Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы





Скачать 399.25 Kb.
НазваниеОб организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
страница1/2
Дата публикации25.06.2014
Размер399.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2

~ ~



Адаптационный период первоклассников.
Материал разработан на основе рекомендаций

зам. директора МЦ ЦОУО Департамента образования г. Москвы С.И. Сабельниковой

Письма Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. №2021/11-13

"Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", подготовленного совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охра­ны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Институтом возрастной фи­зиологии и Центрам начального образования Института общего среднего образования Российской академии образования.
А.Ф.Киселев

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы

Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучаю­щихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть воз­растные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно вни­мательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обу­чения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в клас­се и др.

Первый год начального обучения может проходить в следующих образовательных учреждениях:

  1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и
    младшего школьного возраста.


Место организации – дошкольное учреждение. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Время пребывания детей - полный день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществля­ет воспитатель дошкольного учреждения.

  1. Общеобразовательная школа.

Режим дня соответствует на­чальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальни, питание игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать осо­бенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с наруше­ниями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значи­тельная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ре­бенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, же­лание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого по­лугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу вы­полняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверст­никами неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудно­сти болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие де­ти отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отри­цательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Час­то именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызы­вает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задира­ются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четы­ре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адап­тации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длитель­ности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдер­жанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообраз­но вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуве­ренных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недос­татки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение труд­ностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его пси­хического здоровья.
Обучение первоклассников

В первый класс с согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогиче­ски грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строится с учетом особен­ностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пре­бывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества от­дельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с осо­бенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, ста­раться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные осо­бенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Со­вершенно недопустимы в это время замечания типа "Быстрее!", "За­держиваешь всех!" и т.п. Объем работы школьников должен увели­чиваться постепенно.

Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учеб­ных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом воз­расте могут выполнять задания только с помощью взрослого, кото­рый подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень "школьной зрелости".

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности обще­ния в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, ме­шающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обста­новки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие тре­буют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учи­теля. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - об­нять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять не­обходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень по­лезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят пра­вильное решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему "на ушко", чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовы­вать свою деятельность: планировать свои действия, менять усло­вия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать ("открыли кассу букв", "нашли карма­шек для данной буквы", "убираем ее", "закрываем кассу ...").

При организации деятельности по решению учебной задачи не­обходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют обра­зец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: срав­нивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой ("Мне кажется, ты здесь ошибся", "Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь" и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть "дробной", т.е. включать несколько (жела­тельно связанных темой) видов деятельности. Как уже было под­черкнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде дея­тельности, например, все тридцать пять минут читать, писать, или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учеб­ный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни перво­классника. В первом классе игра имеет особое значение для форми­рования умения учиться - основной деятельности, которой занима­ется теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические, под­вижные, настолько-печатные).

Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоя­тельность. На первом году обучения (особенно в первые недели уче­бы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (ди­дактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвиж­ные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов -этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую,

необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно долж­на включать игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного по­ведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окру­жающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгры­вать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить мо­делирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы, и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен пол­ностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративно­го материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержа­нием, нередко приводит к обратному результату внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной за­дачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на нагляд­но-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Организация обучения

Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты, неза­висимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с понижен­ной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целе­сообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекоменду­ется хранить в школе.

Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, опти­мальная - 20 человек.

Продолжительность учебного года для первоклассников четы­рехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по про­должительности четверти, с целью профилактики переутомления ор­ганизуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во вто­рой половине дня.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 22 часа, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков.

Продолжительность урока - 35 минут в первом полугодии, и 45 минут во втором полугодии. Обязательно проведе­ние двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомен­дуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.).

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школь­ного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сен­тябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультур­ными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти еже­дневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить дина­мическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесо­образно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматри­вает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при непра­вильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "невер­но", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мне­ние", "давай послушаем других" и т д.

Никакому оцениваю не подлежат: темп работы ученика; лично­стные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

В течение первого полугодия первого года обучения контроль­ные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы прово­дятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день мож­но провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние за­дания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.
Методические рекомендации

по построению образовательной среды

начальной школы (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образо­вательных условий реализации новой структуры и содержания. Об­разовательные условия есть условия развития ребенка, а развитие в рамках школы направлено на формирование у ребенка самостоя­тельности в принятии решения относительно своей будущей обра­зовательной траектории.

Основное нововведение касается приема в школу шестилетних детей. Поэтому основные усилия педагогов должны быть направ­лены на организацию такой развивающей среды, которая, прежде всего, была бы направлена на

- сохранение здоровья детей,

- организацию постепенного перехода от дошкольных к школь­ным формам организации деятельности детей.

Эти направления работы педагога не могут быть реализованы изолированно и предполагают организацию возрастосообразных условий их жизни и деятельности

Возрастосообразные условия жизни детей седьмого года жизни в условиях школы включают построение временного и пространст­венного порядка, постепенное введение средств организации (и самоорганизации) деятельности детей, превращение классного пространства в пространство жизни и деятельности данного класс­ного сообщества Учет индивидуальных особенностей первокласс­ников также осуществляется с целью вовлечения всех детей в учебный процесс

Общий принцип организации образовательного процесса состо­ит в том, что исходно нейтральное (пустое) пространство и превра­щается в структурированное, время, исходно внешнее по отноше­нию к детям дробится на периоды работы и отдыха (так возникает ритм работы), неорганизованная активность детей организуется по­средством введения общих для детей ритуалов и символов

Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать более 5-7 минут. Поэтому сохранение и укре­пление здоровья детей требует создания соответствующего режима дня. Если дети находятся в школе только в течение четырех уроков, им предоставляется время для отдыха и игры, а также про­гулки (см. письмо МО от 20.09 00). Для обеспечения такого режима необходимо создание особого пространства класса. В классной комнате необходимо наличие места для отдыха (пространства игры и отдыха). Желательно, чтобы такое пространство возникло как ре­зультат «обживания» классной комнаты, а не было предоставлено сразу. Буквально в первый-второй день школьной жизни учитель может обратиться к детям и указать на то, что всем им трудно долго заниматься, не отвлекаясь. Далее предлагается решить эту про­блему и в результате класс приходит к выводу, что необходимо вы­делить специальное время для игр и отдыха. Дети с учителем об­суждают, как это сделать и вместе организуют соответствующий уголок. Хорошо, если в первое время учитель позволит детям пере­ходить в этот уголок индивидуально, независимо от того, чем заня­ты остальные дети.

Все используемые предметы мебели и быта детей должны соот­ветствовать их возрасту, быть яркими и достаточными по размеру. (Недоразвитие мелкой моторики детей требует использования крупных предметов в качестве наглядных и иных пособий). Недос­таточная способность к сосредоточению шестилетних детей требу­ет расположения предметов, не используемых на данном занятии вне поля зрения и вне досягаемости детей (например, в шкафах, расположенных позади рядов детских столов).

Режим дня, смена видов деятельности, непродолжительность отдельных видов работы, чередование периодов двигательной ак­тивности и периодов сосредоточенной работы, смена игр и учебной работы, т.е. ритм организации школьного времени - вот необходи­мое условие сохранения психического и физического здоровья де­тей.

Переход от фронтальной ра­боты к работе в группах, в парах также задает ритмичность урока и позволяет разбить долгие для первоклассников временные перио­ды однообразной деятельности.

Внимание к ритму работы на уроке позволяет мягко изменять продолжительность периодов сосредоточения по мере адаптации детей. Число перемен видов работы и продолжительность однооб­разных периодов - обязательный показатель плана урока, состав­ляемого учителем. Таким образом, этот показатель становится для учителя удобным средст­вом самоконтроля и свидетельством успешной адаптации детей.

В первые недели дети могут не справиться с необходимостью работать 35 мин. Это требует использования гибкой продолжитель­ности урока. Если дети устали, гораздо продуктивнее предложить почитать им спокойный текст (лучше всего - хорошо знакомый, сти­хотворный). Общее слушание ритмического текста оказывает успо­каивающее и организующее действие.

Организация возрастосообразных условий жизни шестилетних детей требует учета того факта, что, в своей массе шестилетние дети с трудом могут следовать указаниям взрослых, адресованным не им лично. Шестилетки, собранные в классной комнате с гораздо большим трудом и более длительное время становятся классным коллективом, нежели семилетние школьники. Среди шестилетних школьников много (до половины) оказываются не готовыми к школе по своей способности к сосредоточению, к действию по единому правилу, к удерживанию предложенной учителем задачи. Кроме то­го, шестилетние дети еще не выделяют в школе ее основной обучающей сути, склонны непосредственно реагировать на любой яр­кий стимул.

Эта особенность шестилеток заставляет с особым вниманием и осторожностью относиться к введению игровых моментов в урок. Организация, например, игры в магазин на уроке математики (для отработки навыков счета) весьма часто приводит к тому, что дети увлекаются сюжетом, забывая об основной задаче - счете. Если же игра присутствует на уроке, необходимо внимательно планировать момент перехода от игры к другому виду работы, выбирая, безусловно, привлекательный.

Это предъявляет особые требования к организации условий их жизни в школе, не только на протяжении адаптационного периода. Завершение дошкольного, периода развития и начало следующего - младшего школьного - требует организации классного сообщест­ва как работающего совместно по решению общих задач и способ­ных к сотрудничеству

Первые месяцы в школе задача учителя - научить всех детей работать вместе, хотя поначалу такая общая работа может про­должаться не более нескольких минут. Перед учителем встает весьма сложная задача организации деятельности детей. Простая инструкция, обращенная классу, будет услышана не более чем по­ловиной детей. Остальные требуют специального, поначалу - ин­дивидуального - обращения. Почти наверняка два-три ребенка не подчинятся и этой индивидуальной инструкции

Эти особенности являются нормой для шестилетних школьни­ков. Формирование школьных навыков может быть облегчено при условии введения в учебный процесс особых ритуалов, которые, став привычными, станут сами организовывать детей. Например, после перемены или динамической паузы дети с трудом возвраща­ются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приемов сосредоточения, которые помогут организовать детей. Встав около своих столов, дети кладут руки на плечи впереди стоящему, склоняют головы и закрывают глаза. Учитель спокойным голосом произносит любые стихотворные строчки (четверостишие), постепенно понижая голос. После этого дети тихо садятся за свои столы. Важно не просто использовать этот прием (или схожий, их можно ввести множество), но повторять его практически не меняя. Тогда сам ритуал превращается в своеобразную медитацию, кото­рая помогает ребенку перейти от шумной игры к спокойной работе.

Полезно вводить в обиход разнообразные знаковые формы взаимодействия - использовать символические изображения, чтобы напоминать ребенку о забытых им правилах поведения не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это могут быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц (хоровой ответ) ребенка у доски (напоминание о необходимости выйти к доске), лица с приложенным ко рту пальцем («тихо!») и т.д. Эти символы позволят ввести в процесс организации работы не только вербальные (указание учителя), но и зрительные средства. Кроме того, к этим средствам могут прибегать и дети: ребенок, отвечающий доски может указать другим на символ «тихо!», если одноклассники его не слушают. Это разнообразит урок, передает задачу организации от учителя детям, активизирует зрительный канал восприятия информации и также служит целям организации класса. Участие в организации класса самих детей способствует их самоорганизации.

Но следует обратить внимание, что символы вводятся по одно­му, следующий вводится, когда усвоен и используется в работе предыдущий.

В первые восемь недель (на протяжении адаптационного перио­да) важно уделять достаточно времени - чтению сказок, драматизациям. При этом основное внимание следует уделить организации внимания всех детей, хотя часть из них может и отвлекаться или участвовать в общей работе лишь эпизодически.

Индивидуальный разброс в уровне произвольности поведения детей накладывает особые запреты на использование некоторых методов работы с детьми. Например, практически полностью ис­ключены соревнования между группами детей. Поскольку в любой - группе может оказаться ребенок дошкольного типа, не способный еще подчиняться общему правилу, это приведет к взаимным упре­кам и повредит созданию атмосферы общности класса. Любые игры должны быть организованы; так, чтобы в них участвовали все дети. При этом тем, кому труднее соучаствовать, должна быть оказана помощь.

Таким образом, создание возрастосообразных условий обучения состоит в выращивании вместе с детьми особых, присущих данно­му классу традиций организации их жизни: совместного проведения времени, чтения сказок, ритуалов, способов организации поведе­ния. К концу первого года обучения само пространство класса пре­вращается в особый мир совместной учебы детей, каждый элемент этого мира придуман и введен данными детьми с данным учителем. Эти приемы объединяют детей, превращают их в классное сообще­ство, которое затем оказывается способным работать совместно. Поэтому на протяжении всего первого года обучения необходи­мо постоянно обращаться к таким видам работы, которые могут объединить всех детей. Наряду с перечисленными выше, это могут быть и продуктивные виды деятельности. Например, дети вырезают из цветной бумаги простейшие фигуры (на уроке труда, ИЗО, математики), а учитель затем наклеивает эти фигурки на большой лист бумаги, создавая узор или рисунок. В таком общем продукте «рас­творяется» результат работы отдельного ребенка, его дошкольное Я превращается в общее МЫ. Такими общими «продуктами» укра­шается классная комната. Таким образом создается общая история класса, что также является одновременно и средством объедине­ния детей и средством их организации, поскольку принадлежность к сообществу является для них весьма значимой.

Проблема индивидуальных различий детей и их компенсации Исключение соревновательности и иных способов сравнения детей между собой создает условия, необходимые для индивидуализации темпа работы и объема работы детей. Выполнение меньшего объ­ема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе.

Создание общего ученического сообщества не исключает инди­видуализации в выборе детьми темпа и вида работы. Индивидуа­лизация темпа - необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Для ее обеспечения следует отказаться от фик­сированного объема работы с фиксированным временем выполне­ния. Детям предлагаются задания, но работа останавливается, не­зависимо от степени ее завершенности. Так снимается проблема «успел - не успел», наиболее травмирующая для первоклассников. Детям предлагается задание без определения объема выполнения. Завершается работа по сигналу учителя (возможно, с использова­нием соответствующего символа). Так отрабатывается умение на­чинать и останавливать работу вместе со всеми, но темп индиви­дуализируется.

Выбор материала для работы обеспечивается предоставлением детям возможности работать с различными заданиями. Для этого к каждому упражнению подбирается несколько типов образцов. В перспективе выбор материала превращается в выбор наиболее важного типа работы для данного ученика.

Для этого среди видов работы можно выделить время для тре­нировки. Это особое время, когда дети самостоятельно (а сначала по мягкой подсказке учителя) определяют, какой навык требует дополнительной отработки и сами тренируются. Для этой работы может быть выделена специальная тетрадь, а работа организована с помощью специального символа. Когда время самостоятельной тренировки завершается, дети могут по желанию показать резуль­таты тренировочной работы учителю или отложить демонстрацию до следующего раза. Можно ввести правило показывать то из сде­ланного, что получилось лучше всего.

Такая организация способствует формированию сомооценивания, что, в свою очередь, является одним из наиболее фундамен­тальных учебных умений. В такой работе дети учатся различать то, что они умеют и то, чему еще следует учиться. Подобное различие - основа формирования умения учиться.

Наряду с другими типами индивидуальных различий (особенно­сти темпа работы, способности к сосредоточению, к самоорганиза­ции), которые формируются и компенсируются постепенно всеми детьми в процессе общих мероприятий, существуют различия, тре­бующие специальной организации типа взаимодействия ребенка и учителя. Эти различия касаются способностей детей к поддержа­нию делового сотрудничества со взрослым. Деловое сотрудниче­ство предполагает принятие ребенком задания взрослого, удержи­вание этого задания и усилия по его выполнению. Деловое сотруд­ничество - это тип содержательного диалога учителя и ребенка (или группы детей).

Среди пришедших в школу детей есть дети учебного типа. Они уже готовы к деловому сотрудничеству. Они легко принимают зада­ние, не видоизменяют его в процессе выполнения, как правило, легко следуют указаниям, обращенным ко всему классу.

Дети предучебного типа «почти готовы» к деловому сотрудничеству. Их отличает от подлинных учеников необходимость участия взрослого в их работе. Они также хорошо работают, но в индивидуальном режиме. Им, как правило, лучше удается действовать, если общее указание продублировано указанием, обращенным лично к ребенку. У таких детей в первые недели должно создавать­ся впечатление, что взрослый соучаствует в их работе. Такие дети быстро включаются в общую работу, но поначалу требуют держать их в поле постоянного внимания.

Дети дошкольного типа не готовы к школе, даже если обнару­живают высокий уровень интеллектуальной готовности и желание идти в школу. Их отличает склонность подменять общее задание своим собственным. Например, взяв цветной карандаш, чтобы выделить звуки в слове, они могут начать рисовать. Таким детям необходимо много играть (игры с правилами) Возможно, поначалу придется помогать таким детям индивидуально. Даже при высоком интеллектуальном уровне они могут быстро перейти в разряд неус­певающих, поскольку общие задания им не выполняются Таким детям следует подбирать краткосрочные задания, составлять индивидуальную программу помощи (возможно с помощью школьного психолога) Хорошо, если к работе с такими детьми подключаются и их родители

Дети псевдоучебного типа особый случай. Они очень внима­тельны к указаниям взрослого, но требуют точных инструкций. Они не сотрудничают с учителем, а подражают ему. Поэтому для них одинаково важно и содержание, и форма задания, они не умеют вычленять главное, стараются быть максимально точными, а пото­му могут и не справляться с предложенными заданиями. Это небла­гоприятный тип первоклассников Главным направлением коррек­ции является формирование оценивания и самооценивания. Такие дети должны научиться выделять в задании главное, отделять тре­бующее внимания и усилий от второстепенного, самостоятельно организовывать свою работу Оценивание для таких детей являет­ся обратной связью, оценка (содержательная) помогает сфокусиро­вать внимание на том, что ждет от ребенка учитель. Но оценка должна быть щадящей, у таких детей легко формируется школьная тревожность

Среди поступающих в первый класс всегда есть дети, склонные переводить содержательную ситуацию в коммуникативную. После указания учителя они могут начать его комментировать, обращаясь ко взрослому, а не к одноклассникам Чаще у таких детей плохо сформирована способность к сотрудничеству со сверстниками

Коррекция коммуникативного типа в целом совпадает с коррек­цией псевдоученичества. Оценивание учителем содержания рабо­ты и игнорирование (но не нарочитое, мягкое) не относящихся к ра­боте комментариев - вот общая рекомендация по неблагоприятным вариантам Стремление перевести работу в разговор на отвлечен­ные темы может быть свидетельством повышенной тревоги относи­тельно школьных успехов. Боясь быть неуспешным, ребенок пыта­ется отвлечь взрослого от «опасного» учебного содержания. Поэтому игнорирование не относящихся к делу разговоров не должно быть за­метным окружающим детям, а самим ребенком восприниматься как наказание Мягкое напоминание, указание на символ, соответствую­щий общей на данный момент работе, доброжелательность и после­довательность - вот общие направления коррекции. Дети дошкольного, псевдоучебного, коммуникативного типов в целом адаптируются к школе и учатся работать вместе с осталь­ными в русле общих мероприятий по организации образовательно­го процесса. Но по отношению к ним эти мероприятия конкретизи­руются, приобретают индивидуальную форму. Однако в целом эти усилия ни в коем случае не должны быть заметны другим детям

Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, но постепенно вводить ее элементы - разумно. Но при организации групповой работы необходимо, чтобы состав групп постоянно менялся, иначе неизбежно возникает соревнователь­ность, неприменимая в первые месяцы обучения

Адаптация детей 6-6,5 лет к школе не завершается через восемь недель после начала обучения. За это время дети привыкают быть в школе, перестают бояться школы. Но развитие навыков самоор­ганизации и подчинения общему правилу - задача всего первого класса.

Особенности организации урока в 1 классе

Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целесо­образно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два струк­турных элемента, оргмомент и основную часть.

Оргмомент следует использовать для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, каранда­ши и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в осно­ве которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объяс­няющая, что и как делать. Можно использовать прием проговаривания последовательности действий.

Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять добро­желательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть "дробной", то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов дея­тельности. Например, не допустимо, чтобы дети целый урок непре­рывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление наступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рас­сматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей.

Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматрива­ние иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради с коллективной беседой.

Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока Обычно учитель предпочитает дидак­тическую игру.

Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эта­лонов - сенсорных, этических, практических и др., уточняются их зна­ния о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классифи­кацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности. Таким образом, компоненты учебной дея­тельности совпадают со структурой игры с правилами

Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактиче­ская игра, должна занимать определенное место в начальном обу­чении, так как способствует формированию новой ведущей дея­тельности - учебной.

Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формиро­вания личности ребенка является развитие его творческих способ­ностей, основа которых - воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать воображение. А для это­го весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида игры в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями Ролевую игру можно ис­пользовать на уроке по любому предмету.

При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого воз­раста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объ­екты окружающего мира и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает рабо­тать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен соз­дать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таб­лицы, действовать с предметами-заместителями и пр. Такое обуче­ние создает важнейший фундамент для формирования логического мышления.

Не целесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекатель­ность обучения. Например, урок ведет не учитель, а Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешены кар­тинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к се­годняшнему уроку или проходимой теме. Нередко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок перестает реагировать на на­глядные средства обучения, привыкает к ним, его внимание начи­нает фиксировать только яркие, но не всегда существенные осо­бенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, от­влекается от темы урока, становится невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, под­бору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, динамичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другим.

Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собст­венные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ

Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе. Для детей 6-7 лет еще очень трудны тонкокоординированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника.

Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое пред­ставление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсиро­вать темп письма - каждый ребенок на начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомен­дуется учитывать индивидуальные особенности скорости письма учащихся.

При обучении письму леворуких детей следует использовать специальные прописи. При обучении письму рекомендуется регу­лярно (через каждые 5-7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эф­фект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными уп­ражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их прове­дения можно снова заняться письмом.

Одновременно с обучением письму необходимо проводить спе­циальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: рас­крашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимна­стику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения - систематичности.

В последние годы распространилась тенденция обучения перво­классников письму с использованием широкой разлиновки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей' ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, зна­чительно быстрее устает рука, возрастает напряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, получает замечание учи­теля и, что естественно, снижает его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом.

При обучении чтению категорически запрещается проверка ско­рости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ре­бенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя скорость чтения, важно совер­шенствование качества чтения {приоритетным является понимание прочитанного).

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, по­вращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно при­менить и специальные зрительные тренажеры. Например, размес­тить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объ­екты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора с мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для де­тей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).

Индивидуальная работа с первоклассниками

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особен­ности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Со­вершенно недопустимы в это время замечания типа "Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятель­ность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уров­ню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе?

1. Задания разной степени трудности. Такие задания предлага­ются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что "сильные" дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем весь класс обсуждает выполнение "сильными" своих заданий. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновре­менно и "сильным", и "средним", и "слабым" детям.

2. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, что­бы коллективно решить ту или иную логическую или творческую за­дачу.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconМинистерство образования российской федерации письмо
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconСколько педагогов умеют работать по новым образовательным стандартам для начальной школы?
Почему в первом классе не должно быть оценок и домашних заданий? На вопросы "РГ" отвечает доктор педагогических наук, эксперт нового...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПлешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы
«О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., с Положением...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПояснительная записка
Закона «Об образовании рф», Уставом школы, Положении об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования,...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconМетодическая разработка урока математики во 2 классе по теме «Половина»
...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А. А., Данилов...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconРабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обучению грамоте и развитию речи проводился в 1 классе по Прописи №2 для четырёхлетней начальной школы умк «Школа России» по...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПерспективы использования электронного обучения в начальной школе
Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторской программыразвивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т. Г. Рамзаевой «Русский язык для 1-4 классов четырехлетней начальной школы», утвержденной мо РФ (Москва, 2006), в соответствии с...
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы iconКурс «изобразительное искусство и художественный труд» для четырехлетней начальной школы
Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск