Скачать 484.29 Kb.
|
Учитель математики МОУ СОШ № 50 г. Краснодара Донец С.Т. Краснодар 2011 При подготовке старшеклассников к ЕГЭ по математике важно учитывать не только специфику предметного содержания, но и индивидуальный тип мышления, и тип восприятия информации каждым учащимся. Так, один ученик использует визуальный, другой – аудиальный, а третий – кинестетический каналы восприятия. Различаются и типы мышления: правополушарное (художественный тип, образное мышление), левополушарное (мыслительный тип, логическое мышление) и равнополушарное. Правополушарными называют учащихся, у которых доминирует правое полушарие. У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они хорошо воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. При сдаче ЕГЭ правополушарные ученики испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточится на фактах и теоретических построениях, испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации. Мало внимания уделяют деталям. Допускают характерные ошибки: вычислительные, отступление от стандартных алгоритмов, ошибки в формулах. У них слабо развиты навыки самоконтроля. Как правило, такие ученики хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико-математического циклов. Само по себе тестирование сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути. Известно, что у человека имеется три основных вида восприятия: аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный) и кинестетический (тактильный). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет визуальную форму. Это облегчает работу для визуалов, одновременно усложняя её для аудиалов и кинестетиков. Кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основной вид памяти кинестетика – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путём прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног и т. д. Кинестетики постоянно тянутся прикоснуться к тому, что рядом с ними. Аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят говорить, задают множество вопросов. Для анализа информации аудиалам лучше её проговаривать. Визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией. По методикам, описанным в книге А.Л. Сиротюка «Психофизиологические основы обучения школьников», психологи МОУ СОШ № 50 провели диагностику функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, типов мышления и восприятия информации учеников 11-х классов и получили следующие результаты.
Диагностика так же показала, что большинство слабоуспевающих по математике учащихся по типу мышления являются правополушарными, а по типу восприятия и переработки информации – аудиалами и кинестетиками. Предлагаемые далее корректирующие навыки решения экзаменационных задач раздаточные карточки составлены с учётом результатов проведённой диагностики. Такой раздаточный материал поможет выпускникам получить необходимую поддержку во время подготовки к ЕГЭ и позволит более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена. Каждая карточка двусторонняя. Первая сторона содержит указания о виде задач, рекомендации, алгоритм решения данного типа задач, а так же комментарии по использованию карточки, в зависимости от психофизиологических особенностей учащегося, которому она предназначена. Раздаточный материал оптимально сочетает однотипность и дифференцированность содержания. Данный материал может быть разово использован для самостоятельной работы на уроке, но, оставаясь у учащихся, служить справочным материалом для домашнего самообразования. Основная цель – формирование навыков логического мышления, структурирования.
|
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических... Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1–4 классов с разноуровневыми заданиями | ||
Тесты по математике, варианты егэ по математике ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по... | ||
Программа разработана для обучающихся 5 класса, с учетом возрастных... Разработка и апробация интегрированной программы внеурочной деятельности «От идеи до модели» | Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | ||
Цели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для учащихся одиннадцатых классов общеобразовательных школ и рекомендована при подготовки к «Выпускному балу»... | ||
А у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ? ... | Реферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим... | ||
Тесты по информатике для учащихся 8 классов по теме «Двоичная система... Эти тесты очень удобно использовать для самоконтроля | Егэ по математике Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | ||
Егэ по математике Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | Условия для организации образовательного процесса Дидактический материал для развития проверки техники чтения; раздаточный материал | ||
Тема: «Логарифм и его свойства» Раздаточный материал для работы в группах, для индивидуальных заданий карточки; дидактический материал | Элективный курс по математике для учащихся 10-11 классов предназначен... Структура экзаменационной работы в форме егэ требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания... |