Модуль 4
Задание 1. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС
А) Ответьте на вопросы, опираясь на материалы, предложенные в папке «Компетентность учителя в решении профессиональных задач на учебном занятии», «Методические рекомендации КОИРО».
Каковы требования к современному уроку? 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 14. Организация психологического комфорта на уроке. Напишите эссе на тему «Каким может быть современный урок» Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. Организация Единого государственного экзамена стала важным событием для всей системы образования. Он предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Практическая работа. Опираясь на материалы сборника «Методические рекомендации для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», подготовьте конспект урока, концептуальной основой которого станут идеи системно-деятельностного подхода.
Урок «Размножение грибов».
Цель:
– формировать умение сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: бесполое вегетативное, бесполое споровое и половое размножение, плодовое тело.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Этап
| Содержание
| Оборудование
| Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
| I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний
| 1. Диалог Антошки и биолога на с. 92.
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Как грибы восстанавливают свою численность? 1
– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?
Версии школьников.
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о размножении грибов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».
– Как размножаются бактерии? (§ 11)
– При каких обстоятельствах бактерии делятся? (§ 11)
– Что такое спора бактерии? (§ 9–10)
– Как две бактерии обмениваются ДНК? (§ 11)
| Таблица «Размноже-ние грибов»
| Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
| II.
Совмест-ное откры-тие знаний.
| 1. – Когда организмы приступают к размножению? Зачем необходимо размножение?
2. Работа с учебником по группам. 1 1
– Какие бывают способы размножения? Сформулируйте особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения.
Фиксируем на доске формулировку.
1-я группа – вегетативное размножение. Задача 16.3 из практикума.
2-я группа – бесполое размножение. Задача 16.4 из практикума.
3-я группа – половое размножение. Задача 16.6 из практикума.
План работы:
– Как происходит размножение? (Сущность.)
– Нужны ли для него приспособления?
– Сколько появляется потомков?
– Какие признаки наследуются? Почему?
3. – Что мы используем в пищу у съедобных грибов? Как устроены эти грибы? Гифы одинаковы?
Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы. 2
| На доске «Особеннос-ти вегетатив-ного, бесполого спорового и полового размноже-ния».
| Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
| III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.
| – Сформулируйте особенности вегетативного бесполого спорового и полового размножения.
Вопросы на с. 9. Задачи 16.7–16.9 (на выбор) из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму. 2
|
| ТОУУ
Регулятивные УУД
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| IV.
Итог урока.
| Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
Домашнее задание:
§ 16, принести грибы-трутовики, дрожжи к исследовательской работе. Задача 16.1, 16.2, 16.5, 16.10 (на выбор) из задачника-практикума.
|
|
|
|