Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании»





НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании»
страница1/7
Дата публикации27.08.2014
Размер0.75 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
c:\users\1\desktop\изображение0003.jpg
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Ст. 32 Закона «Об образовании»;

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной- М.: Просвещение, 2007.

  • Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях/ Автор-составитель В.Я.Коровина и др.-М.: Просвещение, 2006


Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5—6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора;

  • сказка, виды сказок;

  • постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;

  • летопись (начальные представления);

  • роды литературы (эпос, лирика, драма);

  • жанры литературы (начальные представления);

  • басня, аллегория, понятие об эзоповом языке;

  • баллада (начальные представления);

  • литературная сказка;

  • стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;

  • метафора, звукопись и аллитерация;

  • фантастика в литературном произведении, юмор;

  • портрет, пейзаж, литературный герой;

  • сюжет, композиция литературного произведения;

  • драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка;

  • автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:


  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас-сказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.); выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.




Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.




Распределение учебных часов по разделам программы

Введение-1 час

Устное народное творчество-7 часов

Из древнерусской литературы-1 час

Из русской литературы 18 века-1 час

Из русской литературы 19 века-32 часа

Из русской литературы 20 века- 19 часов

Из зарубежной литературы-6 часов

Итоговый урок-1 час

Тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Основные требования

Виды деятельности, контроля

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1 час)

1

Роль книги в жизни человека

Урок-

беседа

Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: разбираться в структуре книги

Викторина

Вопросы

и задания (с. 5-6)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов+1р)

2

Малые

жанры фольклора

Комбини-

рованный

урок

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора

Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи

Игра по малым жанрам фольклора

Вопросы и задания (с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)






















3

Понятие о сказке как виде народной прозы. «Царевна- лягушка»

Урок изуче

ния нового

материала,

урок-беседа

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок, сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка» .

Понимать: значение сказок в жизни народа. смысл сказки.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам

Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь»

(с. 8) Вопросы и задания (с. 10-11)

Вопросы и задания (с. 10-11), чтение сказки «Царевна- лягушка»

4

Художественный мир сказки «Царевна- лягушка»

Комбини-

рованный

урок

Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла

Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».

Уметь: вести беседу по прочитанному произведению, пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобраз ительно -вы разительные средства

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям

Выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки,нарисовать иллюстрацию

5

«Иван — крестьянский сын и чудо- юдо» — волшебная сказка героического содержания

Урок изуче

ния нового

материала.

Беседа

Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок

Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с, 37)

Вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37)

6

Сказки о животных и бытовые сказки

Урок изуче

ния нового

материала,

урок-беседа

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин

Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.

Понимать: проявление в сказках представлений народа.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41—42)

Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания (с. 44)



Наши любимые русские

народные сказки

Урок

развития речи

Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков

Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним

Пересказ, викторина

Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

8

Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-ки- евлянина и хитрость воеводы Претича»

Комбини-

рован-

ный урок

Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А. А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина. Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.

Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи

Вопросы и задания (с. 45), выразительное чтение

Выразительное чтение притчи, вопросы и задания (с. 49-50), составление цитатного плана притчи

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)

9

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Урок изуче

ния нового

материала

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».

Понимать: юмористический характер стихотворения.

Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Вопросы и задания (с. 53)

Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 53-54)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА (

10

Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Урок изуче

ния нового

материала

Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.

Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61)

Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть

11-12

Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»

Комбини-

рованный

урок

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1—2 (с. 63), 1-2 (с. 65)

Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65—66), задание рубрики «Совершенствуйте свою речь»

(с. 67)

13

Мир басен И.А. Крылова

Урок

внеклассного

чтения, урок-кон-

курс

Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение ,

Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение, описание иллюстраций

Сочинение басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фонохрестоматия»)

14

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Урок изуче

ния нового

материала,

урок-

беседа

Понятие о литературной сказке. В.А. Жу- ковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки “Спящая царевна”» (с. 79-80)

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.

Уметь: пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки

Вопросы и задания 1—5 (с. 80), 1-6 (с. 80—81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев

Выразительное чтение сказки; задание 6 (с. 80)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Муравина Г. К., Муравина К. С., Муравиной О. В., Дрофа....
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconРабочая программа по географии составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка школьное образование по русскому языку ставит следующие цели обучения
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка 11 класс рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка. Данная рабочая программа ориентирована на...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа математики 8 класс составлена...
Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» icon«Богучаровская средняя общеобразовательная школа»
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: Ст. 32 Закона «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа, составленная на основе
Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музыке соответствует буп, ориентирована на учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск