимисты, сделавшие важный вклад в топонимику.

Теоретическое занятие: Изучение чувашских топонимов. Записи Ахмеда Ибн Фадлана, материалы Г.Ф. Миллера, труды В.В. Радлова, И.А. Износкова, Н.И. Золотницкого, В.К. Магницкого, Н.И. Ашмарина, К.В. Элле, Б.А. Серебренникова, Г.Е. Корнилова, В.А. Нестерова, Н.И. Егорова, Л.П. Сергеева, А.А Сосаевой и др.

Практическое занятие: Ознакомление с литературой и научными статьями топонимистов.
Тема 3. Ономастика - раздел лингвистики.

Теоретическое занятие: Что такое ономастика? Разделы ономастики. Место ономастики среди других гуманитарных наук.

Практическое занятие: направления ономастики: топонимика, антропонимика, космонимика, астронимика, зоонимика, хрематонимика, теонимика.
Тема 4. Топонимика.

Теоретическое занятие: Что такое топонимика? Чем отличаются микротопонимы и макротопонимы? Виды топонимов.

Знакомство с республиканской программой туристско-краеведческого движения учащихся «Эткер».

Практическое занятие: топонимические понятия: топоним, топонимика, топонимия, топонимикон и др.
Тема 5. Ойконимы (названия деревень). Истории сел и деревень.

Теоретическое занятие: История сел и деревень, появление населенных пунктов.

Практическое занятие: Ознакомление с книгами В.А. Нестерова (Населенные пункты Чувашской АССР…), Л.А. Ефимова (Эл\к ен\), семнадцатитомным «Словарем чувашского языка» Н.И. Ашмарина, газетными публикациями о родной деревне, документами школьного музея.

Определить историю заселения жителей деревень, почему выбрано место у реки и леса. Записать у старожил легенды образования сел или деревень (Пример: Выр=с Сур=м сали (с. Русская Сорма), название села. Назван так, так как основателями села были русские. Сравните: Чăваш Сурăм сали (с. Чувашская Сорма).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconЕрмошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconТайны пирамиды Гречина Елена, 8 а класс. Научный Максимова Татьяна...
Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Богашевское сельское поселение», для поощрения граждан, а также предприятий,...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош №94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону, Пояснительная...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка»
Содержание программы 1 год обучения
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПодготовка к аккредитации лицея в рамках обществоведческих дисциплин
Кириенко Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу экономический лицей
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconКузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор – Медведева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Лицей №3» г. Чебоксары
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:...
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34»
План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» разработан на основе нормативных документов
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа iconЕ. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск