От руси к россии лекция1





НазваниеОт руси к россии лекция1
страница1/9
Дата публикации30.09.2014
Размер1.16 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ТЕМА II ОТ РУСИ К РОССИИ

ЛЕКЦИЯ1

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

*На пути к русской государственности

*Формирование Московского государства

* Русский народ: особенности формирования

и ментальности

НА ПУТИ К РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ



олотая Орда назначала великих князей и признавала их правителями русских земель, на самом же деле вла­сти у них не было. Русские земли оставались раздроб­ленными, князья бесконечно воевали друг с другом, нередко призывая на помощь татарские отряды. Все это ухудшало и без того бедственное положение на­селения. Постепенно начали складываться предпосыл­ки для возникновения политической организации рус­ских земель, находящихся в золотоордынской зави­симости. Киев после разорения Батыем еще некото­рое время сохранял статус духовного центра русских земель, но в 1299 г. митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир, тем самым усилив значение этого княжества.

Процесс возникновения и становления Древнерусского государства занял два столетия (XIV-XV вв.) и был связан с решением следующих задач. формирование территории; складывание на определенных принципах системы вла­сти; выделение управленческой элиты, создание органов государственного управ­ления в центре и на местах; выстраивание общественной иерархии; образование еди­ного хозяйства, финансовой системы; определение правовых норм, действующих в рамках государства, создание системы правовой защиты (суды и т.д.); создание во­оруженных сил для защиты государства и решения геополитических задач.

Формирование государства всегда крайне сложный процесс, а в русских зем­лях он был к тому же затруднен золотоордынской зависимостью. Северо-Восточная Русь с монголо-татарским нашествием оказалась в духовной, политической и куль­турной изоляции от Европы, от христианского мира. Связи с Европой были прерва­ны, европейцы изредка единично посещали Московию. Развитие в русских землях длительное время находилось под мощным восточным влиянием, причем термин "восточный" в данном случае объединяет все неевропейские влияния и контакты:

византийское, мусульманское, классического Востока (особенно Китая, культура которого была воспринята завоевателями). Становление государства в Северо-Вос­точных русских землях развернулось в соответствии с византийской традицией, ус­ложненной чертами, характерными для мусульманской цивилизации и класси­ческого Востока, с использованием древнерусского наследия.

За роль лидера в восточно-европейском регионе боролось Великое кня­жество Литовское. К концу XIV в. в его составе оказалась значительная часть западных и юго-западных древнерусских земель: Волынская, Витебская, Турово-Пинская, Киевская, Переяславская, Подольская, Чернигово-Северская (монголо-та-тары были отсюда вытеснены). Великое княжество Литовское было привлекатель­ным для православных. Местная русская аристократия со все большим увлечением приобщалась к престижным формам польской, немецкой, венгерской и даже ита­льянской (в польской Галиции) культуре. Начался процесс эволюции Западной Руси к индивидуализму, частной собственности и правовому обществу.

В течение всего XIV в., по мнению некоторых историков, Литва являлась наи­более вероятным центром объединения всех русских земель. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным достижением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Весь XIV в. проходил под зна­ком постепенной русификации коренной Литвы. В Вильнюсе, тогда еще языческом, стали строить православные церкви. Ряд представителей правящей династии Геде-миновичей приняли православие. Однако сближение Литвы с Польшей, принятие католичества сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русско­го объединения. С середины XV в. влияние Литвы на Северо-Восточные русские земли заметно уменьшилось. Русские разделились на две ветви: западные русские в Литве и восточные русские в золотоордынской зависимости. Вхождение русских земель в состав Литвы означало не только потерю надежд на создание самостоя­тельного государства, но и угрозу католизации.

Еще одним претендентом на лидерство была Тверь, Тверское княжество. Тверские князья были старшими в роду Рюриковичей и, в соответствии с древне­русской традицией, имели право на великое княжение, выступая за преданность "ста­рине" (т.е. традициям Киевского государства), за союз с Литвой против татар. Тверь полтора столетия занимала особое положение, и только Иван III в конце XV в. заста­вил ее разорвать связи с Литвой и полностью подчинил Москве. Сейчас высказыва­ется мнение, что если бы государство складывалось вокруг Твери, то оно сформи­ровалось бы на иных принципах (не жесткая централизация, подчинение земель, а свободная федерация княжеств как первый этап, а затем образование единого го­сударства со значительной автономией земель). Но это лишь размышления о нере­ализованных альтернативах.

И, наконец, последний по счету, но не по важности претендент на роль центра консолидации русских земель тогда мало еще кому известная Москва, Московс­кое княжество. Проследим процесс возвышения Москвы и превращения ее в об­щерусский центр. Младший сын Александра Невского Даниил, получивший в удель­ное княжение городок Москву еще в малолетстве, взрослея, активно включился в

политическую жизнь и играл видную роль в борьбе, развернувшейся вокруг вели­кокняжеского стола. С 1300 г, постоянно увеличивалась территория Московс­кого княжества. Расширяя свои владения, московские князья заявили претензии на ярлык великого князя. Стол владимирского великого князя давал статус официаль­но признанного лидера и открывал возможности для установления контроля над всеми русскими землями.

Борьба за главный ярлык была кровавой. В этой борьбе Москва опиралась на поддержку Золотой Орды. Внук Александра Невского Юрий Данилович, добиваясь поддержки хана, подолгу жил в Орде и даже женился на сестре хана Узбека Кончаке (христианское имя после крещения Агафья). Благодаря такой политике Юр и и Д а -н и л о в и ч первым из московских князей получил право на великое княжение (1319-1326 гг.) и поддержку Золотой Орды (в том числе военную). Однако с его смертью удержать ярлык не удалось.

Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической кон­солидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Петр, под­готовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуще­ствил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духов­ным центром русских земель.

Главный ярлык вновь и окончательно вернул московским князьям И в а н К а -лита (князь московский с 1325 г., великий князь владимирский с 1328 г.). Внук Александра Невского, Калита* сыграл большую роль в расширении и укреплении влияния Московского княжества. Основой его политики стало стремление исполь­зовать союз с татарами в интересах Москвы. Он не был обременен идеями нацио­нально-освободительной борьбы, откупался от Золотой Орды исправной уплатой дани, но при этом его тактика давала Руси передышку от татарских набегов. В борь­бе с другими князьями Калига не пренебрегал никакими средствами: раболепство­вал перед ханом, щедро задаривал подарками его жен и вельмож, использовал та­тарские военные отряды. В.О.Ключевский так писал о Калите: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли уже думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды".

• Почему князь получил прозвище КАЛИГА? Существуют две основные версии. Первая выдвинута еще Н.М.Карамзиным. Калигой на Руси называли кошель для денег, который носи­ли на поясе. Князь всегда носил с собой калигу, набитую медными деньгами, которые он разда­вал нищим (за это его называли "нищелюбцем"). Другая версия утверждает, что свое прозвище князь получил за то, что был расчетливым и рачительным хозяином, умел "делать деньги", которые нужны были в. большом количестве для задабривания Золотой Орды. Скорее всего, вторая версия ближе к истине.

, При потомках Калиты в обмен на финансовую поддержку одного из золото-ордынских ханов была получена грамота, что великое княжение является наслед­ственным правом этого рода. Был положен первый камень в восстановление и ут-

верждение принципа наследственной передачи власти. На этом основании некото­рые историки выделяют династию Ивана Калиты (вплоть до Федора Ивановича), хотя сами князья по-прежнему гордились принадлежностью к древнему княжеско­му роду Рюриковичей. В1328 г. столица княжества была перенесена из Владимира в Москву. Таким образом, уже при Иване Калите московские князья получили все возможные в то время атрибуты признанного политического лидерства: великокня­жеский стол и статус столичного города для еще недавно удельной Москвы. Однако все эти достижения носили во многом номинальный характер, не давали реальной власти в русских землях и представляли собой лишь предпосылки для фактической консолидации земель вокруг Москвы.

ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Московские князья, утвердившись в качестве официальных лидеров на севе­ро-востоке, стремились подчинить своему контролю окружающие княжества. По­скольку власть великого князя была номинальной, то они избрали путь расширения границ своего княжества, увеличивая сферу, которая была им полностью подконт­рольна. Способов расширения территории было в основном три.

1. Завоевание территорий, часто, особенно на первых порах, с помощью воен­ной силы татар. Это главный способ присоединения новых земель.

2. Покупка земли князем в других, пограничных княжествах. Эти сделки назы­вались "прикупы". Активно подобные сделки практиковал Иван Калита.

3. Покупка ярлыка (права на власть) в тех или иных землях у хана Золотой Орды. Иван Калита купил таким способом Углич, Галич, Белоозеро. Василий I купил ярлык на Нижегородское княжество, Муром, другие города.

Благодаря этой деятельности во второй половине XIV в. сложилось ядро русского государства. Можно сказать, что завершился первый этап его фор­мирования. Это продемонстрировала деятельность великого князя владимирско­го и московского Дмитрия Донского (1362-1389 гг.). При нем укрепилось поло­жение Московского княжества, был построен первый каменный кремль. Этот князь прославился победой над татарами в Куликовской битве (1380г.). Победа не при­несла независимости, но ярко продемонстрировала, что становление государства неизбежно ставит вопрос об освобождении от ига Золотой Орды. Впервые Дмитрий передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без санкции Зо­лотой Орды "как отчину". Это явилось важным свидетельством становления само­стоятельного государства в русских землях: власть приобрела наследствен­ный характер. Обратите внимание на то обстоятельство, что власть передавалась от отца к сыну, а не по принципу "старший в роде". Началось становление монархии. Дмитрий Донской в своем завещании выразил убеждение, что придет время, когда "дети его" не станут "давать выхода в Орду", т.е. платить дань.

Второй этап в становлении государства в русских землях охва­тил XV в. Государственность утверждалась в сложных условиях. В конце XIV в. в степях появились войска "железного хромца" Тимура*, который разгромил хана

Золотой Орды Тохтамыша и двинулся на север. В 1395 г. Москва готовилась к отпору, но, к счастью, Тимур, взяв Елец (Рязанское княжество), повернул назад и ушел в Среднюю Азию.__________________________

* ТАМЕРЛАН (Тимур Лент, Хромой Тимур (1336-1405 гг.)). В результате успешных заво­еваний создал огромное государство, включавшее Закавказье, Иран, Афганистан, часть Сред­ней Азии и Индии, другие территории, В русских летописях Тимура называют Темир-Аксак. Причины его ухода из русских земель не ясны. Современники посчитали, что Русь спасло заступничество Богородицы. Как раз в это время в Москву из Владимира была доставлена икона Владимирской Божьей Матери. Икона эта занимает особое место в истории России. По церковному преданию, икона была написана апостолом Лукой на доске, взятой из стола, кото­рый находился в жилище Иосифа и Богоматери во времена отрочества Христа. Вначале образ находился в Иерусалиме, затем был перенесен в Царьград, а в XII в. находился в женском мона­стыре в предместье Киева. По преданию, по чудесному повелению самой Богородицы икона была перенесена в 1155 г. во Владимир, а в 1395 г. — в Москву, где находится и поныне. Иконе приписываются исключительные божественные свойства. Она даровала многие победы над врагами, в том числе над Тамерланом, успокоение мятежей и междоусобиц. В честь иконы установлены церковные праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Однако опасность со стороны Золотой Орды сохранялась. Пришедший к вла-сти хан Едигей в 1408 г. совершил поход на Русь, чтобы доказать, что она по-пре­жнему подвластна Орде. Разграбив многие города (Ростов, Юрьев, Нижний Новго­род, Дмитров, Серпухов и др.), Едигей подошел к Москве (село Коломенское, кото­рое сейчас находится в черте города), не готовой к серьезной обороне. Получив у москвичей огромный выкуп — 3 тысячи рублей, он ушел в степи, уведя несколько тысяч людей и взяв богатые трофеи.

На протяжении XV в. противоречия в Золотой Орде усиливались, она слабела, нарастали тенденции к распаду. Уже в 30-е гг. XV в. произошел ее распад на не­сколько ханств: Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда и др. Северо-Восточная Русь оказалась в зависимости от Большой Орды (Улуг Улус, располага­лась в междуречье Волги и Днепра). Ханы Большой Орды боролись с Крымским ханством за господство в степях, а также за то, чтобы Русь не вышла из повинове­ния. Одновременно усилилось давление Литвы на западные земли. Заключив союз с Польшей, а также с Ливонским орденом, литовские князья взяли Смоленск, дошли до Калуги и стремились подчинить Новгород, помогая ордену овладеть Псковом.

Утверждение монархического принципа устройства власти в русских землях происходило в острой борьбе, которая фактически привела к гражданской войне (в советской исторической литературе эти события называли феодальной войной). После смерти великого князя Василия /в 1425 г. разгорелась борьба по вопросу о принципе наследования власти, от решения которого во многом зависело устрой­ство государства. По завещанию, великокняжеский стол переходил к сыну князя Василию II, что означало превращение передачи власти от отца к сыну в узако­ненную традицию. Однако были силы, и достаточно мощные, возглавляемые пер­воначально братом Василия I Юрием, а затем его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, которые выступали за сохранение древнего принципа, на ко­тором держалась Киевская Русь,—власть принадлежит роду Рюриковичей и пере­дается по наследству старшему в роде (не монархический принцип). Война была жестокой и кровавой, продолжалась более четверти века. Василий II много претер-

пел: изгнание, поражения, ослепление (отсюда прозвище Темный), — но вышел победителем, передав власть старшему сыну Ивану III.

Можно считать, что уже при Иване III (великий князь с 1462 г.) в последней четверти XV в. складывается единое русское государство с центром в Москве. Окон­чательно была ликвидирована зависимость от Орды. В1472 г. Русь отказалась пла­тить "выход"—дань. В1480 г. хан Ахмат двинулся на Русь с огромным, более чем стотысячным войском, чтобы восстановить традиции: выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и татарское встретились на реке Угре под Калугой, но битва не состоялась. Пока хан ждал подхода войск союзников (литовс­кий князь так и не привел свои дружины), ударили ранние морозы (на Руси считали это божественным заступничеством). Войско Ахмета было легко одетым и ордынцы отступили, а 1480 г. традиционно считается датой окончания монголо-татарской зависимости. Однако современники связывали окончание ига с 1502 г., когда Боль­шая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем и перестала суще­ствовать (на ее обломках образовалось Астраханское ханство).

Исходная территория московского ядра была невелика. Южная граница с мон-голо-татарами проходила в 80-100 км от Москвы. На Западе Смоленск, Курск вхо­дили в состав Литвы. На севере были новгородские земли. Однако при Иване III и его преемнике Василии III территория была значительно расширена. Особое зна­чение имело присоединение Новгорода с колониями, превышавшими по своим раз­мерам Московское княжество.

С появлением и усилением Московского государства новгородцы стали по­стоянно ощущать угрозу своей независимости. Стремление подавить новгород­ские вольности, симпатии к "латинству" наблюдались со стороны Москвы с се­редины XV в. В1472 г. был покорен обширный Пермский край, бывший колони­ей Новгорода. Давление Москвы усиливало прозападные настроения в новго­родском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., т.е. накануне падения, высказыва­лись настойчивые предложения о присоединении к Литве, негативно восприни­малось все "промосковское", однако принявшая католичество Литва не каза­лась большинству спасением. Противостоять же московскому князю Ивану III, имея только ополчение, было нереально. В результате в 1478 г. Новгород по­терпел поражение. Москва продиктовала Новгороду: "Вечю колоколу в отчиме нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держа-ти". Последовала жестокая расправа с прозападно настроенными представите­лями боярства, торговых людей. Республика ушла в прошлое, а после ее паде­ния была предпринята коренная ломка землевладения в Новгороде, конфиска­ция земель у опальных бояр.

Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения, некоторое время Москва сохраняла отдельные республиканские традиции: непосредственные отношения Новгорода с Ганзой, прибалтийскими, скандинавскими государствами и некоторые другие. В оформлении дипломатических актов участвовали, наряду с наместниками московского великого князя, представители старого Новгорода—бояре и купечес­кие старшины. В1478 г. к Москве было присоединено большинство новгородских

колоний, а в 1489 г. — Вятская земля. В1480 г. в состав Московского государства окончательно вошла Тверь, у Литвы отвоеваны Брянск и Мценск.

Объединение русских земель завершилось в первой четверти XVI в. Великий князь Василий ///(1505-1533 гг.) был прозван "последним собирателем земли русской" (он положил конец системе уделов). Исчезли удельные княжества: Волоц-кое, Калужское, Угличское. В1510 г. была ликвидирована Псковская республика. Василий III предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум. Три­ста наиболее богатых семейств были выселены из Пскова. В1521 г. пало Рязанское княжество, в 1523 г.—Новгород-Северское княжество, были присоединены и дру­гие территории.

К середине XVI в. рубежи государства существенно отодвинулись от Москвы. Колыбель великороссов определялась границами: Белое и Баренцево моря — на севере; Чернигов, Путивль, Рязань — на юге; Смоленск — на западе; на востоке территория простиралась до Северного Урала и Нижнего Новгорода. Образование государства в русских землях на Северо-Востоке имело колоссальное историческое значение. Появилось защищенное поле для формирования русского народа, строи­тельства общественной системы, национальной культуры, активной жизнедеятель­ности. Все это способствовало самосохранению общества от разрушения под напо­ром иной цивилизации и обеспечению независимости. Вместе с тем, сформировав­шееся ядро территории лежало в стороне от торговых путей. На западе торговлю контролировала Швеция, Литва, Польша. На востоке и юге—осколки Золотой Орды (Крымское, Астраханское, Казанское ханства).

Определились правовые основы государственности. В 1497 г. был создан Судебник Ивана III, который закрепил сложившиеся традиции. Появились сим­волы государства. В1485 г. Иван III принял титул "Великий князь всея Руси", что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой — претензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. Не случайно никто из потомков Кали-ты не стремился провозгласить свою династию, а настаивал на принадлежности к дому Рюриковичей: Литовская Русь была доменом, владением этого дома, и его надлежало вернуть, отобрав у Литвы. Гербом государства стал двуглавый орел. В исторической литературе чаще всего указывается на связь герба с византийской традицией. Однако двуглавый орел был также гербом Тверского княжества. Иван III избрал государственный символ, который демонстрировал не только связь с Ви­зантией, но и близость Москвы к древнерусской традиции, которую символизиро­вала Тверь. Роль короны играла шапка Мономаха, использовались также и бармы (оплечья), привезенные из Византии. Государство установило дипломатические отношения с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Тур­цией, Ираном, Крымом.

Итак, в конце XV в. сформировавшееся Московское государство обрело неза­висимость и стало исторической реальностью. В период его становления в мире многое произошло: исчезла тысячелетняя Византия (завоевана турками в 1453 г.);

возникло и погибло, промелькнув метеором, государство инков; просуществовав два с половиной столетия, стала историей Золотая Орда. В Европе в XIII-XVII вв. разрушалась средневековая цивилизация и в острой политической и религиозной борьбе разворачивалось становление современной цивилизации. Священная Римс­кая империя или, как было сформулировано в XV в., "Священная Римская империя германской нации" наиболее ярко представляла средневековую тенденцию в Евро­пе. Однако сфера ее влияния сужалась. Шел процесс образования национально-территориальных государств светского типа, с рациональным мировосприятием, ав­тономией личности и ограничением власти законом. Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция, то есть крайний запад Европы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

От руси к россии лекция1 iconУрок по истории России 6 класс
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами
От руси к россии лекция1 icon1. История пирогов на Руси
Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам
От руси к россии лекция1 iconТема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв»
Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении...
От руси к россии лекция1 iconУрок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси
Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси
От руси к россии лекция1 iconПрограмма элективного курса по истории России (10 класс) «Христианский характер Киевской Руси»
Курс «Христианский характер Киевской Руси» направлен на реализацию гуманизации образования и рассчитан на полгода обучения из расчета...
От руси к россии лекция1 iconИсторическое значение принятия христианства на Руси
Руси в Х веке, является одной из самых главных и важных реформ нашей истории. Христианская вера принесла множество новшеств и изменений,...
От руси к россии лекция1 icon5. Кучеров Алексей, 11 ем класс
России. Эти данные опровергают распространенное мнение об алкогольных пристрастиях на Руси и в России. Приводятся данные об алкоголизации...
От руси к россии лекция1 iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
От руси к россии лекция1 iconТемы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси
Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины)
От руси к россии лекция1 iconПрограмма дисциплины Институты власти в средневековой Руси
В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти...
От руси к россии лекция1 iconЭкзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время расцвета Киевской Руси
Принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г в Любече означал
От руси к россии лекция1 iconНаследница Киевской Руси
Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении...
От руси к россии лекция1 icon«Быт и нравы Древней Руси»
Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной
От руси к россии лекция1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Борьба Руси с западными завоевателями» пятый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»
От руси к россии лекция1 iconВопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
От руси к россии лекция1 iconБелинцева И. В., Бутырский М. Н
Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск