Пояснительная записка Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.
Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» (2009 г.). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
-формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» является история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.
При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.
Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.
Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.
Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.
Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.
В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».
В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.
Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.
Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).
На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.
В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.
В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.
Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.
Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура народов Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.
Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп. Тематическое планирование
6 класс
№
| Темы
| Всего
| Уроки
| Практические занятия
| 1
| Древнейший период истории Марийского края
| 3
| 2
| 1
| 2
| Происхождение марийского народа
| 3
| 2
| 1
| 3
| Марийцы в IX- XIII вв
| 3
| 2
| 1
| 4
| Марийский край в составе Золотой Орды
| 3
| 2
| 1
| 5
| Марийский край в составе Казанского ханства
| 3
| 2
| 1
| 6
| Присоединение Марийского края к Русскому государству
| 5
| 4
| 1
| 7
| Музыкальная культура
| 3
| 2
| 1
| 8
| Театры республики
| 3
| 2
| 1
| 9
| Архитектура
| 3
| 3
| 1
| 10
| Музеи и выставочные залы
| 3
| 2
| 1
| 14
| Заключительный урок
| 1
| 1
| -
| 15
| Итого:
| 34
| 23
| 11
|
Тема 1. Древнейший период истории Марийского края Природно-климатические факторы освоения территории Среднего Поволжья. Стоянки каменного века в Марийском крае. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Племена волосовской культуры: истоки финно-угорской общности. Начало обработки металла в Марийском крае. Первобытное искусство.
Художественное слово. К.Васин. «Сын племени» (Легенда-гипотеза).
Декоративно-прикладное искусство. Керамика древних племен Марийского края (культовые изделия, бытовая посуда).
Исследовательские навыки. Археологические изыскания на территории республики. Знакомство с трудами ученых-археологов.
Экскурсия в музей. Ознакомление с экспонатами археологических раскопок.
Тема 2. Происхождение марийского народа Городецкие и азелинские племена, их контакты. Прародина марийцев. Предания о взаимоотношениях между предками марийцев и удмуртов. Материальная и духовная культура древнемарийских племен.
Первые письменные источники о «черемисах». Этимология слов «черемис» и «мари».
Республика Марий Эл – на карте. Топонимика местности. Возникновение географических названий на территории Марийского края. Легенды, предания, исследования о топонимике края. Топонимика местной природной зоны.
Художественное слово. С.Вишневский. «Эвраш и Ялче» (Легенда). Н.Осмин. «Керебеляк».
Декоративно-прикладное искусство. Бронзовые шумящие подвески и украшения в костюме древних мари и удмуртов. Беседа.
Исследовательские навыки. Ознакомление с книгами И.С.Галкина «Кто и почему так назвал?», О.П.Воронцовой и И.С.Галкина «Топонимика Республики Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2002 г.), А.Н.Кулина «Марий Элын историйже вер-шєр лўмлаште: Туныктышо ден тунемше-влаклан пособий» (Йошкар-Ола, 2007).
Экскурсия. Знакомство с памятниками природы и культуры. «Я люблю свой край».
Тема 3. Марийцы в IX – XIII вв. Завершение формирования марийского этноса. Территория расселения марийцев. Взаимоотношения марийцев с соседними народами (удмуртами, мерей, муромой, мордвой, булгарами, восточными славянами). Развитие хозяйства: подсечно-огневое земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла, торговля. Переход к соседской общине.
Художественное слово. Легенды и предания: - рус. «Слово о погибели земли русской»; мар. - «Марий кушеч толын» («Откуда пришли марийцы»); «Кушеч Морко марий толын» («Откуда пришли моркинские марийцы»); «Торъял марийын толмыжо» («Откуда пришли торъяльские марийцы»; «Вытлы марывлан толмышты» («Откуда пришли ветлужские марийцы»). Авторские произведения: В.Петухов. «Пїсї пикш, тангыла янгеж» («Острые стрелы, тугая тетива»). Фрагменты текстов из романа.
Декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с национальными украшениями в комплекте одежды. Общие сведения.
Исследовательские навыки. Знакомимся с книгой Г.А.Архипова «Марийцы 12-13 веков: К этнокультурной истории Поветлужья» (Йошкар-Ола, 1986 г.). «Путешествие в старину», подготовка презентации.
Тема 4. Марийский край в составе Золотой Орды Марийский край в период монголо-татарского нашествия. Организация управления. Марийцы и булгары. Усиление контактов марийцев с русским населением. Ветлужское кугузство. Крепость Аламнер и его округа.
Художественное слово. Легенды и предания: мар. - «Йылеш мінгївлім шиміш» («Как перегородили Волгу»); «Тьотянвлін їлїмї вірїштї» («Местожительство предков»); «Салым Ола» («Город Салым»); «Ороды кырык нер халам нілміш» («Как брали город на «Ороды кырык»). Авторские произведения: Н.Ильяков. «Аламнер» (Стихотворение).
Исторические и фольклорные источники в книге Т.Б.Никитиной и А.И.Михеевой «Аламнер: миф и реальность» (Йошкар-Ола, 2006).
Музыка. Интонации тюркского музыкального фольклора и марийская народная музыка. Прослушивание народных напевов марийского, татарского, удмуртского и других народов.
Изообразительное искусство. Развитие фольклорной темы в творчестве художников республики (З.Лаврентьев, И.Михайлин, С.Подмарев, Б.Пушков, Ю.Таныгин и др.).
Тема 5. Марийский край в составе Казанского ханства
Образование Казанского ханства. Социально-экономическое положение горных, луговых и северо-западных марийцев в составе Казанского ханства. «Военная демократия» средневековых марийцев. Участие марийцев в русско-казанских войнах.
Художественное слово. Предания: «Палецкий князьын походшо» («Поход князя Палецкого»), «Хан марий кугыжам туныкта» («Хан учит марийских вождей»).
Тема 6. Присоединение Марийского края к Русскому государству Предпосылки присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Посольство «горных людей» в 1546 г. в Москву. Акпарс. Вхождение горных мари в Московское государство. Падение Казани. Черемисские войны 1552-1557, 1571-1574, 1581-1585 гг. Мамич-Бердей. Болтуш. Первые города в Марийском крае: основание, функции, население. Основание Козьмодемьянска на Волге (1583) и Царевококшайска на Кокшаге (1584). Последствия присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству.
Документы свидетельствуют. Курбский А.М. «История о великом князе Московском».
Художественное слово. Русский источник: «Сказание о Царстве Казанском». Легенды и предания на марийском языке: «Акпатыр» («Акпатыр»); «Акпарс (Гази) да Алдыш Полдыш Москваш кеіт» («Акпарс, Шиикпавай, Казаклар (Гази) и Алдыш Полдыш идут в Москву»); «Кыце Акпарс дон тінгвліжї крепость якте кытым висенїт» («Как Акпарс и его друзья измеряли расстояние до крепости»); «Акпарс дон Яланда» («Акпарс и Яландай»); «Кузе Йыланда Иван Грозныйын кид йымалан йомеш» («Как Йыланда погибает от рук Ивана Грозного»); «Марий кугыжа Йыланда Иван Грозный дене ушна» («Марийский князь Йыланда воссоединяется с Иваном Грозным»; «Кузе Эрєзей шке калыкше верч колен» («Как Эрзей погиб за свой народ»); «Кузе Акпатыр руш кугыжалан полшен» («Как Акпатыр помогал русскому князю»); «Болтуш Иван Грозныйлан полша» («Болтуш помогает Ивану Грозному»); «Марий-влакын руш кугыжанышыш ушнымышт» («Воссоединение марийцев к русскому государству»); «Болтуш князь да Акпарс» («Князь Болтуш и Акпарс»); «Акпарс гишін преданий» («Сказание об Акпарсе»); «Марий патыр да Иван Грозный» («Марийский богатырь и Иван Грозный»).
Авторские произведения: мар. – К. Васин. «Единение» («С вами, русичи!»). Повесть; Г.Гордеев. Пьесы. Трилогия «Єртємє он», «Болтуш», «Мый ом суко садак» («Не преклонюсь»). Фрагменты текстов из произведений; М. Казаков. «Марш Акпарса» (Поэма в стихах); А.Крупняков. Трилогия «Гусляры», состоящяя из романов: «Москва матушка», «Вольные города», «Марш Акпарса». Отрывки из произведений; В.Петухов. «Курныжвла да кучкыжвла» («Соколы и коршуны»). Исторический роман (Отрывки); Л.Яндаков. «Мамич Бердей». Роман (Отрывки); К.Турхан (чув.). «Свияга впадает в Волгу» (Отрывки из романа);
Музыка. Автор Н. Легенда об Акпарсовых напевах. Прослушивание «Марша Акпарса».
Изобразительное искусство. Историческая тема в творчестве живописцев республики. Ведущие художники, работающие в этом жанре.
Презентация книги. «Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край» /Ред.- сост. Лайд Шемйэр (В.Н.Козлов). - Йошкар-Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, 2003.- 440 с. Тема 7. Музыкальная культура
Марийские народные танцы (плясовые, свадебные).
Марийский государственный ансамбль танца «Марий Эл». История возникновения, основная характеристика репертуара, «география» гастрольных поездок по стране и за рубежом. Просмотр видеофильмов с сюжетами танцев ансамбля.
Ведущие солисты ансамбля танца «Марий Эл».
Изобразительное искусство: Б.Пушков. «Волынщик». Х.,м.; З.Лаврентьев. «Праздник в марийской деревне». Х., м.; Н.Фешин. «Черемисская свадьба». Х., м. Тема 8. Театры республики
Музыкальный театр оперы и балета им. Э.Сапаева.
Репертуар театра, ведущие солисты и артисты.
Строительство нового здания театра в г. Йошкар-Оле.
Экскурсия (очная, заочная). Знакомимся с планом здания, внешним убранством и внутренними интерьерами Музыкального театра оперы и балета им. Э.Сапаева.
Тема 9. Архитектура
Памятники гражданской каменной архитектуры 18-19 вв. (г. Козьмодемьянск, г. Царевококшайск).
Деревянные и каменные церкви. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, серединная часть, альтарь. История моей церкви.
Церковь села Актаюж – уникальный памятник деревянного зодчества. Дом купца Пчелина в г. Йошкар-Оле – церковь Пресвятой Богородицы «Троеручица», история ее создания
Мечеть. Внешнее и внутреннее строение мечети. Элементы убранства. Мечеть в г. Йошкар-Оле исторический памятник культуры и культовое сооружение мусульман.
Замок Шереметева (пос. Юрино, Юринский район). Особенности ландшафта и планировки, декора. Исторические события, связанные с данным архитектурным памятником. Тема 10. Музеи и выставочные залы
Национальный музей имени Т.Евсеева в г. Йошкар-Оле, районные краеведческие музеи, дома-музеи, музеи боевой славы и ветеранов труда, школьные музеи и др.
Музей истории г. Йошкар-Ола (г. Йошкар-Ола) – достопримечательность столицы республики, памятник архитектуры 19 века.
Республиканский музей изобразительных искусств (г. Йошкар-Ола).
Национальная художественная галерея в г. Йошкар-Оле и часы на фасаде здания – выдающийся результат современных достижений в архитектуре республики.
Музей декоративно-прикладного искусства (г. Йошкар-Ола) - филиал Национального музея имени Т.Евсеева. Т е м а 11. Моя семья. Родство
Родственники моей семьи.
Знание родословной терминологии.
Верность (преданность) — основа семьи и благополучия рода.
Практические навыки. Составление фотоархива своего рода. Тема 12. Праздники
26 апреля — День национального героя (Марий талешке кече).
15 мая — Международный день семьи.
10 ноября — День милиции.
10 декабря — День марийской письменности (Марий тиште кече). Тема 13. Итоговый урок
Подготовка проекта по изученным темам (на выбор). Его презентация и защита.
|