Издательское дело и редактирование





НазваниеИздательское дело и редактирование
страница1/3
Дата публикации08.12.2014
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

(Л.М. Волосникова)

___ __________ 2013 г.
Основы производственных процессов

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030901.65 – «Издательское дело и редактирование Форма обучения – очная, заочная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ______________ (С.В.Ваганова)

«__» _______ 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры издательского дела и редактирования 16.09.2013, протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 45 с.

Зав. кафедрой ____________ (Н.П. Дворцова)

«__» ______ 2013 г
Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 31.10. 2013 г., протокол № 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИФиЖ ______________(Т.Н. Рацен)

«__» _________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ_____________(Е.А. Ульянова)

«_____»_____________ 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ (И.Ю. Фарафонова)

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра издательского дела и редактирования



С.В. Ваганова

Основы производственныхт процессов

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО и 3 курса ОЗО, обучающихся по специальности 030901.65 — «Издательское дело и редактирование»


Издательство

Тюменского государственного университета

2013

Ваганова С.В. Основы производственных процессов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО и 3 курса ОЗО, обучающихся по специальности 030901.65 — «Издательское дело и редактирование». Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 46 с.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: основы производственных процессов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой Издательского дела и редактирования.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

© Ваганова С.В., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………….………

5

2. Тематический план изучения дисциплины ….…..

9

3. Содержание тем лекционных занятий …….………

15

4. Планы практических занятий …………………………

17

5. Самостоятельная работа студентов ……………….

22

Темы для самостоятельного изучения ……………….………….

22

Темы рефератов (презентаций) …………………….…………….

22

Термины для составления глоссариев ………….……………….

22

Тесты для самоконтроля …………………………………………

23

6. Контрольные вопросы к зачету …………...……………

31

7. Образовательные технологии ……….…………………

32

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………..

32

9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины ……………..

33

10. Приложения ……………..……………………………………

35


1. Пояснительная записка
Целью курса является создание у студентов общих взаимосвязанных представлений о производственных полиграфических процессах.

Предметом исследования в дисциплине «Основы производственных процессов» является теория и практика деятельности редактора как организатора процесса создания проекта материального воплощения издания, подготовки издания к тиражированию, руководителя данного процесса и непосредственного участника и исполнителя проекта издания и контроля его качественного исполнения. Этот предмет является начальным этапом знакомства студентов с экономической составляющей деятельности издательства, т.к. позволяет оценить стоимость полиграфических операций и материалов, необходимых для воплощения проекта материальной конструкцией издания. В связи с этим задачами изучения дисциплины являются:

- знакомство студентов с концептуальными основами технологии производства печатных и непечатных средств информации; получение студентами первичных теоретических знаний и практических навыков, обеспечивающих возможность эксплуатации передовой техники и технологии в профессиональной деятельности по направлению «Издательское дело»;

- приобретение первичных навыков практической работы редактора над материальной конструкцией издания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: назначение и роль полиграфического производства в современном обществе, общую технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации; основы мультимедиа; основы web-технологий; средства разработки сайтов; допечатные процессы при производстве печатных средств информации; печатные процессы при производстве печатных средств информации; существующие традиционные и специальные способы и виды печати, выбор способа печати; послепечатные процессы при производстве печатных средств информации; существующие способы послепечатной обработки изданий, формирование технологической цепочки послепечатной обработки издания; материалы для производства печатных средств информации, выбор материалов, определение потребности в материалах для допечатной, печатной и послепечатной стадий производства издательской продукции; качество печатной продукции, обеспечение качества, средства контроля качества; перспективы развития технологии производства печатных и электронных средств информации;

уметь: организовывать и осуществлять управление подготовкой издания к тиражированию; разрабатывать оформление издания; выбирать способ печати, вид переплета и отделки в зависимости от назначения издания; рассчитывать объем издания.

владеть навыками: организационно-управленческой работы применительно к Технологии производства печатных и электронных средств информации; определения способа печати по внешнему виду оттиска; оценки оригинала на предмет его пригодности для полиграфического воспроизведения; оценки качества полиграфического воспроизведения и методиками проверки тиража.

Программа соответствует ГОС ВПО: Технологические процессы в полиграфии. Полиграфические материалы. Основные свойства бумаги и других полиграфических материалов. Допечатные процессы и оборудование; технология обработки текстовой и изобразительной информации с использованием компьютерной техники; формные, печатные и послепечатные процессы и оборудование.

Структура и трудоемкость дисциплины

Для ОДО

Семестр – 4. Формы промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины 100 часов.

Для ОЗО

Семестр – 5, 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 100 часов.

Таблица 1

Трудоемкость дисциплины, ОДО, час


Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

51

В том числе:




лекции

34

практические занятия (ПЗ)

17

семинары (С)




лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

49

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость

100


Трудоемкость дисциплины, ОЗО, час

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

6

Аудиторные занятия (всего)

12

4

8

В том числе:










лекции

8




4

практические занятия (ПЗ)

4




4

семинары (С)










лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

88

20

68

Вид промежуточной аттестации







зачет

Общая трудоемкость

100








2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 3

Тематический план изучения дисциплины, ОДО

№ темы



Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоятельной работы, час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

лекции

практические

самостоятельные

1

2

3

4

5

6

7

9

Модуль I

1.

Технология производства печатных и электронных средств информации как учебная дисциплина. Общая технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации

1

2

1

2

5

0–6

2.

Материалы для производства печатных средств информации

2–3

4

2

5

11

0–12

3.

Типографская система измерений. Форматы в издательском деле

4–5

4

2

6

12

0–12




Всего




10

5

13

28

0–30

Модуль II

4.

Традиционные и специальные способы и виды печати

6–11

12

6

22

40

0–40




Всего




12

6

22

40

0–40

Модуль III

5.

Допечатные процессы при производстве печатных средств информации

10–11

4

1

4

5

0–6

6.

Послепечатные процессы при производстве печатных средств информации

12–13

4

2

4

22

0–10

7.

Качество полиграфического исполнения

14

2

2

4

8

0–10

8.

Перспективы развития технологии полиграфического производства

17

2

1

2

5

0–4




Всего




12

6

14

32

0–30




Итого




34

17

49

100

0–100



Таблица 4

Тематический план изучения дисциплины, ОЗО

№ темы



Тема

Виды учебной и самостоятельной работы, час

Итого часов по теме

лекции

практические

самостоятельные

1

2

4

5

6

7

5 семестр

1.

Технология производства печатных и электронных средств информации как учебная дисциплина. Общая технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации

2




10

12

2.

Материалы для производства печатных средств информации

2




10

12




Всего:

4




20

24

6 семестр

3.

Типографская система измерений. Форматы в издательском деле







10

10

4.

Традиционные и специальные способы и виды печати

2

1

12

15

5.

Допечатные процессы при производстве печатных средств информации







10

10

6.

Послепечатные процессы при производстве печатных средств информации




1

12

13

7.

Качество полиграфического исполнения

2

1

12

15

8.

Перспективы развития технологии полиграфического производства




1

12

13




Всего:

4

4

68

76




Итого:

8

4

88

100



Таблица 5

Планирование самостоятельной работы студентов, ОДО

№ темы

Вид СРС

Модуль выполнения

Форма контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Конспектирование первоисточников.

I

Проверка конспектов

2

2

Подготовка к тесту. Конспектирование источников

I

Тест. Проверка конспектов

5

3

Сбор материала и его обработка для использования на занятиях

I

Проверка конспектов

6

4

Изучение теоретических источников. Сбор материала и его обработка для использования на занятиях

II

Проверка конспектов и глоссариев

22

5

Проработка учебного материала. Подготовка к тесту

III

Тест

4

6

Изучение теоретических источников. Сбор материала и его обработка для использования на занятиях

III

Проверка конспектов и рефератов

4

7

Проработка учебного материала. Сбор материала и его обработка для использования на занятиях.

III

Проверка конспектов и глоссариев

4

8

Подготовка к контрольной работе

III

Зачет

2




Итого:







49



Планирование самостоятельной работы студентов, ОЗО

№ темы

Вид СРС

Семестр выполнения

Форма контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Конспектирование первоисточников

5

Проверка конспектов

10

2

Подготовка к тесту

5

Тест

10

3

Сбор материала и его обработка для использования на занятиях

6

Проверка конспектов и глоссариев

10

4

Изучение теоретических источников. Подготовка к тесту

6

Проверка конспектов. Тест

12

5

Проработка учебного материала. Выполнение творческого задания

6

Проверка творческого задания

10

6

Сбор материала и его обработка для использования на занятиях. Конспектирование источников

6

Проверка конспектов и рефератов

12

7

Сбор материала и его обработка для использования на занятиях.

6

Проверка конспектов и глоссариев

12

8

Конспектирование источников. Подготовка к контрольной работе .

6

Зачет

12




Итого:







88



Таблица 5

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиум

собеседование

устный ответ

глоссарий

контрольная работа

тест

реферат

конспект

компьютерное тестирование

комплексные ситуационные задания

электронный практикум

другие формы (портфолио и др.)

Модуль 1

1.







0-2

0-2




0-2



















0-6

2.







0-2

0-2

0-4

0-2
















0-2

0-12

3.







0-2

0-2

0-4







0-2










0-2

0-12

Всего

0

0

0-6

0-6

0-8

0-4

0

0-2

0

0

0

0-4

0-30

Модуль 2

4.




2




2

4

2

4













2

16

5.




2




2

4




4










2




14

Всего

0

4

0

4

8

2

8

0

0

0

2

2

30

Модуль 3

6.







0-2

0-2




0-2

0-4
















0-10

7.







0-2

0-2




0-2
















0-4

0-10

8.







0-2







0-4




0-2







0-2

0-4

0-14

9.




0-2










0-4



















0-6

Всего

0

0-2

0-6

0-4

0

0-12

0-4

0-2

0

0

0-2

0-8

0-40

Итого за семестр




0

0-6

0-12

0-14

0-16

0-18

0-12

0-4

0

0

0-4

0-14

0-100

Таблица 6

Виды контроля успеваемости, применяемые

на аудиторных занятиях, балл

Вид контроля успеваемости

Количество баллов

Устный ответ на коллоквиуме, собеседовании

0–4

Устный ответ в ходе деловой игры, обсуждения проекта

0–4

Составление глоссария по теме

0–4

Решение письменного тестового задания или контрольной работы

0–4

Подготовка реферата

0–8

Ведение конспекта

0–4

Решение комплексного ситуационного задания

0–4

Другие формы

0–4

3. Содержание тем лекционных занятий

Тема 1. Технология производства печатных и электронных средств информации как учебная дисциплина. Общая технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации

Предмет, цели и задачи «Технологии производства печатных и электронных средств информации» как учебной дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, знания которых необходимы для ее усвоения, значение полученных знаний в будущей практической деятельности.

Структура курса, организация и методика учебных занятий. Формы и методы контроля работы студентов. Учебно-методические пособия, литературные источники, Интернет-источники.

Общая технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации. Понятие видов изданий с точки зрения их воспроизведения и материальной конструкции.

Тема 2. Материалы для производства печатных средств информации

Способы производства и дополнительной обработки бумаги. Газетные, офсетные, легкомелованные, мелованные и чистоцеллюлозные бумаги. Тонированные в массе, структурные и другие дизайнерские виды бумаг.

Основные характеристики бумаги, влияющие на оформление внешнего вида издания, его материальной конструкции.

Материалы для обложек и переплета. Синтетические материалы для печати.

Тема 3. Типографская система измерений. Форматы в издательском деле

Единицы объема издания. Авторский лист: объем текста, стихов, иллюстраций. Форматы изданий, методика их выбора и расчета. Понятия печатного листа, условного печатного листа. Единицы объема печати, методика расчета емкости страницы.

Методика расчета объема издания на основании объема рукописи и макета разворота страницы книги.

Типометрические системы Дидо и англо-американская. Размерные характеристики шрифта.

Тема 4. Традиционные и специальные способы и виды печати

Способы печати. Рулонная и листовая печать.

Особенности воспроизведения изображений (оттисков) в различных видах печати. Особенности технологических процессов: необходимость приладок и дополнительных допечатных процессов, скорость печати, возможность персонализации экземпляров.

Выбор вида печати в зависимости от тиража и необходимого качества исполнения. Экономическая составляющая при выборе вида печати. Подписной печатный лист.

Воспроизведение полноцветных изображений на разном полиграфическом оборудовании. Стандарты CMYK и RGB. Понятие совмещения красок и технологические допуски для разных печатных машин.

Тема 5. Допечатные процессы при производстве печатных средств информации

Технические правила набора и верстки. Электронный монтаж и спуск полос. Монтажный лист.

Фоторепродукционные процессы. Понятие растра и его зависимость от способа печати, влияние на качество печати. Цветоделение.

Изготовление печатных форм для офсетной печати. Технология CTP.

Тема 6. Послепечатные процессы при производстве печатных средств информации

Части и элементы материальной конструкции издания. Блок, обложка, форзац, переплет, внешние покрышки изданий – виды, выбор в зависимости от назначения издания.

Комплектация книжного блока. Скрепление и обработка книжного блока. Типы переплетов книжно-журнальных изданий.

Отделка издания: ламинирование, тиснение, УФ-лакирование, металлизирование обреза и д.р.

Упаковка изданий.

Тема 7. Качество полиграфического исполнения

Понятие критических дефектов полиграфического исполнения, дефектов репродуцирования и печати. Контрольная плашка и метки на подписном печатном листе.

ОСТ 29.2—91. Издания книжные. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение.

Приемка партии тиража. ОСТ 29.124—94 и ОСТ 29.127—96. Приемочное число.

Тема 8. Перспективы развития технологии производства печатных и электронных средств информации

Новейшие технологии печати, перспективы их внедрения на местном рынке. Конкурентная борьба как фактор снижения цены. Закончилась ли эпоха Гуттенберга.

4. Содержание практических занятий

для ОДО и ОЗО

Тема 1. Общая технологическая цепочка производства печатных и электронных средств информации (2 часа)

Цель: на практике дать понятие разделения труда между различными организациями, участвующими в работе над созданием издания: агентство, издательство, дизайн-студия, провайдер, типография, транспортные компании, книготорговля и др.

Для выполнения работы студенты получают проекты издания с конкретными условиями финансирования проекта, условиями издательства и типографии, записывают всю цепочку организаций, участвующих в выпуске издания в свет и документацию (названия документов), которой обмениваются предприятия.

Тема 2. Материалы для производства

печатных средств информации (4 часа)

Цель: Определить по внешнему виду и «на ощупь» характеристики бумаги, из которой изготовлено издание. Самостоятельно составить часть заявки на печать, правильно записав характеристики бумаги.

Часть I (1 час). Студенты определяют виды бумаг и материалов, использованные для печати книги, журнала, листового издания, предложенных преподавателем. Полученные данные заносятся в шаблон заявки (Приложение 1).

Часть II (1 час). Студенты делятся на группы, в каждой из которых формируется идея будущего издания. Группа пишет часть заявки, касающуюся характеристик бумаг и материалов. Студенты защищают свои проекты перед всей группой. Задача выступающей группы обосновать необходимость использования именно этих материалов, задача остальных участников игры – найти основания для критики выбора.

Часть III (1 часа). Студенты знакомятся с методикой расчета количества бумаги на печать и её стоимостью. Прайс на бумагу в фирме «Берег» приведен в Приложении 2.

Часть IV (1 час). Студенты знакомятся с методикой расчета веса готового тиража. Задания приведены в Приложении 3.

Тема 3. Типографская система измерений. Форматы

в издательском деле (4 часа)

Часть I (2 часа). Цель: на практике рассмотреть порядок определения полиграфических форматов. Выдержки из ГОСТа 5773-90 приведены в Приложении 4.

Студенты выполняют практические работы:

- определяют формат издания по книгам, вышедшим из печати без указания формата и с указанием неверного формата на примере изданий тюменских типографий;

- рассчитывают размер (в мм) листового издания, которое получится из нестандартного листа;

- рассчитывают размер (в мм) листового издания с нестандартной долей печатного листа (1/3, 1/12, 1/48).

Задания для расчетов приведены в Приложении 5.

Часть II (2 часа). Цель: сформировать у студентов навык расчета объема издания в условных печатных листах и объема издания в страницах на основании объема рукописи и макета разворота книги.

В ходе занятия студенты самостоятельно выполняют задания:

- на определение объема в условных печатных листах (Приложение 6);

- предварительный расчет объема издания на основании объема рукописи (с учетом особенностей её внутренней структуры) и макета разворота книги (Приложение 7).

Тема 4. Традиционные и специальные способы

и виды печати (8 часов)

Цель: научить студентов определять способ печати по внешнему виду оттиска, познакомить с печатными машинами и их элементами непосредственно в типографии.

Часть I (2 часа). Экскурсия в типографию «Тюменский дом печати». Знакомство с газетным и офсетным производственным циклом.

Часть II (2 часа). Экскурсия в типографию, имеющую оборудование для тампопечати (ООО «СТС-сувенир»). Знакомство с машинами и производственным циклом.

Часть III (2 часа). Экскурсия в типографию, имеющую ризограф и оборудование для цифровой печати (ООО «ИПЦ «Экспресс»). Знакомство с машинами и производственными циклами.

Часть IV (2 часа). Цель: познакомить студентов с понятиями «свой оборот», «чужой оборот», научить выполнять раскладку листового изделия и тетради. Выполнить расчет стоимости печати изделия на разном оборудовании. Задания для расчета и раскладки расположены в Приложении 8, цены типографии – в Приложении 9.

Тема 5. Допечатные процессы при производстве

печатных средств информации (4 часа)

Цель: сформировать представление о допечатных процессах, необходимых для разных способов печати. Акцент занятия делается на внешнем виде фотопленок и калек, специальных полиграфических метках и значках, проставляемых на диапозитивах для обеспечения качества печати и его контроля.

Часть I (2 часа).В ходе занятия студенты рассматривают образцы фотопленок и необрезанных печатных листов, полученных с этих диапозитивов.

Часть II (2 часа). Студенты выполняют расчеты оптимального с точки зрения полиграфии количества страниц в издании и наилучшего постраничного расположения иллюстраций (Приложение 10).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издательское дело и редактирование iconФакультет документоведения и педагогического образования программа
Издательское дело, в соответствии с требованиями итоговой государственной аттестации выпускника по специальности 030901. 65 Издательское...
Издательское дело и редактирование iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса озо специальности...
Драчева С. О, Кислова Л. С. История отечественной литературы. Умк для студентов 2 курса озо специальности 030901. 65 «Издательское...
Издательское дело и редактирование iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...
Издательское дело и редактирование iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Издательское дело и редактирование iconВысшего профессионального образования
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста книжного дела по специальности 021500 Издательское...
Издательское дело и редактирование iconН. А. Аксарина практическая и функциональная стилистика
Н. А. Аксарина. Практическая и функциональная стилистика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной...
Издательское дело и редактирование iconПояснительная записка к дисциплине «История письменных культур и основы палеографии»
Гаврикова Э. О. История письменных культур и основы палеографии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Издательское дело и редактирование iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 035000. 62 «Издательское дело»
...
Издательское дело и редактирование iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 035000. 62 «Издательское дело»
...
Издательское дело и редактирование iconСтандарты в издательском деле учебно-методический комплекс
«Издательское дело», профиль подготовки – Книгоиздательское дело (очная, заочная форма обучения)
Издательское дело и редактирование iconГост 51-98 сибид. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация...
Разработан российской книжной палатой Государственного комитета Российской Федерации по печати, Техническим комитетом по стандартизации...
Издательское дело и редактирование iconРабочая учебная программа для студентов по специальности «Издательское дело и редактирование»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов, продолжающих обучение французскому языку на базе программы средней школы в...
Издательское дело и редактирование iconПрограмма дисциплины «Немецкий язык» для направления 030900. 62
Издательское дело (профиль – Книгоиздательское дело; профиль – Книгораспространение)
Издательское дело и редактирование iconДисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий)
Издательское дело (профиль – Книгоиздательское дело; профиль – Книгораспространение)
Издательское дело и редактирование iconКамышинский технологический институт (филиал)
Издательское дело (профиль – Книгоиздательское дело; профиль – Книгораспространение)
Издательское дело и редактирование iconНазвание факультета, кафедры
Издательское дело (профиль – Книгоиздательское дело; профиль – Книгораспространение)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск