Скачать 97.36 Kb.
|
Рабочая программаЭлективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала МБОУ «Инжавинская СОШ» Хренковой О.А. 2012 г. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями всех компонентов образовательного стандарта, указанных в нормативных документах:
Пояснительная записка Программа соответствует стандартам основного общего образования по русскому языку. Задачам и содержанию программы отвечает учебно- методический комплект, который состоит из: 1. М.Разумовская. Русский язык. Учебник для 9 класса. М. «Дрофа»,2007г. 2. М.П.Книгина, Л.В.Коротченкова. Русский язык.9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. Саратов. «Лицей»,2009г. 3.Поурочные разработки по русскому языку.9 класс. М. «Вако», 2007г. 4.О.Мазнева.Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. Учебное пособие. М. «АСТ-ПРЕСС»2003г. 5.Т.А.Кудинова.Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на- Дону,«Феникс», 2004г. 6.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 9 классе. М. «Просвещение», 2007г. 7.ГИА-2009.Экзамен в новой форме.Русский язык.9 класс.Автор- составитель И.П.Цибулько, Л.С. Степанова.М. «Астрель»,2008г. Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также формирование практических навыков комплексного анализа текста и создание лингвистических текстов, обучение приемам сжатия текста. Главная цель обучения русскому языку в 9 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками сжатия текста и его комплексного анализа. Теоретическую основу курса обучения составляют три группы понятий: 1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца); 2) стили речи: разговорный, научный, деловой,публицистический, художественный; З) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д. Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие: 1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации. 2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится формированию орфографических, грамматических, лексических умений и навыков в их единстве. З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка. Цели обучения :
9 КЛАСС (17ч) Введение(1ч) Слово как основная единица языка. Понятие «Комплексный анализ текста». Тема и основная мысль(1ч) Повторение изученного о теме и основной мысли. Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме. Микротемы , план текста(1ч) Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания; Способы и средства связи предложений в тексте.(1ч) Повторение способов и средств связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений; решать вопрос о способах и средствах связи предложений при написании сочинения и сжатого изложения. Типы речи. Практическая работа.(1ч) Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста. Стили речи. Практическая работа.(1ч) Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства). Средства выразительности. Практическая работа.(1ч) Расширение понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи. Приемы сжатия изложения(2ч) Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста(замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно).Формирование навыка сжатия текста. Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста(1ч) Фонетический разбор и транскрипция. Трудные случаи орфоэпического анализа слов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательная цепочка однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов. Морфемный и морфологический анализ текста(1ч) Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Правописание трудных орфограмм в разных частях слова. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Лексический анализ текста.(1ч) Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Синтаксический анализ текста(1ч) Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи Сочинение на лингвистическую тему. Практическая работа(1ч). Раскрытие темы в широком общекультурном плане. Сочинение- рассуждение по содержанию текста.(1ч) Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста. Контрольная работа «Комплексный анализ текста»(2ч)
К концу IХ класса учащиеся должны владеть следующими умениями: По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения; по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов. по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; по морфологии: распознавать изученные в5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем; по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии). Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией... | Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. М.: Дрофа, 2009. Ход урока. Организационная часть Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта, Примерной программы (основной школы) общего образования по географии, составители Э. Д. Днепров, А. Г.... | Учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автор В. В. Пасечник:... Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы.... | ||
Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией... И. В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология. Человек» (М., «Дрофа», 2007г.) | ||
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.) Авторы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: «Spotlight» для 5 –го класса, Ю. Е. Ваулина, Дули Д., «Просвещение», Москва, 2007г | Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Класс: 6 Тема:... Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта: умк: Афанасьева... | ||
Бабайцева В. В. Русский язык: Теория 5-9 кл. М.: Дрофа, 2009 Пичугова... ... | Учебно-методический комплект: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Природоведение:... А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Природоведение: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений \Дрофа Москва-2008\ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник: «Физика 8», Перышкин А. В. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стер. М.: Дрофа, 2004 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник Химия – вводный курс учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. С. Габриеляна-М.,Дрофа,2009 | ||
Учебник: Новый курс английского языка для российских школ. 3-й год... | Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях... Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Выбити, Солецкий район,... |