Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Северного района Новосибирской области
Витинская основная общеобразовательная школа
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор школы
«___» ________ 20__ г. «___» _________ 20__ г.
Рабочая программа
по элективному курсу
предпрофильной подготовки
«Профессиональное самоопределение
школьников»
9 класс на 2012 -2013 учебный год количество часов в неделю – 1 (в год –34)
составил
учитель технологии
2 квалификационной категории
Антипина Е.В.
Прошла экспертизу Рассмотрена на заседании
на заседании МО протокол №____ педагогического совета школы,
от «____» _____20_____г. протокол №____ от«____»______20___
Пояснительная записка Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» 2004 г., на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, примерной программы по технологии, разработана на основе базисного учебного плана МКОУ Витинская ООШ по осуществлению образовательной деятельности в 2012-2013 уч. г.
Рабочая программа элективного курса «Профессиональное самоопределение школьников» разработана на основе программы предпрофильной подготовки :
Сборник элективных курсов. Учебно-методическое пособие для преподавателей технологии, студентов педагогических вузов и колледжей. Симоненко В.Д., Хохлова Т.В., Шевкун А.В. Брянск, БИПКРО, 2005;
Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. Методическое пособие. – М.;Вентана-Граф.2007
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008;
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Уровень программы - базовый, классификация – типовая. Составлена для учащихся 9 класса (базовый уровень
Учебно-методический комплект
Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».
уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Виды практической деятельности
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Критерии оценивания различных работ учащихся
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы, по пятибалльной системе оценивания.
Методы и приёмы обучения:
Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.
.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Формы организации учебного процесса:
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.
Формы и методы контроля:
9
|
Проверка знаний:
тесты, контрольные задания, кроссворды, карточки-задания,
анкеты, упражнения.
| . Содержание : Тема 1. Основы профессионального самоопределения Теоретические сведения. Понятие профессионального и жизненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.
Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.
Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:
Оказывают влияние на выбор профессии
| Степень влияния на выбор (по пятибалльной системе)
| Ваш идеал (по пятибалльной системе)
| Родители
|
|
| Родственники
|
|
| Учителя
|
|
| Друзья
|
|
| Литературные герои,
|
|
| киногерои
|
|
| Кто-то еще
|
|
|
Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии. Тема 2. Человек и профессия Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.
Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей. Тема 3. Слагаемые выбора профессии Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?
Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:
Перечень факторов
| лпп0
| ЛПП1
| лпп2
| 1. Профессия
|
|
|
| 2. Главная цель (что буду делать)
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Мой идеал в жизни и деятельности
|
|
|
| 4. Путь получения профессии
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Оценка своих возможностей:
|
|
|
|
|
|
|
| • склонности;
|
|
|
| • способности;
|
|
|
|
• состояние здоровья;
|
|
|
|
|
|
|
• необходимые качества личности
|
|
|
|
|
|
| 6. Запасной вариант
|
|
|
| 7. Что рекомендуют родители
|
|
|
| 8. Позиция товарищей
|
|
|
| 9. Рекомендации учителя
|
|
|
|
Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении Теоретический материал. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.
Практическая работа. Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности». Тема 5. Творческий проект «Выбор профессии»
Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.
Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню усвоения учащимися материала элективного курса «Профессиональное самоопределение»
В результате изучения программы элективного курса «Профессиональное самоопределение» учащиеся получают возможность знать:
возможности личности в профессиональной деятельности
потребности рынка труда
социальные проблемы труда
свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии
классификацию профессий
понятие о профессиональной карьере
критерии профессиональной компетентности
специфику этапов профессионального самоопределения
Учащиеся получают возможность уметь:
составлять карту интересов
составлять формулы профессий
составлять собственное резюме
получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей
анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план
Календарно-тематический план
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки похождения
| Примечание
| 1
| Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий
| 9
|
|
| 1.1
| Основы профессионального самоопредеоения
| 1
|
| Технология
9 класс
| 1.2
| Правила выбора профессии
| 2
|
|
| 1.3
| Классификация профессий
| 2
|
|
| 1.4
| Понятие профессиограммы и психограммы
| 1
|
|
| 1.5
| Практическая работа
Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии
| 3
|
|
| 2
| Человек и профессия
| 8
|
|
| 2.1
| Интересы, склонности, способности.
| 2
|
|
| 2.2
| Практическая работа.
Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей
| 1
|
|
| 2.3
| Здоровье и выбор профессии
| 2
|
|
| 2.4
| Сознательность и самостоятельность выбора профессии
| 1
|
|
| 2.5
| Самовоспитание и выбор профессии
| 2
|
|
| 3
| Слагаемые выбора профессии
| 6
|
|
| 3.1
| Жизненный и профессиональный планы
| 3
|
|
| 3.2
| Профессиональная пригодность
| 3
|
|
| 4
| Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении
| 1
|
|
| 4.1
| Понятие профессиональной пробы.
Тест-опросник ОПГ
| 1
|
|
| 5
| Творческий проект «Выбор профессии»
| 10
|
|
| 5.1
| Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования
| 2
|
|
| 5.2
| Выбор и обоснование темы проекта
| 3
|
|
| 5.3
| Последовательность выполнения проекта.
Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности
| 5
|
|
| Итого
| 34
|
|
|
Основная литература
Основы производства. Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7-8 классов сред, школы: В 2 ч. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2: Выбор профессии. — 64 с.
Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.
Технология профессионального успеха. Эксперимент, учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с.
Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 1998.
Дополнительная литература
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 329 с.
Йовайша А.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
Мир профессий. В 6-ти т. – М.: Молодая гвардия, 1985-1988 гг.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.
Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
|