Скачать 248.54 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ _______________________________ Заместитель директора по «____» ________________ учебной работе Протокол № ___________ Л.Е.Забейда Заведующая кафедрой «_____» _________ 20 _________ _____________ подпись ФИО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Основы материаловедения» основной профессиональной образовательной программы по специальности (ей) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Квалификация: 2-4 разряд Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 2 года 5 мес. с получением среднего (полного) общего образования Составитель: Гращенков Игорь Петрович, мастер п/о ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Опочка 2013 год Учебно-методический комплекс по УД «Основы материаловедения» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины/ПМ, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по профессии 150709.02Сварщик(электросварочные и газосварочные работы), утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «00» месяц 2009 г. № 000. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы материаловедения» адресован студентам очной формы обучения. УД включает теоретический блок, перечень лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по аттестации. СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы материаловедения» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к итоговому контролю по дисциплине. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УД перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии. После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Основы материаловедения» и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу. В процессе изучения дисциплины «Основы материаловедения» предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая письменные работы. Содержание рубежного контроля разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. . В результате освоения дисциплины Вы должны уметь: - выполнять механические испытания образцов материалов; - использовать физико-химические методы исследования металлов; - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины Вы должны знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; - основные сведения о металлах и сплавах; - основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций. В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.
Таблица 1
Желаем Вам удачи!
Раздел 1 Металлы и сплавы Тема 1.1 Строение и свойства металлов и сплавов Введение. Предмет материаловедения. Роль материалов в современной технике. Понятие о металлах и сплавах. Физические свойства металлов: блеск, пластичность, теплопроводность, электропроводность. Классификация металлов. Металлы чёрные и цветные, лёгкие, тяжёлые, тугоплавкие, благородные, рассеянные, редкоземельные, радиоактивные. Чистые металлы. Компоненты сплавов. Способы получения: сплавление, спекание. Фаза, структура. Строение металлов. Типы кристаллических решёток: кубическая, объемно центрическая, гране центрическая, гексагональная. Полиморфизм, анизотропия. Несовершенства кристаллической структуры: точечные, линейные, поверхностные. Кристаллизация. Строение слитка. Твёрдые растворы внедрения и твёрдые растворы замещения. Методы упрочнения металлов и сплавов: перекристаллизация, дисперсионное твердение, наклёп и рекристаллизация. Методы изучения свойств металлов и сплавов. Методы изучения структуры: макро анализ и микроанализ. Механические свойства и методы их определения. Определение предела прочности, предела текучести, относительного удлинения и сужения. Определение твёрдости: методы Бринелля, Роквелла, Виккерса, Шора. Испытания на усталость, испытания на ползучесть. Определение ударной вязкости и вязкости разрушения. Технологические свойства металлов и сплавов. Обрабатываемость давлением. Испытание на изгиб, перегиб, скручивание, вытяжку, осадку. Свариваемость металлов. Тема 1.2. Сплавы на основе железа Сплавы железа с углеродом. Стали и чугуны. Диаграмма состояния. Термическая обработка. Превращения при нагреве и охлаждении. Отжиг. Виды отжига: диффузионный, низкий, рекристаллизационный, полный, неполный, изотермический. Нормализация. Дефекты отжига и нормализации. Закалка. Дефекты закалки. Отпуск и старение стали. Поверхностное упрочнение: цементация, цианирование. Диффузионная металлизация, поверхностная закалка. Чугуны. Виды чугунов: белые, серые, высокопрочные, ковкие. Термическая обработка чугунов. Закалка и отпуск. Отжиг. Старение. Конструкционные стали общетехнического назначения. Углеродистые. Легированные. Инструментальные материалы. Инструментальные стали. Стали и сплавы с особыми свойствами. Стали, устойчивые против коррозии. Стали и сплавы с магнитными и электрическими свойствами. Износостойкие стали. Высокопрочные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Сплавы с «памятью». Аморфные сплавы. Классификация сталей: по качеству, по виду термической обработки и назначению. Тема 1.3. Цветные сплавы Медные сплавы Алюминиевые сплавы. Магниевые сплавы. Титановые сплавы. Баббиты. Раздел 2. Неметаллические материалы Тема 2.1. Полимерные материалы Полимерные материалы. Строение и особенности. Состав и классификация пластических масс. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Газонаполненные пластмассы. Эластомеры (каучуки), резины. Тема 2.2. Неполимерные материалы Пенообразующие материалы. Клеи, герметики, лаки, краски. Стекло. Неорганическое стекло. Ситаллы. Органическое стекло. Древесина. Композиционные материалы. Дисперсно-упрочнённые композиты, волокнистые композиты.
Тема 1.1. Строение и свойства металлов и сплавов Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Тема 1.2. Сплавы на основе железа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка реферата: поиск и отбор информации, оформление. Тема 1.3. Цветные сплавы Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, электронных источников. Тема 2.1. Полимерные материалы Поиск информации, работа со справочной литературой, подготовка сообщений. Тема 2.2. Неполимерные материалы Поиск и обработка информации, подготовка сообщений. Форма контроля самостоятельной работы: Написание конспекта, составление и заполнение таблиц оценивание выполнения лабораторных работ. Методические рекомендации по составлению конспекта. Конспектирование- краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план. Кратко сформулируйте основные положении текста, отметьте аргументацию автора. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя. Учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Примерные варианты заданий для текущего контроля Контрольная работа № 1 «Строение и свойства металлов и сплавов» Вариант № 1
Вариант № 2
Критерии оценки теоретической подготовленности обучающихся по I разделу «Металлы и сплавы» контрольной работы № 1 «Строение и свойства металлов и сплавов»
Контрольная работа № 2 «Сплавы железа с углеродом» Вариант 1
Вариант 1
Критерии оценки теоретической подготовленности обучающихся по I разделу «Металлы и сплавы» контрольной работы № 2 «Сплавы железа с углеродом»
Примерные вопросы для дифференцированного зачета Вариант 1 1. Какой из химических элементов является главным составляющим сталей и чугунов? а) железо б) кремний Р=1 в) марганец г) углерод 2. Чем больше в стали углерода, тем выше а) пластичность б) жёсткость в) твёрдость Р=1 г) жаростойкость 3. Для получения чугуна необходимы: А) Б) В) Р=3 4. Для изготовления звёздочек, втулочно-роликовых и зубчатых цепей используются cтали следующих марок: а) 45, б) 50, в) 20, г) 15Х, д) 20Х, е) 20ХГ, ж) 10, з) 15 к) 35Х, л) 40Х, м) 45Х, н) 30ХГC, о) 35, п) 40 А- выделить стали: Б- углеродистые конструкционные качественные Р=7 В- легированные конструкционные Р=7 1 - расположить марки углеродистых конструкционных качественных сталей в порядке возрастания содержания в них углерода Р=7 2 - легированные конструкционные стали расположить в порядке уменьшения содержания углерода Р=7 5. Способность материала не разрушаться под действием внешних сил, называется Р=1 А) твёрдость б) пластичность в) жёсткость г) прочность 6. Какие примеси в стали являются вредными ? Р=2 А) фосфор Б) марганец В) кремний Г) сера 7. Расшифровать марку стали 30ХГСН2А Р=7 8. Даны термины и их определения. Найти соответствие. А- Латунь Б- Бронза В- Дюралюмин Г- Баббиты Ответы: Р=4 1. Сплав алюминия, меди, магния, марганца 2. Сплав меди и цинка 3. Сплав меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием 4. Антифрикционные материалы на основе олова и свинца 9. Операция нагрева стали до оптимальной температуры, выдержка при этой температуре и быстрое охлаждение в какой-либо среде называется Р=1 А-отжигом Б- нормализацией В- закалкой Г- отпуском 10. Способность метала восстанавливать первоначальную форму и размеры после прекращения действия нагрузки называется. Р=1 А- пластичностью Б- твёрдостью В- упругостью 11. Расшифровать марку сплава ВЧ 42-12 Р=3 А) Б) В) 12. Способ обработки давлением, при котором металлу ударами инструментов придают требуемую внешнюю форму Р=1 А) прессование Б) штамповка В) ковка 13. Расшифровать марку сплава ЛАЖМц 66-6-3 Р=6 А- Б- В- Г- Д- 14. Основой резиновых смесей служит _________________________ . Р=1 15. Расшифровать марку сплава БрОЦС 5-5-5 Р=5 А- Б- В- Г- Д- 16. Какие искусственные материалы получают на основе полимеров (смол)? Р=1 А) Резину Б) Пластмассу 17. Найти соответствие: А- пластификаторы Б- стабилизаторы В- красители Г- смазывающие вещества Р=4 Ответы: 1.Предотвращают прилипание прессуемых изделий к пресс-форме 2.Предотвращают распад полимерного материала под действием света или повышенной температуры 3.Вещества, добавляемые в пластмассы для улучшения их формируемости при Переработке 4.Окрашивают пластмассы в требуемый цвет 18. Различают три основных вида лакокрасочных материалов: Р=3 А- Б- В- 19. Перечислите прокладочные и изоляционные материалы: Р=6 А- Б- В- Г- Д- Е- 20. Что получают склеиванием трёх и более слоёв лущёного шпона при взаимно перпендикулярном расположении волокон древесины? Р=1 А) ДСП Б) ДВП В) Фанера 21. Процесс химико-термической обработки, заключающейся в насыщении поверхностного слоя азотом называется: Р=1 А- Цементация Б- Цианирование В- Азотирование 22. Все металлы и их сплавы- тела: Р=1 А- Аморфные Б- Кристаллические В- С памятью 23. Очистка сплавов от ненужных и вредных примесей называется: Р=1 А- Модифицирование Б- легирование В- Рафинирование 24. Чугун отличается от стали более высоким содержанием: Р=1 А- Кремния Б- Серы В- Углерода 25. Введение в жидкий сплав различных добавок химических элементов для придания сплаву особых свойств называется: а) модифицирование; б) легирование; в) рафинирование. Р = 1 Критерии оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Вариант 2 1 Способность материала принимать новую форму и размеры под действием внешних сил, называется: а) твердость; в) жесткость; Р = 1 б) пластичность; г) прочность. 2. Процесс термической обработки, состоящий в нагреве стали до определенной температуры, выдержке при ней и последующим медленном охлаждении называется: а) отжигом; б) нормализацией; в) закалкой; г) отпуском. Р = 1 3. Расшифровать марку стали 18 Х 2 Н4МФА. 1) ________________________________________________________ 2) ________________________________________________________ 3) ________________________________________________________ 4) ________________________________________________________ 5) ________________________________________________________ 6) ________________________________________________________ Р = 7 7) ________________________________________________________ 4. Перечислите в порядке возрастания: 1. Углеродистая сталь. 2. Легированная сталь. 45Х; 50; 15Х; 20Х; 40; 35; 35Х; 20ХГ; 20; 35; 45Х; 30 ГХС;15; 30 ГХС; 40 40Х; 50; 45; 10; 15Х; 45; 20 ХГ; 35Х; 20; 15; 40Х; 20Х; 10; 5. . Чем отличается чугун от стали? а) более высоким содержанием углерода; б) более высоким содержанием железа; Р = 1 в) более высоким содержанием марганца. 6. Какие примеси в стали являются полезными? а) фосфор; б) марганец; в) кремний; г) сера. Р = 1 7. Укажите, какие из перечисленных твердых тел имеют кристаллическое строение: 1) сталь; 3) пластмасса; 5) канифаль; 2) стекло; 4) железо; 6) золото. Р = 3 8. Даны термины и их определения. Найти соответствие. А – Олово Б – Магний В – Титан Г – Алюминий. Ответы:
9. Процесс перехода из жидкого состояния в твердое называется: а) отвердеванием; в) кристаллизацией; б) аллотропией; г) анизотропией. Р = 1 10. Способность материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела называется: а) пластичностью; б) твердостью; в) упругостью. Р = 1 11. Расшифровать марку сплава К4 30-6. Р = 3 а) ___________________________________________________________________________ б) ___________________________________________________________________________ в) ___________________________________________________________________________ 12. Способность металлов образовывать сварное соединение называется: а) прессование; б) свариваемость; в) ковка. Р = 1 13. Расшифровать марку сплава ЛЖОФ-60-3-2-2 Р = 6 а) ___________________________________________________________________________ б) ___________________________________________________________________________ в) ___________________________________________________________________________ г) ___________________________________________________________________________ д) ___________________________________________________________________________ е) ___________________________________________________________________________ 14.Основу пластмасс составляют __________________________. Р = 1 15. Расшифровать марку сплава БрОСЖ 3-5-1 Р = 5 а) ___________________________________________________________________________ б) ___________________________________________________________________________ в) ___________________________________________________________________________ г) ___________________________________________________________________________ д) ___________________________________________________________________________ 16. Какие искусственные материалы получают на основе каучука? Р = 1 а) резину; б) пластмассу. 17. Найти соответствие: А – красители; Б – смазывающие вещества; В – стабилизаторы; Г – пластификаторы. Ответы: 1. – 4 2. – 3 3. – 2 4. – 1 18. Перечислите виды технологических жидкостей: Р = 3 а) ___________________________________________________________________________ б) ___________________________________________________________________________ в) ___________________________________________________________________________ 19. Перечислите наиболее распространенные породы древесины: Р = 6 а) ___________________________________________________________________________ б) ___________________________________________________________________________ в) ___________________________________________________________________________ г) ___________________________________________________________________________ д) ___________________________________________________________________________ е) ___________________________________________________________________________ 20. Тонкий лист древесины, получающийся в результате срезания слоя с вращающейся деревянной чурки называют: а) ДСП; б) фанера; в) лущеный шпон. Р = 1 21. Процесс химико-термической обработки, заключающейся в насыщении поверхностного слоя бором, называется: а) цианирование; б) азотирование; в) борирование. Р = 1 22. Сплавы, которые после пластической деформации восстанавливают свою форму, называют: а) аморфными; б) кристаллическими; в) с памятью. Р = 1 23. Введение в жидкий сплав различных добавок химических элементов для придания сплаву особых свойств называется: а) модифицирование; б) легирование; в) рафинирование. Р = 1 24. Какой процент легирующих элементов содержится в среднелегированных сталях? а) 1-2,5 % б) 2,5-10 % в) 2,5-5 % г) более 10 % Р = 1 25. Очистка сплавов от ненужных и вредных примесей называется: Р=1 А- Модифицирование Б- легирование В- Рафинирование Критерии оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Основные источники 1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: Академия, 2008. – 240 с. 2. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – М: Академия, 2008. – 377 с. 3. Соколова Е.Н. Материаловедение. – М.: Академия, 2007. – 213 с. Дополнительные источники 1. Барташевич А.А. Материаловедение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 352 с. 2. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 344 с. 3. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. – М.: Академия, 2007. – 198 с. 4. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение: Учебник для СПО. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 280 с. Интернет-ресурсы 1. Технологии http://technologys.info/metall/svoistamet.html 2. Мир ковки http://mirkovki.ru/content/zhelezo-istoriya-i-rol-zheleza 3. Металлообработка, литьё, сварочные и слесарные работы http://www.oaomelz.ru/vidi-i-rol-metallov/metallurgicheskaya-promishlennost По состоянию на 01.06.2013 |
Рабочая программа дисциплины Основы материаловедения Целью освоения дисциплины «Основы материаловедения» является формирование у студентов комплекса профессиональных знаний и умений... | Рабочая программа дисциплины Основы материаловедения Целью освоения дисциплины «Основы материаловедения» является формирование у студентов комплекса профессиональных знаний и умений... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс Правовые основы сми: учебно-методический комплекс./авт сост. М. М. Козлова. – Спб.: Ивэсэп, 2011 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |