Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами





Скачать 37.54 Kb.
НазваниеОбучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами
Дата публикации12.09.2014
Размер37.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат» учитель начальных классов Ростовцева Татьяна Александровна
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами.
У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником.

В.А.Сухомлинский считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Аавтоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на логопедических занятиях, но и на других уроках: развития речи, изодеятельности, математики. Я хочу рассказать, как лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отработать правильное звукопроизношение на уроках математики. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с логопедом. Совместно с логопедом планируем коррекционную работу. Наряду с развитием математических представлений существенное внимание на этих уроках уделяется речевому развитию: автоматизации поставленных звуков, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже)

В разделе Количество и счет подбирается раздаточный материал значимый для данного ребенка, учитывая его интересы, произносительные возможности. Так, например, Сереже и Лене для пересчета предлагаются предметы или картинки на звук «Р», т.к. в тот момент шла автоматизация этого звука. Учитываем, что Сережа увлекается рыбками. Ему предлагается пересчитать рыбок «Одна рыбка, две рыбки и т.д. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных с существительным в роде и числе), осуществлять личностно – ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала.) с учетом произносительной возможности каждого ребенка. У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Дети практически не владеют навыками словообразования. Уроки по математике предоставляют для отработки этих навыков большие возможности.

Например, отрабатывая величинные понятия, мы предлагаем не только сравнить предметы, но и выразить это словами: стул-стульчик, сапог-сапожок–сапожище. Учим детей правильно конструировать фразу, в том числе и сложные предложения.

Например, дерево больше куста, а куст меньше дерева; домик меньше дома, а дом больше домика. Наиболее успешно связную речь на уроках математики мы развиваем при составлении и решении задач. Для составления задач используем наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (запись с помощью цифр); например, 4+1=, а дети должны по этому примеру составить свою задачу с опорой на предметную картинку, подобранную педагогом с учетом произносительных возможностей каждого ребенка.

Например, Вите достались рыбки - мы автоматизируем звук «Р» Каждый ребёнок составляет свою задачу.


При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка. Она представляет собой пособие, состоящее из кармана, в который вставляется картинка для счета и ряда чисел от 1 до 10.



Отрабатывается согласование числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Учитель, осуществляя смену картинок, спрашивает сколько? Дети отвечают «одна рыбка, один гриб, одно яблоко и т. д. Это пособие позволяет отработать с детьми согласование числительных с существительным на автоматизированную фонему в роде и числе.

Математика представляет педагогу большие возможности для коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а также для развития связной речи. Такая связь с логопедией помогает достигнуть устойчивых результатов в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями.

Можно использовать межпредметную связь не только с уроками логопедии, но и с другими предметами.. Так, например, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел». На уроках развития речи, при изучении темы «Осень» демонстрируются гербарии листьев и обсуждаются вопросы: «В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

На уроках изодеятельности дети рисуют листья, отмечая симметрию. Тоже происходит на уроках труда. Понятие «симметрия» не просто дублируется, а углубляется. Это помогает увидеть учащимся и понять, что факты симметрии имеют место быть не только в математике, но и в природе, изобразительном искусстве, в технологии изготовления. Такая работа направлена на соблюдение принципа целостности мира. Который помогает ребёнку увидеть один и тот же предмет с разных сторон.

Целенаправленная межпредметная интеграция дает определённые преимущест­ва для учащихся: повышает мотивацию, формирует познаватель­ный интерес, способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практиче­ской, прикладной. Способствует развитию устной и письменной ре­чи, помогают глубже понять лексическое значе­ние слова.

Литература.

1.М.А.Поваляева « Коррекционная педагогика.» Ростов- на Дону .Изд. «Феникс»2002г. 2.Е.Ю.Сухаревская «Технология интегрированного урока». Ростов-на Дону. Изд. «Учитель»2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей...
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconСтруктурный компонент Нормативно-правовое обеспечение деятельности...
Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта...
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПояснительная Записка Математика, являясь одним из важных общеобразовательных...
Обучение математике должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПедагогическая практика в младших классах специальных (коррекционных)...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconПрограмма по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи:...
Мастер – класс по теме: «Развитие творческого потенциала младших школьников через введение в курс предметов «математика и конструирование»...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconЛичностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности

Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconФормирование социальных и личностных компетенций у учащихся через...
Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии...
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconДостижения учащихся
Всероссийской олимпиады по математике и окружающему миру для младших школьников -2012г
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconРазвитие наглядно – образного мышления у младших школьников через...

Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами iconСанкт-петербурга
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск