Скачать 1.85 Mb.
|
Рабочая программа для 4 класса по математике к учебнику «Математика» по образовательной системе «Школа 2000-2100», автор: Л. Г. Петерсон. Статус документа Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:
Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Пояснительная записка При обучении реализуется деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные, общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем и в жизни. Предполагается возможность индивидуальной траектории саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора учителем заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Объем обязательной части домашних заданий соответствует примерно 20 мин самостоятельной работы ученика, остальные задания выполняются по желанию. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
Основные развивающие и воспитательные цели Развитие: - математической речи; - эмпирического и теоретического мышления; - воображения, логики; - обеспечения первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - внимания; памяти; - навыков само и взаимопроверки; - пространственных представлений; Воспитание; - культуры личности; - отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры; - ответственности; - коммуникабельности; - волевых качеств. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовантельных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени начального общего образования отводится 544 ч. Из расчета 4 ч. в неделю. Математика изучается в 2009-2010 году в 4 классе – 4 ч. в неделю, всего 136 часов. В том числе: на проведение контрольных работ – 13 часов. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе изучения математики в начальной школе учащиеся приобретают опыт: - применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; - использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, - умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать, и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные; - приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных математических терминов. Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов начального обучения, и достижение которых является обязательным условием положительной промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по математике, которая осуществляется согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания». Содержание обучения
Основная цель – повторить решение текстовых задач изученных видов, нахождение неизвестного компонента арифметических действий 2. Неравенства (7ч.) Основная цель – уточнить понятия «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», «множество»; сформировать представление о понятиях «решение неравенства», «множество решений», «строгое и нестрогое неравенство», «двойное неравенство»; сформировать 3. Оценка результатов арифметических действий (8ч.) Основная цель – сформировать представление об оценке величин, способность к оценке суммы, разности, произведения и частного. 4. Деление на двузначное и трехзначное число (6ч.) Основная цель – вывести алгоритм деления многозначных чисел, сформировать способность к делению многозначных чисел на двузначное и трехзначное число. 5. Площадь фигуры (5ч.) Основная цель – сформировать представление об оценке площади фигур неправильной формы; научить измерять площадь фигур неправильной формы с помощью палетки (новым измерительным инструментом). 6. Дроби, доли, проценты. (37ч.) Основная цель – сформировать представление о дроби как о числе, выражающем часть единицы счета или измерения, и об истории формирования понятия дроби; сформировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; сформировать способность к чтению, записи и графическому изображению дробей, сравнению дробей, решению задач на нахождение части числа по его части, выраженной дробью; сформировать представление о неправильной дроби, о черте дроби как знаке деления, способность к записи частного двух натуральных чисел с помощью дроби, научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, к решению задач на нахождение части, которую одно число составляет от другого, систематизировать задачи на части; сформировать понятие смешанного числа, способность его к преобразованию в неправильную дробь, сложению и вычитанию смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части; сформировать понятие доли (процента) величины, способность к записи и графическому изображению долей, их сравнению, решению задач на доли, выражению с помощью долей более мелких единиц измерения величин через более крупные. 7. Координатный луч (4ч.) Основные цели – уточнить представление о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значение величин; 8. Задачи на движение (20ч.) Основная цель – сформировать способность к исследованию изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксации его результатов с помощью таблиц; сформировать понятия скорости движения и удаления двух объектов и вывести соответствующие формулы (4 случая); вывести формулу одновременного движения и научить использовать ее для решения задач. 9 Углы. Построение. Измерение. (11ч.) Основная цель – сформировать способность к непосредственному сравнению углов, измерению и построению углов с помощью транспортира; уточнить представления о прямых, острых и тупых углах, сформировать представления о развернутом угле, смежных, вертикальных, вписанных и центральных углах, способность к их распознаванию измерению и построению. 10. Диаграммы (6ч.) Основная цель – сформировать способность к чтению круговых, линейных и столбчатых диаграмм, учить их строить, анализировать. 11. Графики (13ч.) Основная цель – сформировать способность к чтению графиков движения, учить строить графики движения, анализировать их. Сформировать представление о координатном угле, способность к определению координат точек на плоскости и построению точек по их координатам. 12. Повторение изученного в 4 классе (16ч.) Основная цель – повторить и закрепить полученные знания. В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны знать: * таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания, умножения однозначных чисел соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка); * свойства арифметических действий: а) сложения (переместительное и сочетательное); б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное); в) деления суммы на число; г) деление числа на произведение; * разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц); * алгоритм письменного сложения и вычитания, умножения, деления; * название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя; * единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения; * способ вычисления площади и периметра прямоугольника; * правила порядка выполнения действий в выражениях; * формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам; * правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел; * правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения; * формулу площади прямоугольного треугольника; * названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг; * названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг; * взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.; уметь: * устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы; * читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений; * складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»; * умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное; * делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком); * решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента; * сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах; * использовать эти знания для решения различных задач; * использовать эти правила для вычисления значений выражений; * использовать эти знания для решения задач; * применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений; * использовать эти знания для решения задач; * использовать данную формулу при решении различных задач; * узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки; * читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий; * решать задачи на пропорциональную зависимость величин. Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.
|