Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62





НазваниеМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62
страница1/7
Дата публикации11.12.2014
Размер0.88 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра рекламы, связей с общественностью и лингвистики


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания

и контрольные задания для студентов

направлений подготовки 040400.62 «Социальная работа», 080100.62 «Экономика», 030900.62 «Юриспруденция», 080200.62 «Менеджмент» заочная форма обучения

Мурманск

2013




Автор – Анастасия Вячеславовна Коренева, д-р пед. наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики Мурманского Государственного Технического Университета

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры разработчика рекламы, связей с общественностью и лингвистики протокол № 10 от 22.06. 2013 г.,

Рецензент: Каратаева Л.Н., канд. фил. наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики Мурманского государственного технического университета


Электронное издание подготовлено в авторской редакции

Мурманский государственный технический университет

183010, Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел. (8152) 23-22-29

Уч.-изд. л. __1,0_ Заказ __529__


Мурманский государственный

технический университет, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие организационно-методические указания…………………………4

2. Примерный тематический план…………………………………………….6

3. Список рекомендуемой литературы………………………………………10

4. Содержание программы и методические указания к изучению тем дисциплины..........................................................................................................12

5. Методические указания к выполнению контрольных работ…………27

6. Варианты контрольных работ…………………………………………….27

7. Контрольные вопросы к зачету…………………………………………..29

7. Контрольные вопросы к экзамену……………………………………….29

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки 040400.62 «Социальная работа», 080100.62 «Экономика», 030900.62 «Юриспруденция», 080200.62 «Менеджмент» и рабочими программами дисциплины «Русский язык и культура речи» по направлениям подготовки 040400.62 «Социальная работа», 080100.62 «Экономика», 030900.62 «Юриспруденция», 080200.62 «Менеджмент» заочной формы обучения; рассчитаны на студентов гуманитарных специальностей и имеют теоретико-практическую направленность.

Цель изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» – развить у студентов языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; углубить знания студентов о языке, культуре речи, речевой деятельности, раскрыть их метапредметный характер, показать, насколько важны эти знания и формируемые на их основе умения для их будущей профессии и тем самым способствовать становлению специалиста как активной творческой личности, уверенной в своем профессиональном и социальном речевом поведении.

Задачи изложения и изучения дисциплины:

В ходе изучения курса необходимо:

1) повысить речевую грамотность студентов;

2) воспитать у них уважения к родному языку как важнейшему компоненту русской культуры;

3) выработать у студентов способность применять коммуникативные знания и умения для решения конкретных профессиональных проблем.

Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование следующих компетенций:

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные группы невербальных средств и их коммуникативные функции;

- грамматику и орфографию русского языка;

- речевые нормы и качества коммуникативно-целесообразной речи, а также типичные ошибки, связанные с их несоблюдением;

- правила речевого этикета;

- условия, приемы и правила эффективного слушания и чтения;

- этапы работы над публичным выступлением;

- функциональные стили русского литературного языка;

- языковые особенности и композиционные модели основных речевых жанров, профессионально значимых для специалиста по социальной работе;

уметь:

- читать и грамотно писать;

- соблюдать нормы литературного языка;

- строить общение в соответствии с качествами хорошей речи, избегая когнитивного диссонанса;

- соблюдать принципы и правила общения в этикетных ситуациях;

- видеть в общении этикетные, речевые, грамматические ошибки и исправлять их;

- применять основные виды слушания и чтения в зависимости от целей и условий профессионального общения;

- извлекать из письменных и устных текстов необходимую информацию и перерабатывать ее, адаптируя для дальнейшего использования;

- уместно употреблять в речи термины и профессионализмы, составляющие профессиональный тезаурус специалиста;

- определять стиль текста, вычленять его языковые и композиционные особенности;

- создавать устные и письменные речевые произведения с учетом их жанровой специфики;

владеть:

- навыками речевого самоконтроля;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками научной речи.

.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Табл. 1




Содержание разделов (модулей), тем

дисциплины

Количество часов,

выделяемых на виды учебной подготовки

Лекции

ПР

ЛР

СР

ИР

1

2

3

4

5

6

7

Модуль № 1. Язык как целостная система коммуникации


1.

Язык как знаковая система. Уровни языка. Составляющие общенародного языка: литературный язык и нелитературные разновидности. Язык и речь: взаимосвязь и взаимовлияние. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. История создания славянской письменности.

Составляющие профессионального языка: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы. Профессиональная речь и ее признаки.

0,5

0,5




6




2.


Язык как средство речевого общения. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Вербальное и невербальное общение. Речевая ситуация как необходимое условие общения. Подходы к структуре речевой ситуации. Речевая деятельность: ее виды и этапы.

Речевая деятельность в профессиональной сфере. Коммуникативная компетенция и ее роль в профессии. Роль невербальных средств в процессе делового общения.

0,5

0,5




6




Модуль № 2. Культура речи и ее аспекты.

3.

Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Типы словарей. Основные нормы литературного языка. Нарушения литературных норм. Орфоэпические, грамматические, речевые и другие виды ошибок. Совершенствование навыков грамотного письма.

Профессионально маркированные лексические средства, трудные с точки зрения произношения, употребления и формообразования. Императивные и диспозитивные нормы. Профессиональная норма как разновидность диспозитивной нормы.

0,5

0,5




7




4.

Коммуникативный аспект культуры речи.

Основные качества хорошей речи (богатство, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность) и их нарушения.

Коммуникативно-целесообразная речь – значимая составляющая коммуникативной компетенции специалиста. Востребованность качеств хорошей речи в профессиональном общении.

0,5

0,5




7




5.

Этический аспект культуры речи.

Речевой этикет и его функции. Этикетные ситуации и правила поведения в них. Основные этикетные жанры. Формулы речевого этикета.

Профессионально-коммуникативные аспекты речевого этикета. Нормы служебного этикета. Благодарность и комплимент как методы коммуникативно-управленческого влияния. Профессионально окрашенная этикетная речь. Этикетная рамка делового общения.

0,5

0,5




7




Модуль № 3. Слушание как вид речевой деятельности

6.

Слушание и его функции.

Структура слушания. Причины неэффективного слушания. Проблемы восприятия звучащей информации в процессе делового общения. Барьеры слушания и пути их преодоления.

0,5







6




7.

Этикет слушания. Правила и условия эффективного слушания. Виды слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Вопросы и их роль в ходе слушания. Основные типы вопросов. Речевые модели реализации основных приемов рефлексивного и нерефлексивного слушания в процессе делового общения. Правила интервьюирования во время деловой коммуникации. Качество и уместность вопросов, их точность и последовательность.




0,5




6




Модуль № 4. Говорение как вид речевой деятельности


8.

Риторика как мастерство красноречия.

Виды речей по целям (информационные, эпидейктические, агитационные). Роды красноречия по профессиональной сфере употребления.

Роль частных риторик в речевой подготовке специалиста. Деловое и торговое красноречие (объект изучения, основные черты).

0,5

0,5




6




9.

Оратория, или искусство публичного выступления.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность, публичной речи.

Жанры устной диалогической и монологической речи, характерные для служебно-делового общения. Их языковые особенности и композиционные модели.

0,5

0,5




6




10.

Разговорная речь и ее особенности.

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Жанры разговорного стиля.

Разговорная речь и профессиональная деятельность. Уместность и целесообразность использования разговорной речи в ситуациях профессионального общения.

0,5







6




Модуль № 5. Чтение как вид речевой деятельности


11.

Чтение и его коммуникативные функции. Структура чтения. Чтение как способ и средство получения и переработки информации. Причины неэффективного чтения.

Чтение как инструмент получения знаний по выбранной специальности. Причины коммуникативных неудач при восприятии текстов деловой и научной сферы.










6




12.

Культура чтения.

Качества зрелого читателя (скорость, осознанность, правильность и др.). Виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное. Создание вторичных текстов.

Востребованность качеств зрелого читателя в профессиональной деятельности. Стратегии и тактики чтения. Оптимальный выбор вида чтения для восприятия письменных текстов по специальности.




0,5




6




Модуль № 6. Письмо как вид речевой деятельности


13.

Книжные стили речи. Их взаимодействие.

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Жанры публицистической речи, профессионально значимые для специалиста по торговому делу. Их языковые особенности и композиционные модели.

0,5

0,5




7




14.

Научный стиль.

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

Жанры научной речи, профессионально значимые для специалиста по торговому делу. Их языковые особенности и композиционные модели.

0,5

0,5




7




15.

Официально-деловой стиль.

Сфера его функционирования, основные жанры; языковые особенности. Унификации языка служебных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов.

Жанры письменной деловой речи, профессионально значимые для специалиста по торговому делу. Их языковые особенности и композиционные модели.

0,5

0,5




7







Итого:

6

6

-

96






  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению подготовки «Химия»...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Вопросы для подготовки к экзамену, зачету
Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Методические указания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», которая является...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура...
Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине б дв. 4
Б дв прогнозирование и планирование на предприятии составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания по дисциплине «Гражданский процесс» составлены...
Автор – Таманская Людмила Львовна, старший преподаватель гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине...
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 icon525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей факультета заочного обучения, изучающих...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconМетодические указания по дисциплине «История государства и права...
...
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям подготовки 040400. 62 iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск