Скачать 399.25 Kb.
|
~ ~ Адаптационный период первоклассников. Материал разработан на основе рекомендаций зам. директора МЦ ЦОУО Департамента образования г. Москвы С.И. Сабельниковой Письма Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", подготовленного совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Институтом возрастной физиологии и Центрам начального образования Института общего среднего образования Российской академии образования. А.Ф.Киселев Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. Первый год начального обучения может проходить в следующих образовательных учреждениях:
Место организации – дошкольное учреждение. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Время пребывания детей - полный день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.
Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальни, питание игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов. Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адаптации. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей. Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Обучение первоклассников В первый класс с согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет. Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников. Обучение первоклассников должно строится с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа "Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень "школьной зрелости". Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило. Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему "на ушко", чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка. В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать ("открыли кассу букв", "нашли кармашек для данной буквы", "убираем ее", "закрываем кассу ..."). При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой ("Мне кажется, ты здесь ошибся", "Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь" и т.п.). Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть "дробной", т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать, или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке. Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настолько-печатные). Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов -этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую, необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то.) и игровое действие. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы, и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления. Организация обучения Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе. Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная - 20 человек. Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня. Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 22 часа, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков. Продолжительность урока - 35 минут в первом полугодии, и 45 минут во втором полугодии. Обязательно проведение двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.). Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока. Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее. Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними. Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры. Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки. Контроль и оценка результатов обучения В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т д. Никакому оцениваю не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы. В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются. Методические рекомендации по построению образовательной среды начальной школы (1 класс) Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия есть условия развития ребенка, а развитие в рамках школы направлено на формирование у ребенка самостоятельности в принятии решения относительно своей будущей образовательной траектории. Основное нововведение касается приема в школу шестилетних детей. Поэтому основные усилия педагогов должны быть направлены на организацию такой развивающей среды, которая, прежде всего, была бы направлена на - сохранение здоровья детей, - организацию постепенного перехода от дошкольных к школьным формам организации деятельности детей. Эти направления работы педагога не могут быть реализованы изолированно и предполагают организацию возрастосообразных условий их жизни и деятельности Возрастосообразные условия жизни детей седьмого года жизни в условиях школы включают построение временного и пространственного порядка, постепенное введение средств организации (и самоорганизации) деятельности детей, превращение классного пространства в пространство жизни и деятельности данного классного сообщества Учет индивидуальных особенностей первоклассников также осуществляется с целью вовлечения всех детей в учебный процесс Общий принцип организации образовательного процесса состоит в том, что исходно нейтральное (пустое) пространство и превращается в структурированное, время, исходно внешнее по отношению к детям дробится на периоды работы и отдыха (так возникает ритм работы), неорганизованная активность детей организуется посредством введения общих для детей ритуалов и символов Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать более 5-7 минут. