Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка





Скачать 380.2 Kb.
НазваниеПредлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации26.08.2014
Размер380.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3



Предлагаемый вариант программы курса ОПК.

I. Пояснительная записка.



Беспрецедентные по размаху реформы России, эксперименты строительства общества, навязанные и контролируемые западом, затронули все без исключения сферы жизни страны и породили серьезные кризисные явления в обществе. Обнажился целый пласт негативных проблем стоящих на пути улучшения жизни людей.

В недрах негативного пласта главнейшую роль играет духовно-нравственный кризис общества, пронизывающий все стороны жизни и преодоление которого потребует напряжение всех сил от общества.

Наиболее уязвимой и неподготовленной к таким поворотам реформ оказалась система образования и воспитания.

Растерянность, разобщенность государственных ведомств, поспешная попытка ликвидировать духовный кризис по западному образцу, используя их технологии, только усугубило положение в обществе.

Лавина деструктивных тенденций, поразившая молодое поколение, вследствие которых произошло смещение духовных ценностей, а именно:

  • Утрата духовно-нравственных ориентиров,

  • Поиск удовольствия и наслаждений любой ценой,

  • Предпочтение материальным ценностям,

  • Искаженное представление понятий добра и зла,

  • Духовная опустошенность молодежи,

  • Разрушение семейного уклада,

  • Нежелание учиться,

  • Проникновение псевдорелигиозных течений и сект,


незамедлительно повлекли тяжкие последствия, с которыми в первую очередь столкнулась система образования и воспитания. Трезвый и осмысленный анализ причин создавшегося положения, конструктивное взаимодействие с Русской Православной Церковью, хранительницей бесценного опыта и мудрости, воспринят на Государственном уровне и вошел в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.

Краткие выводы из которого следующие:

  • ожидать улучшение жизни в стране, без возрождения нравственной опоры, базирующейся на историческом опыте жизни народов России, корни которого в Православии – невозможно;

  • Явно назревшая потребность общества в духовно-нравственном очищении, как основе продвижения на путь позитивных перемен;

  • Обращение к утраченным лучшим отечественным образовательным и культурным традициям в системе просвещения, собранными веками в России;

  • Поворот к возрождению традиционного уклада жизни народов России.

Данные выводы подтверждены высказываниями государственных деятелей. Вот некоторые из них: Представители МВД России: «Без обращения к духовно-нравственным основаниям нам не создать правового, дееспособного государства»,

Министр образования РФ: «Общество вновь приняло и поняло необходимость воспитания и обращения к нетленным истинам Православия».

Далее формулируется основная цель системы образования, как «Духовно-нравственное и гражданское воспитание молодого поколения, на которых Православие концентрирует внимание человека, семьи и общества.

По существу сама жизнь востребовала тот Российский путь выхода из духовно-нравственного кризиса, опираясь на многовековой опыт жизни народов России, цементирующим основанием которого является Православие. Такой поворот событий вызвал огромный интерес руководителей, ученых, педагогов учебного процесса и воспитание общеобразовательных государственных учебных заведений к возрождению системы духовно-нравственного воспитания на основе исторически сложившихся традиций в России.

Решением Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви предложено ввести в общеобразовательную систему государственных учебных заведений учебного курса: "«Основы Православной Культуры».

Программой курса предусмотрено:

Основная цель: Духовно-нравственное и гражданское воспитание молодого поколения ориентированное на Православные ценности, как исторически сложившиеся традиции народов России.

Задачи курса:

  • формирование мировоззрения на основе Православных ценностей исторически сложившихся в России;

  • показ культурообразующей роли Православия для России;

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;

  • воспитание патриота своего Отечества;

  • формирование духовно-полноценной, трудолюбивой личности.



II. Исходные положения.



Курс «Основы православной культуры» предназначен для учащихся 1-12 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и рассчитан на 12 лет обучения (400 часов; по одному уроку в неделю). В процессе обучения учащиеся получат общие представления о православной культуре, ознакомятся с духовно-нравственным миром Священного Писания, с духовными основами жизни своего народа, на примере истории русских монастырей познают своеобразие духовного пути России, ее культурного развития. Особое место занимает знакомство учащихся с жизнью и духовным подвигам святых подвижников Земли Русской. В процессе обучения большое внимание уделяется краеведческому материалу. Для развития познавательной деятельности учащихся желательно организовывать экскурсии в храмы и монастыри Москвы (России).

Уроки должны сопровождаться демонстрацией визуального материала, что придает необходимую конкретность, изучению разделов по церковной живописи (православному искусству) и архитектуре.

Программа состоит из следующих структурных блоков.

  1. Семейно-бытовая культура

Задачи: воспитание уважения, милосердного отношения к ближним, понимания своего места в семье и деятельного участия в домашних делах, ориентации на мужественный и женственный эталоны поведения.

Содержание: знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной российской семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних забот и трудов.

Указанный блок образуют следующие разделы: Христианская этика / Благочестивая семья, Христианская антропология.

  1. Наше Отечество

Задачи: воспитание патриотизма, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему Родины, потребности в сознательном труде и служении на благо Отечества, знакомство с историческим прошлым и настоящим русского государства.

Содержание: знакомство с героическим эпосом русского народа, важнейшими вехами истории Отечества, русского государства, с государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, великих полководцев, досточтимых людей земли русской. Знакомство с главными отечественными святынями, в первую очередь святынями и памятными местами родного края.

Указанный блок образуют следующие разделы: Основы Христианского мировидения, Православие – традиционная религия русского народа.

  1. Основы православной культуры.

Задачи: показать культурообразующую роль Православия для России, раскрыть духовные основы отечественной культуры, познакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из истории христианства (жизнь Иисуса Христа, труды апостолов, фрагменты из житий чтимых святых), дать представление о Заповедях Божиих как основе нравственной жизни. Воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести. Способствовать формированию уклада жизни дошкольного образовательного учреждения в соответствии с гражданским, природным и церковным календарем.

Содержание: знакомство с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть, и др.) посредством произведений искусства (устное народное творчество, литература, музыка, иконопись, архитектура, живопись) и обращения к повседневному опыту, знакомство детей с Евангелием, главными событиями жизни Иисуса Христа, Библейскими и Евангельскими Заповедями доброй жизни, соблюдением этих Заповедей святыми разных времен, опасными последствиями нарушения Заповедей Божиих, подготовка и проведение с активным участием детей и родителей календарных праздников, раскрытие их подлинного жизненного смысла.

Указанный блок образуют следующие разделы: Основы Христианского мировидения, Библейская история, Христианская этика / христианская антропология, Православие – традиционная религия русского народа, Православное искусство, церковнославянский язык.

  1. Мир вокруг (вокруг нас ?)

Задачи: открыть детям путь к познанию Творца через знакомство с окружающим миром, способствовать становлению творческой личности ребенка, как создателя и преобразователя, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Содержание: знакомство с рукотворным и нерукотворным в мире.

Указанный блок образуют следующие разделы: Основы Христианского мировидения.

  1. Религиозная грамотность

Задачи: ориентировать ребенка в противоречивом мире различных религиозных традиций и духовных явлений, предостеречь от влияния деструктивных культов и сект и других разрушающих душу псевдодуховных явлений.

Содержание: знакомство ученика с историей мировых религий

или лучше – с существующими на территории РФ традиционными религиями; сообщение необходимой информации о существующих деструктивных культах (сектах), причинах их возникновения, методах вербовки новых членов и способах удержания в организации. Также даются минимально необходимые сведения о вреде оккультных практик.

Указанный блок образуют следующие разделы: История мировых религий, Основы духовной безопасности.
Исходя из структурного построения программы предлагается тематика следующих образовательных линий:

  1. Основы православного мировидения.

  2. О чём рассказывает Библия.

  3. Православие – традиционная религия русского народа.

  4. Православная этика.

  5. Православное искусство.

  6. Письменность Древней Руси и церковно-славянский язык.

  7. История мировых религий.

  8. Основы духовной безопасности.



III.Тематический план образовательных линий.



1. Основы православного мировидения.



  1. Я и все то, что меня окружает. Люди, животный мир, природа.

  2. Происхождение мира. Вечность мира или возникновение? Возникновение случайное, или обусловленное причиной вне мира?

  3. Что мы понимаем под словом «Бог»? Кто такой Бог?

  4. Бог и Его творение. Природа. Все, что существует вокруг нас – создано Богом.

  5. Свойства Божии (Он – благой, вечный, неизменный, всемогущий, всеправедный, всеведущий). Как человек говорит с Богом.

  6. Что такое духовная жизнь. Духовная жизнь – не отвлеченная интеллектуальная деятельность, но то, что принадлежит пространству взаимоотношений Бога и человека.

  7. Понятия веры и надежды. Чем отличается вера от надежды. Вера и доверие Богу, надежда и упование на Бога.

  8. Вера заключается не только в том, чтобы обладать некоторой суммой знаний, но в том, чтобы вместе с тем и жизнь свою организовывать в соответствии с этим знанием, совершая усилие воли, переводить мысль в поступок.

  9. Надеется на Бога тот, кто поставляет себя в зависимость от Бога, а не от мира или человека, или чего-то иного. Кто надеется на Бога, верит, что все, что случается с ним, происходит по воле Божией и Его премудрому и всеблагому промыслу, а все то, что окружает его на земля, является лишь орудием, проводником промысла Божия. Надежда на Бога никогда не посрамляет, потому что Он благоволил открыть человеку в Себе чадолюбивого, многопопечительного и нежного Отца. Мир злобствует и лукавствует, а Бог – любит и не обманывает.

  10. Любовь к Богу и в Нем к Его творению – краеугольный камень духовной жизни.

  11. Понятие добра и зла. Какие поступки мы называем злыми, а какие – хорошими?

  12. Почему надо всегда поступать хорошо? Какой смысл делать добро? Почему нельзя совершать злые поступки?

  13. Что такое грех. Происхождение и смысл нравственности.

  14. Нравственный закон, как отражение воли Божией о человеке, его предназначении и содержании его жизни.

  15. Отношения между сверстниками. Как хочет человек, чтобы с ним поступали люди, так и ему должно вести себя с ними. Беседа с детьми о смысле этой заповеди, ее содержании, приложении ее к жизненным ситуациям.

  16. Понятие промысла Божьего о каждом человеке и о всем Его творении (христианин всегда утешается радостью о том, что отныне он не один, он не сирота в этом мире, но есть Отец Небесный, который всегда неизреченно близок к верующим в Него и вверяющим Ему свою судьбу как дети родителям).

  17. Премудрость этого промысла (все, что Господь промышляет о человеке – ко благу человека, даже если это пока непонятно, ибо Господь благ), всемогущество Божие и человеколюбие.

  18. Близость Божия к человеку (Он всегда столь близок к человеку, что Своим живым дыханием согревает нашу жизнь; Он ближе к нам, чем наши земные родители, и даже самый чадолюбивый родитель не может быть столь благ к своему чаду, сколь Он благ по отношению к нам).

  19. О благодарении Бога.

  20. Понятие порядка. Понятие разумного и случайного. Гармония и порядок в мире. Естественное откровение Бога Себя в сотворенном Им мире. Мир сотворен «мерою, числом и весом».

  21. Понятие красоты. Красота окружающего нас мира. О благодарении Бога за сотворенный Им мир.

  22. Красота земная и красота небесная. Красота Царства Небесного, красота полевой лилии, красота человеческого творчества и земной славы.

  23. Красота в поведении человека. Науки. Цельность знания. Единство наук.

  24. Понятие жизни. Что такое сама по себе жизнь, в отличие от того, что она «оживляет»? Жизнь растений, насекомых, животных и человека.

  25. Зарождение жизни и ее исчезновение. Жизнь человека – дар Божий. Эвтаназия. Самоубийство.

  26. Что такое смерть, как и почему она может существовать. Почему ее существование мучительно для человеческого сознания?

  27. Вера и неверие. Содержание о причины неверия в Бога.

  28. Взаимоотношение веры и знания. Вера в Бога и доказательства Его бытия. Христианская вера и наука.

  29. Здоровье – дар Божий. Благоразумное отношение к здоровью. Понятие здорового образа жизни.

  30. Христианское отношение к болезням. Болезни наши собственные и близких нам людей.

  31. Смысл и содержание православной аскетики. Аскетизм – не вражда, гнушение своим телесным естеством, но борьба со грехом, борющим нас через нашу природу. Аскетизм – уврачевание природы, а не отвержение ее.

  32. Христианское монашество – не гнушение браком, не унижение того, что было установлено Богом, но обретаемая в полноте сочетания со Христом возможность предвосхищения образа существования в будущем веке. Это более совершенный путь к Богу, чем брак.

  33. Что такое счастье? Счастье подлинное и обманчивое; ценности реальные и ложные.

  34. Ценность вещей и имения человеческого. Плохо или хорошо само по себе богатство?

  35. Веселье и удовольствия. Жизнь – ради удовольствия? Наслаждения и развлечения – в чем их мнимый смысл и содержание? Какая радость подлинная, в чем жизнь человеческая способна обрести подлинное и надежное наполнение и содержание?

  36. Естественное и противоестественное для человека. Грех, как противоречие собственной природе (пример: жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить).

  37. Бессодержательность, как обманчивого удовольствия, гибельность, как противоестественного, таких пороков, как объедения, курения, пьянства, употребления наркотиков.

  38. Бессодержательность и обманчивость сладости порока; гибельность, как противоестественного различных блудных пороков.

  39. Понятие смысла и суеты (эти понятия являются антонимами; если в некотором действии не присутствует смысла в определенном отношении, то такое действие называют бессмысленным, или суетным в данном отношении).

  40. Смысл и ценность человеческой жизни. Сам факт поиска смысла и наполнения ценностью своего существования.

  41. Есть смысл или его нет? Смыл в благополучном существовании человека от рождения до смерти? Смысл в самом поиске смысла?

  42. Соотнесение понятия смысла человеческой жизни и существования смерти. Возможность наличия смысла в человеческой жизни только при обращении к вечности.

  43. Бессмысленность, безумие и бесполезность самоубийства.

  44. Христианское восприятие смысла и ценности человеческой жизни.

  45. Что наполняет ценностью человеческие дела и поступки?

  46. Благоговейное отношение к ближнему, как к образу Божиему.

  47. Жизнь – дар Божий. Тяжесть греха убийства. Военная служба. Защитник Отечества.

  48. Аборт – убийство собственного ребенка в материнской утробе.

  49. Повторение беседы о смысле человеческой жизни.

  50. Повторные беседы о подлинном содержании человеческой жизни и счастья. Бессмысленность, бесполезность и безумие самоубийства.

  51. Почему Бог допускает существование в мире зла (злые люди, стихийные бедствия)?

  52. Понятие свободы. Что такое свободная воля человека? Когда человек подлинно свободен, в скромности и смирении или противопоставлении себя всем окружающим?

  53. Разговор о христианских добродетелях. Милосердие, кротость, мужество, терпеливость, благоразумие, почтение родителей и старших и др.

  54. О воздержании в пище и слове. В чем оно заключается, какой в этом смысл

  55. Повторение разговора об обманчивости грехов и пороков, тупиковости этого пути жизни (курение, пьянство, наркотики, блудные грехи). Что такое целомудрие? Что означает чистота человеческого сердца?

  56. Выбор жизненного пути. Жизнь, как служение Богу, и ради Бога – ближнему. Человек – гражданин своего отечества, сын своей Родины. Обретаемый в вечности смысл всех человеческих дел.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»
Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной...
Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по технологии (мальчики) 8 класса рабочая программа...
Программа: Технология (Электронный вариант) образовательные Программы и стандарты. Издательство «учитель»
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия»
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Габриелян О. С., опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 2 Содержание учебного...
Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином лаборатория Базовых...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПаспорт программы 2 3 Пояснительная записка 3 9 Содержание курса...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование; планируемых результатов начального общего образования; авторской...
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Предлагаемый вариант программы курса опк. I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск