Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования





НазваниеПрограмма создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования
страница1/16
Дата публикации14.09.2014
Размер2.38 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



1. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Содержание:
Введение………………………..………………………………………………….2
1. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………….…………………………………………………………………………………………..9
2. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У

УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………….…..…………………………45
3. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………………..95

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность разработки программы воспитания учащихся в системе общего образования обусловлена необходимостью решения следующих проблем.

Несмотря на то, что в отечественной педагогической науке разработано множество подходов к воспитанию ребенка в системе общего образования, практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы.

В сознании школьных педагогов понятие «воспитание» прочно связано с понятием «план» и «мероприятие», что с одной стороны обусловлено бюрократическими издержками управления системой образования, для которой план воспитательной работы – единственный показатель качества, доступный формальной проверке, а с другой – особенностями понимания сущности воспитания самими педагогами. В течение многих лет под воспитанием понимается управление процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеучебной деятельности. При этом воспитательная работа сводится в конечном итоге к набору технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования (так называемые внеурочные мероприятия). Считается, что, освоив эти технологии и грамотно воспроизводя их, педагог сможет достичь воспитательного эффекта. Многие педагоги по-прежнему продолжают считать, что "воспитательная система – это приведенная в систему воспитательная работа", часто не понимая, что личность невозможно сформировать как простую совокупность качеств. Личность формируется, когда, включаясь в систему отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценности и жизненные стратегии, ребенок в результате формирует свою собственную систему ценностей.

Любое взаимодействие взрослого и ребенка несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. В этом контексте возникает острая потребность вести речь не о технологиях формирования должного набора качеств личности в системе регулярно проводимых воспитательных мероприятий различной направленности, а о формировании воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которая возникает только внутри отношений всех участников образовательного процесса и, прежде всего – отношений ученика и педагога. Фактически любая атмосфера формирует у ребенка ту или иную систему ценностей, вопрос только в том, что именно воспитывает она в детях. Воспитание ожидаемых обществом гуманистических ценностей может происходить в атмосфере, основанной не только на взаимоуважении, доверии и безусловном признании ценности личности, но и на общей, осознаваемой всеми цели, и определяемой этой целью совместной деятельности. Тогда школа сможет вернуть себе статус социального института образования, потому что ожидаемые обществом ценности будут постоянно воспроизводиться в отношениях учащихся и педагогов.

Необходимо признать, что в современной школе детская субкультура существует практически автономно от мира взрослых, что влечет за собой существование параллельного практически независимого от взрослых особого детского пространства ценностей, установок, способов жизнедеятельности и форм общения. В силу общей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель и фактическое отсутствие интерактивных форм совместной деятельности с взрослыми, а также недооценки психологических механизмов присваивания детьми нравственных культурных ценностей, произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и к себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей.

Поэтому в предлагаемом документе речь пойдет о включении детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Эта сложная проблема во многом связана с решением вопроса о реализации потребности ребенка в идентификации себя с определенной общностью людей. Включение родителей учащихся в организацию воспитательного процесса в начальной школе будет способствовать естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе. Использование совместных с родителями форм и принципов взаимодействия будет способствовать формированию особой школьной общности – коллектива педагогов, родителей и детей, объединенных общими целями и ценностями. Целью такого взаимодействия является в конечном итоге функционирование механизма коллективистской идентификации - определенного типа гуманных отношений, когда личностная позиция ребенка сознательно преобразуется или формируется в соответствии с целями и ценностями, выработанными в ходе совместной деятельности с взрослыми.

Таким образом, программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником. В качестве результата воспитательной деятельности образовательного учреждения рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно - формированием личностных компетенций. В этом случае стандартами воспитания являются условия достижения этого качеств, а также требования к необходимому уровню развития личностных компетенций школьников, включая критерии и способы их оценки.

Теоретико-методологической основой разработки Программы воспитания учащихся в системе начального образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностно-мотивационный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. В рамках этого подхода были сформулированы теоретические положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания в системе начального общего образования. Л.С.Выготским была обоснована идея о том, что становление межличностных отношений в детских группах подчиняется общепсихологической закономерности развития – переходу от непосредственных форм и способов поведения сначала к внешне, а затем к внутренне опосредствованным формам, возникающим в процессе культурного развития.

Системообразующим основанием для генеза отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является совместная деятельность центральный фактор порождения и развития системы отношений ребенка. В теории воспитательных систем (Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) деятельностный подход явился методологической основой, в рамках которой были исследованы системообразующие факторы, закономерности, условия и этапы развития воспитательной системы образовательного учреждения.

В теории социальной психологии детства в рамках культурно-исторического деятельностно-мотивационного подхода (В.В.Абраменкова) была исследована проблема происхождения и развития у ребенка гуманных отношений, показано господство интерактивной совместной деятельности как внешнего инструмента овладения гуманными отношениями младшими школьниками. Особый интерес в связи с задачами разработки программы создания воспитывающей атмосферы образовательного учреждения представляют исследования ценностно-смысловой структуры сознания учеников и педагогов, описанные в концепции школьной культуры. Важным вкладом этой теории, имеющим большое значение для разработки программы воспитания в школе, является изучение механизмов становления в сознании и поведении ребенка ценности окружающего мира и в нем – прежде всего ценности другого человека, присваиваемой ребенком в той или иной социальной ситуации развития.

Описанные теоретические положения стали методологической основой для разработки общих рекомендаций по созданию воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которые позволили сформулировать требования к целям и способам организации совместной деятельности педагогов и учащихся, описать условия и механизмы, обеспечивающие формирование в образовательном учреждении особой культуры отношений, способствующих личностному становлению младших школьников.

Теоретические положения культурно-исторического деятельностно-мотивационного подходов стали также и методологическим основанием для разработки программы воспитания личностных компетенций (навыков) учащихся начальной школы. В рамках этого подхода обоснованы психотехнические принципы воспитания: показана возможность достижения реальных результатов в формировании не только умственных действий, но и определенных качеств личности при четком описании условий, этапов, механизмов формирования.

Теоретическим основанием программы воспитания личностных компетенций учащихся начальной школы стала также социально-когнитивная теория, в рамках которой был открыт один из механизмов становления социально-адаптированной личности – механизм самооценивания (самоэффективности) и описана система навыков, составляющих его основу. Эта теория стала опорой для создания обучающих программ по формированию у детей системы социальных и личностных навыков, фактически она является основой компетентностного подхода в психологии. В рамках эмотивно-когнитивной терапии разработана эффективная технология обучение детей, начиная с начальной школы, системе навыков, обеспечивающих формирование реалистических представлений о себе и о мире. С.В.Кривцова, продолжая традиции «навыкового» подхода в психологии, описала экзистенциональные (жизненные) задачи возрастов детства. На основе феноменологического подхода к личности ребенка и экзистенциальных персональных мотиваций разработаны технологии перехода стандартных социальных компетенций в личностные. Этот подход меняет традиционные представления о показателях эффективности воспитательного процесса и диагностике уровня воспитанности школьников. Задача диагностики и коррекции результатов воспитательной работы сводится к задаче распознавания содержания определенных навыков, дефицит которых ребенок демонстрирует в отношениях с другими людьми.

Указанные теоретические положения позволили выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминологии личностных компетенций, а также критерии и способы их оценки у учащихся начальной школы.
ПРОГРАММА

СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Авторы: Вагнер И.В. – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания, Муратов Ю.И. – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания
Введение.

Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении (далее Программа) рассматривается как автономный документ, являющийся частью нормативного сопровождения системы федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. При разработке настоящей Программы учтены условия и факторы воспитательного процесса, в том числе: воздействие социально-экономических реформ на состояние воспитания в стране; обновление правовых норм воспитания, изменение социальной инфраструктуры детства, расширение информационного поля; развитие новой религиозной ситуации, активизация этнического фактора; влияние криминализации общества, многообразие воспитательных стратегий.

В соответствии с реформой образования, Законом «Об образовании» базовыми положениями стандарта общего образования настоящая Программа призвана стать для педагогических коллективов, а также всех иных субъектов воспитания опережающим ориентиром развития системы воспитания, разделяющей следующие приоритеты:

личностное развитие как развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций;

формирование у детей ценностно-значимых личностных проявлений т обогащение личного опыта жизненно необходимым содержанием, а именно – формированием личностных компетенций;

включение детей в систему отношений всех участников образовательного процесса (ученик – педагог – родители) и формирование на этой основе собственной системы ценностей.

Программа описывает сформулированные на основе согласования потребностей личности, общества и государства целевые установки воспитательной работы. Она рассматривается как основа для нормирования и экспертизы условий организации воспитательного процесса в начальной школе конкретного образовательного учреждения.
Структура Программы:

  1. Концепция (цель, методологические положения, особенности, принципы, ожидаемый результат).

  2. Создание необходимых социально-педагогических условий для реализации Программы.

  3. Содержательные основы Программы (приоритетные направления создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении).

  4. Взаимодействие с другими субъектами воспитания в контексте реализации Программы.

  5. Реализация Программы как комплексная практическая основа для разработки модели социализации и воспитания обучающихся в соответствии с дальнейшей разработкой и реализацией системы федеральных государственных стандартов общего образования.

  6. Методические рекомендации по обеспечению формирования психологической готовности педагогов к воспитательной работе в начальной школе


I. Концепция

Цель Программы: формирование воспитывающей атмосферы образовательного учреждения в целях оптимизации процесса воспитания.

Основные концептуальные положения:

Теоретико-методологической основой разработки Программы является культурно-исторический, деятельностно-мотивационный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и других. В рамках этого подхода были сформулированы теоретические положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания в системе начального общего образования.

Содержательное ядро Программы – включение детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Отсюда введение широкоформатного понятия «совместная деятельность».

В силу общей переориентации воспитания с коллективистской модели на индивидуалистскую модель произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям, себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний и чувств других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей.

Учитывая, что практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы, актуализируется задача разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях в соответствии с моделью построения государственных стандартов общего образования и с опорой на гуманистический потенциал их содержания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящим положением устанавливается определение единого стиля школьной одежды как одного из способов создания деловой атмосферы,...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconАнализ проделанной работы по введению федерального государственного...
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в специальном образовательном учреждении начального общего...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования по реализации...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» реализуются программы начального...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПрограмма по химии составлена на основе: Федерального компонента...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconТема урока: «Оксиды углерода»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconНазвание раздела. Тема урока
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования icon11 класс Зачет № Кислородсодержащие соединения
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconРабочая программа по физической культуре для 1-класса составлена...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы и авторской программы:...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconРабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconФормирование социальных и личностных компетенций у учащихся через...
Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПротокол №1 приказ №46/4
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconПрограмма формирования ууд. Программы учебных предметов. Планируемые...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 1 классов начального общего образования
Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск