Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно»





Скачать 97.77 Kb.
НазваниеУрок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно»
Дата публикации24.06.2014
Размер97.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок


Захарова О.Н.
10 класс (профиль), урок 38

Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно»
Цели: научить переводить числа из двоичной системы счисления в системы счисления с основанием 2n (в восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием 2n (в восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

Учащиеся должны уметь:

- переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и обратно.
Ход урока

I. Изложение нового материала
1. Перевод чисел из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием 2"

Для облегчения решения задач заполним следующую таблицу:

Числа систем счисления с основанием q=2n, где n=1,3,4 и десятичной системы счисления.

Десятичная


Двоичная


Восьмеричная


Шестнадцатеричная Я


0


0

0


0


1


1

1


1


2


10

2


2


3


11

3


3


4


100

4


4


5


101

5


5


6


110

6


6


7


111

7


7


8


1000

10


8


9


1001

11


9


10


1010

12


A

11


1011

13


B

12


1100

14


C

13


1101

15


D

14


1110

16

E

15


1111

17

F

Если основание q-ричной системы счисления является степенью числа 2, то перевод чисел из q-ричной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам.
Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основа­нием q=2п:

  1. Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой.

  2. Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и запи­сать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n.

Пример 1

Перевести число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисле­ния.

Разбиваем число на группы по три цифры - триады (т.к. q=8, 8=2n, п=3) слева направо и, пользуясь таблицей, записываем соответствующее восьмеричное число.

001

100

101

001

101

010

111


1

4

5

1

5

2

7

Получаем: 1451278.

Пример 2

Перевести число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Разбиваем число на группы по четыре цифры - тетрады (т.к. q=16, 16=2n, п=4) справа налево и, пользуясь таблицей, записываем соответствую­щее шестнадцатеричное число.

0110

0101

0011

0101

0111

6

5

3

5

7

Получаем: 6535716.

Алгоритм перевода дробных двоичных чисел с систему счисления с основа­нием q=2п:

  1. Двоичное число разбить слева направо на группы по п в каждой.

  2. Если в правой последней группе окажется меньше п разрядов, то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов.

  3. Рассмотреть каждую группу как п-разрядное двоичное число и запи­сать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основа­нием q=2п:

Пример 3

Перевести число 0,110110111010 в восьмеричную систему счисления.

Разбиваем число на группы по три цифры - триады (т.к. q=8, 8=2n, п=3) слева направо.

Пользуясь таблицей, записываем соответствующее вось­меричное число.

110

110

111

010

6

6

7

2

Получаем: 0,66728

Пример 4

Перевести число 0,110110111010 в шестнадцатеричную систему счисления.

Разбиваем число на группы по четыре цифры - тетрады (т.к. q=16, 16=2n, п=4) слева направо. Пользуясь таблицей, записываем соответствующее шестнадцатеричное число.

1101

1011

1010

D

B

A

Получаем: 0,DBA16.
Алгоритм перевода произвольных двоичных чисел с систему счисления с основа­нием q=2п:

  1. Целую часть данного двоичного числа разбить справа налево, а дробную - слева направо на группы по n цифр в каждой.

  2. Если в левой последней и/или правой группе окажется меньше n разрядов, то их надо дополнить слева и/или справа нулями до нужного числа разрядов.

  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основа­нием q=2п.

Пример 5

Перевести число 10110,000111011 в восьмеричную систему счисления.

Разобьем левую и правую части числа на триады и под каждой из них запишем соответствующее число.

010

110

000

111

011

2

6

0

7

3

Получилось: 26,0738.

Пример 6

Перевести число 10110,000111011 в шестнадцатеричную систему счисления.

Разобьем левую и правую части числа на тетрады и под каждой из них запишем соответствующее число.

0001

0110

0001

1101

1000

1

6

1

D

8

Получаем: 16,1D816.
Алгоритм перевода из систем счисления с основанием q=2n в двоичную систему счисления.

Для того чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q=2n, перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в двоичной системе счисления.

Пример 7

Перевести число 34АD3,01916 в двоичную систему счисления.

3

4

A

D

3,

0

1

9

0011

0100

1010

1101

0011,

0000

0001

1001

Получаем: 110100101011010011,0000000110012.

Пример 8

Перевести число 34AD3,01916 в двоичную систему счисления.

3

4

A

D

3,

0

1

9

0011

0100

1010

1101

0011

0000

0001

1001

Получаем: 110100101011010011,00000001100116.
II. Закрепление изученного

Решите задачи:

1. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

А) 101011011;

Б) 1111110011;

В) 100000001110.

2. Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

А) 11110111011;

Б) 101010101;

В) 111111.

3. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

А) 0,111011011;

Б) 0,000110101;

В) 0,0101010111.

4. Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

А) 0,00110011;

Б) 0,11100011101;

В) 0,011011011.

5. Переведите двоичные числа в восьмеричную сис­тему счисления:

А) 101010,11101;

Б) 100010,011101;

В) 1111000000,101.

6. Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную сис­тему счисления:

А) 101111,01100;

Б) 100000111,001110;

В) 101010,0010.

7. Переведите восьмеричные числа в двоичную систему счисления:

А) 276;

Б) 0,635;

В) 25,024.

Г) 265;

Д) 0,111;

Е) 201,302

8. Переведите шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

А) 1АС7;

Б) 0,3C1;

В) F4A,CC;

Г) CCAF;

Д) 0,AAA;

Е) DDBB,A;

9. Переведите числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьме­ричную:

А) А5416;

Б) 21E,7F16;

В) 0,FD16;

Г) C25,F916;

Д) 12A16;

Е) 0,ABCD16;

10. Переведите числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцате­ричную:

А) 7778;

Б) 0,12348;

В) 654,7658;

Г) 3448;

Д) 0,76128;

Е) 333,2228;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconТема урока «Системы счисления»
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconКонспект урока по информатике и икт на тему: "Представление числовой...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconЭтапы урока (номер слайда) задачи этапа
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconУчебник для 10 класса Цель и задачи урока
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconМодуль Методические аспекты использования эор нового поколения в...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconПеревод чисел из двоичной сс в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconУрок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconКурс факультет информатики Информатика и информация (по материалам рефератов)
Кодирование информации. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная...
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconПлан для самостоятельной работы
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconУрока по теме «Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления...
«Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления» (7-8 класс)
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconУрок №5 Тема урока: “ Перевод чисел из десятичной системы счисления...
Цель урока: познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот; научить переводить...
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» icon«Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»
Тема урока «Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconКак представлено число 82 в двоичной системе счисления?
Дано: Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству ?
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среди разнообразия нестандартных видов занятий, при изучения темы «Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в...
Урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно» iconМикросхемотехника
Позиционные системы счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск