ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление/специальность: 031001 «Правоохранительная деятельность»
Профиль/специализация: 031001.65 «Административная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Москва 2013 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специалитета, реализуемая вузом по специальности 031001 «Правоохранительная деятельность» и специализации 031001.65 «Административная деятельность».
1.2. Нормативные документы для разработки основной образовательной программы
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 031001 «Правоохранительная деятельность» специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2011 г. № 20;
Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».
1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
1.3.1. Социальная роль, цели и задачи ООП ВПО
Социальная роль ООП выражается в подготовке специалистов, способных самостоятельно и в составе коллектива решать задачи по разработке и реализации правовых норм в борьбе с преступностью и в целом в правоохранительной деятельности, обеспечения законности и правопорядка.
Цель ООП заключается в достижении студентами высокого уровня знаний в юридической сфере, касающейся правоохранительной деятельности в рамках борьбы с правонарушениями и борьбы с преступностью, умении применять их на практике в решении задач оперативно-розыскной, оперативно-учетной и регистрационной деятельности, правильного документирования действий лиц, связанными с криминальными событиями.
Задачи ООП связаны с развитием у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
1.3.2. Срок освоения ООП ВПО:
5 лет
1.3.3. Трудоемкость ООП ВПО:
300 зачетных единиц
1.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности специалистов включает: разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, юридическое образование и правовое воспитание.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Специалист по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
правотворческой;
правоприменительной;
экспертно-консультационной;
оперативно-служебной;
организационно-управленческой;
научно-исследовательской;
педагогической;
оперативно-розыскная деятельность;
профилактическая деятельность по административным правонарушениям;
работа в органах дознания;
деятельность в подразделениях по работе с несовершеннолетними.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Специалист по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области правотворческой деятельности:
подготовка нормативных актов;
участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности;
в области правоприменительной деятельности:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в области экспертно-консультационной деятельности:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных актов;
в области оперативно-служебной деятельности:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
защита жизни и здоровья граждан, охрана общественного порядка;
профилактика, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений;
производство дознания по уголовным делам;
производство по делам об административных правонарушениях;
обеспечение реализации актов применения права;
обеспечение исполнения наказания;
организация и осуществление розыска лиц;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;
сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности;
в области организационно-управленческой деятельности:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
в области научно-исследовательской деятельности:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в области педагогической деятельности:
преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
осуществление правового информирования и воспитания. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО
Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Компетенции выпускника
-
Коды компетенций
| Содержание компетенций
| ОК
| ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:
| ОК–1
| способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма;
| ОК–2
| способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
| ОК-3
| способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;
| ОК-4
| способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;
| ОК-5
| способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
| ОК-6
| способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры;
| ОК-7
| способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;
| ОК-8
| способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния;
| ОК-9
| способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения;
| ОК-10
| способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
| ОК-11
| способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
| ОК-12
| способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни;
| ОК-13
| способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;
| ОК-14
| способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии;
| ОК-15
| способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков;
| ОК-16
| способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
| ПК
| ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
|
| ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
| в области правотворческой деятельности:
| ПК–1
| способностью разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности;
|
| в области правоприменительной деятельности:
| ПК-2
| способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
| ПК-3
| способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;
| ПК-4
| способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
| ПК-5
| способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
| ПК-6
| способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
| ПК-7
| способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы;
|
| в области экспертно-консультационной деятельности:
| ПК-8
| способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
| ПК-9
| способностью осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
|
| в области оперативно-служебной деятельности:
| ПК-10
| способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка;
| ПК-11
| способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
| ПК-12
| способностью выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения;
| ПК-13
| способностью раскрывать преступления;
| ПК-14
| способностью осуществлять производство дознания по уголовным делам;
| ПК-15
| способностью организовывать и осуществлять розыск лиц;
| ПК-16
| способностью обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
| ПК-17
| способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств;
| ПК-18
| способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
| ПК-19
| способностью осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
| ПК-20
| способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений;
| ПК-21
| способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности;
| ПК-22
| способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа (для службы в котором осуществляется подготовка специалиста);
| ПК-23
| способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства;
| ПК-24
| способностью эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов;
| ПК-25
| способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы;
| ПК-26
| способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;
| ПК-27
| способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности;
| ПК-28
| способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач;
|
| в области организационно-управленческой деятельности:
| ПК-29
| способностью принимать оптимальные управленческие решения;
| ПК-30
| способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов;
| ПК-31
| способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе;
| ПК-32
| способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации;
|
| в области научно-исследовательской деятельности:
| ПК-33
| способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
| ПК-34
| способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;
| ПК-35
| способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований;
|
| в области педагогической деятельности:
| ПК-36
| способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
| ПК-37
| способностью осуществлять правовое информирование и воспитание.
| Выпускник, завершивший обучение по специализации 031001.65 «Административная деятельность» в рамках специальности 031001 «Правоохранительная деятельность» с квалификацией (степенью) специалист, должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями:
-
Коды компетенций
| Содержание компетенций
| ПСК
| профессионально-специализированные компетенции
| ПСК - 1.1
| способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебной этики
| ПСК - 1.2
| знать – законодательство РФ, уметь - исполнять должностные инструкции, владеть – навыками исполнения должностных обязанностей
|
|