Значения букв я, ю, е, э
Значения букв я, ю, е, е Буквы я, ю, е, е имеют два .значения: 1) обозначают гласные звуки [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующих согласных: мять — [м'а]ть, тюк — [т'у]к, день — [д?э]нь, мёд — [м'о] д; 2) обозначают два звука: согласный [і] и гласные [а], [і], [э], [о]: я =[і]'а],ю = [і’у],е = [і’э], ё = [і'о]. Буквы я, о, е, ё обозначают два звука: а) в начале слова: яма — [і‘а]ма, юг — [і‘у], ель —[]'э] лъ; б) после гласной: маяк — ма[)'а.]к, дают — да і‘[у]т, сеять — се[і’а]тъ, поёт — по[і‘е]т; в) после ъ и ъ Буквы ъ и ь в середине слова — сигнал звука [і’], разделяющего согласный и гласный: дру[з'-і-а] — не «дру-зя», [с'-і'-эл] — не «сел» и т. д. Количество звуков и букв не совпадает: 6 гласных звуков обозначаются 10 буквами, а парные твёрдые и мягкие согласные — одной буквой. Буквы ъ н ъ звуков не обозначают. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами я, ю, е, ё пишется ъ: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный, а также в сложных словах: двухъярусный, четырехъязычный. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ъ: вьюга, ладья, льёт, разнотравье. Запомните написание: адъютант.
| Правописание приставок при- и пре-
Правописание приставок при- и пре- Приставки при- и пре- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать эти приставки, надо знать их значение. Приставка при- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать; 2) расположение вблизи чего-нибудь: пригород, приморье, пришкольный {участок), привокзальный; 3) неполноту действия: приоткрыть, притворить {дверь), приукрасить {комнату), притормозить. Приставка пре- имеет два основных значения: 1) близкое к значению слова очень, например: предобрый (очень добрый}, премудрый (очень мудрый) 2) Близкое к значению приставки пере-, например: прервать [перервать). преградить {перегородить). Есть слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок: пребывать {в неведении) — прибывать {вода прибывает), претворить {в дело) — притворить {дверь), преступить {нарушить закон) — приступить {к делу). Иногда трудно установить значение приставок при- и пре-, например: причуда, причудливый, прихоть, прихотливый, приключение; препятствие, пренебрегать, преследовать и др. Написание таких слов надо запомнить, а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю.
| Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы и средства. Грамматические значения синтаксических единиц. Синтаксические связи и отношения
Термином «синтаксис» обозначается:1)синтаксический строй языка, который вместе с морфологией составляет грамматику языка;2)учение о синтаксическом строе русского языка. Синтаксис-раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, а также связи и отношения между ними. Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения. В предложениях как синтаксических единицах выделяются более частные единицы. Выделяются разделы синтаксис словосочетания; синтаксис предложения. Синтаксис предложения делится на: синтаксис простого предложения (слово и сочетание слов. Для него характерно одно предикативное ядро) и синтаксис сложного предложения(несколько предикативных сочетаний). Синтаксис простого делится на: синтаксис неосложненного и синтаксис осложненного предложения. Синтаксис сложного предложения: СПП, ССП, БСП, ССК. Выделяется сложное синтаксически целое(текст). Вопрос о выделении внутри предложения синтаксических единиц еще до конца не разработан. Бабайцева не включает в состав простого предложения осложненное. Спорен также вопрос о предложении с прямой речью. Одни исследователи относят его к разновидности простого предложения, другие- к сложному. Синтаксис как наука очень сложная структура. Синтаксис в общей структуре русского языка занимает самое высокое положение. К синтаксическим(грамматическим) средствам русского языка относятся все те средства, с помощью которых слово или несколько слов могут оформляться по законам данного языка как отдельные единицы связной речи. В русском языке к ним относятся: грамматические формы знаменательных слов, формоизменения; служебные слова; порядок слов; интонация. При помощи форм слова и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слова, словосочетания и предложения. Выбор нужных форм происходит по правилам согласования и управления. Например: Сквозь тучи на землю глядело неяркое солнце. – связь родовая, падежная в сочетании с предлогом. При построении предложения используется и порядок слов – взаимное расположение слов в словосочетания и предложения. Существуют определенные правила расположения слов. Грамматической нормой является :а)расположение сказуемого после подлежащего ;б)согласованное определение стоит перед определяемым словом; несогласованное после подлежащего. Отступления используются в стилистических целях. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексическое значение и грамматическое значение. Грамматические значения есть и у предложений. В предложении: «Ученики учат уроки» сообщается о предмете и его действии. Грамматическое(категориальное значение) – общее, отвлеченное значение синтаксических единиц одинакового строения. Главный признак любого синтаксического построения это синтаксические связи и отношения. Основные типы связи :а)между словами в словосочетании(согласование, управление, примыкание);б)между словами в словосочетаниях(определительные, объектные, обстоятельные);в)между частями предложения(условные, временные, противительные) Синтаксические отношения делятся на :предикативные(подлежащее и сказуемое) и непредикативные. Бывают полупредикативные(между основой и обособленной частью предложения). Синтаксические отношения – отношения между компонентами синтаксических единиц(словами в словосочетаниях, между членами предложения, между частями предложения), выражаемые через синтаксические связи и отражающие отношения между предметами и явлениями действительности. Прямой зависимости синтаксических отношений и синтаксической связи нет! Синтаксические единицы(словосочетания, предложения) связаны с единицами других уровней языка, так как они строятся из словоформ. Таким образом, синтаксис опирается и на лексику и на морфологию. Например : «Смотреть с удовольствием(абстрактное значение). Смотреть с другом»(конкретное значение). Зависимое слово выполняет разную синтаксическую функцию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка. Морфологические единицы и их показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение – именно в синтаксисе складывается система частей речи; делит их на знаменательные и служебные, потому что синтаксическая роль их различна. Только в словосочетаниях и предложениях мы узнаем лексико – грамматические возможности слов, и только после этого классифицируем их как ту или иную часть речи. Например, «утром», «мороженое», «больной».Часть речи определяется в контексте, то есть через синтаксис.
| Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-
ХОД УРОКА
| Этапы урока
|
| 1. Организационный момент 2. Запись темы урока, постановка целей
|
| 3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос - Что такое чередование? - Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах - Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-
|
| Проверочная работа Вставь пропущенные буквы предл…гать ничью прил…жение к журналу популярное изл…жение пол…жение дел пол…гаться на коллектив разл…жить растения изл…гать программу ул…житься в секунды отл…жить визит возл…жить ответственность распол…гать данными прил…гать усилия
|
| 4. Объяснение нового материала 4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода
|
| 4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85
|
| 4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?
|
| 5. Закрепление 5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.
|
| 5.2.Самостоятельная работа упр.437. Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах. Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек. Проверка, анализ ошибок
|
| 5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-
|
| 5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение По какому принципу можно распределить слова на группы?
|
| 6. Подведение итогов урока - Какую орфограмму изучили? - От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-? - Какие есть слова-исключения? - В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-
|
| 7. Домашнее задание п.85 выучить, п.84 повторить упр.441
|
| Итоговый тест по русскому языку за курс 5 класса.
Инструкция: листы с заданиями предлагаются каждому ученику.
Время выполнения – 40 минут.
1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Выполните его фонетический разбор.
А. кража
Б. каюта
В. хозяйство
Г. якорь
Д. мёд
Е. медь
2. Какое слово неверно разделено на слоги для переноса?
Выпишите его, разделите на слоги для переноса правильно.
А. пе-ре-лёт-ные
Б. ран-ний
В. разъ-езд
Г. зим-ушк-а
Д. мо-ро-зец
3. Выпишите глаголы, которые с НЕ пишутся слитно.
А. (не)слышать
Б. (не)узнать
В. (не)навидеть
Г. (не)успеть
Д. (не)годовать
4. Выпишите слова без Ь на конце, назовите причину отсутствия Ь.
А. полноч..
Б. учиш..
В. грач..
Г. сбереч..
Д. (много) туч..
Е. дрож..
З. могуч..
5. Найдите неверное утверждение.
А) Подлежащее – главный член предложения.
Б) Наличие главных членов – признак распространённого предложения.
В) Главные члены составляют грамматическую основу.
Г) Предложение может не иметь второстепенных членов.
6. В каких словах в приставке пишется буква З.
А. бе..грамотный
Б. и..чезать
В. ра..давать
Г. ..делать
Д. бе..совестный
7. Указать предложение, в котором неверно определено подлежащее.
А) Липа растёт в саду.
Б) Пропасть перепрыгнул альпинист.
В) Мальчик нашёл гриб.
Г) Роза расцвела в саду.
8. В каких словах пишется буква Е(Ё).
А. свеч..й
Б. крыш..й
В. ш..в
Г. ж..лтый
Д. хорош..го
Е. больш..го
9. В каком предложении нужно поставить тире?
А) Мой пёс очень хороший.
Б) Его зовут Шарик.
В) У него пушистый хвост.
Г) Он весёлый и игривый.
Д) Шарик мой любимый пёс.
10. В каких словах пропущена буква И.
А. ц..фра
Б. ц..ган
В. сестриц..н
Г. панц..рь
Д. скворц..
Е. конституц..я
11. Слова какой части речи состоят только из основы?
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) глаголы;
Г) наречия;
Д) местоимения.
12. Найдите слово, соответствующее схеме.
Докажите (выполните морфемный разбор).
А. прочитал
Б. весенний
В. писатель
Г. разбежалась
Д. наш
Е. отлично
13. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте их схемы.
Ведь вы весной вернётесь спрашивала Серая Шейка.
Кто-то из рыбаков сказал вот и озеро Васюткино.
14. Найдите глаголы-исключения.
А. се..м
Б. увид..шь
В. пол..т
Г. держ..т
Д. стел..шь
Е. вер..м
З. прыгн..т
15. Найдите предложение с обращением.
А) Мама в эту корзинку много золота войдёт?
Б) Мама приготовила вкусный обед.
В) Мама с папой на работе.
16. Вставьте падежные окончания прилагательных.
В жестян..м цеху стоит весёл..й звон и лязг. Мерно скользят снизу вверх широк.. приводн.. ремни. Огромн.. ножницы кроят вёдра, бидоны.
17. В каких словах пропущена буква Е?
А. в арми..
Б. в степ..
В. о книг..
Г. в продолжени..
Д. у бабушк..
Е. с горк..
З. в мор..
18. Выпишите существительное нарицательное.
А. Сатурн
Б. Жучка
В. попугай
Г. «Муму»
Д. Фёдоров
19. Вставьте пропущенные буквы, выделите условия орфограмм.
Подчеркните слово-исключение.
Соб..раешь, выр..щенный, предпол..гать, р..сток, предл..жение, зар..сли, переб..рёшь.
20. В каких словах пишется буква Т? Выпишите их, подобрав проверочное слово.
А. опас..ный
Б. прелес..ный
В. мес..ный
Г. чудес..ный
Д. ужас..ный
21. Найдите сложное предложение. Выпишите его, расставив знаки препинания и обозначив грамматическую основу.
А) Воздух в зимнем лесу чист и свеж.
Б) Собака села на задние лапы и девочка обняла её за шею.
В) Деревья засыпал белый снег.
22. Найдите слово с нулевым окончанием.
А) вправо;
Б) подумал;
В) прекрасна;
Г) говорить.
23. Вставьте пропущенные буквы. В каком глаголе пишется –ТЬ?
А. Правдой мир держи..ся.
Б. Честный правды не бои..ся.
В. Учи..ся никогда не поздно.
24. Найдите предложение с однородными членами, составьте его схему.
А) Рано появилась луна и нарушила мир совы.
Б) Лес – наше богатство.
В) Берегите птиц, ребята.
25. Докажите, что перед вами текст. Разделите на предложения (7), расставьте знаки препинания.
Отчего так опустело небо нет в нём острокрылых ласточек и стрижей опустели уютные скворечники собрались скворцы в большие предотлётные стаи в лесу ещё пышно и зелено хлопотливые белки делают запасы к зиме хорошо осенью в лесу
| |