Скачать 1.74 Mb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад с. Балымеры" Спасского муниципального района Республики Татарстан «Согласовано» «Утверждаю» Начальник отдела образования и.о. заведующего МБДОУ Исполнительного комитета Спасского «Детский сад с. Балымеры» района РТ __________ А.Н. Ермилин _________ Н.А. Семенова Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Балымеры» Спасского муниципального района РТ Принято на заседании педсовета № 1 от 03.09.2012 г. Рациональная структура Образовательной программы ДОУ предполагает наличие пяти основных разделов:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
I. Пояснительная записка Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее Программа) разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655), на основе анализа деятельности ДОУ, положений фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие ДОУ в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании»: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - единств федерального культурного и образовательного пространства; - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников; - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивая формирования общей культуры воспитанников, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. На первый план в Программе выдвигается функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентацию педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям о признании самоценности дошкольного образования. Актуальность Программы заключается в ее ориентации на формирование умения учится, составляющего основу личностного развития ребенка, и означает умение познавать мир, ставить проблемы, искать и находить решения. Учится сотрудничать с другими детьми и взрослыми на принципах уважения и равноправия. Она направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Программа создана с учетом особенностей и традиций ДОУ, предоставляющего возможности раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка и взрослого и удовлетворяющего потребности родителей и социума. Специфика кадров ДОУ определяется высоким уровнем профессионализма и развития творческих способностей, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех. Педагог владеет современными образовательными технологиями, умеет осуществлять мониторинг деятельности. Анализ результатов анкетирования воспитанников, их родителей и педагогов выявил важнейшие черты выпускника ДОУ:
В соответствии с этим цель Программы – создание условий для формирования у детей базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к поступлению в школу. Задачи Программы:
Программа построена на единых подходах и принципах:
Условия успешной реализации Программы В соответствии с ФГТ, требованиями стандарта Программа включает в себя обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%), в которые вошли разделы:
II. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. Гармоническому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня. Системное соблюдение времени начала и окончания ежедневных видов деятельности (занятий, сна, птания, отдыха, и т.д.) образует у ребенка стереотип на время, подошло время занятий – концентрируется внимание, пришло время обеда – усиливается деятельность органов пищеварения, наступило время сна – в организме происходят изменения, способствующие быстрому засыпанию, и т.д. Однако режим МБ ДОУ «Детский сад с. Балымеры» не понимается как жесткий распорядок дня с обязательным, ежедневным повторением в строго установленное время всех событий. Рациональный режим МБ ДОУ в равной мере стабильный и одновременно динамичный, гибкий развивает у ребенка хорошую адаптацию к изменяющимся условиям. Режим в МБ ДОУ «Детский сад с. Балымеры» предусматривает разнообразную деятельность детей в течение дня в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, а также с из интересами и потребностями. Режим работы дошкольного учреждения: с 7.30 до 16.30 часов. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД: - дети от 1,5 – 3 лет – 10 минут
НОД проводятся по подгруппам. В середине каждого НОД педагог проводят физминутку. Предусмотрены перерывы длительностью 10 минут. Режим дня в разновозрастной группе МБДОУ «Детский сад с. Балымеры»
Предметно - развивающая и информационно-образовательная среда. Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности детей дошкольного возраста (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой их самостоятельной деятельности, своеобразной формой их самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их на использование ее отдельных элементов. Пространство дошкольных групп разделяются на центры (уголки), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др.). В каждой возрастной группе оформляются уголки:
Данная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. При проектировании предметно-пространственной среды ДОУ были учтены следующие факторы:
Каждый из этих факторов конкретизировался при построении предметно-пространственной среды. Социально – психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечения оптимального баланса совместных действий детей в возрастных группах и классах созданы зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных знаний. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности в групповой комнате, спальне, приемной, организованы «уголки уединения», в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любую книгу или порисовать. Учет индивидуальных особенностей эмоционально – личностного развития детей дошкольного возраста требует проектирования своеобразных «зон приватности» - специальных мест, в которой каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, открытку, значки, украшения, подарки от друзей и т. д. Большое значение придается организации экспозиций фотографий детей и членов их семей, личных альбомов, детских работ. Следует подчеркнуть, что периодические выставки продуктов детского творчества – неотъемлемый компонент развивающей среды только в том случае, когда в них представлены работы каждого ребенка, независимо от их качества. Все это создает чувство защищенности и психологической комфортности, развивает у детей положительную самооценку, чувство уверенности в своих силах. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей дошкольного возраста предметно – пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений ДОУ предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на детские интересы. Это создает условия для персонифицированного общения педагогов с детьми. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами. При этом используются конструкторы, авторское оригинальное оборудование (многофункциональные модули, маты, кегли и др.), природный бросовый материал и т.д. Раскрытию творческой уникальности каждого ребенка способствуют и специальные помещения. Физкультурный зал, где дети могут проявить двигательные способности; зимний сад, в котором дети экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где каждый ребенок может почувствовать настоящим художником, творцом уникальной поделки; комната быта, в которой дети приобщаются к истокам народной культуры; музыкальный зал, где проявляются их музыкальные и литературные способности. Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно- пространственной и информационно – образовательной среды предусмотреть оборудование и материалы по возрастам. Так, в группе для детей 3 – 4 лет представлен центр сюжетно- ролевых игр, для детей 5-7 лет – конструктивная зона, центр познания и т.д. Предметно – пространственная среда отвечает интересам, как мальчиков, так и девочек. Таким образом, проектирование предметно-пространственной и информационно – образовательной среды, реализующей индивидуальный подход к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Образовательный процесс в МБ ДОУ «Детский сад с. Балымеры» условно подразделяются:
Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух моделях организации образовательного процесса:
Решение образовательных задач в рамках первой модели осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (сопряженной с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Так, в работе с младшими дошкольниками используются преимущественно игровые и интегрированные формы образовательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте выделяется время для занятий учебно - тренирующего характера. Ежегодно перед началом учебного года составляются примерная схема совместной деятельности педагогов с детьми (реализуемой в различных формах) в детском саду, которые вносятся в учебный план МБ ДОУ. При планировании работы с дошкольниками по реализации Программы педагоги определяют ежедневный объем образовательной нагрузки в зависимости от контингента детей, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГТ и действующими санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами. Объем самостоятельной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН ( 3-4 ч в день для всех возрастных групп). Ведущая цель взаимодействия с семьями детей по реализации Программы – создание в МБ ДОУ условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания. Ведущие формы взаимодействия с семьей и содержание работы ежегодно планируются в основных направлениях работы МБ ДОУ на учебный год, которые принимаются на заседании педагогического совета. Учебный план МБ ДОУ В соответствии с ФГТ обязательная часть Программы дошкольного образования содержит психолого-педагогическую работу по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми дошкольного возраста образовательных областей дается интегрировано (в процессе решения задач одной образовательной области параллельно решаются задачи всех других областей) (таблица 2)
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Основные задачи психолого-педагогической работы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Организация деятельности в МБ ДОУ «Детский сад с. Балымеры» и содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми дошкольного возраста образовательных областей обеспечивается примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, М,А.Васильевой и др. М. 2010), региональная программа дошкольного образования» Шаеховой Р.К. Учебный план по МБДОУ «Детский сад с. Балымеры»
|
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование... Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом... | Рассмотрено на заседании Управляющего Совета школы От Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации... | ||
1. Общие положения Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая основная общеобразовательная программа (далее Программа) разработана в соответствии с основными принципами государственной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г) определены принципы государственной политики в области образования, одним... | Краеведение на уроках изобразительного искусства как источник развития... Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня... | ||
Доклад 2014 года дает возможность убедиться в последовательности... Закона Приморского края от 13 августа 2013 года №243-кз «Об образовании в Приморском крае», решения Комитета Государственной Думы... | Пояснительная записка в законе «Об образовании» В законе «Об образовании» РФ сказано, что каждый ребенок имеет право на дополнительное образование. Это право реализуют: школа, семья... | ||
Базовые учебные дисциплины Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в образовании Министерства образования... | Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной... Государственной Думы и Совета Федерации удалось предусмотреть на 2008-2010 гг ежегодное выделение из федерального бюджета финансовых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: познакомить учащихся с особенностями образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование... | 1. Гуманизация, гуманитаризация и демократизация как основные принципы... В законе провозглашен «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье чел-ка, свободное... | ||
Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности... Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой «Развитие образования до 2020 г.», Государственной... | ||
Учебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической... | Программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса... Икт рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005 г. №03-1263, с... |