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей требует создания соответствующего режима дня. Если дети находятся в школе только в течение четырех уроков, им предоставляется время для отдыха и игры, а также прогулки (см. письмо МО от 20.09 00). Для обеспечения такого режима необходимо создание особого пространства класса. В классной комнате необходимо наличие места для отдыха (пространства игры и отдыха). Желательно, чтобы такое пространство возникло как результат «обживания» классной комнаты, а не было предоставлено сразу. Буквально в первый-второй день школьной жизни учитель может обратиться к детям и указать на то, что всем им трудно долго заниматься, не отвлекаясь. Далее предлагается решить эту проблему и в результате класс приходит к выводу, что необходимо выделить специальное время для игр и отдыха. Дети с учителем обсуждают, как это сделать и вместе организуют соответствующий уголок. Хорошо, если в первое время учитель позволит детям переходить в этот уголок индивидуально, независимо от того, чем заняты остальные дети. Все используемые предметы мебели и быта детей должны соответствовать их возрасту, быть яркими и достаточными по размеру. (Недоразвитие мелкой моторики детей требует использования крупных предметов в качестве наглядных и иных пособий). Недостаточная способность к сосредоточению шестилетних детей требует расположения предметов, не используемых на данном занятии вне поля зрения и вне досягаемости детей (например, в шкафах, расположенных позади рядов детских столов). Режим дня, смена видов деятельности, непродолжительность отдельных видов работы, чередование периодов двигательной активности и периодов сосредоточенной работы, смена игр и учебной работы, т.е. ритм организации школьного времени - вот необходимое условие сохранения психического и физического здоровья детей. Переход от фронтальной работы к работе в группах, в парах также задает ритмичность урока и позволяет разбить долгие для первоклассников временные периоды однообразной деятельности. Внимание к ритму работы на уроке позволяет мягко изменять продолжительность периодов сосредоточения по мере адаптации детей. Число перемен видов работы и продолжительность однообразных периодов - обязательный показатель плана урока, составляемого учителем. Таким образом, этот показатель становится для учителя удобным средством самоконтроля и свидетельством успешной адаптации детей. В первые недели дети могут не справиться с необходимостью работать 35 мин. Это требует использования гибкой продолжительности урока. Если дети устали, гораздо продуктивнее предложить почитать им спокойный текст (лучше всего - хорошо знакомый, стихотворный). Общее слушание ритмического текста оказывает успокаивающее и организующее действие. Организация возрастосообразных условий жизни шестилетних детей требует учета того факта, что, в своей массе шестилетние дети с трудом могут следовать указаниям взрослых, адресованным не им лично. Шестилетки, собранные в классной комнате с гораздо большим трудом и более длительное время становятся классным коллективом, нежели семилетние школьники. Среди шестилетних школьников много (до половины) оказываются не готовыми к школе по своей способности к сосредоточению, к действию по единому правилу, к удерживанию предложенной учителем задачи. Кроме того, шестилетние дети еще не выделяют в школе ее основной обучающей сути, склонны непосредственно реагировать на любой яркий стимул. Эта особенность шестилеток заставляет с особым вниманием и осторожностью относиться к введению игровых моментов в урок. Организация, например, игры в магазин на уроке математики (для отработки навыков счета) весьма часто приводит к тому, что дети увлекаются сюжетом, забывая об основной задаче - счете. Если же игра присутствует на уроке, необходимо внимательно планировать момент перехода от игры к другому виду работы, выбирая, безусловно, привлекательный. Это предъявляет особые требования к организации условий их жизни в школе, не только на протяжении адаптационного периода. Завершение дошкольного, периода развития и начало следующего - младшего школьного - требует организации классного сообщества как работающего совместно по решению общих задач и способных к сотрудничеству Первые месяцы в школе задача учителя - научить всех детей работать вместе, хотя поначалу такая общая работа может продолжаться не более нескольких минут. Перед учителем встает весьма сложная задача организации деятельности детей. Простая инструкция, обращенная классу, будет услышана не более чем половиной детей. Остальные требуют специального, поначалу - индивидуального - обращения. Почти наверняка два-три ребенка не подчинятся и этой индивидуальной инструкции Эти особенности являются нормой для шестилетних школьников. Формирование школьных навыков может быть облегчено при условии введения в учебный процесс особых ритуалов, которые, став привычными, станут сами организовывать детей. Например, после перемены или динамической паузы дети с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приемов сосредоточения, которые помогут организовать детей. Встав около своих столов, дети кладут руки на плечи впереди стоящему, склоняют головы и закрывают глаза. Учитель спокойным голосом произносит любые стихотворные строчки (четверостишие), постепенно понижая голос. После этого дети тихо садятся за свои столы. Важно не просто использовать этот прием (или схожий, их можно ввести множество), но повторять его практически не меняя. Тогда сам ритуал превращается в своеобразную медитацию, которая помогает ребенку перейти от шумной игры к спокойной работе. Полезно вводить в обиход разнообразные знаковые формы взаимодействия - использовать символические изображения, чтобы напоминать ребенку о забытых им правилах поведения не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это могут быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц (хоровой ответ) ребенка у доски (напоминание о необходимости выйти к доске), лица с приложенным ко рту пальцем («тихо!») и т.