Скачать 0.5 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №24» г.Салавата . ______________О.И.Сырова _________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 2 а класса на 2013-2014 учебный год УМС «Планета знаний» Составитель: Михайлова З.М., учитель начальных классов СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО протокол заседания ШМО заместитель директора по УВР учителей начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Салавата от 30.08.2013г. № 01 _______________М. В.Атягина 31.08.2013г. 2013 Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языкуРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. В соответствии с этими целями и методической концепции автора, можно сформулировать следующие задачи курса: - формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка; - освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст; устной и письменной речи; - формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; - обогащение представлений ребенка об окружающем мире. Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова – знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Во 2 классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре; обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Учащиеся учатся видеть близость нравственно - эстетических проблем, волнующих разные народы мира. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения «про себя». В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно - эстетическими проблемами. Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике 2 класса они объединены в рубрику «Читальный зал». Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности. Урок внеклассного чтения запланирован в каждом разделе. Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствует формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами. Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Требования к уровню подготовки учащихся Умения, обязательные для второклассника: - осознанно, плавно, правильно читать целыми словами; - соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи. - объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием; - прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; - делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя; - определять с помощью учителя основную мысль текста; - выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос; - выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя; - характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор; - объяснять причины поступков героя; - пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; - выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом. - пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя; - развивать сюжет произведения; - писать сочинения миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям; - составлять устные рассказы по рисункам; - читать по ролям (драматизация художественного произведения); - выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой. Планируемые результаты освоения предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения. Учащиеся приобретают опыт: • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей. У учащихся могут быть сформированы: • представление о добре и зле, общих нравственных категориях; • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; • умения оценивать свое отношение к учебе; • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы). ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (вслух – примерно 40 слов в минуту, про себя – примерно 50 слов в минуту). • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление; • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику; • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием; • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы; • объяснять действия персонажей; • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя); • сравнивать героев разных произведений; • ставить вопросы к тексту. Учащиеся получат возможность научиться: • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • создавать рассказ по циклу картинок; • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя; • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой. Учащиеся получат возможность научиться: • читать по ролям художественное произведение; • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям; • участвовать в инсценировании литературных произведений. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • выделять рифмы в тексте стихотворения; Учащиеся получат возможность научиться: • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов; • находить сравнения в тексте произведения; • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено; • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа; • определять ритм стихотворения путем прохлопывания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся приобретают опыт: • выполнения учебных действий в устной и письменной форме; • самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив; • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятель ности). Познавательные Учащиеся научатся: • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту; Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать произведения и героев; • находить объяснение незнакомых слов в словаре; • находить нужные книги в библиотеке. Коммуникативные Учащиеся научатся: • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра; • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого). Учащиеся получат возможность научиться: • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию; • аргументировать собственную позицию; • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы; • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
|