Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку





Скачать 60.92 Kb.
НазваниеФормирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку
Дата публикации16.07.2014
Размер60.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку

(Швейное дело)

Малова Елена Евгеньевна,

учитель труда по швейному делу

ОГКСОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида №3

Костромской области»

Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии изготовления швейных изделий; формирование трудовых операционных навыков; знакомство с элементами конструирования и моделирования.

Достижение этой цели обеспечивается последовательностью и этапностью в сочетании с разнообразными формами коррекционной работы.

На начальном этапе обучения швейному делу, моя работа направлена на выявление возможностей и психических функций ребенка, его предметно-практических навыков на основе доступной и интересной деятельности. На начальных занятиях в 4кл. предлагаю знакомый вид деятельности - аппликацию из бумаги. В ходе выполнения задания отчетливо проявляется уровень самостоятельности, дисциплинированность, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, определяется гипертонус или гипотонус мышц рук при использовании инструментов.

Решая задачи социализации, особое внимание уделяется формированию положительной мотивации к труду. Для этого создаются специальные ситуации успеха. В школе существует периодически обновляемая выставка лучших работ учащихся. Ребятам очень приятно показать то, что сделано своими руками, продемонстрировать достижения одноклассникам, учителям, родителям. Поэтому с самых первых уроков нацеливаю девочек на то, что в конце учебного года состоится подведение итогов, демонстрация готовых изделий. Но и в течение учебного времени в классе или на общешкольных линейках у нас принято поощрять даже незначительные достижения учащихся небольшими подарками и сувенирами.

С 5 класса при изготовлении швейных изделий начинается знакомство с первоначальными элементами конструирования. Это позволяет развивать воображение, зрительно-моторную координацию и постепенно повышать у учащихся уверенность в своих возможностях.

На следующем этапе начинается формирование профессиональной направленности учащегося. Определяется его интерес и степень готовности к обучению по определенному трудовому профилю (швейному делу). В ходе урока наблюдаю за действиями учащихся. Одна девочка заинтересованно относится к работе: старается правильно и качественно выполнить задание. Другой важно справиться с объемом работы, не прикладывая особого усердия для качественного результата. Кто-то, может повторять действия по несколько раз, при этом спокойно реагировать на замечания учителя. В итоге постепенно, терпеливо и аккуратно справляется с заданием. Некоторые, в силу особенностей нарушения, не в состоянии владеть собой и своими эмоциями.

Параллельно прослеживаются и особенности психофизического развития: направленность внимания, особенности памяти, наглядно-образного мышления. Данный этап позволяет увидеть динамику обучения.

В 9-м классе – обучение строится на основе повторения и обобщения тем пройденного учебного материала, а практические умения и навыки работы на швейном оборудовании совершенствуются: нарастает скорость, некоторые операции доводятся до автоматизма.

Далее рассмотрим, как формируются социально-личностные компетенции у детей непосредственно в процессе обучения.

Рассматривая тему «Моделирование швейных изделий» знакомлю учащихся с конструктивными линиями в одежде, шкалой размеров и ростов, понятием стиля. Это способствует развитию воображения, формированию вкуса, чувства меры. Не секрет, что далеко не во всех семьях эстетическому воспитанию детей и подростков уделяется должное внимание. На уроках трудового обучения у девочек есть хорошая возможность получить основные знания по данным вопросам.

Технологическая обработка деталей включает в себя ручные, машинные, утюжильные работы. Способствует развитию пространственной ориентировки, элементов логического мышления, разных видов памяти, целостному зрительному восприятию. Обработка воротника. Прежде чем приступить к работе, надо определиться с формой воротника. Представить, как он будет выглядеть на данном изделии, сочетается ли с другими деталями, например, с формой кокетки или кармана. Начинается работа одинаково: с ручных работ, а вот при выполнении машинной строчки, в зависимости от вида воротника, необходимо знать и соблюдать некоторые технологические особенности: правильно обработать углы воротника, сделать надсечки или высечь припуски шва.

Умения выполнять утюжильные работы, востребованы в процессе выполнения любой операции или узла, по окончании работы, и конечно, наиболее часто находит свое применение в повседневной жизни.

Технологическое планирование позволяет понять алгоритм (план) деятельности: цель, способы действий, результат. Чтобы подшить нижний край юбки, надо сначала уточнить линию низа, при этом воспользоваться линейкой и ножницами. Затем выбрать способ обработки, который зависит от модели юбки, вида ткани, покроя. Вспомнить ход выполнения краевого шва вподгибку, определить технические условия. Не забывать в процессе и по окончании обработки выполнять необходимые приемы самоконтроля.

В рамках каждого класса учащихся условно можно разделить на несколько групп по степени успеваемости, качеству и скорости выполнения работ. Это помогает учитывать индивидуальные способности и одновременно позволяет развивать в границах их возможностей.

Одним из таких приемов работы является использование инструкционно-технологических карт, в которой дан развернутый план выполнения действий: последовательность выполнения работы, рисунок, технические условия. В ней я разделяю процесс на очень мелкие «шаги».чтобы, была подробно показана каждая операция. Разделяю операции по видам: ручные, машинные, утюжильные. Так как карта несет большой объем информации, воспринимать ее целостно учащимся очень сложно. Поэтому разрезаю ее карту на фрагменты. Каждый фрагмент, по необходимости, можно сопровождать соответствующим образцом, что позволяет наглядно показать ту работу, которую предстоит выполнить. Это дает возможность сопоставить графическое изображение и образец, лучше понять, как выполняется прием и что должно получиться в результате. Для самых слабых даю по 1 - 2 фрагмента. Для учащихся, которые способны работать под частичным контролем учителя, 2-3трудовых приема. Когда учащиеся научатся справляться с таким объемом работы, можно добавить для каждой группы учащихся еще по 1-2 приема.

Карта учит учащихся думать, т.е.

- активизирует процессы синтеза, анализа, сравнения, обобщения;

- развивает зрительную и слуховую память;

-формирует навыки планирования своих действий;

-позволяет ориентироваться в типовых видах работ;

-приучает к самостоятельности,

-воспитывает уверенность в своих действиях.

Также используются и другие виды заданий, позволяющие дифференцировать процесс обучения: карточки задания, задание с графическим изображением, разгадывание загадок, кроссвордов, отгадывание ребусов и многое другое.

На протяжении всего курса обучения швейному делу у девочек есть возможность попробовать свои возможности в различных техниках декоративно-прикладного творчества. Такие виды работ всегда вызывают позитивный настрой, заинтересованность, формируют у учащихся познавательный интерес, воспитывает усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Так девочки занимались вышивкой «крестиком», аппликацией, лоскутной техникой, пробовали вышивку лентами, шили прихватки, работали с природным материалом, использовали смешанные техники. Иногда такие виды работы целесообразно давать учащимся параллельно с пошивом основного изделия в случае, когда есть необходимость переменить вид деятельности, переключиться с одного вида работы на другой, чтобы успокоиться, снять напряжение, а потом продолжить выполнение основной работы.

Получив определенный практический опыт, учащиеся помимо выполнения программных работ, берутся за несложный ремонт своих собственных вещей: подшить юбку, укоротить брюки, заменить молнию. Всегда откликаются девочки на просьбы со стороны учителей и сотрудников школы: сшить занавески, скатерти, салфетки, подарки к праздникам, повязки для дежурных. В школе всегда найдется дело, с которым справиться можно только в швейной мастерской. Приятно наблюдать, когда учащаяся со знанием дела берется за такую работу. Именно с такими не сложными, но очень важными, часто возникающими в быту проблемами им придется встречаться в жизни, в семье. Это одна, на мой взгляд, из самых главных ценностей, которые могут унести из школы наши выпускники.

При этом наблюдаются результаты развития тех качеств, которые способствуют социализации:

- владение швейным оборудованием, утюгом, ручными инструментами

- понимание профессиональных терминов;

- мотивация общения;

- формирование коллективного поведения (взаимовыручка)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа над темой ведется 2-ой год и способствует созданию условий для формирования и развития личностных компетенций учащихся, повышению...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении...
Программа диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconХарактеристика профессиональной деятельности выпускника
Целью ооп является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (общенаучных, социально-личностных,...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткое описание идеи: Через метод исследования продолжить формирование у учащихся представления о социальных ценностях, стимулировать...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие умения читать и говорить. Формирование грамотного интеллегентного читателя через включение учащихся в монопроект по...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Формирование географических компетенций у учащихся через применение икт на уроках географии
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование читательских компетенций учащихся через включение их в технологию ркмчп
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: «Совершенствование системы трудового обучения обучающихся школы, обеспечивающей подготовку учащихся к получению дальнейшего...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целями дисциплины являются формирование социально-личностных, когнитивных, ценностных и коммуникативных компетенций. Осуществлению...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование физических двигательных компетенций учащихся через игровую деятельность на основе учебного материала Олимпийской...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconТема: «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных...
«Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных проб в школьном «Пресс-центре»
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconРоссийской федерации
Цель ооп развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconРоссийской федерации
Цель ооп развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии...
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через профессионально-трудовую подготовку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строение желез внутренней секреции, продолжить формирование предметных и общеучебных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск