Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения





Скачать 206.38 Kb.
НазваниеФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения
Дата публикации28.10.2014
Размер206.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» (2009 г.). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

-формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» является история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».

В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура народов Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.


тематическое планирование

Основная школа

5 класс




пп

Темы

Всего

Уроки

Практические занятия

1

Республика Марий Эл в составе России

2

2

-

2

Этнокультурное содружество

2

1

1

3

Религии и конфессии

5

4

1

4

Время жить в Республике Марий Эл

3

2

1

5

Из истории архитектуры

3

2

1

6

Устное народное творчество и народные игры

2

1

1

7

Музыкальная культура

2

1

1

8

Народное искусство

2

2

-

9

Из истории изобразительного искусства

3

2

1

10

Из истории театра

3

2

1

11

Книга хранит знания опыт людей

2

1

1

12

Семья, родство

2

1

1

13

Праздники

2

1

1

14

Заключительный урок

1

1

-

15

Итого:

34

23

11


Тема 1. Республика Марий Эл – в составе России

Страна, в которой мы живем, - Россия. Россия – общий дом для народов страны.

Понятия «этнос» («народ»), «национальность», «государство». Государственная символика: герб, флаг, гимн. Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл – знаки, достойные любви и уважения.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Россияне – все граждане Российской Федерации. Президент – глава Государства Российского. Глава Республики Марий Эл – президент. Руководители городских, районных, сельских администраций Республики Марий Эл. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Собрания Марий Эл, городских и районных Собраний – избранники народа.

Музыка. Гимны: Гимн Российской Федерации. Муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова; Гимн Республики Марий Эл. Муз. Ю.Евдокимова, сл. Д.Исламова. «Йошкар-Ола». Муз. А.Эшпая, сл. Н.Дербенева.

Изобразительное искусство. Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Рисунок. Геральдика» (Йошкар-Ола, 2007).

Фотоальбомы: «Марий Эл», «Родниковый край».

Исследовательская работа по краеведению. Из истории родного города (села, поселка, деревни). Сбор материала.

Творческий урок. Учим слова гимна, рисуем флаг Республики Марий Эл, встречаемся с депутатом своего округа.

Тема 2. Моя семья, родство

Семейный архив (Мои родственники). Семейный фотоальбом.

Судьба моей семьи - в судьбе страны, народа, края. История моей семьи. Семейные традиции и праздники.

Родословное древо по отцу и по матери.

Художественное слово. М.Майн «Мать» (Стихотворение). Рассказы: К.Ушинский «Наша семья», «Чти отца и матерь свою».
Тема3. Этнокультурное содружество Республики Марий Эл

В Республике Марий Эл дружно живут разные народы. Краткие сведения о быте и традициях.

Тема дружбы народов в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве.

Творческий урок. «Мы такие разные и так похожи» (Авторское сочинение).
Тема 4. Основы религиозной культуры

Православная вера в Марийском крае. Первая церковь на Марийской земле. Первоначальные представления о православной культуре. Православный Святой новомученик Леонид, первый епископ земли марийской. Святые марийские новомученики. Православные церкви, монастыри, часовни. Двунадесятые православные праздники. Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской православной церкви. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица.

Православный этикет. Территория распространения православной веры.

Первичное представление о марийской традиционной религии как духовной культуре народа мари. Ото, кўсото, онае‰, карт. Священные молельные рощи, родники. Традиционные марийские религиозные праздники: «Шорык йол» (Рождество), «™арня» (Масленица), «Кугече».

Правила поведения в молельных рощах. Территория распространения язычества.

История возникновения мусульманства в Марийском крае. Первичные представления о мусульманской культуре. Первая мечеть в Марийском крае. Мечети. Мусульманские праздники. Мусульманские праздники: «Навруз», «Святая пятница» и др.

Этикет у мусульман. Территория распространения ислама.

Традиции и встречи религиозных праздников у разных религиозных конфессий.

Художественное слово: Б.Пастернак (рус.). «Рождественская звезда» (Стихотворение). В.Петухов. «Акрам» (Отрывок из романа о масленице). В.Юксерн. «Чарла» (Отрывок из романа-хроники о масленице). И.Шмелев (рус.). «Лето господне» (Отрывки из романа).

Музыка: Марийские народные песни, связанные с народными праздниками. «Шорык йол», «Уарня». Православные песнопения.

Изобразительное искусство. В.Н.Ковальчук. Памятник Святому Леониду».

Исследовательские навыки. Готовим презентацию «История моей церкви, ото, мечети»


Тема 5. Моя республика сегодня

Цвети, мой край родной. Новые дома, дворцы, площади, скверы, бульвары, фонтаны. Я люблю свой край родной, берегу и защищаю его.

Градостроительство. Архитектура. Строительство многоквартирных домов и других жизненно важных объектов в Марий Эл. Коттеджи – реалии современности.

Спортивные сооружения: стадионы, Ледовые дворцы, Дворец водных видов спорта – основа здорового духа. Массовые спортивные праздники родного края.

Лыжная база в деревне Корты - любимое место спортивного отдыха горожан и гостей нашей столицы.

Туризм в Республике Марий Эл. Туристические базы отдыха на берегах озер и рек республики.

Исследовательские навыки. Собираем материалы периодической печати о «новой» Йошкар-Оле.

Творческий репортаж. «Земля марийская – мой дом».
Тема 6. Из истории архитектуры

Исторические предпосылки возникновения архитектурно-планировочных традиций на территории Марийского края (выбор места в природной среде, приемы размещения, группировка селений и планировочные приемы жилища). Типы поселений у разных народов. Общие сведения. Декор жилища, виды архитектурной резьбы по дереву (скульптурная, глухая, рельефная, пропильная и др.). Взаимопомощь при строительстве. «Вимі» («Напомочь») – образец взаимовыручки и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев. Традиции новоселья.

Типы планировок крестьянской усадьбы в прошлом. Хозяйственные постройки марийцев, татар и чувашей, их назначение.

Деревянное зодчество марийцев. Основные памятники деревянного зодчества (жилища и культовые постройки). Церковь в селе Актаюжи (Килемарский район, Марий Эл). Бывшие купеческие дома в г. Козьмодемьянске. Мастера и плотники, резчики по дереву г. Козьмодемьянска (Матвей Коснов, Иван Фомин и др.).

Художественное слово. К.Ушинский (рус.). «Как строят дом» (Рассказ).

Творческий урок. Знакомимся с книгой С.В.Старикова и О.Г.Левенштейна «Православные храмы и монастыри Марийского края» (Йошкар-Ола, 2001 г.).

Тема 7. Из истории театра

Марийская народная драма (народные обряды и календарные игры) – основа возникновения национального профессионального театрального искусства.

Национальный театр драмы им. Шкетана сегодня. Знакомство с архитектурой здания, интерьером постановочных и зрительских помещений. Репертуар театра. Ведущие артисты.

Беседа о культуре поведения в театре.

Мини-конкурс. «Знаток слов» (Театральная терминология).
Тема 8. Из истории изобразительного искусства

Казанские русские художники – первые профессиональные живописцы в Марийском крае. Г.Медведев, П.Тимофеев, Н.Фешин. Бытовая тематика в их творчестве. Воскресная рисовальная школа в с. Еласы (ныне в Горномарийском районе). Русский художник П.Радимов.

А.В.Григорьев – один из первых профессиональных художников-мари, организатор художественного образования в Марийском крае, создатель краеведческого музея в городе Козьмодемьянске, председатель Ассоциации художников революционной России - АХРР (ныне Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»).

Творчество А.В.Григорьева. Рисунки карандашом: портреты известных общественных деятелей города Козьмодемьянска, российских художников. «Портрет отца». Живописные пейзажи и натюрморты.

Экскурсия (очная, заочная). «Картинная галерея в городе Козмодемьянске»
Тема 9. Устное народное творчество и народные игры

Понятия «миф», «легенда», «сказка-быль» («былина»), «предание», «притча». Народные представления о героизме, патриотизме в произведениях устного народного творчества. Образ богатыря в устном народном творчестве: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич – в русских былинах; Онар, Чоткар, Чумбылат-патыр - в марийских легендах; батыры – в удмуртском народном творчестве; Алпамыш, Курнын улы – в татарском фольклоре. Марийские национальные герои Акпарс, Акпатыр, Болтуш, Мамич Бердей. Предание об Акпарсе и его образ в литературе, живописи, музыке народов мари и чувашей.

Художественное слово. Былины: рус. - Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин в Киеве. Стихи: Казаков М. «Марш Акпарса»; Макс Майн. «Сказание об Акпарсе»; С.Чавайн. «Акпатыр». «Последний Онар»; А.Юзыкайн. «Там, где солнце всходит и заходит». Рассказы: К.Васин. «Песня патыров». Н.Телешев. «Живой камень» (Легенда о Чумбылате); В.Юксерн. «Онар».

Музыка. Прослушивание «Марша Акпарса» (Мелодия народная) в исполнении ансамбля гусляров. А.Луппов. Хореографическая сюита «Сыны Акпарса».

Изобразительное искусство: И.Билибин (рус.). «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Иллюстрации; В.Васнецов (рус.). «Три богатыря». Х., м. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем». Х., м.; З.Лаврентьев. «Чодыра марий» («Лесовичок»). Х., м.; И.Михайлин. «Акпарс и Эрвий». Х., м. «Чоткар-патыр». Х., м.; С.Подмарев. «Онар». Х., м.; Ю.Таныгин. «На женитьбу». Х., м.

Исследовательские навыки. Собираем легенды, предания о родной стороне.

Тема 10. Народное искусство

Беседы о вышивке: традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам – горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма).

Народное декоративно-прикладное искусство финно-угорских народов. Особенности вышивки венгров и марийцев, различия и сходство в технике исполнения, в оформлении национального костюма.

Ознакомление с альбомами Т.А.Крюковой «Марийская вышивка» (Л., 1956 г.) и И.Степановой «Маритўр» (Йошкар-Ола, 2005 г.), с монографиями Г.И.Соловьевой «Орнамент марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 1982 г.), «Терминология марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 2002 г.).

Исследовательские навыки. Собираем экспозиционный материал для урока по краеведению. «Читаем» узоры марийской вышивки, сравниваем старинные образцы вышивки в одежде других народов республики (русских, татар, удмуртов, украинцев, чувашей).
Тема 11. Музыкальная культура

Легенды – основа сюжетов балетов композиторов республики. А.Луппов. «Чодыра сем» («Лесная легенда»). А.Яшмолкин. Балет-легенда «Илыше кў» («Живой камень»).


Тема 12. Знание- наше богатство

Марийская биографическая энциклопедия – хранительница имен славных сынов и дочерей Марийского края.

Национальная библиотека имени С.Г.Чавайна – главное хранилище книг в республике.

Детские городская и юношеская библиотеки в Йошкар-Оле.

Районные и сельские библиотеки.
Тема. 13. Праздники

Классификация праздников. Профессиональные, национальные, религиозные, сезонные (народные календарные).

9 мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Их имена носят улицы столицы Республики Марий Эл (Герои Советского Союза В.С.Архипов, К.П.Кутрухин, М.В.Лебедев, С.Р.Суворов, Х.Х.Хасанов и др.).

Обычаи и традиции встречи религиозных праздников у каждого народа. Рецепты национальных блюд к празднику.

Художественное слово. Стихи и рассказы марийских писателей о Великой Отечественной войне.

Музыка. Марийские народные песни, связанные с народными праздниками: «Шорыкйол» (Рождество), «уарня» (Масленица).

Изобразительное искусство. Монументы и обелиски героям войны. Картина И.Ефимова «Провожают на фронт». Х.м,

Творческий урок. Литературно-музыкальная композиция. «Мужеству учимся у отцов и дедов».

14. Заключительный урок

Как много мы узнали о нашей малой Родине.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconТема: «Русское общество в XI веке»
В ходе работы над заданиями вы сможете познакомиться с экономическими и социальными особенностями Киевской Руси, а также с различными...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В отличие от учебника, пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы....
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon«Музыкальная живопись»
«Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие умения учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения, формирование нравственных...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еме (схема из 3 звуков). Развитие умения синтезировать слова с заданным слогом (3-4 звука). Формирование умения придумывать слова...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок: Тема: Цели
Западной Сибири; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок №28 Тема: Сочинение описание «Мое домашнее животное»
Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать). Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПояснительная записка «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее...
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ects
Одна из задач курса — развить социологическую рефлексию, в том числе опираясь на различие между этими двумя точками зрения
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПлан урока истории в 5 классе
Формирование познавательной деятельности, умения анализировать и обобщать в процессе изучения греко-персидских войн


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск