Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как





Скачать 150.65 Kb.
НазваниеИзучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как
Дата публикации12.10.2014
Размер150.65 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Введение
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

Обращение к этой теме имеет огромное значение, так как через накопление знаний о Конституции РФ происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости нашей страны.

Кроме этого формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны и любви к Отечеству.

Новизна образовательной деятельности по данной проблеме заключается в том, что используются элементы интерактивных методов изучения основного закона.

В представленной работе раскрывается практический опыт по формированию гражданско–правовых знаний, умений и навыков, а так же правового сознания и культуры подростков.

Отличительной особенностью является то, что необходимо учитывать и качество применения положений Конституции РФ подростками в различных жизненных ситуациях.

Основной целью методической разработки является ознакомление педагогов с опытом проведения внеклассного мероприятия посвящённого празднованию «Дня Конституции РФ».

Содержание Конституции РФ является сложным для восприятия обучающимся. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с учётом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта.

На Всероссийском съезде учителей, который проходил в городе Санкт - Петербурге в мае 2013 года, по инициативе педагогов обществознания и права было поддержано предложение о проведении во всех образовательных учреждениях страны Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции РФ.

Министерство образования и науки поддержало эту инициативу и разработало методические рекомендации по проведению открытого урока, что позволило более качественно подготовиться педагогам к данному мероприятию.

Однако практика показала, что методических разработок, содержащих творческий подход к изучению Основного закона нашей страны недостаточно. В основном это разработки, содержащие деловой стиль проведения мероприятий данного направления и в связи с этим активность подростков в участии, зачастую, крайне низка.

Учитывая, что основное содержание Конституции РФ изучается школьниками в курсах «Обществознание», модулях «Право», то можно предложить углублённое изучение в рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения, элективным курсом.

В системе дополнительного образования продуктивными могут быть объединения «Закон и подросток», «Юный юрист», «Имею право» и другие.

Практика показывает, что реализация дополнительных образовательных программ по изучению Конституции РФ в формировании правового сознания и правовой культуры обучающихся даёт возможность не просто сообщать знания, но и выявлять социальный опыт детей, включать их в сотрудничество, мотивировать на активный поиск новых знаний и социальное общение.

Важным при подготовке и проведении мероприятий по изучению Основного закона страны, на мой взгляд, является создание среди ребят атмосферы доверия, дружелюбия, взаимопомощи, помогая при этом развитию достоинства каждого ребёнка, навыков демократического, толерантного поведения.

На таких занятиях педагог выступает в роли тренера, наставника, координирует деятельность ребят, создаёт ситуацию успеха.

Занятия тренинги, ролевые игры, деловые игры, ток-шоу, упражнения, работа с казусами, дискуссии, устные журналы, информ – дайджесты требуют от педагога небольшой подготовки.

В качестве наглядного материала на занятиях можно использовать дидактические карточки с текстом и рисунками, плакаты с текстами извлечениями из Основного закона страны, «язычками» для работы в малых группах.

Создание ситуации успеха, поощрение всех участников мероприятий приводит к отличному результату - юридической грамотности обучающихся.

Практика показывает, что наиболее эффективным методом при проведении занятий является метод проектирования, который обеспечивает активизацию познавательного интереса обучающихся, способствует общению, обмену личностно – значимой информацией, социальным опытом.

Во время работы над проектом дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Деятельность в малых группах помогает научиться работать в «команде». При этом происходит формирование конструктивного критического мышления.

В ходе проектной деятельности подростки могут знакомиться с основами Конституционного устройства Российской Федерации, реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, используя различные источники информации, в том числе и Интернет – ресурсы.

При этом могут быть организованы Интернет – форумы, Онлайн конференции, созданы блоги для обсуждения разнообразных ситуаций с опорой на текст Конституции РФ.

В рамках внешкольной работы рекомендуется мотивация подростков на создание Конституции РФ учебного заведения, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции каждого ребёнка, и его гражданского самоопределения, стремлению к самореализации в России.

Для реализации данной методической разработки требуется высокий уровень профессионализма педагога, его умение замотивировать подростков на необходимость знания Основного закона страны и применения конституционных гарантий в своей практической социально значимой деятельности.

Изучение положений Конституции РФ в образовательном учреждении способствует формированию человека как гражданина, патриота своей Родины.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия «По законам добра», приёмы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции РФ более живым и интересным.

По законам добра

Цели:

- актуализация знаний о конституционных основах РФ;

- воспитание уважения к закону на основе изучения положений Конституции РФ;

- формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим ценностям, основам построения государства;

- развитие интеллекта, конструктивного критического мышления, творческих способностей и командно групповых форм работы.

Предварительная подготовка:

- сбор заявок на участие в мероприятии «По законам добра»; приглашение гостей; разработка сценария данного мероприятия; репетиции домашних заданий; оформление актового (музыкального) зала; выставки по данной тематике; консультации с участниками мероприятия по возникающим проблемам; разработка кроссворда по теме; выполнение домашнего задания по созданию эмблемы, названию команды. Назначение ответственных за предварительную подготовку каждого этапа мероприятия

Техническое оснащение:

- мультимедийный комплекс, ноутбук, фото видео камеры, музыкальный центр;

Участники мероприятия:

- представители органов власти, СМИ, педагоги, обучающиеся и их родители.

Форма проведения: «Клуб юных знатоков».
Место проведения: актовый (музыкальный) зал
Время проведения: 14.30
Ход мероприятия:

(звучит гимн РФ, исполняется первый куплет гимна,

текст высвечивается на экране)

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Ведущая:

Уважаемые участники «Клуба юных знатоков»!

Приглашаю вас в удивительный мир юриспруденции по теме «По законам добра» из цикла «Изучаем Конституцию РФ».

Помогут совершить это увлекательное путешествие гости «Клуба юных знатоков» (назвать с указанием регалий), команды болельщиков и, конечно, участники Клуба - команды: «Право», «Закон», «Юрист», «Эврика».

В каждой команде группа поддержки из числа одноклассников, родителей, педагогов, представителей власти и СМИ.

Предлагаю провести презентацию команд.
Презентация команд (2-3минуты каждой команде).

Команда «Право»:

(эмблема высвечивается на экране)

Будем чтить, чтобы крепла страна,

Конституции главное право.

Ведь не зря она людям дана,

Изучи и найдёшь ты управу.
Команда «Закон»:

(эмблема высвечивается на экране)

Закон для граждан - однозначно,

И каждый должен соблюдать.

Порой не сложные задачи,

За все поступки отвечать.
Команда «Юрист»

(эмблема высвечивается на экране)

Ты законность охраняешь,

Все права ты наши знаешь,

Путь твой светел, ровен, чист,

Ведь недаром ты юрист!
Команда «Эврика»:

(эмблема высвечивается на экране)

Эта книжка небольшая,

Только очень нужная.

Кто обижен, всем помогут

В ней законы дружные.

Ведущий:

Давайте поблагодарим команды за презентацию аплодисментами!

Ведущий:

Каждая команда подготовила Информ – дайджест по содержанию Конституции РФ.

Прошу капитанов команд подготовиться к выступлению.

(до 3 минут)

Команда «Закон»

Знакомит с Конституцией РФ

(на экране слайд «XX лет Конституции РФ» с текстом Преамбулы Конституции РФ).

Капитан команды:

12 декабря 2013 года в нашей стране государственный праздник.

Мы отмечаем важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества – XX лет Конституции РФ.

Основной закон страны закрепляет основы Конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства.

Преамбула содержит краткую характеристику, цели, условия и мотивы принятия Конституции РФ.

Положения Преамбулы важны. Они выступают в качестве ориентиров, помогают лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции РФ.

Уважаемые участники «Клуба юных знатоков»,

текст Преамбулы Конституции РФ представлен на слайде.

Команда «Юрист»

Знакомит с первым разделом Конституции РФ

(на экране перечень глав I-ого раздела Конституции РФ)

Капитан команды:

Раздел первый состоит из 9 глав, в которых закреплены основы Конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, особенности правового положения Президента, порядок формирования и объём полномочий Федерального Собрания, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, компетенция Правительства, особенности судебной власти, местного самоуправления, а так же порядок внесения конституционных поправок и пересмотр настоящей Конституции РФ.

Команда «Эврика»

Знакомит со вторым разделом Конституции РФ

(на экране главы II-ого раздела Конституции РФ)

Капитан команды:

Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения» и имеет 9 частей.

Данный раздел посвящён процедуре её принятия, вступления в законную силу, продолжительности полномочий государственных органов, действующих на момент её принятия.

Команда «Право»

Основные функции, которые выполняет Конституция РФ

(на экране отражены функции Конституции РФ)

Капитан команды:

Юридическая – конституция является важнейшим источником права, нормы которого определяют исходные начала всей правовой системы государства, обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные общественные отношения.

Политическую – нормы конституции определяют правила поведения всех участников политического процесса, которыми они обязаны руководствоваться.

Идеологическую – конституция выступает средством идеологического воздействия, так как её нормы формируют правосознание и правовую культуру граждан.

Ведущий:

Участники команд поработали с первоисточником и подготовили содержательные Информ – дайджесты.

Предоставим слово представителю законодательной власти г. Юрги. (представляет депутата городского совета народных депутатов)

Ведущий:

Таким образом, Конституция РФ - это правовой акт государства, закрепляющий основы его конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также основы местного самоуправления.

Брейн – ринг

Каждая команда задаёт по одному вопросу другой команде.

1.Что такое Конституция?

(Конституция РФ (от латинского – установление, построение) является главным, основным законом любого государства).

2.Когда была принята действующая Конституция РФ?

(12. 12.1993года)

3.Что является высшей ценностью согласно Конституции РФ?

(ст. 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.)

4.Каково значение Конституции для каждого из нас?

(Защищены наши основные права и свободы)

Ведущий:

Молодцы!

Предлагаю командам кроссворд по теме:

«Что я знаю о Конституции РФ?»

(предлагаются кроссворды командам)

В это время ведущий проводит работу с болельщиками «Мозговой штурм»

Ведущий:

Болельщикам команд раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться статьями Конституции РФ.

(время на размышление – 3 минуты)

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право … на личную неприкосновенность.

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом… на получение бесплатного образования.

3 Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…пользоваться учреждениями культуры.

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…иметь имущество в собственности.

Ведущий:

Конституционные права существуют для того, чтобы мы, граждане России были защищены государством, гарантом, в данном случае, выступает Президент РФ.

Команды готовы представить ответы на кроссворды.

Капитаны команд по очереди называют отгаданные слова.

Ведущий:

Я предлагаю ролевую игру» Ожившие строки Конституции РФ».

Каждая команда выполняет определённую роль в создании Конституции РФ. Для этого раздают «язычки» с текстом в каждую группу болельщиков. Работая в командах, ребята определяют наиболее важные правила, которые войдут в Конституцию класса.

Провести ранжирование правил. Выбрать самые важные и популярные пять правил, зафиксировать и предоставить командам для рассмотрения.

«Язычки» для игры:

- дисциплина, толерантность, уважение, исполнительность, аккуратность, вежливость, чистота;

- грубость, неуважение к окружающим, пропуски уроков, оскорбления.

Команде «Закон»

Отводится роль членов Государственной Думы. (Законопроект принимает). Выносится на обсуждение народа. Проводится Референдум.

(защита проекта Конституции класса)

Команда «Право»

Отводится роль членов Совета Федерации. (Законопроект одобряет).

(одобрения проекта Конституции класса)

Команда «Юрист»

Отводится роль Президента (Закон подписывает).

(подписание Конституции класса)

Команда «Эврика»

Отводится роль СМИ (средства массовой информации опубликовывают).

(публикация Конституции класса)

Ведущий:

Конституция класса ожила и вступила в законную силу.

Поблагодарим всех за активную и плодотворную работу.

Рефлексия

Каждой команде предлагается продолжить предложение

«Я буду уважать и соблюдать Конституцию РФ, потому что…….»

Ведущий:

Запомните! Конституция РФ ставит деятельность государственных органов в зависимость от прав и свобод граждан. Конституция РФ является демократической, так как в ней закреплена власть народа. Это договор между народом и властью. Конституция призвана обеспечивать равноправие всех граждан. Высшей ценностью государства является – ЧЕЛОВЕК!

Заключение
Изучение Основного закона государства важно для всех её граждан. Изучая Конституцию РФ подростки узнают о том, почему была принята новая Конституция РФ, кто и как её принимал, какие вопросы она регулирует и почему является Основным законом.

Обращение к этой теме актуально, так как формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим ценностям является одним из основных направлений воспитательно-образовательного процесса.

Выбранная форма проведения мероприятия обеспечивает интерес со стороны обучающихся, даёт возможность проявлению творческих способностей.

Выбранный метод проведения мероприятия развивает креативные способности подростков. Участники мероприятия не являются пассивными зрителями. А активными участниками, что повышает интерес к проводимому мероприятию.

Данное мероприятие успешно апробировано на подростках 12-14 лет.

Таким образом, из выше обозначенного, можно сделать вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий по актуализации знаний о конституционных основах РФ способствуют формированию гражданско – правовой культуры, уважения к Основному закону страны и их успешной социализации в обществе.

Литература



  1. Интернет - ресурсы

  2. Конвенция о правах ребёнка от 1989 г.

  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  4. Фалькович Т.А., Шупина Т.А. По законам добра / М. 2010 г.


Приложения

Приложение №1

ГИМН РФ

Музыка А.Александрова

Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая—

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Приложение №2
Преамбула Конституции РФ
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconНеотъемлемой частью физического развития и становления как личности...
Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconАдаптированные рабочие программы для общеобразовательных учреждений по истории
Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тия и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconРабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка
Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconФормы гражданской активности в рамках краеведческой работы
Одним из важнейших направлений в деятельности библиотеки является краеведение. Собирая материал о нашем крае, мне часто приходилось...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconТема «Конституция как инструмент гражданского мира»
Цель: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения Основного Закона России, создание позитивной учебной...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconРабочая программа Внеурочной деятельности Театральная студия «Фантазеры»...
Театральное искусство одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconПрограмма по Истории и культуре народов Марий Эл (для четырехлетней начальной школы)
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconКонспект развлечения в средней группе
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Изучение Конституции РФ в системе образовательных учреждений является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как iconМедицинская академия последипломного образования методологии профилактической...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск