Скачать 37.54 Kb.
|
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат» учитель начальных классов Ростовцева Татьяна Александровна Обучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через взаимосвязь с другими предметами. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. В.А.Сухомлинский считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Аавтоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на логопедических занятиях, но и на других уроках: развития речи, изодеятельности, математики. Я хочу рассказать, как лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отработать правильное звукопроизношение на уроках математики. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с логопедом. Совместно с логопедом планируем коррекционную работу. Наряду с развитием математических представлений существенное внимание на этих уроках уделяется речевому развитию: автоматизации поставленных звуков, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже) В разделе Количество и счет подбирается раздаточный материал значимый для данного ребенка, учитывая его интересы, произносительные возможности. Так, например, Сереже и Лене для пересчета предлагаются предметы или картинки на звук «Р», т.к. в тот момент шла автоматизация этого звука. Учитываем, что Сережа увлекается рыбками. Ему предлагается пересчитать рыбок «Одна рыбка, две рыбки и т.д. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных с существительным в роде и числе), осуществлять личностно – ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала.) с учетом произносительной возможности каждого ребенка. У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Дети практически не владеют навыками словообразования. Уроки по математике предоставляют для отработки этих навыков большие возможности. Например, отрабатывая величинные понятия, мы предлагаем не только сравнить предметы, но и выразить это словами: стул-стульчик, сапог-сапожок–сапожище. Учим детей правильно конструировать фразу, в том числе и сложные предложения. Например, дерево больше куста, а куст меньше дерева; домик меньше дома, а дом больше домика. Наиболее успешно связную речь на уроках математики мы развиваем при составлении и решении задач. Для составления задач используем наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (запись с помощью цифр); например, 4+1=, а дети должны по этому примеру составить свою задачу с опорой на предметную картинку, подобранную педагогом с учетом произносительных возможностей каждого ребенка. Например, Вите достались рыбки - мы автоматизируем звук «Р» Каждый ребёнок составляет свою задачу. При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка. Она представляет собой пособие, состоящее из кармана, в который вставляется картинка для счета и ряда чисел от 1 до 10. Отрабатывается согласование числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Учитель, осуществляя смену картинок, спрашивает сколько? Дети отвечают «одна рыбка, один гриб, одно яблоко и т. д. Это пособие позволяет отработать с детьми согласование числительных с существительным на автоматизированную фонему в роде и числе. Математика представляет педагогу большие возможности для коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а также для развития связной речи. Такая связь с логопедией помогает достигнуть устойчивых результатов в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями. Можно использовать межпредметную связь не только с уроками логопедии, но и с другими предметами.. Так, например, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел». На уроках развития речи, при изучении темы «Осень» демонстрируются гербарии листьев и обсуждаются вопросы: «В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично? На уроках изодеятельности дети рисуют листья, отмечая симметрию. Тоже происходит на уроках труда. Понятие «симметрия» не просто дублируется, а углубляется. Это помогает увидеть учащимся и понять, что факты симметрии имеют место быть не только в математике, но и в природе, изобразительном искусстве, в технологии изготовления. Такая работа направлена на соблюдение принципа целостности мира. Который помогает ребёнку увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Целенаправленная межпредметная интеграция дает определённые преимущества для учащихся: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Способствует развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова. Литература. 1.М.А.Поваляева « Коррекционная педагогика.» Ростов- на Дону .Изд. «Феникс»2002г. 2.Е.Ю.Сухаревская «Технология интегрированного урока». Ростов-на Дону. Изд. «Учитель»2003г. |
О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | Пояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей... Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании... | ||
Структурный компонент Нормативно-правовое обеспечение деятельности... Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными... | Уроки развивающей математики для младших школьников «Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные... | ||
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта... Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы... | Пояснительная Записка Математика, являясь одним из важных общеобразовательных... Обучение математике должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми... | ||
Педагогическая практика в младших классах специальных (коррекционных)... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного... | ||
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную... Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников | Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи:... Мастер – класс по теме: «Развитие творческого потенциала младших школьников через введение в курс предметов «математика и конструирование»... | ||
Личностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности | Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через... Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии... | ||
Достижения учащихся Всероссийской олимпиады по математике и окружающему миру для младших школьников -2012г | Тема опыта Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность | ||
Развитие наглядно – образного мышления у младших школьников через... | Санкт-петербурга ... |