Скачать 1.16 Mb.
|
ТЕМА II ОТ РУСИ К РОССИИ ЛЕКЦИЯ1 МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ *На пути к русской государственности *Формирование Московского государства * Русский народ: особенности формирования и ментальности НА ПУТИ К РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ олотая Орда назначала великих князей и признавала их правителями русских земель, на самом же деле власти у них не было. Русские земли оставались раздробленными, князья бесконечно воевали друг с другом, нередко призывая на помощь татарские отряды. Все это ухудшало и без того бедственное положение населения. Постепенно начали складываться предпосылки для возникновения политической организации русских земель, находящихся в золотоордынской зависимости. Киев после разорения Батыем еще некоторое время сохранял статус духовного центра русских земель, но в 1299 г. митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир, тем самым усилив значение этого княжества. Процесс возникновения и становления Древнерусского государства занял два столетия (XIV-XV вв.) и был связан с решением следующих задач. формирование территории; складывание на определенных принципах системы власти; выделение управленческой элиты, создание органов государственного управления в центре и на местах; выстраивание общественной иерархии; образование единого хозяйства, финансовой системы; определение правовых норм, действующих в рамках государства, создание системы правовой защиты (суды и т.д.); создание вооруженных сил для защиты государства и решения геополитических задач. Формирование государства всегда крайне сложный процесс, а в русских землях он был к тому же затруднен золотоордынской зависимостью. Северо-Восточная Русь с монголо-татарским нашествием оказалась в духовной, политической и культурной изоляции от Европы, от христианского мира. Связи с Европой были прерваны, европейцы изредка единично посещали Московию. Развитие в русских землях длительное время находилось под мощным восточным влиянием, причем термин "восточный" в данном случае объединяет все неевропейские влияния и контакты: византийское, мусульманское, классического Востока (особенно Китая, культура которого была воспринята завоевателями). Становление государства в Северо-Восточных русских землях развернулось в соответствии с византийской традицией, усложненной чертами, характерными для мусульманской цивилизации и классического Востока, с использованием древнерусского наследия. За роль лидера в восточно-европейском регионе боролось Великое княжество Литовское. К концу XIV в. в его составе оказалась значительная часть западных и юго-западных древнерусских земель: Волынская, Витебская, Турово-Пинская, Киевская, Переяславская, Подольская, Чернигово-Северская (монголо-та-тары были отсюда вытеснены). Великое княжество Литовское было привлекательным для православных. Местная русская аристократия со все большим увлечением приобщалась к престижным формам польской, немецкой, венгерской и даже итальянской (в польской Галиции) культуре. Начался процесс эволюции Западной Руси к индивидуализму, частной собственности и правовому обществу. В течение всего XIV в., по мнению некоторых историков, Литва являлась наиболее вероятным центром объединения всех русских земель. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным достижением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Весь XIV в. проходил под знаком постепенной русификации коренной Литвы. В Вильнюсе, тогда еще языческом, стали строить православные церкви. Ряд представителей правящей династии Геде-миновичей приняли православие. Однако сближение Литвы с Польшей, принятие католичества сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русского объединения. С середины XV в. влияние Литвы на Северо-Восточные русские земли заметно уменьшилось. Русские разделились на две ветви: западные русские в Литве и восточные русские в золотоордынской зависимости. Вхождение русских земель в состав Литвы означало не только потерю надежд на создание самостоятельного государства, но и угрозу католизации. Еще одним претендентом на лидерство была Тверь, Тверское княжество. Тверские князья были старшими в роду Рюриковичей и, в соответствии с древнерусской традицией, имели право на великое княжение, выступая за преданность "старине" (т.е. традициям Киевского государства), за союз с Литвой против татар. Тверь полтора столетия занимала особое положение, и только Иван III в конце XV в. заставил ее разорвать связи с Литвой и полностью подчинил Москве. Сейчас высказывается мнение, что если бы государство складывалось вокруг Твери, то оно сформировалось бы на иных принципах (не жесткая централизация, подчинение земель, а свободная федерация княжеств как первый этап, а затем образование единого государства со значительной автономией земель). Но это лишь размышления о нереализованных альтернативах. И, наконец, последний по счету, но не по важности претендент на роль центра консолидации русских земель тогда мало еще кому известная Москва, Московское княжество. Проследим процесс возвышения Москвы и превращения ее в общерусский центр. Младший сын Александра Невского Даниил, получивший в удельное княжение городок Москву еще в малолетстве, взрослея, активно включился в политическую жизнь и играл видную роль в борьбе, развернувшейся вокруг великокняжеского стола. С 1300 г, постоянно увеличивалась территория Московского княжества. Расширяя свои владения, московские князья заявили претензии на ярлык великого князя. Стол владимирского великого князя давал статус официально признанного лидера и открывал возможности для установления контроля над всеми русскими землями. Борьба за главный ярлык была кровавой. В этой борьбе Москва опиралась на поддержку Золотой Орды. Внук Александра Невского Юрий Данилович, добиваясь поддержки хана, подолгу жил в Орде и даже женился на сестре хана Узбека Кончаке (христианское имя после крещения Агафья). Благодаря такой политике Юр и и Д а -н и л о в и ч первым из московских князей получил право на великое княжение (1319-1326 гг.) и поддержку Золотой Орды (в том числе военную). Однако с его смертью удержать ярлык не удалось. Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Петр, подготовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель. Главный ярлык вновь и окончательно вернул московским князьям И в а н К а -лита (князь московский с 1325 г., великий князь владимирский с 1328 г.). Внук Александра Невского, Калита* сыграл большую роль в расширении и укреплении влияния Московского княжества. Основой его политики стало стремление использовать союз с татарами в интересах Москвы. Он не был обременен идеями национально-освободительной борьбы, откупался от Золотой Орды исправной уплатой дани, но при этом его тактика давала Руси передышку от татарских набегов. В борьбе с другими князьями Калига не пренебрегал никакими средствами: раболепствовал перед ханом, щедро задаривал подарками его жен и вельмож, использовал татарские военные отряды. В.О.Ключевский так писал о Калите: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли уже думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды". • Почему князь получил прозвище КАЛИГА? Существуют две основные версии. Первая выдвинута еще Н.М.Карамзиным. Калигой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калигу, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем"). Другая версия утверждает, что свое прозвище князь получил за то, что был расчетливым и рачительным хозяином, умел "делать деньги", которые нужны были в. большом количестве для задабривания Золотой Орды. Скорее всего, вторая версия ближе к истине. , При потомках Калиты в обмен на финансовую поддержку одного из золото-ордынских ханов была получена грамота, что великое княжение является наследственным правом этого рода. Был положен первый камень в восстановление и ут- верждение принципа наследственной передачи власти. На этом основании некоторые историки выделяют династию Ивана Калиты (вплоть до Федора Ивановича), хотя сами князья по-прежнему гордились принадлежностью к древнему княжескому роду Рюриковичей. В1328 г. столица княжества была перенесена из Владимира в Москву. Таким образом, уже при Иване Калите московские князья получили все возможные в то время атрибуты признанного политического лидерства: великокняжеский стол и статус столичного города для еще недавно удельной Москвы. Однако все эти достижения носили во многом номинальный характер, не давали реальной власти в русских землях и представляли собой лишь предпосылки для фактической консолидации земель вокруг Москвы. ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА Московские князья, утвердившись в качестве официальных лидеров на северо-востоке, стремились подчинить своему контролю окружающие княжества. Поскольку власть великого князя была номинальной, то они избрали путь расширения границ своего княжества, увеличивая сферу, которая была им полностью подконтрольна. Способов расширения территории было в основном три. 1. Завоевание территорий, часто, особенно на первых порах, с помощью военной силы татар. Это главный способ присоединения новых земель. 2. Покупка земли князем в других, пограничных княжествах. Эти сделки назывались "прикупы". Активно подобные сделки практиковал Иван Калита. 3. Покупка ярлыка (права на власть) в тех или иных землях у хана Золотой Орды. Иван Калита купил таким способом Углич, Галич, Белоозеро. Василий I купил ярлык на Нижегородское княжество, Муром, другие города. Благодаря этой деятельности во второй половине XIV в. сложилось ядро русского государства. Можно сказать, что завершился первый этап его формирования. Это продемонстрировала деятельность великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского (1362-1389 гг.). При нем укрепилось положение Московского княжества, был построен первый каменный кремль. Этот князь прославился победой над татарами в Куликовской битве (1380г.). Победа не принесла независимости, но ярко продемонстрировала, что становление государства неизбежно ставит вопрос об освобождении от ига Золотой Орды. Впервые Дмитрий передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без санкции Золотой Орды "как отчину". Это явилось важным свидетельством становления самостоятельного государства в русских землях: власть приобрела наследственный характер. Обратите внимание на то обстоятельство, что власть передавалась от отца к сыну, а не по принципу "старший в роде". Началось становление монархии. Дмитрий Донской в своем завещании выразил убеждение, что придет время, когда "дети его" не станут "давать выхода в Орду", т.е. платить дань. Второй этап в становлении государства в русских землях охватил XV в. Государственность утверждалась в сложных условиях. В конце XIV в. в степях появились войска "железного хромца" Тимура*, который разгромил хана Золотой Орды Тохтамыша и двинулся на север. В 1395 г. Москва готовилась к отпору, но, к счастью, Тимур, взяв Елец (Рязанское княжество), повернул назад и ушел в Среднюю Азию.__________________________ * ТАМЕРЛАН (Тимур Лент, Хромой Тимур (1336-1405 гг.)). В результате успешных завоеваний создал огромное государство, включавшее Закавказье, Иран, Афганистан, часть Средней Азии и Индии, другие территории, В русских летописях Тимура называют Темир-Аксак. Причины его ухода из русских земель не ясны. Современники посчитали, что Русь спасло заступничество Богородицы. Как раз в это время в Москву из Владимира была доставлена икона Владимирской Божьей Матери. Икона эта занимает особое место в истории России. По церковному преданию, икона была написана апостолом Лукой на доске, взятой из стола, который находился в жилище Иосифа и Богоматери во времена отрочества Христа. Вначале образ находился в Иерусалиме, затем был перенесен в Царьград, а в XII в. находился в женском монастыре в предместье Киева. По преданию, по чудесному повелению самой Богородицы икона была перенесена в 1155 г. во Владимир, а в 1395 г. — в Москву, где находится и поныне. Иконе приписываются исключительные божественные свойства. Она даровала многие победы над врагами, в том числе над Тамерланом, успокоение мятежей и междоусобиц. В честь иконы установлены церковные праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа. Однако опасность со стороны Золотой Орды сохранялась. Пришедший к вла-сти хан Едигей в 1408 г. совершил поход на Русь, чтобы доказать, что она по-прежнему подвластна Орде. Разграбив многие города (Ростов, Юрьев, Нижний Новгород, Дмитров, Серпухов и др.), Едигей подошел к Москве (село Коломенское, которое сейчас находится в черте города), не готовой к серьезной обороне. Получив у москвичей огромный выкуп — 3 тысячи рублей, он ушел в степи, уведя несколько тысяч людей и взяв богатые трофеи. На протяжении XV в. противоречия в Золотой Орде усиливались, она слабела, нарастали тенденции к распаду. Уже в 30-е гг. XV в. произошел ее распад на несколько ханств: Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда и др. Северо-Восточная Русь оказалась в зависимости от Большой Орды (Улуг Улус, располагалась в междуречье Волги и Днепра). Ханы Большой Орды боролись с Крымским ханством за господство в степях, а также за то, чтобы Русь не вышла из повиновения. Одновременно усилилось давление Литвы на западные земли. Заключив союз с Польшей, а также с Ливонским орденом, литовские князья взяли Смоленск, дошли до Калуги и стремились подчинить Новгород, помогая ордену овладеть Псковом. Утверждение монархического принципа устройства власти в русских землях происходило в острой борьбе, которая фактически привела к гражданской войне (в советской исторической литературе эти события называли феодальной войной). После смерти великого князя Василия /в 1425 г. разгорелась борьба по вопросу о принципе наследования власти, от решения которого во многом зависело устройство государства. По завещанию, великокняжеский стол переходил к сыну князя Василию II, что означало превращение передачи власти от отца к сыну в узаконенную традицию. Однако были силы, и достаточно мощные, возглавляемые первоначально братом Василия I Юрием, а затем его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, которые выступали за сохранение древнего принципа, на котором держалась Киевская Русь,—власть принадлежит роду Рюриковичей и передается по наследству старшему в роде (не монархический принцип). Война была жестокой и кровавой, продолжалась более четверти века. Василий II много претер- пел: изгнание, поражения, ослепление (отсюда прозвище Темный), — но вышел победителем, передав власть старшему сыну Ивану III. Можно считать, что уже при Иване III (великий князь с 1462 г.) в последней четверти XV в. складывается единое русское государство с центром в Москве. Окончательно была ликвидирована зависимость от Орды. В1472 г. Русь отказалась платить "выход"—дань. В1480 г. хан Ахмат двинулся на Русь с огромным, более чем стотысячным войском, чтобы восстановить традиции: выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и татарское встретились на реке Угре под Калугой, но битва не состоялась. Пока хан ждал подхода войск союзников (литовский князь так и не привел свои дружины), ударили ранние морозы (на Руси считали это божественным заступничеством). Войско Ахмета было легко одетым и ордынцы отступили, а 1480 г. традиционно считается датой окончания монголо-татарской зависимости. Однако современники связывали окончание ига с 1502 г., когда Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем и перестала существовать (на ее обломках образовалось Астраханское ханство). Исходная территория московского ядра была невелика. Южная граница с мон-голо-татарами проходила в 80-100 км от Москвы. На Западе Смоленск, Курск входили в состав Литвы. На севере были новгородские земли. Однако при Иване III и его преемнике Василии III территория была значительно расширена. Особое значение имело присоединение Новгорода с колониями, превышавшими по своим размерам Московское княжество. С появлением и усилением Московского государства новгородцы стали постоянно ощущать угрозу своей независимости. Стремление подавить новгородские вольности, симпатии к "латинству" наблюдались со стороны Москвы с середины XV в. В1472 г. был покорен обширный Пермский край, бывший колонией Новгорода. Давление Москвы усиливало прозападные настроения в новгородском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., т.е. накануне падения, высказывались настойчивые предложения о присоединении к Литве, негативно воспринималось все "промосковское", однако принявшая католичество Литва не казалась большинству спасением. Противостоять же московскому князю Ивану III, имея только ополчение, было нереально. В результате в 1478 г. Новгород потерпел поражение. Москва продиктовала Новгороду: "Вечю колоколу в отчиме нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держа-ти". Последовала жестокая расправа с прозападно настроенными представителями боярства, торговых людей. Республика ушла в прошлое, а после ее падения была предпринята коренная ломка землевладения в Новгороде, конфискация земель у опальных бояр. Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения, некоторое время Москва сохраняла отдельные республиканские традиции: непосредственные отношения Новгорода с Ганзой, прибалтийскими, скандинавскими государствами и некоторые другие. В оформлении дипломатических актов участвовали, наряду с наместниками московского великого князя, представители старого Новгорода—бояре и купеческие старшины. В1478 г. к Москве было присоединено большинство новгородских колоний, а в 1489 г. — Вятская земля. В1480 г. в состав Московского государства окончательно вошла Тверь, у Литвы отвоеваны Брянск и Мценск. Объединение русских земель завершилось в первой четверти XVI в. Великий князь Василий ///(1505-1533 гг.) был прозван "последним собирателем земли русской" (он положил конец системе уделов). Исчезли удельные княжества: Волоц-кое, Калужское, Угличское. В1510 г. была ликвидирована Псковская республика. Василий III предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум. Триста наиболее богатых семейств были выселены из Пскова. В1521 г. пало Рязанское княжество, в 1523 г.—Новгород-Северское княжество, были присоединены и другие территории. К середине XVI в. рубежи государства существенно отодвинулись от Москвы. Колыбель великороссов определялась границами: Белое и Баренцево моря — на севере; Чернигов, Путивль, Рязань — на юге; Смоленск — на западе; на востоке территория простиралась до Северного Урала и Нижнего Новгорода. Образование государства в русских землях на Северо-Востоке имело колоссальное историческое значение. Появилось защищенное поле для формирования русского народа, строительства общественной системы, национальной культуры, активной жизнедеятельности. Все это способствовало самосохранению общества от разрушения под напором иной цивилизации и обеспечению независимости. Вместе с тем, сформировавшееся ядро территории лежало в стороне от торговых путей. На западе торговлю контролировала Швеция, Литва, Польша. На востоке и юге—осколки Золотой Орды (Крымское, Астраханское, Казанское ханства). Определились правовые основы государственности. В 1497 г. был создан Судебник Ивана III, который закрепил сложившиеся традиции. Появились символы государства. В1485 г. Иван III принял титул "Великий князь всея Руси", что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой — претензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. Не случайно никто из потомков Кали-ты не стремился провозгласить свою династию, а настаивал на принадлежности к дому Рюриковичей: Литовская Русь была доменом, владением этого дома, и его надлежало вернуть, отобрав у Литвы. Гербом государства стал двуглавый орел. В исторической литературе чаще всего указывается на связь герба с византийской традицией. Однако двуглавый орел был также гербом Тверского княжества. Иван III избрал государственный символ, который демонстрировал не только связь с Византией, но и близость Москвы к древнерусской традиции, которую символизировала Тверь. Роль короны играла шапка Мономаха, использовались также и бармы (оплечья), привезенные из Византии. Государство установило дипломатические отношения с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом. Итак, в конце XV в. сформировавшееся Московское государство обрело независимость и стало исторической реальностью. В период его становления в мире многое произошло: исчезла тысячелетняя Византия (завоевана турками в 1453 г.); возникло и погибло, промелькнув метеором, государство инков; просуществовав два с половиной столетия, стала историей Золотая Орда. В Европе в XIII-XVII вв. разрушалась средневековая цивилизация и в острой политической и религиозной борьбе разворачивалось становление современной цивилизации. Священная Римская империя или, как было сформулировано в XV в., "Священная Римская империя германской нации" наиболее ярко представляла средневековую тенденцию в Европе. Однако сфера ее влияния сужалась. Шел процесс образования национально-территориальных государств светского типа, с рациональным мировосприятием, автономией личности и ограничением власти законом. Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция, то есть крайний запад Европы. |
Урок по истории России 6 класс Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами | 1. История пирогов на Руси Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам | ||
Тема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв» Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении... | Урок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси | ||
Программа элективного курса по истории России (10 класс) «Христианский характер Киевской Руси» Курс «Христианский характер Киевской Руси» направлен на реализацию гуманизации образования и рассчитан на полгода обучения из расчета... | Историческое значение принятия христианства на Руси Руси в Х веке, является одной из самых главных и важных реформ нашей истории. Христианская вера принесла множество новшеств и изменений,... | ||
5. Кучеров Алексей, 11 ем класс России. Эти данные опровергают распространенное мнение об алкогольных пристрастиях на Руси и в России. Приводятся данные об алкоголизации... | Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | ||
Темы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины) | Программа дисциплины Институты власти в средневековой Руси В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти... | ||
Экзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время расцвета Киевской Руси Принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г в Любече означал | Наследница Киевской Руси Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении... | ||
«Быт и нравы Древней Руси» Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Борьба Руси с западными завоевателями» пятый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси» | ||
Вопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.) | Белинцева И. В., Бутырский М. Н Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой... |