Скачать 2.38 Mb.
|
1. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 2. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Содержание: Введение………………………..………………………………………………….2 1. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………….…………………………………………………………………………………………..9 2. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………….…..…………………………45 3. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………………..95 ВВЕДЕНИЕ Актуальность разработки программы воспитания учащихся в системе общего образования обусловлена необходимостью решения следующих проблем. Несмотря на то, что в отечественной педагогической науке разработано множество подходов к воспитанию ребенка в системе общего образования, практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы. В сознании школьных педагогов понятие «воспитание» прочно связано с понятием «план» и «мероприятие», что с одной стороны обусловлено бюрократическими издержками управления системой образования, для которой план воспитательной работы – единственный показатель качества, доступный формальной проверке, а с другой – особенностями понимания сущности воспитания самими педагогами. В течение многих лет под воспитанием понимается управление процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеучебной деятельности. При этом воспитательная работа сводится в конечном итоге к набору технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования (так называемые внеурочные мероприятия). Считается, что, освоив эти технологии и грамотно воспроизводя их, педагог сможет достичь воспитательного эффекта. Многие педагоги по-прежнему продолжают считать, что "воспитательная система – это приведенная в систему воспитательная работа", часто не понимая, что личность невозможно сформировать как простую совокупность качеств. Личность формируется, когда, включаясь в систему отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценности и жизненные стратегии, ребенок в результате формирует свою собственную систему ценностей. Любое взаимодействие взрослого и ребенка несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. В этом контексте возникает острая потребность вести речь не о технологиях формирования должного набора качеств личности в системе регулярно проводимых воспитательных мероприятий различной направленности, а о формировании воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которая возникает только внутри отношений всех участников образовательного процесса и, прежде всего – отношений ученика и педагога. Фактически любая атмосфера формирует у ребенка ту или иную систему ценностей, вопрос только в том, что именно воспитывает она в детях. Воспитание ожидаемых обществом гуманистических ценностей может происходить в атмосфере, основанной не только на взаимоуважении, доверии и безусловном признании ценности личности, но и на общей, осознаваемой всеми цели, и определяемой этой целью совместной деятельности. Тогда школа сможет вернуть себе статус социального института образования, потому что ожидаемые обществом ценности будут постоянно воспроизводиться в отношениях учащихся и педагогов. Необходимо признать, что в современной школе детская субкультура существует практически автономно от мира взрослых, что влечет за собой существование параллельного практически независимого от взрослых особого детского пространства ценностей, установок, способов жизнедеятельности и форм общения. В силу общей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель и фактическое отсутствие интерактивных форм совместной деятельности с взрослыми, а также недооценки психологических механизмов присваивания детьми нравственных культурных ценностей, произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и к себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей. Поэтому в предлагаемом документе речь пойдет о включении детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Эта сложная проблема во многом связана с решением вопроса о реализации потребности ребенка в идентификации себя с определенной общностью людей. Включение родителей учащихся в организацию воспитательного процесса в начальной школе будет способствовать естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе. Использование совместных с родителями форм и принципов взаимодействия будет способствовать формированию особой школьной общности – коллектива педагогов, родителей и детей, объединенных общими целями и ценностями. Целью такого взаимодействия является в конечном итоге функционирование механизма коллективистской идентификации - определенного типа гуманных отношений, когда личностная позиция ребенка сознательно преобразуется или формируется в соответствии с целями и ценностями, выработанными в ходе совместной деятельности с взрослыми. Таким образом, программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником. В качестве результата воспитательной деятельности образовательного учреждения рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно - формированием личностных компетенций. В этом случае стандартами воспитания являются условия достижения этого качеств, а также требования к необходимому уровню развития личностных компетенций школьников, включая критерии и способы их оценки. Теоретико-методологической основой разработки Программы воспитания учащихся в системе начального образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностно-мотивационный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. В рамках этого подхода были сформулированы теоретические положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания в системе начального общего образования. Л.С.Выготским была обоснована идея о том, что становление межличностных отношений в детских группах подчиняется общепсихологической закономерности развития – переходу от непосредственных форм и способов поведения сначала к внешне, а затем к внутренне опосредствованным формам, возникающим в процессе культурного развития. Системообразующим основанием для генеза отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является совместная деятельность – центральный фактор порождения и развития системы отношений ребенка. В теории воспитательных систем (Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) деятельностный подход явился методологической основой, в рамках которой были исследованы системообразующие факторы, закономерности, условия и этапы развития воспитательной системы образовательного учреждения. В теории социальной психологии детства в рамках культурно-исторического деятельностно-мотивационного подхода (В.В.Абраменкова) была исследована проблема происхождения и развития у ребенка гуманных отношений, показано господство интерактивной совместной деятельности как внешнего инструмента овладения гуманными отношениями младшими школьниками. Особый интерес в связи с задачами разработки программы создания воспитывающей атмосферы образовательного учреждения представляют исследования ценностно-смысловой структуры сознания учеников и педагогов, описанные в концепции школьной культуры. Важным вкладом этой теории, имеющим большое значение для разработки программы воспитания в школе, является изучение механизмов становления в сознании и поведении ребенка ценности окружающего мира и в нем – прежде всего ценности другого человека, присваиваемой ребенком в той или иной социальной ситуации развития. Описанные теоретические положения стали методологической основой для разработки общих рекомендаций по созданию воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которые позволили сформулировать требования к целям и способам организации совместной деятельности педагогов и учащихся, описать условия и механизмы, обеспечивающие формирование в образовательном учреждении особой культуры отношений, способствующих личностному становлению младших школьников. Теоретические положения культурно-исторического деятельностно-мотивационного подходов стали также и методологическим основанием для разработки программы воспитания личностных компетенций (навыков) учащихся начальной школы. В рамках этого подхода обоснованы психотехнические принципы воспитания: показана возможность достижения реальных результатов в формировании не только умственных действий, но и определенных качеств личности при четком описании условий, этапов, механизмов формирования. Теоретическим основанием программы воспитания личностных компетенций учащихся начальной школы стала также социально-когнитивная теория, в рамках которой был открыт один из механизмов становления социально-адаптированной личности – механизм самооценивания (самоэффективности) и описана система навыков, составляющих его основу. Эта теория стала опорой для создания обучающих программ по формированию у детей системы социальных и личностных навыков, фактически она является основой компетентностного подхода в психологии. В рамках эмотивно-когнитивной терапии разработана эффективная технология обучение детей, начиная с начальной школы, системе навыков, обеспечивающих формирование реалистических представлений о себе и о мире. С.В.Кривцова, продолжая традиции «навыкового» подхода в психологии, описала экзистенциональные (жизненные) задачи возрастов детства. На основе феноменологического подхода к личности ребенка и экзистенциальных персональных мотиваций разработаны технологии перехода стандартных социальных компетенций в личностные. Этот подход меняет традиционные представления о показателях эффективности воспитательного процесса и диагностике уровня воспитанности школьников. Задача диагностики и коррекции результатов воспитательной работы сводится к задаче распознавания содержания определенных навыков, дефицит которых ребенок демонстрирует в отношениях с другими людьми. Указанные теоретические положения позволили выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминологии личностных компетенций, а также критерии и способы их оценки у учащихся начальной школы. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Авторы: Вагнер И.В. – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания, Муратов Ю.И. – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания Введение. Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении (далее Программа) рассматривается как автономный документ, являющийся частью нормативного сопровождения системы федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. При разработке настоящей Программы учтены условия и факторы воспитательного процесса, в том числе: воздействие социально-экономических реформ на состояние воспитания в стране; обновление правовых норм воспитания, изменение социальной инфраструктуры детства, расширение информационного поля; развитие новой религиозной ситуации, активизация этнического фактора; влияние криминализации общества, многообразие воспитательных стратегий. В соответствии с реформой образования, Законом «Об образовании» базовыми положениями стандарта общего образования настоящая Программа призвана стать для педагогических коллективов, а также всех иных субъектов воспитания опережающим ориентиром развития системы воспитания, разделяющей следующие приоритеты: личностное развитие как развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций; формирование у детей ценностно-значимых личностных проявлений т обогащение личного опыта жизненно необходимым содержанием, а именно – формированием личностных компетенций; включение детей в систему отношений всех участников образовательного процесса (ученик – педагог – родители) и формирование на этой основе собственной системы ценностей. Программа описывает сформулированные на основе согласования потребностей личности, общества и государства целевые установки воспитательной работы. Она рассматривается как основа для нормирования и экспертизы условий организации воспитательного процесса в начальной школе конкретного образовательного учреждения. Структура Программы:
I. Концепция Цель Программы: формирование воспитывающей атмосферы образовательного учреждения в целях оптимизации процесса воспитания. Основные концептуальные положения: Теоретико-методологической основой разработки Программы является культурно-исторический, деятельностно-мотивационный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и других. В рамках этого подхода были сформулированы теоретические положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания в системе начального общего образования. Содержательное ядро Программы – включение детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Отсюда введение широкоформатного понятия «совместная деятельность». В силу общей переориентации воспитания с коллективистской модели на индивидуалистскую модель произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям, себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний и чувств других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей. Учитывая, что практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы, актуализируется задача разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях в соответствии с моделью построения государственных стандартов общего образования и с опорой на гуманистический потенциал их содержания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящим положением устанавливается определение единого стиля школьной одежды как одного из способов создания деловой атмосферы,... | Анализ проделанной работы по введению федерального государственного... Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в специальном образовательном учреждении начального общего... | Образовательная программа начального общего образования по реализации... В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» реализуются программы начального... | ||
Пояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего... Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | Программа по химии составлена на основе: Федерального компонента... Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | ||
Тема урока: «Оксиды углерода» Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | Название раздела. Тема урока Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | ||
11 класс Зачет № Кислородсодержащие соединения Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | ||
Рабочая программа по физической культуре для 1-класса составлена... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы и авторской программы:... | Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной... | ||
Формирование социальных и личностных компетенций у учащихся через... Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии... | Протокол №1 приказ №46/4 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... | ||
Программа формирования ууд. Программы учебных предметов. Планируемые... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 1 классов начального общего образования | Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... |