Скачать 465 Kb.
|
Утверждаю: __________ директор МБОУ СОШ №172 О.С.Сидорюк Приказ № 53 от 04.04.2012 Учебная программа по математике для 5-6 классов с интенсивной математической подготовкой (Программа рассмотрена на педагогическом совете МБОУ СОШ №172 ____04 апреля 2012г.) Автор программы: Н.Л.Филиппова Содержание
Введение Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Конечно, любой учитель утверждает то же самое о преподаваемом им предмете. И это совершенно справедливо. В середине прошлого века в средней и старшей отечественной школе много внимания и, как следствие, учебного времени уделялось математике. Сейчас наблюдается тенденция снижения количества часов на математику. Такое уменьшение количества часов на математику без изменения целей обучения и задач, которые на математическом материале следует решать, очень опасно. Это в будущем приведет к перегрузке учащихся старших классов. Математика-предмет, изучающийся с первого по выпускной класс; объем содержательных единиц, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Также специфика преподавания математики во многом определяется тем, что экзамен по математике является обязательным для всех школьников. Данный экзамен с 2009 года во всех школах России будет проводиться в виде единого государственного экзамена. ЕГЭ по математике процедура серьезная, требующая специальной подготовки. Преподаватель математики отчетливо сознает, что большинству его питомцев нужна хорошая оценка не только по «школьной составляющей» ЕГЭ, но и по всем его компонентам. Одной из важнейших задач данных курсов является развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. Цели программы 1. Развитие математического мышления и творческой активности учащихся. 2.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. 3.Овладение математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего углубленного изучения математики и продолжения образования. 4.Привитие навыков логического рассуждения и эвристического мышления. 5. Воспитание таких нравственных качеств личности как трудолюбие, упорство в достижении цели и других. 6. Знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Пояснительная записка В основу программы положена программа по математике для общеобразовательных классов и для классов с углубленным изучением математики. Школа №172 уже несколько лет практикует на старшей ступени обучения введение профильных классов: гуманитарного, социально-экономического и информационно-технологического. В последних двух классах одним из профильных предметов является математика. Но не всегда ученики, поступившие в профильный класс, внутренне подготовлены к изменению условий учения и новым требованиям. Опыт работы учителей математики показывает, что идеи, заложенные в действующей программе средней школы и учебниках, не усваиваются учащимися с должной глубиной, если само обучение математике не строится на основе обучения учащихся общим приемам решения задач (деятельности поискового характера) на разнообразном конкретном материале, использования задач для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, овладения ими методами научного познания явлений реальной действительности. Таким образом, возникает потребность раннего изучения элективных курсов математики уже с 5-го класса. Такая необходимость связана также с запросами родителей нынешних четвероклассников, которые настаивают на расширенном изучении предмета. Возможность для приобщения школьников к учебной деятельности творческого характера представляют задачи курса «Интеллектика» и «Наглядная геометрия». Не случайно известный педагог-математик Д.Пойа пишет: «Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». Если термин «задача» понимать достаточно широко (в частности, включить в число задач и любое вычислительное упражнение, и любую теорему, способ доказательства которой предстоит установить и изучить, установление тех или иных признаков изучаемого математического понятия и отбор среди них тех, которые характеризуют это понятие, и т.п.), то можно утверждать, что изучение математики осуществляется в процессе решения задач. Задачи данной программы будут решать не только хорошо успевающие учащиеся. В младшем возрасте склонности еще не проявляются так очевидно, чтобы легко можно было отличить «математиков» от «нематематиков». Долг учителя - подмечать, пробуждать и развивать пока лишь потенциальные способности учащихся, для которых математика является наиболее трудным, а потому нелюбимым предметом. В курс «Интеллектика» включены также темы как теория множеств, математическая логика, теория вероятностей, комбинаторика, то есть достаточно сложный материал. Схема логических связей данных разделов соответствует требованиям возрастной и детской психологии. Многочисленные повторы, возвращения и дополнения к уже разобранным темам необходимы. Геометрический материал курса «Наглядная геометрия» позволяет расширить представление учащихся о различных геометрических фигурах, подготовиться к изучению геометрии в 7-9-х классах. Ведущая целевая установка курса - развитие школьника. Изучение геометрии в школе начинается с измерения геометрических величин. Это соответствует историческому ходу развития геометрии, но не отвечает ходу развития геометрических представлений у детей. Еще Ж.Пиаже отмечал, что постижение геометрии идет в направлении от «геометрии формы» к «геометрии измерений», т.е. от качественных операций по изучению формы предметов, составляющих его элементов, их взаимного положения, отношений и т.д. к количественным операциям по измерению их характеристик. Наиболее благоприятный возраст для формирования метрических отношений 10-14 лет, так как наглядно-образный стиль мыслительной деятельности является в этот период ведущим, а следовательно , этот возраст наиболее благоприятен для формирования как базовой , так и операционной стороны пространственного мышления. В результате изучения курса «Наглядная геометрия» удается достичь заметных результатов в развитии образного мышления учащихся и создать полную систему геометрических представлений, которая складывается из овладения основными геометрическими понятиями и терминологией, умения распознавать наиболее важные плоские фигуры и пространственные тела, в том числе и в конфигурациях, знания некоторых их свойств, умения воспроизвести графически или в виде предметной модели., Эти представления, имеющие и самостоятельную ценность для мировосприятия современного человека, служат прекрасной опорой для дальнейшего изучения геометрии и развития познавательных процессов, в частности логического мышления, ведь знания, полученные эмпирическим путем, требуют логического обоснования и упорядочения. Особенности изучения математики
В основу данной программы положена программа по математике для общеобразовательных учреждений и программа для классов с углубленным изучением математики. Основная цель данной программы – развивать математическое мышление, устранить разрыв между уровнем среднего математического образования, предусмотренного программой обязательного курса, и уровнем, необходимым при углубленном изучении математики. Учащиеся углубляют знания по основному курсу, получаемые на уроках, приобретают умения решать трудные и разнообразные задачи. Создается возможность целенаправленной подготовки учащихся к изучению геометрии в 7 классе и успешному ее усвоению, а также приобщению школьников к учебной деятельности творческого характера. За основу взяты учебники: 1)Виленкин Н.Я. и др. Математика 5 класс – М.: Мнемозина, 2002, 2)Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс – М.: Мнемозина, 2002., 3)ШарыгинИ.Ф., ЕрганжиеваЛ.Н. Пособие для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия» 5-6 класс Дрофа-2006 4)Депман И.Я, Виленкин Н.Я.Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы «За страницами учебника математики». Структура этих учебников позволяет обеспечить дифференциацию обучения в соответствии со степенью подготовленности и развитии детей в классе. В системе задач школьного курса математики необходимы задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, задачи, связанные с отработкой того или иного математического навыка. Вместе с тем необходимо обучать учащихся общим приемам решения задач (деятельности поискового характера), способам самостоятельной деятельности, методам научного познания явлений реальной действительности. Мы считаем, что назначение нашей программы - расширить математический кругозор школьника материалом нестандартного характера. Нестандартной (поисковой) задачей является та задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал дает ключ к тому или иному решению. При сохранении содержания и объема материала, предусмотренного программой для 5-6 классов общеобразовательных учреждений, предлагаемая программа уделяет особое внимание теории множеств, теории вероятности. Это позволяет повысить теоретический уровень преподавания материала на данном этапе обучения и учесть перспективу развития важнейших математических понятий на последующих этапах. Предполагается раннее изучение геометрии, начиная с 5 класса, с включением стереометрического материала. Выделенный из общей программы 5-6 классов курс наглядно – практической геометрии обеспечивает общую систему изучения геометрического материала в 5-6 классах с целью на ранних ступенях развития учащихся подготовить их. Реализация данной программы основана на следующем количестве часов в 5-6 классах:
Тематическое планирование учебного материала. Математика. 5 класс. Учебник «Математика, 5» Авт. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. (5 часов в неделю)
Основные требования к учащимся при изучении курса «Интеллектика» в 5 классе При изучении курса ««Интеллектика» учащиеся должны: ЗНАТЬ: 1. Понятия: множество, элементы множества, параметры, графы. 2.Элементы комбинаторики, теории вероятности, математической статистики. УМЕТЬ РЕШАТЬ: 1. Простейшие уравнения с параметрами. 2. Задачи с помощью уравнений. 3. Задачи с применением принципа Дирихле. 4. Простейшие задачи комбинаторики 5. Простейшие задачи по теории вероятности. 6. Логические задачи. Курс «Интеллектика » в 5 классе (1 час в неделю)
Контрольные работы к курсу ««Интеллектика» 5 класс Контрольная работа №1 1.Расставьте в записи 7*9+12:3-2 скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно 23 [75] 2.При каких натуральных значениях [m] верно равенство a3 = 2a2 [5m2 = m3] 3.При каком значении m [a] уравнение x2 – m = 0,79 [y2 + a = 0,17] имеет корень 0,9 [0,4] ? 4.Найти значения выражения и результат перевести в 10-чную систему счисления
Контрольная работа № 2 1. В следующих записях некоторые цифры заменены буквами (одинаковые цифры заменены одинаковыми буквами). Найдите. Какой была запись раньше ВДСЕ +ВДАЕ АЕСВЕ [ А52В --В25А 8ХМХ ] 2. Известно, что 10 учебников стоят на 200рублей дороже, чем 30 тетрадей. Те же 10 учебников стоят на 117 рублей дороже, чем 40 таких же тетрадей. Сколько стоит один учебник и одна тетрадь? [Известно, что 4 карандаша и 3 общих тетради стоят 54 рубля, 2 карандаша и 2 общих тетради-34 рубля. Сколько стоят 8 карандашей и 7 общих тетрадей?] 3. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли? [Семь человек обменялись фотографиями. Сколько при этом роздано фотографий?] |
Программа спецкурса по математике для довузовской Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов, собирающихся после окончания школы поступать в вузы, в которых предъявляются достаточно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по математике для 5 и 6 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной... Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | Рабочая программа по математике к учебнику Л. Г петерсон для 3-а класса «Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального... | ||
Рабочая программа по математике 6 класс Для основной школы по математике для 5-6 классов общеобразовательных школ авторов И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович-2-е изд., испр... | Рабочая программа учебного курса по математике для 6Б МОин РФ от 05. 03. 2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к умк для 5-6 классов (Математика.... | ||
Рабочая программа по математике для 3-б класса 4 часа в неделю (всего... «Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального... | Рабочая программа По математике 5-6 Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 5-6 классов составлена на основе | ||
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности... Орит. Особенности ведения истории болезни в орит. Приоритеты в интенсивной терапии критического больного или травмированного. Принципы... | Конспект занятия по математике Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | ||
Конспект занятия по математике в старшей группе Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | Рабочая учебная программа по математике для 5 9 классов Разработчики:... Рабочая программа по математике основного общего образования составлена на основе Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2012-2013 учебный... Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | Конспект лекций по высшей математике. В 2 частях. Часть М.: Айрис-пресс,... Баранова Е. С., Васильева Н. В., Федотов В. Л. Практическое пособие по высшей математике. Типовые расчеты. Учебное пособие. — Спб:... | ||
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе... Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | Стихотворение Державина «Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального... |