ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
Закона «Об образовании»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Базисного учебного плана, утвержденного приказом МИН образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
Учебного плана ОУ.
Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г.
)Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 2 часа, «Длина окружности и площадь круга» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Цели обучения
развитиелогического мышления; творческой активности учащихся; интереса к предмету;
активизация поисково-познавательной деятельности;
формирование и закрепление понятий доказательства;
воспитаниесредствами геометрии культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Задачи обучения
формирование умений и навыков решения задач базового уровня по готовым чертежам с сопровождением краткого решения;
формирование умения применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач;
формирование умения логически обосновывать выводы, проводить доказательства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 кл.
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания;
представление об этапах развития математической науки, о её значимости для развития цивилизации;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию для решения геометрических проблем, представлять её в понятной форме;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, аргументации;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания курса геометрии 9 класса;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять геометрическую терминологию и символику;
понятие вектора и действий с векторами, координаты векторов;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; применять теоремы синусов и косинусов для решения треугольников, находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; выполнять чертежи по условиям задач;
изображать геометрические фигуры, осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни при решении практических задач и задач из смежных дисциплин.
Характер и объём домашних заданий.
Домашние задания определяются в соответствии с положением гимназии и рекомендациями СанПина.
При составлении домашнего задания учитываются не только особенности класса в целом, но и особенности отдельных учащихся. Задания индивидуализированы – разным учащимся предлагаются разные задания или задания на выбор, что позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.
Программа предусматривает включение необязательных заданий: как заданий повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету, так и заданий пониженной сложности, нацеленных на оказание помощи тем учащимся, которые испытывают трудности при выполнении основной части задания и нуждаются в повторении и закреплении изученных и более простых навыков.
Творческие работы, рефераты, презентации, проекты учащиеся выполняют по желанию
Тематическое планирование
№
| Тема
| Количество
часов
| Количество
контрольных работ
| 1
| Повторение курса геометрии 8 класса
| 1
|
| 2
| Векторы
| 12
| 1
| 3
| Метод координат
| 10
| 2
| 4
| Соотношения между углами и сторонами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 14
| 2
| 5
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| 1
| 6
| Движения
| 10
|
| 7
| Повторение .
| 5
| 1
| 8
| Резерв времени
| 3
|
|
| Итого
| 68 ч
|
| Содержание программы учебного предмета
Векторы – 12ч
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число и его свойства. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: законы сложения векторов; свойства умножения вектора на число; определение средней линией трапеции;
уметь: изображать и обозначать векторы; откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному; уметь строить сумму двух и более векторов; пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.
Метод координат – 10ч
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и его концами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности. Уравнение прямой
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: правила действий над векторами с заданными координатами; выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала , координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой;
уметь: применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; выводить уравнения окружности и прямой; строить окружность и прямые, заданные уравнениями.
Соотношения между сторонами и углами треугольника- 14ч
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180; основное тригонометрическое тождество; формулу для вычисления координат точки; определение скалярного произведения векторов и его свойства; условие перпендикулярности векторов;
уметь: доказывать теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач; Применять свойства скалярного произведения при решении задач.
Длина окружности и площадь круга – 12ч
Правильный многоугольник. Окружность, около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и её дуги, площади сектора;
уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять площади круга, сектора при решении задач.
Движения – 10ч
Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот.
знать: знать определение движения плоскости.
уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя; доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями; объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.
Повторение. Решение задач – 5ч
Закрепление знаний, умений и навыков.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
контрольная работа;
самостоятельная работа;
тест;
итоги тренингов и тестов в режиме электронных образовательных ресурсов;
оригинальная творческая работа;
Объяснение материала и фронтальное решение задач сопровождаются готовыми чертежами, демонстрацией презентаций.
Материально-техническое обеспечение обеспечение образовательного процесса Учебник
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Геометрия 7 – 9
класс – М.: «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2012 г.
Дидактические материалы
Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Контрольные работы по геометрии для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений – М, «Просвещение», 2011
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Устная геометрия, 7 – 9 класс, М., Илекса, 2013
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра, геометрия. Самостоятельные и контрольные работы, 9 класс, М., Илекса, 2012
Т.М.Мищенко. Тематические тесты по геометрии 9 класс. Подготовка к ГИА, М., Астрель, 2011
И.Ф. Шарыгин. Стандарт по математике. 500 геометрических задач.М., Просвещение, 2012
Технические средства
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Телевизор.
По возможности и готовности планшеты учителя и учеников.
Календарно- тематическое планирование9 а класс.
№
| Наименование разделов, тем
| Кол-во часов
| Дата проведе.
| примечание
| 1.
| Вводное повторение
| 1
|
|
|
| Векторы
| 12
|
|
| 2-3
| Понятие вектора
| 2
|
|
| 4-6
| Сложение и вычитание векторов
| 3
|
|
| 7-10
| Умножение вектора на число, применение векторов к решению задач
| 4
|
|
| 11
| Решение задач.
| 1
|
|
| 12
| Контрольная работа №1
| 1
|
|
|
| Метод координат
| 10
|
|
| 13-14
| Координаты вектора
| 2
|
|
| 15-16
| Простейшие задачи в координатах
| 2
|
|
| 17-19
| Уравнение окружности и прямой
| 3
|
|
| 20-21
| Решение задач
| 2
|
|
| 22
| Контрольная работа № 2
| 1
|
|
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 14
|
|
| 23-25
| Синус, косинус и тангенс угла
| 3
|
|
| 26-31
| Сооношение между сторонами и углами треугольника
| 6
|
|
| 32-34
| Скалярное произведение векторов
| 3
|
|
| 35
| Решение задач
| 1
|
|
| 36
| Контрольная работа №3
| 1
|
|
|
| Длина окружности и площадь круга
| 12
|
|
| 37-40
| Правильные многоугольники
| 4
|
|
| 41-45
| Длина окружности и площадь круга
| 5
|
|
| 46-47
| Решение задач
| 2
|
|
| 48
| Контрольная работа №4
| 1
|
|
|
| Движение
| 10
|
|
| 49-51
| Понятие движения
| 3
|
|
| 52-54
| Параллельный перенос
| 3
|
|
| 55-57
| Решение задач
| 3
|
|
| 58
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
| 59
| Об аксиомах планиметрии
| 1
|
|
| 60-64
| Повторение . Решение задач
| 5
|
|
| 65
| Контрольная работа №6
| 1
|
|
| 66-68
| Резерв времени
| 3
|
|
|
| Итого
| 68
|
|
| |