МКУО «СОШ с.Холоднородниковское»
« Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО зам.директора по УВР Директор школы
учителей естественно -математического _«__29_»____08________2013. Эдиева Ф.С.__________
цикла МКУО «СОШ с.Холоднородниковское» Чагарова К.Х-И..___________
Протокол №1 от
«_29___»___08_________2013г.
Руководитель МО
Бостанова Х.М..___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 11 КЛАССА 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – 68 Ч. Составитель: БОСТАНОВА Х.М. 2013-2014 учебный год.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 11 класса МКУО «СОШ с.Холоднородниковское» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 2004 года №
ООП ООО МКУО «СОШ с.Холоднородниковское».
Учебное пособие - Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия, 10-11 класс Бурмистрова Т.А.
Учебник: Геометрия, А.В.Погорелов. М.: Просвещение, 2010 год.
Учебного плана МКУО «СОШ с.Холоднородниковское».
Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах - систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.
Задачи изучения геометрии в 11 классе.
Уметь распознавать на чертежах , моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечении и развертках;
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ .
В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Содержание тем учебного курса
1. Многогранники (18 ч).
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
На материале, связанном с изучением пространственных геометрических фигур, повторяются и систематизируются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве.
Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих чертежей.
Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач. 2. Тела вращения (10 ч).
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и описанные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.
Подавляющее большинство задач к этой теме представляет собой задачи на вычисление длин, углов и площадей плоских фигур, что определяет практическую направленность курса. В ходе их решения повторяются и систематизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса, — решение треугольников, вычисление длин окружностей, расстояний и т. д., что позволяет органично построить повторение. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов. 3. Объемы многогранников (8 ч).
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямоугольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пирамиды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
Основная цель — продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса широко привлекаются приближенные вычисления и интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объема шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задач на уроках алгебры и начал анализа. Материал, связанный с выводами формулы объема наклонного параллелепипеда и общей формулы объемов тел вращения, имеет служебный характер: с его помощью затем выводятся формулы объема призмы и объема шара соответственно.
Большинство задач в теме составляют задачи вычислительного характера на непосредственное применение изученных формул, в том числе несложные практические задачи. 4. Объемы и поверхности тел вращения (9ч).
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмента и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых поверхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
Основная цель — завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
Понятие площади поверхности вводится с опорой на наглядные представления учащихся, а затем получает строгое определение.
Практическая направленность курса определяется большим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.
В ходе решения геометрических и несложных практических задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов. 5. Повторение курса геометрии (23ч).
Цель: повторение и систематизация материала 11 класса ,т.е повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения.
Учебно-тематический план.
№
| Тема
| Количество часов
| Количество контрольных работ
| 1
| Многогранники.
| 18
| 2
| 2
| Тела вращения.
| 10
| 1
| 3
| Объемы многогранников.
| 8
| 1
| 4
| Объемы и поверхности тел вращения.
| 9
| 1
| 5
| Повторение курса геометрии.
| 23
| 1
|
| Итого
| 68
| 6
|
Календарно – тематическое планирование
№ п.
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Содержание
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
| Дата
| Глава 5. Многогранники (18 часов)
| 1.
| Двугранный угол. Трехгранный и многогранный углы.
| 1
| Комбинированный урок
| Определение и свойства, построение углов
| Знать определение, построение, элементы двугранного угла, трехгранного и многогранного углов.
| устный опрос
|
| 2.
| Многогранник.
| 1
| Комбинированный урок
| Определение и свойства, построение и обозначение, элементы многогранника
| Знать определение и свойства, построение и обозначение, элементы многогранника
| фронт-ый опрос
|
| 3-5.
| Призма. Изображение призмы и построение ее сечений.
| 3
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, обозначение, построение, свойства, сечения
| Знать определение, обозначение, построение, свойства, сечения призмы
| устный опрос
|
| 6-9.
| Прямая призма. Параллелепипед
| 3
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, обозначение, построение, свойства, сечения
| Знать определение, обозначение, построение, свойства, сечения прямой призмы и параллелепипеда
| контр. вопросы
|
| 10.
| Контрольная работа №1.
|
| Урок проверки знаний
|
|
| К/работа
|
| 11-13.
| Пирамида. Построение пирамиды и ее плоских сечений.
| 3
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, обозначение, построение, свойства, сечения
| Знать определение, обозначение, построение, свойства, сечения пирамиды
| фронт-ый опрос
|
| 14.
| Усеченная пирамида.
| 1
| Комбинированный урок
| Определение, обозначение, построение, свойства
| Знать определение, обозначение, построение, свойства, сечения усеченной пирамиды
| устный опрос
|
| 15-16.
| Правильная пирамида.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, обозначение, построение, свойства
| Знать определение, обозначение, построение, свойства, сечения правильной пирамиды
| фронт-ый опрос
|
| 17-18.
| Правильные многогранники.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Виды, названия, элементы
| Знать виды правильных многогранников, названия, своства
| диктант математический
|
| 19.
| Контрольная работа №2.
| 1
| Урок проверки знаний
|
|
| К/работа
|
| Глава 6. Тела вращения (10 часов)
| 20-21.
| Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостями. Вписанная и описанная призмы.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, свойства, обозначение, построение цилиндра
| Знание и применение определения, свойств, обозначений, построение цилиндра
| фронт-ый опрос
|
| 22-23.
| Конус. Сечения конуса плоскостями. Вписанная и описанная пирамиды.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Свойства параллелограмма
| Знание и применение определения, свойств, обозначений, построение конуса
| устный опрос
|
| 24.
| Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара.
| 1
| Комбинированный урок
| Определение, свойства, обозначение, построение шара и его сечений
| Знание и применение определения, свойств, обозначений, построение шара
| фронт-ый опрос
|
| 25-27.
| Касательная плоскость к шару.
| 3
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Касательная плоскость к шару.
| Уметь строить и знать свойства касательной к шару
| устный опрос
|
|
| Вписанные и описанные многогранники. Пересечение двух сфер. О понятии тела и его поверхности в геометрии.
| 1
| Комбинированный урок
| Определение, свойства, обозначение, построение вписанные и описанные многогранников
| Уметь строить и знать свойства вписанные и описанные многогранники
| контр. вопросы
|
| 28.
| Контрольная работа №3
| 1
|
|
|
| К/работа
|
| Глава 7. Объемы многогранников (8 часов)
| 29.
| Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
| Знать опр-е и умение находить объем прямоугольного параллелепипеда
| устный опрос
|
| 30-32.
| Объем наклонного параллелепипеда. Объем призмы.
| 3
| Урок изучения нового мат-ла
| Понятие и свойства объема. Объем наклонного параллелепипеда.
| Знать опр-е и умение находить объем наклонного параллелепипеда
| фронт-ый опрос
|
| 33-34.
| Равновеликие тела. Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Равновеликие тела. Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды, формулы
| Знать и умение находить объем усеченной пирамиды
| устный опрос
|
| 35.
| Объемы подобных тел.
| 1
| Комбинированный урок
| Теорема об объеме подобных тел.
| Умение применять при решении задач теорему об объеме подобных тел
| контр. вопросы
|
| 36.
| Контрольная работа №4.
| 1
| Урок проверки знаний
| Тождества
| Знать док-во тождеств, их применение
| К/работа
|
| Глава 8. Объемы и поверхности тел вращения (9 часов)
| 37-38.
| Объем цилиндра. Объем конуса. Объем усеченного конуса.
| 2
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Определение, понятия, формула
| Уметь вычислять и знать формулу
| устный опрос
|
| 38.
| Объем шара. Объем шарового сегмента и сектора.
| 1
| Урок изучения нового мат-ла
| Формулы и определение
| Уметь вычислять и знать формулу
| фронт-ый опрос
|
| 39-42.
| Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса.
| 4
| Урок изучения нового мат-ла и уроки закрепления
| Формулы
| Уметь находить и знать формулы
| устный опрос
|
| 43.
| Площадь сферы.
| 1
| Комбинированный урок
| Формулы
| Уметь находить и знать формулы
| контр. вопросы
|
| 44.
| Контрольная работа №5.
| 1
| Урок проверки знаний
|
|
| К/работа
|
| Итоговое повторение (23 часа)
| 45-47.
| Повторение: призма.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 48-50.
| Повторение: пирамида.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 51-53.
| Повторение: цилиндр.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 54-57.
| Повторение: конус.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 58-61.
| Повторение: шар.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 61-64.
| Повторение: объемы тел.
| 3
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 65-66.
| Повторение: площадь поверхности тел.
| 2
| Урок повторения и обобщения мат-ла
| Определение, теоремы, свойства, построение
| Знание и применение данного материала
| контр. вопросы
|
| 67-68.
| Итоговая контрольная работа №6.
|
|
|
|
| К/работа
|
| |