Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 379.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации22.05.2014
Размер379.27 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 4 «А» классе ГБОУ СОШ № 298 города Москвы и составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальной школы, При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (2004 г.);

* Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ;

*Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребѐнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей и задач:

*овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

*развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

*воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, дружбе, правде и ответственности; развитие нравственных чувств, уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, а также поурочное распределение учебного времени, определяет последовательность изучения тем программного материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Рабочая программа предусматривает основные методические приемы, позволяющие реализовать определенные цели урока.

Методы и приемы, включенные в уроки «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) личные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказ отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Так как требования Государственного образовательного стандарта ориентируют нас на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения, в календарно-тематическом планировании делается акцент на формирование культуры чтения. При изучении произведений одного жанра или темы предусматривается обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.

Программа Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (35 недель): по учебному плану ГБОУ СОШ № 298 в 4 классе на этот предмет выделяется 3 часа в неделю.

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой предмета «Литературное чтение» в 4 классе осуществляется на основе:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. -М.:Вентана-Граф, 2007.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. - М.:Вентана-Граф, 2012.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся – проверка навыка чтения вслух, молча; проверка уровня начитанности и читательских умений, проверка сформированности учебной и читательской деятельности, тестирование.

Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19. 11. 98г. №1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Изменения, внесѐнные в рабочую программу: в связи с тем, что рабочая программа предмета «Литературное чтение» рассчитана на 105 часов, то на каждом уроке дети знакомятся с новым произведением. Много произведений предусматривается для самостоятельного чтения.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 472 часа. В школьном учебном плане на изучение «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 часа в неделю. Таким образом, в 4 классе за год должно быть проведено 105 часов.

Описание ценностных ориентиров

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребѐнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из еѐ направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

Знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;

Различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

Уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы,

  • специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль художественного произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по еѐ элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.


Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX — начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.

Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (на родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты {«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения {«день и ночь — су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство я действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного на родного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх — драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

— осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

— выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

— использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);

— темп чтения вслух — не менее 90 слов в минуту, про себя — не менее 110 слов в минуту;

— использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

— чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

— установление смысловых связей между частями текста;

— определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

— сопоставление поступков героев;

— понимание и различение значений слов в тексте;

— нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

— выделение в тексте эпитетов, сравнений;

— составление простого плана к рассказу, сказке;

— подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

— составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

— выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

— обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

— самостоятельный выбор книги на определенную тему;

— чтение детской периодики;

— использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск