Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта





Скачать 42.28 Kb.
НазваниеИспользование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта
Дата публикации02.07.2013
Размер42.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Светлана Раисовна Биктимирова

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №36»

город Тобольск

Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживает развитие речи. Поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения, а так же решаются важные задачи нравственного и эстетического воспитания. Это объясняется тем, что сформированная речь является показателем мыслительной деятельности, средством общения и воздействия на окружающих.

Учитывая то, что 95% выпускников нашего детского сада продолжает обучение в МАУ СОШ № 14, которая реализует программу Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века», и в целях осуществления преемственности между детским садом и школой мы включили в работу с детьми пиктограммы, которые рекомендованы программой «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Проанализировав ситуацию, нами были выделены три основных направления, которые необходимо было включить инновационные технологии в целях повышения качества развития речи детей.

В качестве инновационной технологии было решено использовать пиктограммы.

Пиктограммы помогают детям овладеть связной речью, т.к. использование символов – заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Поэтому мы разработали долгосрочный проект, срок реализации которого один год.

Использование пиктограмм способствует развитию высших психических функций (мышления, воображения, памяти, внимания), активизации связной речи, ориентировке в пространстве.

Участники проекта: педагоги, родители, дети, узкие специалисты детского сада.

Цель проект: Развитие индивидуальных способностей дошкольников, воспитание интереса к речи посредством пиктограмм

Задачи проекта:

1. Расширять и обогащать словарный запас детей;

2. Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения

3. Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

4. Совершенствовать подготовку к обучению грамоте.

Итоги диагностического обследования речи детей показали следующие результаты: высокий уровень 5%, средний уровень 43%, низкий уровень 52%.

Подготовительный этап:

- определение темы проекта;

- формулировка целей и задач;

- распределение обязанностей.

Основной этап:

- создание развивающей среды;

- оформление дидактического материала;

- совместная деятельность;

Заключительный этап:

- обобщение опыта работы на педагогическом совете;

- презентация проекта на городском методическом объединении;

- презентация проекта на итоговом родительском собрании.

Свою работу на основном этапе я начала с разучивания стихотворений с помощью пиктограмм.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения дети также активно включались в процесс создания своей схемы.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут пиктограммы (ведь дети получили опыт работы с ними при заучивании стихов).

Пересказы.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью пиктограмм, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. В процессе работы мы отметили, что при создании пиктограмм целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предмета. И, что самое интересное, когда у нас, взрослых, возникали затруднения в схематическом изображении какого-то предмета – дети быстро могли изобразить его (например, мы затруднялись в изображении злого человека, дети «злость» обозначили бровями, сведенными к переносице). Узкие специалисты, которые так же являются участниками нашего проекта, с удовольствием включили в свою работу с нашими детьми пиктограммы. Учитель-логопед, отмечает, что качество выполнения упражнений (с использованием схем) у детей не вызывает затруднений, они воспринимают это как игру. Музыкальный руководитель отмечает, что дети лучше запоминают тексты песен, что им нравится выполнять танцевальные упражнения с помощью пиктограмм.

Подводя итог своей работы, отмечу следующее:

Результаты промежуточной диагностики (проведенные в декабре) обследования развития речи детей нашей группы показали положительную динамику, высокий уровень 40%, средний уровень 50%, низкий уровень 10%, а результатом нашей работы стали детские словари, в которых написаны символы и их обозначения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconИспользование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта icon«Использование занимательного материала в развитии связной речи у...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconИспользование приемов мнемотехники в развитии связной речи
Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи стр. 6
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconК. Д. Ушинский Краткая
Проект реализуется, начиная с 2008 учебного года. Стимулом для создания и реализации данного проекта послужили положительные результаты...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта icon«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения...
В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconИсследование по теме «Собирательные числительные»
Предлагаемый проект может заставить задуматься учеников о том, правильно ли они употребляют в речи собирательные числительные. Также...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта icon«Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие»
Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconОсновные методы работы, технологии реализации проекта 19 Система...

Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconКраткое содержание проекта При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство»
При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство». рассматриваются вопросы не только в рамках изучения сузов, но и дополнительной...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconПочему дети плохо говорят?
Но мало кто знает, что это зависит от них самих. В последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с...
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта icon«использование мнемотехники в развитии детей младшего возраста». Актуальность проблемы
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Использование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск