Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»





Скачать 87.86 Kb.
НазваниеУрок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Дата публикации15.09.2014
Размер87.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок решения комбинированных задач по теме: « Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9а классе МБОУ лицея №1 п.Добринка.
Учитель математики: ЗН Курьянова.

Цели урока: повторение и обобщение изученного материала путём решения комбинированных задач; развитие познавательного интереса к математике.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формул арифметической и геометрической прогрессий;

подготовка к ГИА

- применять свои знания в практических ситуациях;

-расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач;

Развивающие:

- развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;

Воспитательные:

-воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию;

-формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе;

Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении комбинированных задач.

Форма проведения: дифференцированная работа в группах с использованием презентации.

Длительность: 1учебный час.

К уроку прилагается презентация.

Эпиграф урока.

Закончился 20-ый век.

Куда стремится человек?

Изучены и космос, и моря,

Строенье звёзд и вся Земля.

Но математиков зовёт

Известный лозунг:

«Прогрессио – движение вперёд».
Схема урока

Ι. Проверка домашнего задания.

II . Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

III. Устная работа.

1.

2. Найди ошибку

IV. Работа с формулами.

VI. Практическая часть урока. Работа в группах.

1.Комбинированная задача.

2. Комбинированное неравенство.

3. Комбинированное уравнение.

4. Построить график функции.

5 Текстовая задача по профилю.

VI. Проверка решения задания групп, защита решения.

VII. Решение сложной задачи уровня С6 ЕГЭ.

5. Логическая задача.

XΙ . Подведение итогов.

XΙΙ. Выставление оценок.

XΙΙΙ. Творческое домашнее задание.


ХОД УРОКА.

Ι. Проверка домашнего задания.
III . Сообщение темы и целей урока. Слайд 1. Эпиграф.

Закончился 20-ый век.

Куда стремится человек?

Изучены и космос, и моря,

Строенье звёзд и вся Земля.

Но математиков зовёт

Известный лозунг:

«Прогрессио – движение вперёд».

«Так о чём же пойдёт сегодня речь?»

Конечно о прогрессиях. Но встретим мы её в комбинированных нестандартных задачах. Сегодня мы должны обобщить и систематизировать знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий. Нам предстоит поработать и с формулами, вспомнить, как решаются уравнения, неравенства, строятся графики, и посадить «волшебно дерево».

I V. Устная работа

1.

2.Найди ошибку. (Текст решения на слайде)

ученик комментирует решение и находит ошибку в решенном неравенстве:

х2- х(-1-1/2-1/4-…) – 8 < 0,

Имеем в скобках сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии, которая равна S=1/(1-1/2)=2, и тогда неравенство приобретает вид

х2 +2x -8 <0.

Рассмотрим функцию у = х2 +2х -8. График парабола, «ветви» вверх, т.к. а=1, 1>0.

Нули функции:-4; 2.

Построим параболу схематично:

Ответ: (-4;2).
V. Работа с формулами.

Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».

Проверим, кто из вас порадовал бы Герберта Спенсера.

восприятие речи на слух. Проговариваю название формулы один раз, а учащиеся пишут номер формулы (двое учащихся у доски, остальные под копирку на листочках, повернувшись так, чтобы работать спиной к доске).

Вопросы к формулам

1.Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2.Формула n-го члена арифметической прогрессии.

3.Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.

4.Сумма n-первых членов геометрической прогрессии.

5.Формула n-го члена геометрической прогрессии.

6.Свойство членов арифметической прогрессии.

7.Свойство членов геометрической прогрессии.

8.Знаменатель геометрической прогрессии.

9.Разность арифметической прогрессии.

Формулы.

1. an = a1 + ( n-1)d

2. bn = b1∙ qn-1

3. Sn.

4. Sn =

5. S =.

6. an = .

7. bn= 

8. d = an + 1 – an.

9. q = 

Листочки с каждого ряда собирает дежурный помощник. Выполняется проверка по коду.

Получили 9-значное число 513 426 798.

Это КОД ОТВЕТА.
VI. Практическая часть урока.

«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь, подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»,- говорил Д.Пойа.


1.Задача. Три числа составляют арифметическую прогрессию. Найдите эти числа, если их сумма равна 27, а при уменьшении первого числа на 1, уменьшении второго на 3 и при увеличении третьего на 3, получили геометрическую прогрессию.
Дано: а123=27 –сумма трёх членов арифметической прогрессии; а1-1; а2 -3; а3+3- геометрическая прогрессия.

Найти: а1; а2; а3.


Решение. ,  ,

q =  
=9 – d, 

 (8 - d)(d + 12)=36.
d2 +4d-60=0,

d1=6, d2=-10.

Если d1=6, то ; .

Если d2=-10, то ; .

Ответ: если арифметическая прогрессия 3; 9; 15, то геометрическая прогрессия 2; 6; 18.

Если арифметическая прогрессия 19; 9; -1, то геометрическая прогрессия 18; 6; 2.
Нестандартные комбинированные задачи по теме «Прогрессии» мы можем встретить и при решении уравнений, неравенств, при построении графиков функций, решении текстовых задач.

Вот над такими заданиями я предлагаю вам поработать в группах. Выберите себе задание соответствующего уровня, выполните решение и подготовьте его к защите. В каждой группе есть консультант, к которому вы можете обратиться за помощью.
Задания группам.

1. Решите неравенство:

1). (3х+)() > 0.

6-слагаемых 6-слагаемых

Решение: упрощаем скобки в данном неравенстве. Сумма 6-ти слагаемых арифметической прогрессии равна (-18) . Сумма 6-ти слагаемых геометрической прогрессии равна 126.

Неравенство перепишется в виде: (3х-18)(х+126)>0,

решаем его методом интервалов.
Ответ: (- ∞; -126) U (6; + ∞).

2). |х + х² + …+ х + …| < 1

3)x² - 2(1 + sin² 45° + sin² 45° + sin² 45°+ …)х < -4

4). (х – (1 + sin 30° + sin² 30° …))(х + (1 + cos 60° + cos² 60° + …)) < 0

5) |х - (7 +3 -1 -…)| < 20

Великому Эйнштейну приходилось делить время между политикой и уравнениями. Он говорил: «Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

2. Итак, уравнение, содержащее прогрессию.

1).х2 -3 |х | = 2+1+1/2+…
Решение: S= 2/(1-1/2)=4.

Уравнение приобретает вид х2 -3 |х | - 4=0.

1) Если х ≥ 0, то х2 -3х - 4 =0. Его корни 4 и -1;

х= -1 не удовлетворяет условию х ≥ 0.

2) Если х < 0, то х2 +3х - 4=0. Его корни -4 и 1;

х=1 не удовлетворяет условию х < 0.

Ответ: 4; - 4.
2).( х² + х +1) + ( х² +2 х + 3) + (х² + 3х +5) + …+ (х² +20 х + 39) = 4500

3). + х + х² + х³ + … = , |х | < 1.

4) + + + …+ = 3

5) (х² - 7х + 13)² + (х -3)(х-2 -1 - - - …) = 1

3. Построить график функции:

1)

у = . Решение. 1+sin30+sin2 30+sin3 30+...=1+1/2+1/4+1/8+...- сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии, т.к. q=1/2.

S= 1/(1-1/2)=2.

Функция приобретает вид: 1) у = х +2, если х > 0

2) у = х - 2, если х < 0.

Область определения х ≠0.

2 + 1 + + +…

2) у = х
3) у = | |
4).у =
5) у =
4. Текстовые задачи.

1). На предприятии образовалась прибыль в размете 1000 у.е. Есть три банка, в которые можно вложить деньги: 1-й банк – простые проценты из расчета 3% в месяц, 2-й банк – под простые проценты из расчета 40% в год, 3-й банк – под сложные проценты из расчета 30% в год. Данное предприятие желает положить деньги на три года. В каком банке это наиболее выгодно?

Решение:

1-й банк начисляет от 1000 у.е.

а = 1000, d = 1000 х 0,3 = 30

а = 1000 +30 х 36 = 2080 у.е.
2-й банк начисляет от 1000 у.е.

а = 1000, d = 1000 х 0,4 = 400

а = 1000 + 3 х 400 = 2200 у.е.
3-й банк. Сложные проценты увеличивают сумму каждый год в 1,3 раза (100% + 30%)

в = 1000, q = 1,3

в = 1000 х 1,3³ = 2197 у.е.

2).Представьте, что Вы учетчик на стройке. Привезли и выгрузили большое количество бревен строевого леса. Нужно определить, сколько бревен привезли, чтобы закрыть наряд водителям. Как Вы подсчитаете количество привезенных бревен, если их складировали в 20 рядов?

Решение:

в = 1, в = 20. S = ( (1 + 20) : 2) х 20 = 210 бревен.
3).В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут?

Решение:

в = 1, q = 2, в = 1 х 2 = 64, S = 1 (2 - 1)/(2 – 1) = 127 бактерий за 7 минут.
4).Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый из следующих дней на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?

Решение:

а = 15, d = 10, а = 105

105 = 15 + (п – 1) х 10

10п = 100

п = 10 дней

  • 5). В огороде 30 грядок каждая длиною 16м и шириной 2,5 м. Поливая грядки, огородник приносит ведра с водою из колодца, расположенного в 14 м от края огорода и обходит грядки по меже, причем воды, приносимой за один раз, достаточно только для 1 грядки. Какой путь должен пройти огородник, поливая весь огород?

Решение:

Для поливки первой грядки огородник должен пройти путь

14+16+2,5+16+2,5+14=65м.

При поливке второй он проходит

14+2,5+16+2,5+16+2,5+2,5+14=65+5=70м.

Каждая следующая грядка требует пути на 5м длиннее предыдущей. Имеем прогрессию:

65; 70; 75;…; 65+5 х 29.

Сумма её членов равна

=4125м.


Огородник при поливке всего огорода проходит путь в 4,125 км.

В этом году вы принимаете эстафетную палочку от 11 классов и тоже сдаёте свой экзамен по алгебре в форме тестов ЕГЭ. Следующие задачи позволят проверить вашу готовность к нему по теме

« Прогрессии».

№ 260 (Лысенко)

Задача уровня С6 ЕГЭ. Индивидуальная работа.

1 Задача:
Даны 2 последовательности чисел 6,7,8,9,10 и 14,15,...,20. Перед каждым числом случайно ставят знак "+" или "-", после чего каждое число из первой последовательности складывается с каждым числом из второй. Найдите наибольшее и наименьшее по модулю значения таких сумм.

Решение:
Очевидно, что наибольшая по модулю сумма получается если все знаки одинаковые, например "+". Посчитаем полученную сумму. Каждое число из первой последовательность прибавляется к 7 числам из второй, т.е. встречается в сумме 7 раз. Каждое число из второй последовательность прибавляется к 5 числам из первой, т.е. встречается в сумме 5 раз. Итого имеем: S=7*6+7*7+7*8+7*9+7*10+5*14+5*15+...+5*20=7*(6+7+8+9+10)+5*(14+15+...+20) Вычислив суммы арифметических прогрессий в скобках получим S=7*40+5*119=875

Теперь вычислим минимальную по модулю сумму. В первом наборе 2 нечетных числа, каждое из которых встречается в сумме 7 раз, а во втором наборе 3 нечетных числа, каждое из которых встречается в сумме 5 раз. Итого в сумме 2*7+3*5=29 нечетных чисел. 29 - число нечетное. А сумма нечетного числа нечетных чисел - число нечетное. Получается, что сумма S - всегда нечетное число. Наименьшее по модулю нечетное число это 1. Меньше по модулю сумма быть не может. Заметим, что если расставить знаки следующим образом: перед числами 6, 8,10,16,18,20 - знак "+", а перед остальными - знак "-", то S=1. Мы доказали, что сумма не может быть меньше 1 по модулю и привели пример, когда она равняется 1 по модулю, следовательно доказали, что минимальное по модулю значение суммы равно 1.

Ответ: 875 и 1.

2 Задача.уровня С6 ЕГЭ

Последние члены двух конечных арифметических прогрессий

а = 5, а = 8, …,а и в = 9, в = 14, …, в

совпадают, а сумма всех совпадающих (взятых по одному разу) членов этих прогрессий равна 815. Найдите число членов в каждой прогрессии.

5. Логическая задача.

Волшебное дерево, первоначальная высота которого 1 м, каждый день увеличивает свою высоту в 2 раза. При этом через 36 дней оно «достанет» до Луны. Через сколько дней оно достало бы до Луны, если бы его высота в начальный момент времени была 8м?

Решение: через 33 дня. Один день-2м. Два дня-4м. Три дня-8м. 36-3=33 дня.
XΙ . Подведение итогов.

Итак, сегодня мы в нестандартных комбинированных заданиях обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, поработали с формулами, вспомнили, как решаются уравнения и строятся графики, и посадили «волшебное дерево» при решении занимательной логической задачи. (Итоги подводят ученики)

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут.
XΙΙ. Выставление оценок.

За работу у доски каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают все решившие предложенные задания.

XΙΙΙ. Домашнее задание – группы меняются заданиями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconТема: Арифметическая и геометрическая прогрессии (обобщающий урок)
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconТема: Геометрическая прогрессия Урок №1 ( изучение нового материала) Цели урока
Образовательная: ввести понятие геометрической прогрессии, познакомить учащихся с формулой n-ого члена геометрической прогрессии,...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрока по алгебре тема урока: «арифметическая и геометрическая прогрессии»
Оборудование: компьютерная презентация (PowerPoint), задания с готовой основой, листы самооценки и рефлексии
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»
Образовательные цели: Расширить знания учащихся о числовых последовательностях, рассмотрев числовую последовательность особого вида...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconПлан-конспект урока арифметическая прогрессия
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconКонспект урока по теме:"Прогрессии" цель урока: обобщить и систематизировать...
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрока: повторить материал по теме «Арифметическая прогрессия, формула...
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ученики. Мне приятно вас видеть, надеюсь, что наш урок будет результативным! (психологический...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок по алгебре в 9-м классе по теме
...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconКонспект урока арифметическая прогрессия фио (полностью) Головина Надежда Геннадьевна
Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об арифметической прогрессии, её свойствах и основных формулах. Ввести характеристическое...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы»
Цель урока – сформировать у учащихся навык решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы»
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок по теме «Применение подобия для решения практических задач»
«Подобие» для решения задач практического характера, на построение с помощью циркуля и линейки, учить осмысливать материал и делать...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconКонспект урока алгебры по теме «Геометрическая прогрессия» (9 класс)
«Арифметическая прогрессия». В форме деловой игры выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний, развивать у учащихся...
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок по теме: решение задач «нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби»
Цель: обобщающий урок по 2-м типам задач с целью повторения, закрепления и решения более сложных задач
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconКонспект урока по алгебре в 9-м классе по теме "Формула суммы n первых...
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Урок решения комбинированных задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» iconУрок физики в 10 классе по теме: (слайд №1)
Обучающие: закрепить знания, умения, навыки решения задач на применение законов Ньютона, когда на тело действуют две и более сил;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск