УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для учащихся 1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010. 3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2009. 4.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005. 5.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО, 2011. Для учителя 1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. 2. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 3.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.
5 КЛАСС
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2.
Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций к а р т и н художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: *авторов и содержание изученных художественных произведений;
*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
*воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
*выявлять основную нравственную проблематику произведения;
*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению. Место предмета На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы Введение - 1 час.
Устное народное творчество — 7 часов.
Из древнерусской литературы — 1 час.
Из русской литературы XVIII века - 1 час.
Из русской литературы XIX века - 32 часа.
Из русской литературы XX века — 19 часов.
Из зарубежной литературы — 6 часов.
Итоговый урок - 1 час
Рабочая программа по литературе.
5 класс(68 часов)
№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
1
| Роль книги в жизни
человека
| Урок-беседа.
Тестирование.
| Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений.
Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
| Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги
| Викторина
| Вопросы и задания
(с. 5-6)
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов)
|
2
| Малые
жанры фольк-лора
| Ком-
бини-рован-ный урок
| Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Виды малых жанров фольклора
| Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
| Игра по малым жанрам фольклора
| Вопросы и задания
(с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)
|
3
| Поня-тие о сказке
как виде
народ-ной
прозы
| Урок изучения нового
материала, урок-беседа
| Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок.
Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность).
Иллюстрации к сказкам
| Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать: значение сказок в жизни народа.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
| Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)
| Вопросы и задания
(с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка»
| 4
| Вол-шебная сказка «Царевна-лягуш-ка»
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка».
Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
| Знать: сюжет и содержание сказки
«Царевна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению
| Вопросы и задания
(с. 10-11)
| Вопросы и задания
1-4
(с. 25), вырази-тельное чтение и пересказ эпизодов сказки
|
5
| Худо-жест-вен-ный
мир сказки «Царевна-лягуш-ка»
| Комбинирован-ный урок
| Художественные особенности сказки
«Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).
Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника).
Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и
задания рубрики «Фонохресто-матия»
(с. 26)
| Вопросы
и задания 5-7
(с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьян-ский сын и чудо-юдо»
|
6
| «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» —
вол-шебная сказка герои-ческо-го содержа-ния
| Урок изучения
нового материала, урок-беседа
| Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
Система образов.
Любовь и уважение народа к защитникам Родины
| Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
| Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с. 37)
| Вопросы и задания
7-8
(с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь»
(с. 37)
|
7
| Сказки о животных и быто-вые
сказки
| Урок изучения
нового материала, урок-беседа
| Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.
Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукции картин
| Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать: проявление в сказках представлений народа.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать
актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42)
| Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания
(с. 44)
|
8
| Наши
люби-мые
рус-ские
народ-ные
сказки
| Урок внеклассного чтения
| Конкурс на лучшее сказывание.
Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам.
Представление и обсуждение рисунков
| Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним
| Пересказ, викторина
| Сочинение
о любимом сказочном герое или сочинение сказки
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 час)
|
9
| Поня-тие о древ-нерус-ской литературе. «Под-виг отрока-киев-лянина и хит-рость воево-ды Прети-ча»
| Ком-
бини-
рован-
ный
урок
| Возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
| Знать: основные темы древнерусской
литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи
| Вопросы и задания
(с. 45), выразитель-ное чтение
| Вырази-тельное чтение притчи, вопросы и задания
(с. 49-50), составле-ние цитатного плана притчи
|
10
| Из зарубежной литера-туры. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
| Урок изучения
нового материала, урок-беседа
| Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3, 5-6
(ч. 2,
с. 180-181)
| Задание 4 (ч. 2, с. 181)
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
(1 час)
|
11
| М.В. Ломоно-сов. Стихотворе-ние «Случились вместе два Астро-нома в пиру...»
| Урок изучения
нового материала
| М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
Научные истины в поэтической форме. Словарная работа.
Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
| Вопросы и
задания
(с. 53)
| Вырази-тельное чтение стихотво-рения, чтение статьи «Роды и жанры литерату-ры» (с.53-54)
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
(32 часа)
|
12
| Жанр басни, история его разви-тия. И.А. Крылов. Басня «Волк на псар-не»
| Урок изучения
нового материала
| Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне.
Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен.
Своеобразие басен И.А. Крылова.
Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором
| Выразительное чтение, вопросы и
задания
(с. 58, 60-61)
| Выразительное
чтение одной из басен
И.А. Крылова наизусть
|
13
| Басни И.А. Крылова «Свинья под Ду-бом», «Во-рона и Лиси-ца»
| Ком-
бини-
рован-
ный
урок
| Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям
| Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы
1-2
(с. 63),
1-2
(с. 65)
| Выполне-ние иллюстра-ции к басням, задание 3 (с. 65-66), задание рубрики «Совершенствуй-те свою речь»
(с 67)
|
14
| Мир басен И.А. Крылова
| Урок внеклассного чтения, урок-конкурс
| Инсценирование басен ИА. Крылова.
Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.
Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение
| Выразитель-ное чтение, описание иллюстраций
| Сочинение
басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фоно-хрестома-тия»)
| |