д. Эти символы позволят ввести в процесс организации работы не только вербальные (указание учителя), но и зрительные средства. Кроме того, к этим средствам могут прибегать и дети: ребенок, отвечающий доски может указать другим на символ «тихо!», если одноклассники его не слушают. Это разнообразит урок, передает задачу организации от учителя детям, активизирует зрительный канал восприятия информации и также служит целям организации класса. Участие в организации класса самих детей способствует их самоорганизации. Но следует обратить внимание, что символы вводятся по одному, следующий вводится, когда усвоен и используется в работе предыдущий. В первые восемь недель (на протяжении адаптационного периода) важно уделять достаточно времени - чтению сказок, драматизациям. При этом основное внимание следует уделить организации внимания всех детей, хотя часть из них может и отвлекаться или участвовать в общей работе лишь эпизодически. Индивидуальный разброс в уровне произвольности поведения детей накладывает особые запреты на использование некоторых методов работы с детьми. Например, практически полностью исключены соревнования между группами детей. Поскольку в любой - группе может оказаться ребенок дошкольного типа, не способный еще подчиняться общему правилу, это приведет к взаимным упрекам и повредит созданию атмосферы общности класса. Любые игры должны быть организованы; так, чтобы в них участвовали все дети. При этом тем, кому труднее соучаствовать, должна быть оказана помощь. Таким образом, создание возрастосообразных условий обучения состоит в выращивании вместе с детьми особых, присущих данному классу традиций организации их жизни: совместного проведения времени, чтения сказок, ритуалов, способов организации поведения. К концу первого года обучения само пространство класса превращается в особый мир совместной учебы детей, каждый элемент этого мира придуман и введен данными детьми с данным учителем. Эти приемы объединяют детей, превращают их в классное сообщество, которое затем оказывается способным работать совместно. Поэтому на протяжении всего первого года обучения необходимо постоянно обращаться к таким видам работы, которые могут объединить всех детей. Наряду с перечисленными выше, это могут быть и продуктивные виды деятельности. Например, дети вырезают из цветной бумаги простейшие фигуры (на уроке труда, ИЗО, математики), а учитель затем наклеивает эти фигурки на большой лист бумаги, создавая узор или рисунок. В таком общем продукте «растворяется» результат работы отдельного ребенка, его дошкольное Я превращается в общее МЫ. Такими общими «продуктами» украшается классная комната. Таким образом создается общая история класса, что также является одновременно и средством объединения детей и средством их организации, поскольку принадлежность к сообществу является для них весьма значимой. Проблема индивидуальных различий детей и их компенсации Исключение соревновательности и иных способов сравнения детей между собой создает условия, необходимые для индивидуализации темпа работы и объема работы детей. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Создание общего ученического сообщества не исключает индивидуализации в выборе детьми темпа и вида работы. Индивидуализация темпа - необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Для ее обеспечения следует отказаться от фиксированного объема работы с фиксированным временем выполнения. Детям предлагаются задания, но работа останавливается, независимо от степени ее завершенности. Так снимается проблема «успел - не успел», наиболее травмирующая для первоклассников. Детям предлагается задание без определения объема выполнения. Завершается работа по сигналу учителя (возможно, с использованием соответствующего символа). Так отрабатывается умение начинать и останавливать работу вместе со всеми, но темп индивидуализируется. Выбор материала для работы обеспечивается предоставлением детям возможности работать с различными заданиями. Для этого к каждому упражнению подбирается несколько типов образцов. В перспективе выбор материала превращается в выбор наиболее важного типа работы для данного ученика. Для этого среди видов работы можно выделить время для тренировки. Это особое время, когда дети самостоятельно (а сначала по мягкой подсказке учителя) определяют, какой навык требует дополнительной отработки и сами тренируются. Для этой работы может быть выделена специальная тетрадь, а работа организована с помощью специального символа. Когда время самостоятельной тренировки завершается, дети могут по желанию показать результаты тренировочной работы учителю или отложить демонстрацию до следующего раза. Можно ввести правило показывать то из сделанного, что получилось лучше всего. Такая организация способствует формированию сомооценивания, что, в свою очередь, является одним из наиболее фундаментальных учебных умений. В такой работе дети учатся различать то, что они умеют и то, чему еще следует учиться. Подобное различие - основа формирования умения учиться. Наряду с другими типами индивидуальных различий (особенности темпа работы, способности к сосредоточению, к самоорганизации), которые формируются и компенсируются постепенно всеми детьми в процессе общих мероприятий, существуют различия, требующие специальной организации типа взаимодействия ребенка и учителя. Эти различия касаются способностей детей к поддержанию делового сотрудничества со взрослым. Деловое сотрудничество предполагает принятие ребенком задания взрослого, удерживание этого задания и усилия по его выполнению. Деловое сотрудничество - это тип содержательного диалога учителя и ребенка (или группы детей). Среди пришедших в школу детей есть дети учебного типа. Они уже готовы к деловому сотрудничеству. Они легко принимают задание, не видоизменяют его в процессе выполнения, как правило, легко следуют указаниям, обращенным ко всему классу. Дети предучебного типа «почти готовы» к деловому сотрудничеству. Их отличает от подлинных учеников необходимость участия взрослого в их работе. Они также хорошо работают, но в индивидуальном режиме. Им, как правило, лучше удается действовать, если общее указание продублировано указанием, обращенным лично к ребенку. У таких детей в первые недели должно создаваться впечатление, что взрослый соучаствует в их работе. Такие дети быстро включаются в общую работу, но поначалу требуют держать их в поле постоянного внимания. Дети дошкольного типа не готовы к школе, даже если обнаруживают высокий уровень интеллектуальной готовности и желание идти в школу. Их отличает склонность подменять общее задание своим собственным. Например, взяв цветной карандаш, чтобы выделить звуки в слове, они могут начать рисовать. Таким детям необходимо много играть (игры с правилами) Возможно, поначалу придется помогать таким детям индивидуально. Даже при высоком интеллектуальном уровне они могут быстро перейти в разряд неуспевающих, поскольку общие задания им не выполняются Таким детям следует подбирать краткосрочные задания, составлять индивидуальную программу помощи (возможно с помощью школьного психолога) Хорошо, если к работе с такими детьми подключаются и их родители Дети псевдоучебного типа особый случай. Они очень внимательны к указаниям взрослого, но требуют точных инструкций. Они не сотрудничают с учителем, а подражают ему. Поэтому для них одинаково важно и содержание, и форма задания, они не умеют вычленять главное, стараются быть максимально точными, а потому могут и не справляться с предложенными заданиями. Это неблагоприятный тип первоклассников Главным направлением коррекции является формирование оценивания и самооценивания. Такие дети должны научиться выделять в задании главное, отделять требующее внимания и усилий от второстепенного, самостоятельно организовывать свою работу Оценивание для таких детей является обратной связью, оценка (содержательная) помогает сфокусировать внимание на том, что ждет от ребенка учитель. Но оценка должна быть щадящей, у таких детей легко формируется школьная тревожность Среди поступающих в первый класс всегда есть дети, склонные переводить содержательную ситуацию в коммуникативную. После указания учителя они могут начать его комментировать, обращаясь ко взрослому, а не к одноклассникам Чаще у таких детей плохо сформирована способность к сотрудничеству со сверстниками Коррекция коммуникативного типа в целом совпадает с коррекцией псевдоученичества. Оценивание учителем содержания работы и игнорирование (но не нарочитое, мягкое) не относящихся к работе комментариев - вот общая рекомендация по неблагоприятным вариантам Стремление перевести работу в разговор на отвлеченные темы может быть свидетельством повышенной тревоги относительно школьных успехов. Боясь быть неуспешным, ребенок пытается отвлечь взрослого от «опасного» учебного содержания. Поэтому игнорирование не относящихся к делу разговоров не должно быть заметным окружающим детям, а самим ребенком восприниматься как наказание Мягкое напоминание, указание на символ, соответствующий общей на данный момент работе, доброжелательность и последовательность - вот общие направления коррекции. Дети дошкольного, псевдоучебного, коммуникативного типов в целом адаптируются к школе и учатся работать вместе с остальными в русле общих мероприятий по организации образовательного процесса. Но по отношению к ним эти мероприятия конкретизируются, приобретают индивидуальную форму. Однако в целом эти усилия ни в коем случае не должны быть заметны другим детям Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, но постепенно вводить ее элементы - разумно. Но при организации групповой работы необходимо, чтобы состав групп постоянно менялся, иначе неизбежно возникает соревновательность, неприменимая в первые месяцы обучения Адаптация детей 6-6,5 лет к школе не завершается через восемь недель после начала обучения. За это время дети привыкают быть в школе, перестают бояться школы. Но развитие навыков самоорганизации и подчинения общему правилу - задача всего первого класса. Особенности организации урока в 1 классе Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целесообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента, оргмомент и основную часть. Оргмомент следует использовать для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, карандаши и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать прием проговаривания последовательности действий. Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть "дробной", то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, не допустимо, чтобы дети целый урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление наступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей. Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради с коллективной беседой. Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока Обычно учитель предпочитает дидактическую игру. Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и др., уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной. Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формирования личности ребенка является развитие его творческих способностей, основа которых - воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать воображение. А для этого весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида игры в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями Ролевую игру можно использовать на уроке по любому предмету. При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-заместителями и пр. Такое обучение создает важнейший фундамент для формирования логического мышления. Не целесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения. Например, урок ведет не учитель, а Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешены картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или проходимой теме. Нередко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок перестает реагировать на наглядные средства обучения, привыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные особенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, отвлекается от темы урока, становится невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, динамичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другим. Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собственные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе. Для детей 6-7 лет еще очень трудны тонкокоординированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника. Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсировать темп письма - каждый ребенок на начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомендуется учитывать индивидуальные особенности скорости письма учащихся. При обучении письму леворуких детей следует использовать специальные прописи. При обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5-7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их проведения можно снова заняться письмом. Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения - систематичности. В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлиновки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей' ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастает напряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, получает замечание учителя и, что естественно, снижает его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом. При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя скорость чтения, важно совершенствование качества чтения {приоритетным является понимание прочитанного). В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища. Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора с мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах). Индивидуальная работа с первоклассниками В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа "Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе? 1. Задания разной степени трудности. Такие задания предлагаются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что "сильные" дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем весь класс обсуждает выполнение "сильными" своих заданий. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и "сильным", и "средним", и "слабым" детям. 2. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу. |
Министерство образования российской федерации письмо Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом... | Сколько педагогов умеют работать по новым образовательным стандартам для начальной школы? Почему в первом классе не должно быть оценок и домашних заданий? На вопросы "РГ" отвечает доктор педагогических наук, эксперт нового... | ||
Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления | ||
Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., с Положением... | Пояснительная записка Закона «Об образовании рф», Уставом школы, Положении об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования,... | ||
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме «Половина» ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы... Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А. А., Данилов... | ||
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса... Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обучению грамоте и развитию речи проводился в 1 классе по Прописи №2 для четырёхлетней начальной школы умк «Школа России» по... | Перспективы использования электронного обучения в начальной школе Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является... | ||
Особенности организации раннего обучения английскому языку детей... Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программыразвивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Т. Г. Рамзаевой «Русский язык для 1-4 классов четырехлетней начальной школы», утвержденной мо РФ (Москва, 2006), в соответствии с... | Курс «изобразительное искусство и художественный труд» для четырехлетней начальной школы Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность... |