Пояснительная записка по обучению грамоте (письмо) Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Министерства образования и науки РФот 6 октября 2009 г.N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2010
Н.В.Нечаева Обучение грамоте и чтению: Учебно-методический комплект 1-4 класс, 2011
Программа обучения грамоте в 1 классе охватывает добукварный и букварный период.. Курс представляет собой часть единой системы обучения русскому языку в начальных классах и построен на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся.
В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих языковых средств. По этой причине частные задачи периода о.г. не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптации. Каждого ребёнка к новым условиям его жизнедеятельности.
Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка.
Задачи периода обучения грамоте:
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;
развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;
развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи - языковой системы, на методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов:
1. «Развитие речевой деятельности»
2. «Система языка» «Развитие речевой деятельности»
В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо «разговорить» детей.
Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но прежде всего – организация содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах и непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.
Таким образом, косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения – самостоятельная речевая деятельность ребёнка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Порядок изучения буквориентирован на сознание учениками мен звуков-основу способа чтения и письма.
Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.
Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребёнка к прочитанному, а так же введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе чтения и письма.
«Система языка»
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «Фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, , морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период – способствовать формированию навыков правильного чтения и письма. К её достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического; наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения правописания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов ч проверяемыми написаниями в корне и написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
-наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.
В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.
Основные формы и методы работы
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог, полилог;
работа в малых группах;
работа в статистических парах;
индивидуальная работа
нетрадиционная форма урока:
урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
Используемы методы обучения :
объяснительно-иллюстративный;
проблемно-поисковый;
метод стимулирования интереса к учению;
метод самоконтроля ;
метод самостоятельной деятельности учащихся:
- чтения-рассматривания;
- выработка и усовершенствование навыков;
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
-здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические физминутки)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
При обучении грамоте эмпирическое, чувственное познание осуществляется прежде всего в процессе наблюдения и анализа разнообразного языкового материала, путем обращения к речевому и познавательному опыту ребенка. Велика роль самостоятельных наблюдений, анализа, сравнений в пробуждении и развитии подлинных мотивов и интереса в овладении языком и речью.
Благодаря введению на ранних этапах научных терминов, являющихся средством обобщения наблюдаемых конкретных явлений языка, обеспечивается расширение опыта ребенка в познании различных сторон языковой системы.
Учебно-познавательные:
Язык усваивается человеком не ради него самого, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т. е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Т.е на уроке необходимо создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.
Существенно ускоряет навык качественного письма и чтения включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов
Информационно-коммуникативные, социальные: особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей.
Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель.
Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной. Все уч-ся класса, в т.ч. и слабые привлекаются к участию в учебном диалоге, овладевают умением уметь слушать и слышать товарища, аргументировать свою мысль в споре; используют в диалоге адекватные средства общения. Учитель создаёт ситуацию общения таким образом, при котором проявляется толерантное отношение к мнению товарища, учителя.
В процессе учения закладываются основы развития способностей к самообразованию: ученик делит информацию на известную и неизвестную; указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; пользуется словарём, спрашивает у родителей, извлекает информацию из прочитанного, увиденного по телевизору и т.п.; достаточно точно излагает полученную информацию; задаёт вопросы; находит выход.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Исходя из задач школы, осуществляется организация работы по воспитанию экологической культуры через задания, формирующие экологические знания и навыки правильного поведения в природе, помогающие понять многогранные связи человека с природой. Для реализации программного содержания используются:
Учебный комплект для учащихся:
Нечаева, Н.В., Белорусец, К.С. Азбука – Самара: Фёдоров, 2011.
Н.В.Нечаева, К.С.Беларусец, Пособие для учащихся 1 класса в 3-х частях «Я читаю»--Самара: Корпорация Фёдоров, 2010.
Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова. Русский язык. Тетрадь по письму для 1 класса в 4-х частях. -Самара: Корпорация Фёдоров, 2011.
Методические рекомендации для учителя:
1. Зверева М. В «Изучение результативности обучения в начальных классах».
2 .Перелыгина Е.А.. Фишман И. С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей уч-ся начальной школы». - Самара: Корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.
Обучение грамоте (письмо)
Развернутое тематическое планирование №
п/п
| № урока
| Тема урока
| Элементы содержания
| Ожидаемый результат
| Внеурочная форма
| Вид
контроля
|
| Корректировка
| предметные
|
метапредметные
|
личностные
| тесты
| Сам.раб.
| Ср.
| к/р
| Дата
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 1четверть 9 учебных недель(45ч)
| 1
| 1
| Правила письма
| Ориентировка в тетради по письму
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
| Познавательные
Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.
Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.
Познавательные
Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.
Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор.
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 1.09
|
| 2
| 2
| Мы и наша речь
| Раскрашивание, воспроизведение рисунков, подготовка руки
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Урок путешествие
|
|
|
|
| 2.09
|
| 3-4
| 3-4
| Узоры и элементы букв
| к письму
| Формировние интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 5.09
6.09
|
| 5
| 5
| Прямая линия
| Рисование узоров. Штриховка
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Урок-игра
|
|
|
|
| 7.09
|
| 6
| 6
| Наклонная линия
| Письмо элементов букв, развитие мелкой моторики, глазомера
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 8.09
|
| 7–8
| 7-8
| Наклонные и прямые линии
| Письмо элементов букв
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 9.09
12.09
|
| 9–10
| 9-10
| Росчерки
| Письмо линий, рисование узоров. Письмо наклонных линий
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Урок игра
|
|
|
|
| 13.09
14.09
|
| 11
| 11
| Буквы печатные и письменные
| Письмо линий с закруглением внизу
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
|
|
|
|
|
| 15.09
|
| 12–13
| 12-13
| Разлиновка тетради
| Широкая и узкая строки
|
|
|
|
|
| 16.09
19.09
|
| 14–15
| 14-15
| Прямая наклонная линия
| Письмо наклонных коротких и длинных линий
|
|
|
|
|
| 20.09
21.09
|
| 16–17
| 16-17
| Линия с закруглением внизу
| Письмо элементов, рисование узоров, штриховка
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
| Познавательные
Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.
Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные
Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Урок путешествие
|
|
|
|
| 22.09
23.09
|
| 18–19
| 18-19
| Линия с закруглением внизу и вверху
| Письмо элементов, рисование узоров, штриховка
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 26.09
27.09
|
| 20
| 20
| Письмо изученных элементов букв
| Письмо элементов букв
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
| с/р
|
|
| 28.09
|
| 21
| 21
| Овалы большие и маленькие
| Письмо элементов, рисование узоров, штриховка
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 29.09
|
| 22
| 22
| Письмо изученных элементов букв
| Слово и предложение
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
| с/р
|
|
| 30.09
|
| 23–24
| 23-24
| Длинная наклонная линия с закруглением внизу
| Письмо элементов, рисование узоров, штриховка
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Урок-путешествие
|
|
|
|
| 3.10
4.10
|
| 25
| 25
| Длинная наклонная линия с петлей вверху и внизу.
| Письмо нового элемента, рисование узоров, штриховка
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 5.10
|
| 26
| 26
| Слово и предложение. Письмо изученных элементов.
| Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу
|
|
| с\р
|
|
| 6.10
|
| 27–28
| 27-28
| Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево.
| Письмо волнистых линий, росчерков, узоров
| Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.
| Познавательные
Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.
Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные
Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.
| Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
|
|
|
|
|
| 7.10
10.10
|
| |