Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации30.03.2014
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2009.
4.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
5.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО, 2011.
Для учителя
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
3.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.

5 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2.

Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики
5-6 классов активно воспринимают прочитанный
текст, но недостаточно владеют техникой чтения,
поэтому на уроках важно больше времени уделять
чтению вслух, развивать и укреплять стремление
к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала,
репродукций к а р т и н художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.


Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;

*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:


*воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

*выявлять основную нравственную проблематику произведения;

*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

*пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

*видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.

Устное народное творчество — 7 часов.

Из древнерусской литературы — 1 час.

Из русской литературы XVIII века - 1 час.

Из русской литературы XIX века - 32 часа.

Из русской литературы XX века — 19 часов.

Из зарубежной литературы — 6 часов.

Итоговый урок - 1 час


Рабочая программа по литературе.

5 класс(68 часов)




№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7


ВВЕДЕНИЕ (1 час)


1

Роль книги в жизни

человека

Урок-беседа.

Тестирование.

Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений.

Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги

Викторина

Вопросы и задания

(с. 5-6)


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов)




2

Малые

жанры фольк-лора

Ком-

бини-рован-ный урок


Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Виды малых жанров фольклора

Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи

Игра по малым жанрам фольклора

Вопросы и задания

(с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)


3

Поня-тие о сказке

как виде

народ-ной

прозы

Урок изучения нового

материала, урок-беседа

Сказка как вид народной прозы.

Виды сказок.

Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).

Особенности сказывания (ритмичность, напевность).

Иллюстрации к сказкам


Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Понимать: значение сказок в жизни народа.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам

Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)

Вопросы и задания

(с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка»

4


Вол-шебная сказка «Царевна-лягуш-ка»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка».

Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла


Знать: сюжет и содержание сказки

«Царевна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению

Вопросы и задания

(с. 10-11)

Вопросы и задания

1-4

(с. 25), вырази-тельное чтение и пересказ эпизодов сказки



5

Худо-жест-вен-ный

мир сказки «Царевна-лягуш-ка»

Комбинирован-ный урок

Художественные особенности сказки

«Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).

Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника).

Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение


Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и

задания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 26)

Вопросы

и задания 5-7

(с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьян-ский сын и чудо-юдо»


6


«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» —

вол-шебная сказка герои-ческо-го содержа-ния

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

Система образов.

Любовь и уважение народа к защитникам Родины

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок

Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с. 37)

Вопросы и задания

7-8

(с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь»

(с. 37)


7


Сказки о животных и быто-вые

сказки

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.

Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение.

Репродукции картин

Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.

Понимать: проявление в сказках представлений народа.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать

актерское чтение

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42)

Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания

(с. 44)


8

Наши

люби-мые

рус-ские

народ-ные

сказки

Урок внеклассного чтения

Конкурс на лучшее сказывание.

Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам.

Представление и обсуждение рисунков

Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.

Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним


Пересказ, викторина

Сочинение

о любимом сказочном герое или сочинение сказки


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(1 час)


9

Поня-тие о древ-нерус-ской литературе. «Под-виг отрока-киев-лянина и хит-рость воево-ды Прети-ча»

Ком-

бини-

рован-

ный

урок

Возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение.

Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Знать: основные темы древнерусской

литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.

Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи


Вопросы и задания

(с. 45), выразитель-ное чтение

Вырази-тельное чтение притчи, вопросы и задания

(с. 49-50), составле-ние цитатного плана притчи


10

Из зарубежной литера-туры.
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3, 5-6

(ч. 2,

с. 180-181)

Задание 4 (ч. 2, с. 181)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

(1 час)


11

М.В. Ломоно-сов. Стихотворе-ние «Случились вместе два Астро-нома в пиру...»


Урок изучения

нового материала

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

Научные истины в поэтической форме. Словарная работа.

Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».

Понимать: юмористический характер стихотворения.

Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Вопросы и

задания

(с. 53)

Вырази-тельное чтение стихотво-рения, чтение статьи «Роды и жанры литерату-ры» (с.53-54)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(32 часа)


12

Жанр басни, история его разви-тия. И.А. Крылов. Басня «Волк на псар-не»


Урок изучения

нового материала


Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне.

Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен.

Своеобразие басен И.А. Крылова.

Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение


Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.

Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором


Выразительное чтение, вопросы и

задания

(с. 58, 60-61)



Выразительное

чтение одной из басен

И.А. Крылова наизусть



13

Басни И.А. Крылова «Свинья под Ду-бом», «Во-рона и Лиси-ца»

Ком-

бини-

рован-

ный

урок

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы

1-2

(с. 63),

1-2

(с. 65)

Выполне-ние иллюстра-ции к басням, задание 3 (с. 65-66), задание рубрики «Совершенствуй-те свою речь»

(с 67)


14

Мир басен И.А. Крылова

Урок внеклассного чтения, урок-конкурс

Инсценирование басен ИА. Крылова.

Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение


Выразитель-ное чтение, описание иллюстраций

Сочинение

басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фоно-хрестома-тия»)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск