Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» Направление 030500 «Юриспруденция» (специалитет) Разработчик: Аширбекова Мадина Таукеновна д.ю.н., доцент ____________________________________________________________________________________
-
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
| Протокол №6 от «_08» февраля_2013г.
|
| Зав. кафедрой _________________________________
| (подпись заведующего кафедрой)
|
Волгоград 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
| № СТР.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
| 3
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 3
| 1.2.
| Тематический план учебной дисциплины
| 7
| 1.3.
| Содержание учебной дисциплины
| 8
| 1.4.
| Организация самостоятельной работы
| 11
| 1.5.
| Список литературы
| 14
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
| 20
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
| 20
| 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
| 22
| 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
| 25
| 2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
| 27
| 2.5.
| Советы по подготовке к зачету
| 27
| Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
| 29
| Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
| 32
| Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
| 51
| Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
| 53
|
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
|
Данная учебная дисциплина принадлежит к циклу специальных дисциплин для подготовки бакалавров.
Как спецкурс дисциплины «Уголовный процесс», она тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины уголовно-правового цикла как уголовное право, криминалистика, прокурорский надзор.
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для углубленного освоения теории уголовно-процессуального права, уяснения проблем законодательного регулирования уголовно-процессуальной деятельности, понимания потребностей судебной и следственной практики.
| Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС)
|
Данная программа предусмотрена Государственным образовательным стандартом (Федеральным государственным образовательным стандартом) и отвечает предусмотренным в них общим принципам формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (бакалавриат) Спецкурс рассчитан на 1,3 ЗЕ
| Цель и задачи учебной дисциплины
|
Цель спецкурса «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» - углубленное изучение теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства, правоприменительной практики, позволяющие студентам уяснить существующие теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы обеспечения прав и свобод частных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; углубить знания о международных стандартах обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве, в том числе о доступе к правосудию, о праве на справедливое судебное разбирательство, о праве на судебную защиту своих интересов на любом этапе производства по уголовному делу, о компенсации ущерба, причиненного преступлением, о праве на разумный срок судопроизводства и др.
Задачами спецкурса «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» являются научить студента:
анализировать существующие в науке уголовно-процессуального права теоретические воззрения о фактических и юридических основаниях наделения лица конкретным процессуальным статусом;
анализировать современное состояние правового регулирования процессуальных прав частных лиц - участников уголовного процесса и процессуальных способов защиты их прав и законных интересов.
оценивать рекомендации, выработанные наукой уголовно-процессуального права, о совершенствовании законодательной регламентации процессуальных прав личности, расширения гарантий обеспечения этих прав.
применять на практике знания, полученные в ходе лекционного курса и самостоятельной работы.
| Требования к результатам обучения
| В результате изучения дисциплины «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» студенты будут знать:
нормы, определяющие основания и порядок наделения лиц, участвующих в уголовном процессе, процессуальным статусом;
нормы, определяющие содержание и формы реализации процессуальных прав частных лиц, участвующих на стороне защиты и обвинения, а также свидетелей.
порядок обжалования участниками процесса действий и решений субъектов, ведущих процесс;
нормы, определяющие процессуальную обязанность должностных лиц, ведущих уголовный процесс, принимать меры к обеспечению прав и законных интересов участвующих в деле лиц вне зависимости от интереса последних в исходе дела.
порядок обеспечения безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве;
В результате изучения дисциплины «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве»
студенты будут уметь:
обосновывать необходимость теоретических исследований вопросов, входящих в предмет данной дисциплины, потребностями правоприменительной практики;
анализировать и толковать нормы уголовно-процессуального закона;
анализировать правоприменительную практику по вопросам, входящим в предмет данной дисциплины, и делать выводы о соответствии (или несоответствии) её требованиям уголовно-процессуального закона;
формулировать собственные предложения по совершенствованию законодательства;
грамотно употреблять терминологию, а также разъяснять содержание основных теоретических категорий данной дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» у студентов будут развиваться следующие общекультурные компетенции:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, осознание приоритетности обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, уважения чести и достоинства личности, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способность свободно пользоваться юридической лексикой, русским и иностранным языками как средством делового общения;
компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
В результате изучения дисциплины «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» у студентов будут развиваться следующие профессиональные компетенции: - способность квалифицированно реализовывать нормы уголовно-процессуального права об обеспечении прав и законных интересов частных лиц, участвующих в уголовном процессе;
- способность на практике эффективно представлять интересы частных лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, оказывать им квалифицированную юридическую помощь, проявляя готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
- способность выявлять случаи нарушения прав и интересов личности в уголовном процессе и применять предусмотренные законом правовые способы к их восстановлению;
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, влиять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
- способность принимать законные и обоснованные процессуальные решения о наделении участвующих в деле лиц процессуальным статусом с целью обеспечения их прав и законных интересов; избирать предусмотренные законом средства для предотвращения нарушений прав и свобод личности в уголовном процессе;
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать достижения науки уголовно-процессуального права в процессуальной деятельности как вида правоохранительной и профессиональной деятельности;
- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
способность эффективно осуществлять правовое воспитание.
| Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
|
Учебная дисциплина «Проблемы обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве» общим объемом 52_______ часов изучается в течение __2 – го семестра
Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 2-ом семестре.
| |