Скачать 0.86 Mb.
|
На правах рукописи НОЗИМОВ АБДУЛХАМИД АБДУАЛИМОВИЧ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ: СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Специальность: 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (таджикский язык) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Душанбе – 2010 Работа выполнена в отделе языка Института языка и литературы имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан Научный консультант: доктор филологических наук Назарзода Сайфиддин Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Зикриёев Фарход Кабилович доктор филологических наук, профессор Маджидов Хамид доктор филологических наук Вахобов ТолибджонВедущая организация: Хорогский государственный университетимени М. НазаршоеваЗащита состоится 16 декабря 2010 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 047.004.01 по защите докторских диссертаций при Институте языка и литературы имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 21. С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 33). Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ referat_vak@obrnadzor.gov.ru 20 июля 2010 г. Автореферат разослан «____ » ___________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Косимов О.Х. Общая характеристика работы Актуальность проблемы исследования. После распада Советского Союза, в котором в рамках единых принципов формировалась языковая политика, и появления новых независимых государств возникла необходимость осмысления новой языковой ситуации, определения приоритетов и направлений языковой политики и языкового планирования. В новом контексте стали осмысляться декларативные утверждения советской социолингвистики о языковой политике, и с позиции вновь объявленных государственных языков началось регулирование языковых ситуаций, пришло ясное понимание того, что языковое планирование и языковая политика – это важнейшие составляющие национальной государственной политики, во многом определяющие сохранение государственности. Всё это привело к осознанию широкого круга теоретических и практических вопросов, которые стоят перед таджикским языкознанием: определение юридического и фактического статуса языков; содержание и этапы статусного и корпусного языкового планирования; этническая и языковая идентификация личности, этнических групп населения Таджикистан; этническое и языковое сознание и самосознание; возможность и предотвращение языковых конфликтов; определение сущности и типологии государственной языковой политики и языкового планирования; способы реализации языковой политики и эффективность мероприятий языкового планирования; динамика функционального развития государственного языка; возрождение языка и проблема его витальности. Актуальность темы исследования. Названные выше и многие другие аспекты языковой ситуации, языковой политики и языкового планирования в Таджикистане подверглись детальному анализу в трудах таджикских социолингвистов: Хашимова Р.И., Зикриёева Ф.К., Маджидова Х., Шамбезода Х.Д., Вахобова Т., Карамшоева Д., Назарзода С., Гафорова Р., Рустамова Ш., Джураева Г., Фатхуллаева С., Хушеновой С.В. и др.1 Отдельно следует оговорить включение в круг актуальных проблем таджикской социолингвистики вопросы витальности и возрождения языка, поскольку именно сегодня социолингвистика приступила к классифицированию и измерению употребления и функционирования языков с точки зрения витальности или с точки зрения категоризации употребления языка. В настоящей работе рассматривается накопленный богатейший эмпирический опыт описания витальности различных языков в рамках изучения языковых ситуаций, который нуждается в теоретическом переосмыслении, обобщении и систематизации применительно к языковой ситуации Таджикистана. Новая языковая политика осуществляется в республике в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, Законом Республики Таджикистан о языке (от 22 июля 1989 г.) и Законом Республики Таджикистан «О государственном языке Республики Таджикистан» (5 октября 2009 г.), «Программой Правительства Таджикистана по развитию государственного языка и других языков на государственной территории Республики Таджикистана» (от 21 октября 1997 г.) и другими документами, регулирующими государственно-правовые аспекты языковых отношений. Языковая политика проводится в соответствии со следующими направлениями: 1) осуществления языкового строительства по трём стратегическим направлениям – расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка, сохранение общекультурных функций русского языка, развитие других языков народов Таджикистана; 2) создание ситуации благоприятствования процессам языковой нормализации, урегулирования функциональных взаимоотношений между государственным и другими функционирующими в республике языками; 3) целенаправленное и последовательное воздействие на функциональный статус и стандартизацию таджикского языка, нормализации и унификации терминологии и др. Языковая политика определяется как неотъемлемая часть национальной политики, как теория и практика сознательного и целенаправленного воздействия определённых субъектов (государственной власти, общественных партий, класса, группировок и др.) на ход языкового развития, как целенаправленное и научно обоснованное руководство функционированием существующих языков, созданием и совершенствованием новых языковых средств общения. За прошедшие годы в Республике Таджикистан проведена значительная работа по этим направлениям, её результаты ощутимы во всех сферах функционирования государственного языка. Однако для выявления сущности инновационных процессов и оценки эффективности языковой политики необходим многомерный, обобщающий и системный анализ диагностических параметров, в которых наиболее объективно отражаются изменения, обусловленные мероприятиями, проводимыми в рамках законодательства современного Таджикистана в области языкового регулирования. Социолингвистический мониторинг изменений языковой ситуации в Таджикистане за достаточно показательный для определения общих языковых тенденций срок позволяет в известной мере обеспечить коррекцию языковой политики, отражающую динамику языковых процессов и региональную её дифференцированность по демографическим, социальным и этническим критериям. Необходимость изучения меняющейся языковой ситуации в новых геополитических условиях, вызвавших необходимость осуществления иной языковой политики в соответствии с императивами независимости Таджикистана, связана с гармонизацией этнических и межэтнических интересов в обстоятельствах, когда сохраняются проблемы, унаследованные от советского периода, и появляются новые проблемы, связанные с трудностями осуществления объявленной языковой политики. Возрождение национальной культуры и духовности в новой парадигме гуманистических ценностей XXI-го в. и устойчивое развитие общества как открытой системы позволяют рассматривать государственный язык как главный компонент осуществляющейся в стране языковой политики. В соответствии с этим языковая политика как стратегически важная часть внутренней политики Таджикистана обязана обеспечить решение злободневных задач по сознательному регулированию и укреплению позиций государственного языка. Объектом исследования является языковая политика и языковое планирование в современных условиях суверенного Таджикистана. Предметом исследования является всестороннее изучение языковой ситуации и языковой политики как стратегически важной части внутренней политики Таджикистана. Цель исследования – представить национально-языковую характеристику современного Таджикистана, разработать социолингвистические основы языкового планирования в условиях суверенной Республики Таджикистан, исследовать вопросы витальности и возрождения языка с учётом измерения употребления и функционирования языков с точки зрения витальности и с точки зрения категоризации употребления языка. Гипотеза исследования включает следующие предположения: - главным субъектом языковой политики является государство (различные государственные институты), осуществляющее государственную поддержку таджикского языка в соответствии со стратегическими интересами Таджикистана; - субъектом языковой политики является также таджикская интеллектуальная элита – писатели, деятели культуры и искусства, языковеды, переводчики, журналисты, литературоведы и т.п., вплотную занимающиеся осуществлением языкового планирования; - субъектами языковой политики являются представители многочисленных диаспор Республики Таджикистан, приоритетной задачей которых является сохранение собственных языков и языковых прав. Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
7) определить социолингвистический статус языков и их распространение в коммуникативном пространстве Республики Таджикистан; 8) выявить причины полисубъектного характера языковой политики в Таджикистане и доминирования таджикского, узбекского и русского языков; 9) определить характерные особенности этноязыкового ландшафта Таджикистана, охарактеризовать его диффузный характер; 10) охарактеризовать ситуацию, сконцентрированную вокруг демографически и коммуникативно мощных партнёров – таджикского, узбекского и русского языков; 11) систематизированно рассмотреть особенности функционирования не только таджикского, узбекского, русского и памирских языков, но и положение других языков Таджикистана; 12) рассмотреть такие терминологизированные понятия, широко распространённые как в социолингвистике постсоветских стран, так и за рубежом, как «этнический язык», «титульный язык», «миноритарный и мажоритарный язык», а также «язык диаспоры», применительно к коммуникативному пространству Таджикистана; 13) изучить проблемы витальности таджикского языка с учётом условий его функционирования и социолингвистических параметров. Решение этих задач заключалось в разработке научных основ отслеживания и анализа языковых процессов на теоретическом и праксиологическом уровнях. Методологической и теоретической основой данного исследования являются: - фундаментальные работы ведущих специалистов смежных научных направлений и прежде всего современные философские взгляды на язык как на социальное явление, на общество, в котором коммуникативные (дискурсивные) возможности языка/речи реализуются с целью осуществления межличностной, межнациональной и межкультурной коммуникации (В.М. Алпатов, Н.З. Бросова, А.А. Вербицкий, Е.М. Верещагин, Ю.А. Дешериев, Е.А. Земская, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, И.П. Лысакова, О.Г. Масловский, Н.И. Мицкевич, В.А. Мясников, Б.Г. Нагорный, Н.С. Розов, Ю.С. Степанов, В.Д. Шадриков и др.); - работы по изучению многоязычия и языковой ситуации в Республике Таджикистан (исследования Д. Таджиева, Ш. Рустамова, Р.И. Хашимова, С. Назарзода, Х.Д. Шамбезода, Т. Вахобова, П.Д. Джамшедова, Ш. Юсуфбекова и др.). Концептуальная идея исследования состоит в том, что языковое планирование и языковая политика – это важнейшие составляющие национальной государственной политики, во многом определяющие сохранение государственности. В связи с этим возникает целый ряд теоретических и практических вопросов, требующих своего решения: определение юридического и фактического статуса языков, необходимость изучения меняющейся языковой ситуации в новых геополитических условиях, вызвавших необходимость осуществления иной языковой политики в соответствии с императивами независимости Таджикистана и т.п. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе данных Министерства образования Республики Таджикистан, Госкомитета по статистике Республики Таджикистан, документальных источников Государственного Архива Республики Таджикистан, результатов социологического опроса. Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2010-й год в три этапа: Первый этап (1995 – 1999 гг.) – диагностирующе-прогностический – был посвящён изучению и анализу философской, социологической и социолингвистической литературы; определялись степень актуальности и уровень разработанности научной проблемы; формировались направление, тема и рабочая гипотеза, понятийный аппарат исследования, определялись его задачи. Использовались методы: анкетирования, интервьюирования, анализа документальных источников, тестирования, наблюдения, лингвистического эксперимента. В указанный период изучались нормативные документы и постановления правительства Республики Таджикистан по вопросам языковой политики и языковой ситуации. На этом этапе были использованы такие методы исследования, как анализ научной и научно-методической литературы, анализ проведённых исследований по данной проблеме, наблюдение, анализ результатов анкетного социолингвистического опроса. Методы обобщения и абстрагирования использовались при анализе проблемы и формулировании рабочей гипотезы и задач, моделировании социолингвистических ситуаций. На втором этапе (2000 – 2005 гг.) – теоретико-экспериментальном – разрабатывалась и уточнялась концепция исследования проблемы и её решения. При этом использовались методы диагностики, моделирования языковой ситуации, эксперимента, статистические методы обработки результатов исследования и др. На третьем этапе (2006 – 2010 гг.) – научно-экспериментальном – осуществлялась доработка теоретической и экспериментальной части исследования, уточнялись его выводы, осуществлялась апробация и внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы, а также окончательное оформление материалов диссертационного исследования и подготовка монографии. Ведущими методами при этом были: анализ, обобщение, формирующий эксперимент, сравнение, статистическая обработка полученных данных и др. Научная новизна исследования определяется следующими составляющими:
этноязыкового многообразия в различные периоды современной истории Таджикистана и изменения в численности населяющих его народностей;
3. Подвергнута системному анализу языковая политика Республики Таджикистан и выявлены новые подходы к регулированию языковой ситуации в Таджикистане.
Таджикистан, которая оценивается как централизованная (поскольку проводится государством и предусматривает систему общеобязательных мероприятий), перспективная (поскольку направлена на изменение существующей языковой ситуации), демократическая (поскольку учитывает интересы широких масс), интернациональная (поскольку основными стратегическими направлениями избраны, в первую очередь, развитие таджикского языка, а также русского языка и языков всех других этнических групп), конструктивная (поскольку направлена на расширение функций и развитие государственного языка, сфер его применения, повышение социально-коммуникативной роли, поддержание функционирования русского языка, а также всех других языков страны).
|
Или задание текущей аттестационной работы Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента) | Языковая ситуация у коренных малочисленных народов Казакевич О. А. Языковая ситуация у коренных малочисленных народов Туруханского района: кеты и селькупы // Язык в контексте общественного... | ||
Программа учебно-тематический план семинарских занятий Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая... | Языковая политика и законы о языке Языковая ситуация, характерная для сообщества определяется функциональными отношениями между компонентами социально-коммуникативной... | ||
«Языкознание» Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Программа модуля «Лексикология» Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | ||
Социокультурные особенности интеграции трудовых мигрантов в современном российском обществе Мы и становления национальных экономик в новых условиях. Общая ситуация политического и экономического хаоса 90-х годов сменилась... | Форма заявки (заполняется на каждого участника отдельно) Состояние российской экономики на современном этапе: основные особенности и проблемы | ||
Доклад «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития» | Доклад «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное... Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Примерные темы рефератов Современное состояние науки об организации производства и перспективы ее развития | ||
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении... Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное... | Темы рефератов 1 История развития Интернет. Структура и особенности... История развития Интернет. Структура и особенности Интернет как всемирной гиперсети. Перспективы развития Интернета | ||
Темы рефератов 1 История развития Интернет. Структура и особенности... История развития Интернет. Структура и особенности Интернет как всемирной гиперсети. Перспективы развития Интернета | Состояние, проблемы и перспективы развития водохозяйственного комплекса Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову |