Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности





Скачать 230.04 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности
Дата публикации27.09.2013
Размер230.04 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российский Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени И.Н.УЛЬЯНОВА»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра Методика преподавания математики и информатики
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________ И.В. Столярова

«______» ________________2012г.

Методика преподавания математики

программа учебной дисциплины федерального компонента 050708.65 для специальности
Педагогика и методика начального образования

(заочная форма обучения)

Составитель: Кузина Н.Г., к.п.н., доцент


Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)

Ульяновск, 201
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания математики» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации № 675 пед /сп).

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины


Индекс ГСЭ


Наименование дисциплин и их основные раздел
Всего часов




ДПП.Ф.09


Методика преподавания математики

Методика преподавания математики как учебный предмет.

Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики. Формирование вычислительных навыков. Методика обучения решению задач. Методика изучения алгебраического и геометрического материала. Методика работы над величинами. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики

320


Актуальность изучения дисциплины:

-методика преподавания математике рассматривается как самостоятельная научная область с собственным предметом, методами исследования и концепциями;

-при разработке и исследовании методических концепций учитываются новые образовательные идеи (гуманизация, гуманитаризация образования, личностная направленность обучения), общеобразовательные стандарты, результаты исследований в других научных областях);

-при изучении дисциплины используются результаты научных исследований по методике обучения математике, проведенных в последние два десятилетия, опыт учителей математики, благодаря которому появлялись оригинальные методические приемы и нестандартные формы обучения математике.

Цели и задачи дисциплины.


Целью данного курса является совершенствование системы усвоения студентами содержания, методов приемов изучения основных разделов начального курса математики, традиционных форм, методов, средств обучения младших школьников математике, овладение будущими учителями вариативными подходами организации творческой деятельности детей; формирование у студентов методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей творческого развития учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

Задачами курса являются:

- совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей по методике преподавания математике в начальной школе за счет внедрения новых технологий, развития у них мотивации, рефлексии, установления меж предметных связей данного курса с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;

- подготовка студентов к реализации идей развивающего, проблемного, диалогического обучения, организации познавательно-поисковой математической деятельности младших школьников;

- обучение будущих учителей методам организации благоприятной психосоциальной среды в ученическом коллективе;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу с целью формирования у них поисково-познавательных и творческих способностей.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:

- цели, задачи, содержание, а также особенности построения начального курса математики по вариативным программам и учебникам;

- основные подходы, методы, приемы, формы обучения и развития младших школьников в математической деятельности;

- оснащение учебного процесса в начальной школе: вариативные учебники, методические и наглядные пособия, технические и информационные средства обучения;

- основные понятия начального курса математики;

- педагогические и методические идеи исследователей прошлого и современников.

Студенты должны уметь:

- формулировать цели и учебную задачу урока;

- анализировать содержание изучаемой темы, выявлять ее развивающие возможности и реализовывать их;

- определять основные математические понятия, научные факты, концепции, возможности использования исторического материала на уроке;

- разрабатывать соответствующие теме дидактические упражнения, подбирать дидактические игры, изготавливать различные виды наглядности, способствующие осознанному и творческому усвоению математического материала;

- предвидеть возможные ошибки и затруднения младших школьников в планируемых занятиях по математике;

- устанавливать оптимальное соотношение видов репродуктивной и творческой математической деятельности, коллективной групповой, парной и индивидуальной работы, устных и письменных заданий самостоятельной познавательной творческой деятельности на уроке и во внеурочное время;

- осуществлять усвоение школьниками математических знаний, носящих общих и абстрактный характер к более частным и конкретным знаниям;

- организовывать учебную деятельность школьников, способствующую формированию умения пользоваться приемами умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, классификации, обобщения;

- побуждать познавательную потребность, активную самостоятельную мысль, интерес и желание детей к математике;

- выявлять, использовать в практике обучения детей математике межпредметные связи;

- варьировать структуру урока математики в зависимости от обучающих и развивающих целей;

- в пределах программы обоснованно выбирать содержание математической деятельности младших школьников с учетом уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения, наблюдательности, интересов, склонности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выделять наиболее рациональные и эффективные виды творческой деятельности учащихся по овладению ими новым математическим материалом, методы развития у них творческого потенциала и способностей;

- исследовать уровень готовности ребенка к обучению математике в школе, гимназии и восприятию творческого материала;

- диагностировать уровень учебных математических и творческих способностей младших школьников;

- анализировать результаты совместной познавательно-математической деятельности, определять перспективы дальнейшего совершенствования развития учащихся и внести соответствующие коррективы в процесс обучения.

Студенты должны владеть навыком:

- разработки фрагмента и конспекта урока, способствующего усвоению математических знаний, развитию креативности детей;

- проведения урока и внеурочных форм работы по математике;

- анализа альтернативных программ, учебников и методических пособий для начальной школы.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Семестр

5, 6, 7, 8, 9

Общая трудоемкость дисциплины

380

Аудиторные занятия

44

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

20

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

336

И (или) другие виды самостоятельной работы

контрольная работа(6с,8с)

Вид итогового контроля

Зачет 7 с, экзамен 9 с.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование

раздела дисциплины

Лекц.

Семин.

Лаб.

Самост. раб.

Всего

5 семестр

1

Методика преподавания математики как научной дисциплины.

2

1


-

16

19

2.

Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе.

2

2

-

20

24

3.

Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики.

2

1

-

20

23




Всего за пятый семестр

6

4

-

56

66

6 семестр

4.

Формирование вычислительных навыков.

4

4

-

56

64




Всего за шестой семестр

4

4

-

56

64

7 семестр

6.

Методика обучения младших школьников решению задач.

6

4

-

56

66




Всего за седьмой семестр

6

4

-

56

66

8 семестр

7.

Методика изучения алгебраического и геометрического материала.

4




-

56

60




Всего за восьмой семестр

4




-

56

60

9 семестр

8.

Методика работы над величинами.

2

4

-

56

62

9.

Анализ альтернативных программ и учебников для начальной школы.

2

4

-

56

62

10.

Всего за девятый семестр

4

8

-

112

124

Общая трудоемкость (час.)

24

20

-

336

380



СОДЕРЖАННИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Методика преподавания математики как научной дисциплины.

Методика обучения математике в начальных классах. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Взаимосвязь методики преподавания математики с математикой, педагогикой, психологией и физиологией младших школьников, а также с методикой математики в детском саду, средней школы и другими методиками. Объект, предмет и методы исследования, используемые методической наукой. Психолого-педагогические исследования и передовой опыт учителей в развитии методики начального обучения математике. Научно-исследовательская работа студентов в процессе изучения курса методики преподавания математики.

Усвоение теоретического материала будущими учителями связывается с изучением подготовленности детей в школе, анализом альтернативных программ по математике для начальных классов.

Методы обучения математике в начальных классах. Особенности использования различных методов и приемов при обучении младших школьников математике. Организация творческой деятельности детей на уроках математики в зависимости от выбора методов и приемов обучения. Использование дидактических упражнений и игр в обучении младших школьников математике.

Организация учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Различные подходы учителя к построению урока математики в зависимости от этапов обучения, содержания материала и типов учебных заданий. Стандартные и нестандартные уроки в начальной школе. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Использование дидактических и ролевых игр. Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Методический анализ урока математики. Учет и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи и стимулирования активной деятельности школьников. Связь урока математики с другими видами занятий. Домашние задания по математике и их проверка на уроке. Организация различных форм работы с учащимися начальных классов, их роль в раскрытии и развитии творческого потенциала младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Тема 2. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе.

Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел. Различные методические подходы к формированию понятий натурального числа и нуля. Число как основное понятие курса математики начальных классов. Число как количественная характеристика совокупностей. Сравнение предметных множеств на основе установления взаимно-однозначного соответствия. Число как результат счета. Взаимосвязь количественных и порядковых чисел. Натуральный ряд чисел и принцип его построения. Присчитывание и отсчитывание по 1.Матеамтическая символика (цифры, знаки: «+», «-», «>», «<», «=»). Сравнение чисел Число и цифра 0. Число как результат измерения величин. Десятичная система счисления. Различные системы счисления. Разряды и классы. Особенности понимания и усвоения младшими школьниками образования каждого нового числа, сравнения чисел. История развития числа и счета в филогенезе.

Методика изучения арифметических действий. Общие вопросы методики изучения арифметических действий. Смысл действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания чисел первого десятка. Вычислительные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20. Устные приемы сложения и вычитания различных чисел. Смысл действия умножения. Переместительное свойство умножения. Смысл действия деления. Таблица умножения (соответствующие случаи деления). Сочетательное свойство умножения. Распределительное свойство умножения. Деление суммы на число. Проверка правильности арифметических действий. Порядок выполнения действий в выражениях. Приемы устного умножения и деления. Деление с остатком. Алгоритмы письменного сложения и вычитания. Алгоритм письменного умножения. Алгоритм письменного деления. Особенности понимания и трудности усвоения учащимися смысла арифметических действий, табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления однозначных чисел, а также письменных приемов умножения и деления многозначных чисел.

Средства обучения математике. Оснащение учебного процесса. Средства обучения математике как компонент методической системы начального обучения математике. Вариативные учебники математики для начальных классов, их содержание, построение оформление. Различные виды учебных пособий по математике для младших школьников и методические пособия для учителей, их особенности, назначение. Наглядные пособия по математике, их виды и особенности использования. Образовательные и развивающие возможности компьютера и Интернет.

Тема 3. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики.

Основные принципы и методические подходы развивающего обучения и возможности их использования в практике начального обучения математике (Л.В. Занков). Психическое развитие школьников в учебной деятельности. Теория учебной деятельности в психологии (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Реализация основных положений теории учебной деятельности в процессе обучения младших школьников математике. Приемы умственных действий и их формирование у младших школьников при обучении математике: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение. Способы обоснования истинности суждений. Развитие понимания алгоритма в математике. Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления школьников.

Тема 4. Формирование вычислительных навыков.

Особенности устных и письменных вычислений, их анализ и сравнение. Общие и частные приемы устных вычислений. Использование калькулятора. Письменные вычисления.

Тема 5. Методика обучения младших школьников решению задач.

Стандартные и нестандартные задачи в обучении младших школьников математике. Понятие «задача» в начальном курсе математики. Различные методические подходы к формированию умения решать простые и составные задачи. Общие приемы работы над задачами. Методические приемы обучения младших школьников решению задач. Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами и задачами, связанными с движением. Развитие математического мышления, творческих способностей учащихся и формирование у них приемов самостоятельной работы при решении задач.

Тема 6. Методика изучения алгебраического и геометрического материала.

Общие вопросы методики изучения алгебраического материала. Методика изучения числовых выражений и выражений, содержащих переменную. Изучение числовых равенств и неравенств. Методика обучения решению уравнений. Тождественные преобразования в начальных классах. Возможности формирования у детей понятия функции в начальном обучении математике. Особенности понимания и усвоения младшими школьниками буквенной символики.

Общие вопросы методики работы над геометрическим материалом. Формирование представлений и понятий о геометрических фигурах. Точка, прямая, кривая, отрезок прямой, ломаная, луч, угол, круг, окружность, многоугольник, куб, их элементы и простейшие свойства. Практическая направленность в изучении геометрического материала. Элементарные геометрические построения. Обозначения фигур. Развитие пространственных представлений, мышления и воображения учащихся. Решение задач на распознавание и подсчет фигур, деление фигур на части и составление фигур из заданных частей. Решение задач на вычисление периметра и площади геометрических фигур.

Тема 7. Методика работы над величинами

Общие вопросы методики изучения с младшими школьниками основных и некоторых производных величин. Изучение мер и формирование измерительных навыков как одно из направлений математического развития учащихся и их познавательных интересов. Связь формирования измерительных навыков с законами психологии и принципами дидактики. Величины, изучаемые в курсе математики начальных классов: длина, площадь, объем, емкость, масса, цена, стоимость, время, скорость. Методика формирования у детей представлений о массе и емкости, знакомство с единицами измерения и их соотношением. Методика изучения темы «Площадь». Время и его измерение. Таблица мер времени. Решение простейших задач на вычисление времени. Действия с величинами. Становление методики ознакомления с измерениями.

Тема 8. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы.

Различные концепции построения начального курса математики. Сравнительная характеристика традиционной программы и некоторых альтернативных (В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и др.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Методика преподавания математики» изучается студентами очниками в 6, 7 семестрах.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Методика преподавания математики» является экзамен в 9 семестре и зачет в 7 семестре.

Примерный перечень вопросов к зачету 7 семестр

  1. Методика обучения математике в средней школе как наука. (Место МПМ в системе наук. Сущность МПМ. Предмет МПМ. Методическая система “обучение математике”. Структура МПМ. Методы МПМ).

  2. Школьный курс математики как учебный предмет. (Современная концепция школьного математического образования. Математика как наука и как учебный предмет. Цели обучения математике).

  3. Содержание обучения математике в начальной школе. (Понятие содержания. Основные содержательные линии. Концентрическая модель математического содержания).

  4. Программно-нормативные документы и учебно-методическое обеспечение процесса обучения математике в средней школе. (Анализ программ по математике для начальной школы. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения математике в начальной школе).

  5. Методы обучения математике в начальной школе. (Понятие “метод обучения математике”. Классификация методов обучения математике. Игра как метод обучения математике).

  6. Развитие школьников в процессе обучения математике.

  7. Научные методы познания в обучении математике (анализ и синтез, аналогия, сравнение, классификация, обобщение).

  8. Применение в обучении математике методов индукции и дедукции.

  9. Математические понятия и методика их формирования в начальной школе. (Логико-математический анализ определений понятий и объектов. Основные этапы их формирования).

  10. Методические основы проектирования и организации учебно-воспитательного процесса по математике. (Основные требования к уроку. Типы уроков. Анализ и самоанализ уроков. Логико-дидактический анализ учебного содержания по математике. Проектирование учебно-воспитательного процесса по математике (в границах учебного года, темы, урока).

  11. Средства обучения математике.

  12. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся.

  13. Методика организации и проведения самостоятельной работы учащихся.



Примерный перечень вопросов к экзамену 9 семестр

  1. Цели и задачи подготовительного периода к изучению нумерации чисел.

  2. Методика формирования умения сравнивать численности двух множеств с помощью установления взаимно - однозначного соответствия.

  3. Методика обучения счету предметов (понятие порядкового и количественного числительных, числовые фигуры, правила счета, уровни сложности пересчета предметов).

  4. Методика организации работы с тетрадями по математике в пропедевтический период.

  5. Методика разъяснения учащимся принципа образования натурального ряда чисел в границах десятка.

  6. Методика ознакомления учащихся с понятиями числа и цифры 0.

  7. Методика работы по усвоению состава числа.

  8. Методика ознакомления учащихся с математической символикой - знаками “равно”, “меньше”, “больше”.

  9. Методика изучения устной нумерации чисел от 11 до 20.

  10. Методика изучения письменной нумерации чисел от 11 до 20.

  11. Методика изучения устной нумерации чисел от 21 до 100.

  12. Методика изучения письменной нумерации чисел от 21 до 100.

  13. Методика изучения устной нумерации чисел в концентре “Тысяча”.

  14. Методика изучения письменной нумерации чисел в концентре “Тысяча”.

  15. Методика изучения понятий “класс единиц”, “класс тысяч”.

  16. Методика обучения анализу многозначных чисел по десятичному составу.

  17. Различие подходов к сравнению чисел по концентрам.

  18. Первоначальное ознакомление учащихся с действием сложения. Ознакомление с действием вычитания.

  19. Методика изучения таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.

  20. Методика изучения устных приемов сложения и вычитания многозначных чисел.

  21. Методика изучения письменных приемов сложения и вычитания многозначных чисел.

  22. Первоначальное ознакомление учащихся с действием умножения. Ознакомление учащихся с действием деления.

  23. Методика изучения устных приемов умножения. Методика изучения устных приемов деления.

  24. Методика формирования письменных приемов умножения.

  25. Методика формирования письменных приемов деления.

  26. Методика изучения деления с остатком.

  27. Ознакомление учащихся со свойствами арифметических действий. Применение свойств действий при вычислениях.

  28. Методика обучения простых задач на сложение и вычитание.

  29. Методика обучения простых задач на умножение. Методика обучения простых задач на деление.

  30. Методика обучения решению составных задач.

  31. Формирование представлений о выражении. Методика обучения нахождению значений выражений, содержащих более двух действий, в том числе выражений со скобками. Правила порядка выполнения действий.

  32. Равенства и неравенства в начальном курсе математики.

  33. Формирование представлений об уравнении. Методика обучения решению простейших уравнений.

  34. Ознакомление учащихся с простейшими геометрическими фигурами (точкой, отрезком, ломаной, многоугольником, кругом, окружностью). Методика обучения распознавания этих фигур.

  35. Важнейшие величины в начальном курсе математики. Методика ознакомления учащихся с длиной отрезка.

  36. Методика ознакомления с массой, временем, емкостью, их единицами.

  37. Методика формирования представлений о площади фигуры. Площадь прямоугольника и ее вычисления.

  38. Методика изучения долей и дробей в начальной школе.


Примерная тематика рефератов

  1. Сравнительная характеристика различных программ, учебников по математике для начальной школы.

  2. Создание проблемных ситуаций при изучении различных разделов начального курса математики.

  3. Реализация ведущей роли теоретических знаний в процессе усвоения математических знаний.

  4. Возможно ли математическое творчество в младшем школьном возрасте.

  5. Использование исторического материала при изучении математики.

  6. Формирование творческого мышления детей при обучении их математике.

  7. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения их математике.

  8. Формы организации деятельности учащихся начальных классов на уроке математики.

  9. Формирование умений пользоваться приемами умственных действий в познавательно-математической деятельности детей.

  10. Влияние учителя на развитие творчества младших школьников в процессе обучения их математике.

  11. Возможности Интернет для развития творчества учащихся.

  12. Учебный диалог как средство развития творчества младшего школьника.




    1. Примерный перечень вопросов для контрольной работы 6 семестра

  1. Анализ отдельных уроков математики с точки зрения рекомендуемых методов обучения по материалам опубликованных трудов методистов и учителей начальных классов.

  2. Сравнение вариативных программ и учебников по математике для начальных классов (М.И. Моро, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, В.В. Давыдов, С.И. Волкова, Л.Г. Петерсон, Т.К. Жикалкина, П.М. Эрдниев).

  3. Составление конспекта внеурочного занятия по математике (оформить в соответствии с требованиями по составлению конспектов, подготовить наглядное пособие для проведения занятия и подготовиться к его проведению).

  4. Анализ различных дидактических игр и упражнений к конкретным темам уроков математики из методической литературы.

  5. Разработка фрагментов уроков по изучению нумерации чисел, составление или подбор дидактических игр, способствующих закреплению различных вопросов нумерации, анализ и составление упражнений для закрепления и проверки усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений, изготовление наглядных пособий по теме.

    1. Примерный перечень вопросов для контрольной работы 8 семестра

  1. Анализ методических пособий и статей по изучению арифметических действий в начальных классах.

  2. Разработка фрагментов уроков, связанных с ознакомлением младших школьников с арифметическими действиями, их свойствами, вычислительными приемами. Анализ типичных ошибок учащихся, их причин. Изготовление необходимых наглядных пособий по теме, подбор дидактических игр.

  3. Анализ вариативных учебников, методических пособий и статей из журнала «Начальная школа» по обучению младших школьников решению задач.

  4. Разработка фрагментов уроков по обучению решению простых и составных задач, подбор задач к определенным темам, изучаемым на уроках математики.

Критерии оценивания знаний студентов
«отлично» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

«хорошо» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

«удовлетворительно» - недостаточно четко дает определение понятий.

Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

«неудовлетворительно» - не владеет научными понятиями, представлениями о теории организации; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПДИНЫ

Основная литература

  1. Белошистая, Анна Витальевна. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] : курс лекций : учеб. пособие для вузов / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2007. - 455 с. (Библиотека УлГПУ)

  2. Зайцева, Светлана Анатольевна.  Методика обучения математике в начальной школе [Текст] : [пособие для учителей нач. кл.] / С. А. Зайцева ; И.Б. Румянцева И.И. Целищева. - М. : Владос, 2008. - 192 с. (Библиотека УлГПУ).

  3.  Методика и технология обучения математике [Текст] : курс лекций : учеб. пособие для вузов / [Н.С. Стефанова и др.; под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой] . - 2-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2008. - 415,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Фридман, Лев Моисеевич. Теоретические основы методики обучения математике [Текст] : [учеб. пособие] / Л.М. Фридман. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 244 с. : (Библиотека УлГПУ).

Дополнительная литература

  1. Бескоровайная, Любовь Саидовна. Методика современного открытого урока математики [Текст] : 1-2 кл. / Л.С. Бескоровайная ; О. В. Перекатьева. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 412,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Груденков, Яков Иосифович. Психолого-дидактические основы методики обучения математике [Текст] / Я. И. Груденков. - М. : Педагогика, 1987. - 158,[1] с. (Библиотека УлГПУ.

  3. Истомина, Наталья Борисовна. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : [учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Н.Б. Истомина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 285,[3] с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Темербекова, Альбина Алексеевна.  Методика преподавания математики [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.А. Темербекова. - М. : Владос, 2003. - 174,[1] с. (Библиотека УлГПУ). 

  5. Якиманская, Ираида Сергеевна. Психологические основы математического образования [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / И. С. Якиманская. - М. : Академия, 2004. - 319,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальностей...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050708. 65
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного...
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050708....

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента...
Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720. 65...
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconТема: оригами «Слоник»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности iconТема "Гуси-лебеди"
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента 050708. 65 для специальности icon«Алёнушка и Гуси-лебеди»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск