Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению





Скачать 58.75 Kb.
НазваниеУрока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению
Дата публикации07.10.2014
Размер58.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Некоторые элементы методики проектирования урока математики
в парадигме компетентностного подхода к обучению


Варламова Т.П.

Сахалинский государственный университет

Факультет математики, физики и информатики

Кафедра математики

Концепцией модернизации российского образования на основе принятого в ней компетентностного подхода к качеству подготовки обучающихся как к результату образования определены новые целевые установки на подготовку выпускников образовательных учреждений. Компетентностный подход к обучению – процесс непрерывный. К настоящему времени педагогическая наука выделила универсальные компетентности широкого спектра использования, которые возможно формировать в процессе непрерывного обучения школа – вуз. К таким ключевым компетентностям относится и логическая компетентность, определенная нами в процессе исследования из множества надпредметных компетентностей [1]. В данной статье автор дает некоторые методические рекомендации по формированию логической компетентности у учащихся 5 – 6 классов в процессе обучения их математике.

Результаты, полученные в ходе исследования и апробации в рамках областной научно-экспериментальной площадки «Обучение в новой образовательной парадигме» (1999–2005г.), подтвердили, что, выявленную на этапе теоретического исследования, логическую компетентность формируют методы развивающего обучения: алгоритмический, эвристический, исследовательский и другие, – позволяющие обучать учащихся в деятельности [1].

Учебная деятельность в 11 – 12 лет является ведущей, поэтому важно организовать ее так, чтобы обучение было направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка как субъекта учения, на формирование способности к учебной деятельности и рефлексивному анализу опыта собственной деятельности. Поэтому основным дидактическим условием формирования логической компетентности является обучение в деятельности, направленное на решение учащимися учебных проблем (задач) (В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон и др.), в котором этапы усвоения знаний рассматриваются совместно с этапами усвоения деятельности, то есть происходит соединение учебной деятельности детей с их познавательной деятельностью.

Деятельностный метод обучения удовлетворяет принципу обеспечения ценностно-оценочной деятельности, и состоит из следующих этапов (компонентов реализации деятельности) [2]:

  1. Постановка проблемы: возникновение проблемной ситуации, осознание, формулировка учебной проблемы.

  2. «Открытие» нового знания: поиск решения через подводящий или побуждающий диалог, через выдвижение гипотез и их проверку; выход из проблемной ситуации и фиксация нового алгоритма действия.

  3. Использование решения учебной проблемы для формирования обобщенного способа деятельности в пределах заданной области (включение нового знания в систему знаний).

  4. Рефлексия деятельности.

Все перечисленные этапы важны, но приоритетными этапами для формирования логической компетентности учащихся являются этапы «открытия» нового знания и рефлексии деятельности. Этап рефлексии формирует ценностные ориентации, а, значит, удовлетворяет принципу ценностно-оценочной деятельности. Рефлексия деятельности на каждом уроке закладывает основы формирования ценностно-ориентированного отношения к знаниям, умениям и опыту собственной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа показала, что первоначально деятельность должна быть полноценной, развернутой, содержащей все этапы. Учитель берет на себя функции организации деятельности, последовательного и тщательного формирования необходимых действий поиска, «открытия», контроля и оценки. Но развернутая форма учебной деятельности оказывается нужной только на определенный период, продолжительность которого зависит от способностей учащихся и их индивидуальных особенностей, а также организации или отсутствия такой работы в начальной школе. По мере того как дети научатся теоретическим способам анализа материала, часть компонентов реализации учебной деятельности переходит к ним. Постепенно с учетом индивидуального уровня ее освоения учебная деятельность становится полностью самостоятельной. Учителю достаточно поставить перед детьми проблему, возбудить их познавательный интерес и автоматически у них включается механизм деятельности. Такое возможно, если у ребенка сформированы три компонента учебной деятельности: понимание учебной проблемы (анализ), выполнение учебных действий (планирование и исполнение) и осуществление самоконтроля и самооценки своей деятельности (рефлексия). Сформированная готовность к деятельности позволяет формировать у учащихся навык деятельности. Под навыком деятельности мы понимаем готовность и доказанную способность к планированию и осуществлению собственной деятельности на основе самостоятельно построенного алгоритма (проекта), умение критически оценить свою деятельность, полученный результат и соотнести его с системой положительных личных ценностей.

Для формирования логической компетентности у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике структура урока должна совпадать с компонентами реализации проблемного метода обучения, то есть – со структурой учебной деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: учебная проблема (задача); учебные действия; действия самоконтроля и самооценки.

Учебная проблема (задача) должна быть личностно-значимой для учащегося и ориентировать его на поиск нового способа действия; учебная проблема (задача) должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия [3].

Следовательно, обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной проблемы (задачи), так как при этом познавательные мотивы не являются личностно-значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, необходимо предъявить им «преодолимую трудность», столкнуть с нею. То есть предложить учащимся такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Учитель подводит к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями. Таким образом, учебные действия – это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной проблемы и «открытие» нового знания. Дети «открывают» новые математические понятия и отношения между ними в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в том, что он направляет деятельность детей и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленным алгоритмам действий и знакомя их с общепринятой системой обозначений. Приобретение детьми способностей к новой деятельности (развитие способностей) происходит на этапе «открытия» нового знания в том случае, когда оно самостоятельно производится каждым учеником. Действия самоконтроля и самооценки являются необходимым компонентом учебной деятельности: ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед.

Обычное сообщение цели урока также не является установкой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, так как при этом цель не является личностно-значимой для учащихся. Только после того, как учащиеся столкнулись с «преодолимой трудностью», то есть с заданием, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия, каждый ставит перед собой мотивированную цель на данном уроке. Учитель также ставит перед собой цели, которые он должен достигнуть с учащимися в процессе совместной деятельности. Мы выделили три аспекта цели урока, который формирует у учащихся логическую компетентность в процессе их обучения: когнитивный, деятельностный и ценностно-личностный аспекты, – и которые должен обязательно ставить перед собой учитель, проектируя урок формирования логической компетентности [1].

Таким образом, используемые методы развивающего обучения (алгоритмический, эвристический, исследовательский), структура урока формирования логической компетентности, удовлетворяющие сформулированным нами ранее требованиям к каждому компоненту методики формирования логической компетентности: принципу соответствия структуре логической компетентности, принципу активизации самоконтроля и самооценки учебной деятельности, принципу комфортности обучения, – формируют вышеназванную ключевую компетентность учащихся в процессе обучения математике. Непрерывный мониторинг опытно-экспериментальной работы позволил нам сделать вывод о сформированности у учащихся всех основных выделенных компонентов логической компетентности [1].

Литература:

  1. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности в процессе обучения математике [Текст]: дисс. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2006 г. – 195 с.

  2. Петерсон, Л.Г. Интегративная теория развивающего обучения [Текст] / Л.Г. Петерсон // Математика для каждого. – М.: Школа 2000 … – 2002.

  3. Формирование учебной деятельности школьников [Текст]; под ред В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconРеферат Оглавление
Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к...
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный...
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconАнализ работы мбоу-хотимль-Кузменковской сош о внедрении фгос ноо в 2012-2013 учебном год
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный...
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconРеализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс)
Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconФормы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconТема урока: подготовка к
Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconОсобенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода

Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconПрограмма развития на период 2011-2015 г г
Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение деятельностно- компетентностного подхода на занятиях производственного обучения
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению icon«Музицирование как функциональная основа компетентностного подхода»....
Формирование ценностного отношения к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconСовершенствование качества профессионального образования на основе...
Оперативное совещание «Планирование работы на месяц. Итоги проверки дневников учащихся 3-4 классов»
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconПроблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 3 декабря 2008 года
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение компетентностного подхода в работе с учащимися как залог успешной сдачи егэ
Урока математики в парадигме компетентностного подхода к обучению iconГодовой отчет по инновационной, научно-методической работе педагогического...
От компетентностного подхода в обучении и воспитании к качеству образования в политехнической школе”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск