Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации06.05.2014
Размер0.49 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ»

Арского муниципального района РТ

 


 
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор МБОУ ДОД «Дворца школьников»

______________Галяутдинова А.Г. ______________ Муллахметов Н.Н.

« » сентября 201 г. « » сентября 201 г. Приказ № от сентября 201 г.
Образовательная программа по предмету

«Художественное слово»

 
педагога дополнительного образования детей

Байрамовой Эндже Рафаэлевны

АРСК

2010 г.

Художественная литература — один из основных видов искусства. Ее роль в познании жизни и воспитании людей поистине грандиозна. Вместе с создателями замечательных литературных произведений читатели приобщаются к высоким идеалам истинно человеческой жизни и поведения людей. Потому и называл Н. Г. Чернышевский искусство и литературу «учебником жизни», а великий русский драматург А. Н. Островский писал: «Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого поэта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим».

Это, конечно, не значит, что то или иное произведение великого писателя в буквальном смысле сейчас же по прочтении становится духовным достоянием каждого читателя. Речь идет лишь об открывающейся для читателей возможности сделать замечательные литературные творения таким достоянием. Для этого нужно неоднократное чтение произведений, глубокое раздумье над ними, страстный к ним интерес. Белов Н.Н. писал, что человек сможет наслаждаться искусством только тогда, когда станет «художественно образованным человеком». А для этого необходимо, помимо изучения самих художественных произведений, основательно познакомиться и с наукой об искусстве и литературе, в первую же очередь — с важнейшими теоретическими понятиями в этой области, с литературоведением и его разделами. Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины:

-теорию литературы;

- историю литературы;

- литературную критика.

Теория литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.

Знакомство с теорией литературы имеет чрезвычайно важное значение для учащихся, изучающих литературу. Курс «Введение в литературоведение» и является начальным курсом теории литературы.

Насколько важно и нужно знание данной теории современному школьнику. В свое время Чехов показал в одном из своих рассказов учителя русского языка и литературы Никитина, так и не удосужившегося за годы пребывания в университете прочитать одно из классических творений эстетической мысли — «Гамбургскую драматургию» Лессинга. Другой персонаж этого рассказа («Учитель словесности») — страстный любитель литературы и театра Шебалдин, узнав об этом, «ужаснулся и замахал руками так, как будто ожег себе пальцы». Почему же пришел в ужас Шебалдин, почему несколько раз в этом чеховском рассказе возобновляется речь о «Гамбургской драматургии» и она даже снится Никитину? Потому, что учитель словесности, не приобщившись к великим завоеваниям науки о литературе, не сделав их своим достоянием, не может глубоко понять ни общие свойства художественной литературы, ни характер литературного развития, ни особенности отдельного литературного произведения. Как же он будет учить своих воспитанников пониманию литературы?

«Введение в литературоведение» знакомит воспитанников объединения с важнейшими теоретико-литературными понятиями, связанными с общими свойствами художественной литературы, особенностями отдельных литературных произведений, закономерностями литературного развития. Цели этого курса — создать необходимую основу для глубокого понимания и изучения литературоведении, познакомить учащихся с основными понятиями и категориями литературоведческой науки для формирования профессионально грамотного подхода в изучении, в анализе и оценке литературных явлений.

 
По учебному плану отводится для I и II года обучения - 144 ч, 216 для III года обучения: лекций и практических занятий ( рассчитан на III года обучения).

В процессе преподавания дисциплины ставятся следующие основные задачи:

1.Обеспечить усвоение учащимися теоретических представлений об общих свойствах художественной литературы как вида искусства, об эстетических особенностях отдельного литературного произведения и о важнейших закономерностях литературного процесса.

2.Ввести в суть методики литературоведческого анализа, научить пользоваться полученными теоретическими знаниями в процессе работы с художественными текстами.

3. Привлечь детей к творческой литературной деятельности.

 

Предусматривается создание учебных групп с нагрузкой в объёме - 4 учебных часа в неделю. В группе первого года обучения наполняемость составляет 15, второго -12, в группе совершенствования – 8. Преимущественно, программа рассчитана на детей старшего школьного возраста, которые могут справиться с художественным анализом прозаического и стихотворного текста и имеющими способности к литературному творчеству.

 

Для достижения целей и задач реализуются все дидактические методы обучения:

1. Актуализация знаний, формирование мотивации. Вводные беседы по разделам.

2. Первичное восприятие нового материала.

3. Осмысление изученного, отработка каждого понятия. Уроки-практикумы, обучающие применять знания терминов непосредственно при анализе художественного произведения.

4. Закрепление изученного. Выполнение каждым учащимся дифференцированных заданий индивидуально с помощью педагога. Коллективный анализ выполненных работ.

5. Применение знаний в процессе творчества. Выполнение комплекса заданий по развитию литературно-творческих способностей.

6. Контроль и учет знаний. Зачетные практические занятия. Перенос теоретических знаний в выразительное, осмысленное, мотивированное чтение и грамотный анализ художественных текстов признанных поэтов и писателей, в том числе произведений своих товарищей по объединению.

 

Используемые методы работы:

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский

- творческий.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

 

К концу обучения учащиеся должны:

- знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;

- использовать сведения по теории литературы при анализе изученного художественного произведения;

- выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

- осуществлять работу с различными источниками информации;

- уметь комплексно анализировать художественное произведение.

 

 

Формы подведения итогов реализации программы:

 

- участие в творческих литературных конкурсах, в научно-практических конференциях по литературоведению;

- выпуск ежемесячной литературно-творческой газеты «Сила слова».

 

 
Введение

Литературоведение как наука. Своеобразие искусства и литературы. Цели и задачи литературоведения.

 

Художественное произведение как единство

Содержание и форма в художественном произведении, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Замысел, тема, проблема, идея. Подчиненность отдельных элементов произведения и средств художественной изобразительности выражению содержания — главной идее и отдельных мотивов.

 

Роды и жанры

Понятие о родах и жанрах (видах) литературы. Эпический (повествовательный) род. Повествовательные жанры, их историческое развитие. Фольклорные жанры — источник жанров литературных. Поэма, роман, повесть, рассказ, новелла (как разновидность рассказа). Очерк. Басня. Драматический род, драматические жанры, их историческое развитие. Трагедия, комедия, драма; мелодрама, водевиль. Лирический род, лирические жанры, их историческое развитие. Лирика гражданская, философская, интимная. Чистые и смешанные жанры. Ода (торжественная и духовная), сатира, песня, послание, элегия; малые жанры (эпиграмма, эпитафия, надпись). Баллада. Проникновение одного рода в другой. Относительная условность жанровых признаков в реалистической литературе.

 

Композиция произведения

Композиция повествовательного произведения. Многообразие средств отражения действительности и выражения авторской идеи.

Сюжет. Конфликт как основа сюжета. Развитие сюжета, его последовательность: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Различные нарушения последовательности в развитии сюжета и их возможные мотивировки. Сюжет и действительность. Историчность сюжетов.

Внесюжетные элементы композиции: описания (описание обстановки действия — пейзаж, городской пейзаж; портрет), отступления (лирические, философские, публицистические); их функции, соотношение с сюжетом. Различные формы соединения разных сюжетных линий (циклизация однородных сюжетов; сюжеты вставные, обрамляющие; цель и сплетение сюжетов и пр.). Художественная деталь.

Формы повествования (от автора, вымышленного рассказчика, героя; форма дневника, переписки и т. п.). Сказ. Прямая речь, несобственно-прямая речь.

Герои повествовательных произведений. Приемы создания образов героев: их поступки, характеристика, данная автором и другими действующими лицами, самохарактеристика; портрет, речевая характеристика; средства косвенной характеристики (обстановка действия, восприятие героем пейзажа, несобственно-прямая речь и пр.). Психологизм в романтической и реалистической литературе. Различные приемы изображения психологии героя. Историзм героев повествовательного произведения и приемов их изображения.

Композиция драматического произведения. Сходство и различие с композицией эпического (повествовательного) произведения.

 

 Композиция лирического произведения. Понятие главного образа в лирике (в отличие от эпоса и драмы). Соотношение и развитие двух главных образов как основа композиции лирического стихотворения: образный параллелизм; сравнение (метафора) или контраст. «Романсный» тип композиции (градация основного образа). Значение лирического зачина и концовки. Различия в композиции строфического и астрофического стихотворения. Значение различных повторов в композиции стихотворений (синтаксический параллелизм; анафора; кольцевое построение строфы или целого стихотворения; рефрен; венок строф).

Значение сюжета в смешанных лиро-эпических жанровых формах.

 

Стилистика

Язык как «первоэлемент» художественной литературы — искусства слова. Эстетическая функция языка в художественном произведении. Стилистика как общая область лингвистики и литературоведения, особенности стилистики в литературоведческом аспекте.

Связь особенностей стиля писателя той или иной эпохи с развитием литературного языка и с литературным направлением и творческим методом. Общие особенности стиля русской литературы периода классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.

Лексика художественного произведения. Синонимы, их стилистическое значение. Стилистическая окраска слова (экспрессивный ореол). Книжные и разговорные стили речи. Славянизмы, их значение в образовании русского литературного языка; их стилистическая функция и характер употребления в литературе XVIII—XX веков (в стилистической системе Ломоносова; у Пушкина и его современников; в середине и конце XIX века; в дооктябрьский период и в советской литературе). Архаизмы. Варваризмы, макароническая речь, народная этимология. Неологизмы; создание новых слов с целью пополнения литературного языка и для решения эстетических задач. Стили разговорной речи. Просторечие, диалектизмы, вульгаризмы; профессионализмы, арго. Народно-поэтическая лексика в литературном произведении. Художественная функция различных стилистических категорий, в литературном произведении.

Тропы. Образность языка в разговорной и деловой речи и в художественном произведении. Эпитет. Сравнение и метафора; метонимия; перифраз и парафразы; гипербола; ирония. Символ и аллегория. Оксюморон. Многообразие функций тропов и индивидуальные особенности их употребления. Характерные черты образной речи у писателей классического стиля, романтиков, реалистов.

Особенности синтаксиса художественного произведения. Синтаксическая структура фразы (или ряда фраз) как средство эмоционального воздействия. Значение симметрии синтаксической структуры. Стилистические фигуры. Периодическая речь. Антитеза. Параллелизмы. Различные типы повторов (простой повтор, анафора, синонимический повтор, подхват и т. п.). Инверсия как средство экспрессии и как средство выделения слова. Риторические фигуры.

Связь отдельных признаков стиля с общим художественным строем произведения. Средства создания «высокого» и «низкого» стиля, поэтизации и прозаизации образов и т. п.

 

 

Стихосложение

Стихотворная речь, ее признаки. Различные системы стихосложения, их зависимость от особенностей языка. Метрическая, силлабическая, тоническая системы стихосложения. Силлабо-тонические размеры (двусложные: хорей, ямб; трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест). Длинные и короткие стихи (от двустопных до шестистопных в двусложных и трехсложных размерах).

 

Пропуски метрических ударений и внеметрические (сверхсхемные) ударения в двусложных и трехсложных размерах. Цезура; анакрузы; клаузулы, их влияние на ритм стиха. Пеоны и пятисложник. Русский гекзаметр. Трехсложники с переменной анакрузой. Дольники, акцентный стих. Русские логаэды. Переходные метрические формы.

Развитие русского стиха. Народный стих. Русские силлабические стихи. Реформа Тредиаковского и Ломоносова. Употребление двусложных и трехсложных размеров в XVIII, XIX и ХХ веках. Зарождение и развитие дольников и акцентного стиха.

Звуки стихотворной речи. Понятие рифмы. Рифма грамматическая и разнородная. Рифма точная и неточная. Виды неточной рифмы: приблизительная, ассонанс, усеченная, составная, неравносложная, разноударная. Сведения из истории русской рифмы. Звуковые повторы внутри стиха: аллитерация, ассонанс и их сочетания.

Объединение стихов рифмами. Строфа, ее признаки. Двустишия и четверостишия. Сложные строфы: шестистишия и восьмистишия, октавы; одическая строфа; онегинская строфа; строфы с нечетным числом стихов (пятистишия и семистишия); терцины; формы, пришедшие из восточной поэзии: рубаи, газель. Твердые формы: сонеты, рондо, триолеты. Сведения из истории употребления сторф в русской поэзии.

Понятие об интонационно-ритмическом строе стиха. Типы стихотворной интонации; влияние стиля речи (лексики, фразеологии) на создание стихотворной интонации. Соотношение метрического и синтаксического членения речи; внутристиховые паузы и переносы. Напевный стих; различные формы композиционной симметрии в напевном стихе; формы куплетная и романсная. Говорной стих; различные его формы — от торжественно-ораторского до разговорного. Смешанные и переходные интонационные формы, их значение в реалистических поэмах и крупных лирических стихотворениях.

 

 

 

Литература

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

Добин Е. С. Искусство детали. Л., 1975.

Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. Л., 1931. Любые издания

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. Любое издание.

 




Темы занятий

Теоретичес-кое занятие

Практичес-кое занятие

1

Введение. Литературоведение как наука. Своеобразие литературы и искусства. Сходство и отличие с наукой.

Литература как вид искусства.

2

-

2

Роды, виды, жанры литературы.

6

8

3

Проза. Художественное произведение как единство : тема, проблема, идея.

6

12

4

Понятие о художественном образе.

6

12

5

Сюжет и композиция литературного произведения.


4

8

6

Контрольно-проверочная работа





2

7

Автобиографическая повесть.


Форма художественного произведения, ее особенности.

Формы повествования, авторские формы.


6

8

8

Контрольно-проверочная работа




2

9

Поэзия. Лирика – скрытое оружие прошлого и настоящего. Виды стихосложения. Рифмовка. Способы рифмовки.


8

12

10

Контрольно-проверочная работа




2

11

Литературная сказка. Отличие литературной сказки от волшебной. Система образов, сюжет, композиция, соединение сказочного и реального в литературной сказке.


6

8

12

Контрольно-проверочная работа





2

13

Драматургия. Сюжеты народных и литературных сказок в драматургии.

4

4

14

Контрольно-проверочная работа





2

15

Литературная критика. Литературные произведения в оценке критиков. Основы анализа литературных произведений.


4

8

17

Контрольно-проверочная работа




2




Всего:144ч.

52

92
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск