Закрепление знаний правописания гласных а, И, У





НазваниеЗакрепление знаний правописания гласных а, И, У
Дата публикации18.08.2014
Размер93.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
ТЕМА УРОКА:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВОПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ А, И, У,
В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЧА -ЩА, ЧУ -ЩУ, ЖИ-ШИ


Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, развитие умения находить в словах изученные орфограммы.

* Лингвистическое задание

Угадай и запиши слово. (Участвуют все дети класса)

Кот живет у нас на крыше ,
А в чулане живут. .. (мыши )
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни. ... (машина).
По полям бегут ручьи ,
На дорогах. .. (лужи ),
Скоро выйдут муравьи
После зимней. .. ( стужи ).

После того, как дети определят все слова, даю новое задание: Списать, выделить зеленой пастой все буквосочетания: ча - ща, чу - щу, жи - ши. Определить сколько их всего. (7 сочетаний)

* На доске кроссворды.

Ч

У













Щ

А













Ж

И













Ч

А













Ш

И













Задание: Подобрать слова, которые начинаются с заданных слогов. (Возможные варианты: ЧУ- чулан, чудак, ЩА - щавель, ЖИ - жизнь, ЧА - чашка, чайка, ШИ - шина, шило )

Записать полученные слова в тетрадь. Выделить орфограммы.

* Составить слова из слогов:

лы, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши, чай, ща, ник, ча, ро, ка, вель, ветре.

(Лыжи, пружина, машина, крыши, щавель, чайник, чайка )

*Допишите слова, используя буквосочетания: ча -ща, чу -щу, жи -ши.

... сы, ... ка, ... ник, ... гун, ветре ... , пи ... , ча ... , ту ... , добы ... , ро ... , ... на, лы ...

(Часы, чайка, чайник, чугун, встреча, мища, чаща, туча, добыча, роща, шина, лыжи)

Выигрывает тот, кто быстрей составит все слова.

В конце урока подводятся итоги. Определяется победитель по количеству очков.

В финале урока хором все повторяем рифмованное упражнение, изученное на первых уроках по этой теме:

В сочетаниях ЖИ - ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА - ЩА Пишем только букву А В сочетаниях ЧУ - ЩУ Пишем только букву У!

На данном уроке дети в игровой форме закрепили и повторили знания о правописании буквосочетаний: ча -ща, чу - щу, жи - ши. Детям очень нравятся игровые уроки, но не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут быть источником систематических и прочных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу. Хорошая игра активизирует ребенка, стремительно включает его в самые трудные дела, увлекая и захватывая своим темпераментом, она удовлетворяет неиссякаемую потребность ребенка в романтике, в желании действовать и получать знания.

V. Игра “Угадай слово с приставкой”.

Учитель. Я буду называть слова. Если я назову слово без приставки, вы хлопаете в ладоши. Если назову слово с приставкой – приседаете.

шли, пошли, вышли
выбежать, бежать, перебежать
проиграть, играть, выиграть
сесть, присесть

Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.




( П. Башмаков).

Игра “Кто как кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

Игра “Кто что делает?”

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)

Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)

Маляры - (красят)

цветы - (цветут)

Строители - (строят)

травы - (зеленеют)

Врачи – (лечат)

дожди – (идут)

Учителя – (учат)

ягоды – (поспевают).

Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола


Игра “Найди неопределённую форму глагола”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.

Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский).

Игра “Аукцион”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

 Игра “Замени одним глаголом ”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.

Игра “Закончи пословицу”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

Игра Измени число

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.

НЕ с глаголами

НЕ

Завести велели мне

Я согласен даже не

Новые привычки:

Рисовать на карте,

Никогда девчонок не

И согласен даже не

Дёргать за косички!

Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не

Но не смейте делать мне

Драться за обедом!

Никаких упрёков,

На уроках больше не

Если даже я и не

Говорить с соседом!

Выучу уроков.

.

Ю. Вронский.

Игра “Раскрой скобки”

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..

Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Материал для игры:

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.

Игра Что? – Какой? – Что делает?

Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Материал для игры:

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.

После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconУрок по русскому языку Проведенный на мо учителей начальных классов...
Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся по правописанию ударных и безударных гласных
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconТема урока: «Правописание ча-ща» Цели
Цели: закрепление навыка правописания изученных сочетаний; закрепление знаний о предложении как единице речи, выражающей законченную...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества; понятие значимости языка в жизни человека; закрепление...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПовторение правописания безударных гласных в корне слова
Добрый день, ребята! Сегодня мы принимаем много гостей, но не волнуйтесь, всё у нас получится. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям....
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Закрепление знаний учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова»
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconСлитное и раздельное написание не с причастиями
Цель: Знакомство с правилом правописания не с причастиями, формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий её выбора. Закрепление...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: закрепление знаний о изученных орфограммах, о способах проверки сомнительных согласных и гласных в корне; формирование орфографической...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Повторение и обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слов
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: закрепить знания и отработать навык правописания гласных И,А,У после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ в сочетаниях жи-ши,ча-ща,чу-щу
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconКонспект урока фио (полностью) Жидких Наталья Викторовна Место работы мбоу «оош№19»
Цель: -применяет на практике правила обозначения безударных гласных в корне слова; выполняет известный алгоритм правописания
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconТема урока Цели и задачи
Раскрыть связь м/у происхождением языка и появлением человеческого общества; понять значимость языка в жизни человека; закрепить...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconТема: Безударные гласные. Закрепление.
Оборудование: разно уровневые карточки, памятка правописание безударных гласных, презентация
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconЗадачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова»,...
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повторение и закрепление навыков правописания данной орфограммы, повышение интереса к предмету
Закрепление знаний правописания гласных а, И, У iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическое закрепление гласных звуков в речи, деление слов на слоги, совершенствование грамматического строя речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск