№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Содержание
| Основные требования
| Виды деятельности, контроля
| Домашнее
задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
Введение (1 час)
|
1
| Роль книги в жизни человека
| Урок-
беседа
| Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
| Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Уметь: разбираться в структуре книги
| Викторина
| Вопросы
и задания (с. 5-6)
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов+1р)
|
2
| Малые
жанры фольклора
| Комбини-
рованный
урок
| Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора
| Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
| Игра по малым жанрам фольклора
| Вопросы и задания (с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Понятие о сказке как виде народной прозы. «Царевна- лягушка»
| Урок изуче
ния нового
материала,
урок-беседа
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой
| Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок, сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка» .
Понимать: значение сказок в жизни народа. смысл сказки.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
| Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь»
(с. 8) Вопросы и задания (с. 10-11)
| Вопросы и задания (с. 10-11), чтение сказки «Царевна- лягушка»
|
4
| Художественный мир сказки «Царевна- лягушка»
| Комбини-
рованный
урок
| Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
| Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».
Уметь: вести беседу по прочитанному произведению, пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобраз ительно -вы разительные средства
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям
| Выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки,нарисовать иллюстрацию
|
5
| «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо» — волшебная сказка героического содержания
| Урок изуче
ния нового
материала.
Беседа
| Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины
| Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
| Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с, 37)
| Вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37)
|
6
| Сказки о животных и бытовые сказки
| Урок изуче
ния нового
материала,
урок-беседа
| Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин
| Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать: проявление в сказках представлений народа.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41—42)
| Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания (с. 44)
|
7р
| Наши любимые русские
народные сказки
| Урок
развития речи
| Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков
| Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним
| Пересказ, викторина
| Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)
|
8
| Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-ки- евлянина и хитрость воеводы Претича»
| Комбини-
рован-
ный урок
| Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А. А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
| Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина. Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.
Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи
| Вопросы и задания (с. 45), выразительное чтение
| Выразительное чтение притчи, вопросы и задания (с. 49-50), составление цитатного плана притчи
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)
|
9
| М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»
| Урок изуче
ния нового
материала
| М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
| Вопросы и задания (с. 53)
| Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 53-54)
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА (
|
10
| Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
| Урок изуче
ния нового
материала
| Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором
| Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61)
| Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть
|
11-12
| Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»
| Комбини-
рованный
урок
| Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям
| Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1—2 (с. 63), 1-2 (с. 65)
| Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65—66), задание рубрики «Совершенствуйте свою речь»
(с. 67)
|
13
| Мир басен И.А. Крылова
| Урок
внеклассного
чтения, урок-кон-
курс
| Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение ,
| Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.
Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение
| Выразительное чтение, описание иллюстраций
| Сочинение басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фонохрестоматия»)
|
14
| В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
| Урок изуче
ния нового
материала,
урок-
беседа
| Понятие о литературной сказке. В.А. Жу- ковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки “Спящая царевна”» (с. 79-80)
| Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.
Уметь: пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки
| Вопросы и задания 1—5 (с. 80), 1-6 (с. 80—81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев
| Выразительное чтение сказки; задание 6 (с. 80)
|