Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения





Скачать 194.93 Kb.
НазваниеФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения
Дата публикации18.03.2015
Размер194.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка



Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» (2009 г.). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

-формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» является история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».

В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура народов Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.
Тематическое планирование

6 класс




Темы

Всего

Уроки

Практические занятия

1

Древнейший период истории Марийского края

3

2

1

2

Происхождение марийского народа

3

2

1

3

Марийцы в IX- XIII вв

3

2

1

4

Марийский край в составе Золотой Орды

3

2

1

5

Марийский край в составе Казанского ханства

3

2

1

6

Присоединение Марийского края к Русскому государству

5

4

1

7

Музыкальная культура

3

2

1

8

Театры республики

3

2

1

9

Архитектура

3

3

1

10

Музеи и выставочные залы

3

2

1

14

Заключительный урок

1

1

-

15

Итого:

34

23

11



Тема 1. Древнейший период истории Марийского края


Природно-климатические факторы освоения территории Среднего Поволжья. Стоянки каменного века в Марийском крае. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Племена волосовской культуры: истоки финно-угорской общности. Начало обработки металла в Марийском крае. Первобытное искусство.

Художественное слово. К.Васин. «Сын племени» (Легенда-гипотеза).

Декоративно-прикладное искусство. Керамика древних племен Марийского края (культовые изделия, бытовая посуда).

Исследовательские навыки. Археологические изыскания на территории республики. Знакомство с трудами ученых-археологов.

Экскурсия в музей. Ознакомление с экспонатами археологических раскопок.

Тема 2. Происхождение марийского народа


Городецкие и азелинские племена, их контакты. Прародина марийцев. Предания о взаимоотношениях между предками марийцев и удмуртов. Материальная и духовная культура древнемарийских племен.

Первые письменные источники о «черемисах». Этимология слов «черемис» и «мари».

Республика Марий Эл – на карте. Топонимика местности. Возникновение географических названий на территории Марийского края. Легенды, предания, исследования о топонимике края. Топонимика местной природной зоны.

Художественное слово. С.Вишневский. «Эвраш и Ялче» (Легенда). Н.Осмин. «Керебеляк».

Декоративно-прикладное искусство. Бронзовые шумящие подвески и украшения в костюме древних мари и удмуртов. Беседа.

Исследовательские навыки. Ознакомление с книгами И.С.Галкина «Кто и почему так назвал?», О.П.Воронцовой и И.С.Галкина «Топонимика Республики Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2002 г.), А.Н.Кулина «Марий Элын историйже вер-шєр лўмлаште: Туныктышо ден тунемше-влаклан пособий» (Йошкар-Ола, 2007).

Экскурсия. Знакомство с памятниками природы и культуры. «Я люблю свой край».



Тема 3. Марийцы в IX – XIII вв.


Завершение формирования марийского этноса. Территория расселения марийцев. Взаимоотношения марийцев с соседними народами (удмуртами, мерей, муромой, мордвой, булгарами, восточными славянами). Развитие хозяйства: подсечно-огневое земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла, торговля. Переход к соседской общине.

Художественное слово. Легенды и предания: - рус. «Слово о погибели земли русской»; мар. - «Марий кушеч толын» («Откуда пришли марийцы»); «Кушеч Морко марий толын» («Откуда пришли моркинские марийцы»); «Торъял марийын толмыжо» («Откуда пришли торъяльские марийцы»; «Вытлы марывлан толмышты» («Откуда пришли ветлужские марийцы»). Авторские произведения: В.Петухов. «Пїсї пикш, тангыла янгеж» («Острые стрелы, тугая тетива»). Фрагменты текстов из романа.

Декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с национальными украшениями в комплекте одежды. Общие сведения.

Исследовательские навыки. Знакомимся с книгой Г.А.Архипова «Марийцы 12-13 веков: К этнокультурной истории Поветлужья» (Йошкар-Ола, 1986 г.). «Путешествие в старину», подготовка презентации.

Тема 4. Марийский край в составе Золотой Орды


Марийский край в период монголо-татарского нашествия. Организация управления. Марийцы и булгары. Усиление контактов марийцев с русским населением. Ветлужское кугузство. Крепость Аламнер и его округа.

Художественное слово. Легенды и предания: мар. - «Йылеш мінгївлім шиміш» («Как перегородили Волгу»); «Тьотянвлін їлїмї вірїштї» («Местожительство предков»); «Салым Ола» («Город Салым»); «Ороды кырык нер халам нілміш» («Как брали город на «Ороды кырык»). Авторские произведения: Н.Ильяков. «Аламнер» (Стихотворение).

Исторические и фольклорные источники в книге Т.Б.Никитиной и А.И.Михеевой «Аламнер: миф и реальность» (Йошкар-Ола, 2006).

Музыка. Интонации тюркского музыкального фольклора и марийская народная музыка. Прослушивание народных напевов марийского, татарского, удмуртского и других народов.

Изообразительное искусство. Развитие фольклорной темы в творчестве художников республики (З.Лаврентьев, И.Михайлин, С.Подмарев, Б.Пушков, Ю.Таныгин и др.).

Тема 5. Марийский край в составе Казанского ханства

Образование Казанского ханства. Социально-экономическое положение горных, луговых и северо-западных марийцев в составе Казанского ханства. «Военная демократия» средневековых марийцев. Участие марийцев в русско-казанских войнах.

Художественное слово. Предания: «Палецкий князьын походшо» («Поход князя Палецкого»), «Хан марий кугыжам туныкта» («Хан учит марийских вождей»).



Тема 6. Присоединение Марийского края к Русскому государству


Предпосылки присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Посольство «горных людей» в 1546 г. в Москву. Акпарс. Вхождение горных мари в Московское государство. Падение Казани. Черемисские войны 1552-1557, 1571-1574, 1581-1585 гг. Мамич-Бердей. Болтуш. Первые города в Марийском крае: основание, функции, население. Основание Козьмодемьянска на Волге (1583) и Царевококшайска на Кокшаге (1584). Последствия присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству.

Документы свидетельствуют. Курбский А.М. «История о великом князе Московском».

Художественное слово. Русский источник: «Сказание о Царстве Казанском». Легенды и предания на марийском языке: «Акпатыр» («Акпатыр»); «Акпарс (Гази) да Алдыш Полдыш Москваш кеіт» («Акпарс, Шиикпавай, Казаклар (Гази) и Алдыш Полдыш идут в Москву»); «Кыце Акпарс дон тінгвліжї крепость якте кытым висенїт» («Как Акпарс и его друзья измеряли расстояние до крепости»); «Акпарс дон Яланда» («Акпарс и Яландай»); «Кузе Йыланда Иван Грозныйын кид йымалан йомеш» («Как Йыланда погибает от рук Ивана Грозного»); «Марий кугыжа Йыланда Иван Грозный дене ушна» («Марийский князь Йыланда воссоединяется с Иваном Грозным»; «Кузе Эрєзей шке калыкше верч колен» («Как Эрзей погиб за свой народ»); «Кузе Акпатыр руш кугыжалан полшен» («Как Акпатыр помогал русскому князю»); «Болтуш Иван Грозныйлан полша» («Болтуш помогает Ивану Грозному»); «Марий-влакын руш кугыжанышыш ушнымышт» («Воссоединение марийцев к русскому государству»); «Болтуш князь да Акпарс» («Князь Болтуш и Акпарс»); «Акпарс гишін преданий» («Сказание об Акпарсе»); «Марий патыр да Иван Грозный» («Марийский богатырь и Иван Грозный»).

Авторские произведения: мар. – К. Васин. «Единение» («С вами, русичи!»). Повесть; Г.Гордеев. Пьесы. Трилогия «Єртємє он», «Болтуш», «Мый ом суко садак» («Не преклонюсь»). Фрагменты текстов из произведений; М. Казаков. «Марш Акпарса» (Поэма в стихах); А.Крупняков. Трилогия «Гусляры», состоящяя из романов: «Москва матушка», «Вольные города», «Марш Акпарса». Отрывки из произведений; В.Петухов. «Курныжвла да кучкыжвла» («Соколы и коршуны»). Исторический роман (Отрывки); Л.Яндаков. «Мамич Бердей». Роман (Отрывки); К.Турхан (чув.). «Свияга впадает в Волгу» (Отрывки из романа);

Музыка. Автор Н. Легенда об Акпарсовых напевах. Прослушивание «Марша Акпарса».

Изобразительное искусство. Историческая тема в творчестве живописцев республики. Ведущие художники, работающие в этом жанре.

Презентация книги. «Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край» /Ред.- сост. Лайд Шемйэр (В.Н.Козлов). - Йошкар-Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, 2003.- 440 с.
Тема 7. Музыкальная культура

Марийские народные танцы (плясовые, свадебные).

Марийский государственный ансамбль танца «Марий Эл». История возникновения, основная характеристика репертуара, «география» гастрольных поездок по стране и за рубежом. Просмотр видеофильмов с сюжетами танцев ансамбля.

Ведущие солисты ансамбля танца «Марий Эл».

Изобразительное искусство: Б.Пушков. «Волынщик». Х.,м.; З.Лаврентьев. «Праздник в марийской деревне». Х., м.; Н.Фешин. «Черемисская свадьба». Х., м.
Тема 8. Театры республики

Музыкальный театр оперы и балета им. Э.Сапаева.

Репертуар театра, ведущие солисты и артисты.

Строительство нового здания театра в г. Йошкар-Оле.

Экскурсия (очная, заочная). Знакомимся с планом здания, внешним убранством и внутренними интерьерами Музыкального театра оперы и балета им. Э.Сапаева.



Тема 9. Архитектура

Памятники гражданской каменной архитектуры 18-19 вв. (г. Козьмодемьянск, г. Царевококшайск).

Деревянные и каменные церкви. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, серединная часть, альтарь. История моей церкви.

Церковь села Актаюж – уникальный памятник деревянного зодчества. Дом купца Пчелина в г. Йошкар-Оле – церковь Пресвятой Богородицы «Троеручица», история ее создания

Мечеть. Внешнее и внутреннее строение мечети. Элементы убранства. Мечеть в г. Йошкар-Оле исторический памятник культуры и культовое сооружение мусульман.

Замок Шереметева (пос. Юрино, Юринский район). Особенности ландшафта и планировки, декора. Исторические события, связанные с данным архитектурным памятником.
Тема 10. Музеи и выставочные залы

Национальный музей имени Т.Евсеева в г. Йошкар-Оле, районные краеведческие музеи, дома-музеи, музеи боевой славы и ветеранов труда, школьные музеи и др.

Музей истории г. Йошкар-Ола (г. Йошкар-Ола) – достопримечательность столицы республики, памятник архитектуры 19 века.

Республиканский музей изобразительных искусств (г. Йошкар-Ола).

Национальная художественная галерея в г. Йошкар-Оле и часы на фасаде здания – выдающийся результат современных достижений в архитектуре республики.

Музей декоративно-прикладного искусства (г. Йошкар-Ола) - филиал Национального музея имени Т.Евсеева.
Т е м а 11. Моя семья. Родство

Родственники моей семьи.

Знание родословной терминологии.

Верность (преданность) — основа семьи и благополучия рода.

Практические навыки. Составление фотоархива своего рода.
Тема 12. Праздники

26 апреля — День национального героя (Марий талешке кече).

15 мая — Международный день семьи.

10 ноября — День милиции.

10 декабря — День марийской письменности (Марий тиште кече).
Тема 13. Итоговый урок

Подготовка проекта по изученным темам (на выбор). Его презентация и защита.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconТема: «Русское общество в XI веке»
В ходе работы над заданиями вы сможете познакомиться с экономическими и социальными особенностями Киевской Руси, а также с различными...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В отличие от учебника, пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы....
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon«Музыкальная живопись»
«Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие умения учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения, формирование нравственных...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еме (схема из 3 звуков). Развитие умения синтезировать слова с заданным слогом (3-4 звука). Формирование умения придумывать слова...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок: Тема: Цели
Западной Сибири; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок №28 Тема: Сочинение описание «Мое домашнее животное»
Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать). Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПояснительная записка «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее...
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ects
Одна из задач курса — развить социологическую рефлексию, в том числе опираясь на различие между этими двумя точками зрения
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПлан урока истории в 5 классе
Формирование познавательной деятельности, умения анализировать и обобщать в процессе изучения греко-персидских войн


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск